Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 04:55, курсовая работа
Цель курсовой работы – дать понятие и представление о малом и среднем бизнесе, выделить специфические особенности и их влияние на развитие рыночной экономики. Выявить основные проблемы и сложности формирования и развития малого бизнеса в России.
В соответствии с целью работы были поставлены такие задачи:
Дать четкие определения малому и среднему бизнесу;
Выяснить критерии отнесения предприятия к малому и среднему;
Выяснить степень и характер воздействия малых и средних предприятий на развитие экономики страны;
Введение
Глава 1 Понятие малого и среднего бизнеса
Бизнес, предпринимательство и его история
Малый бизнес. История, деление на малые и средние предприятия. Критерии оценки.
Необходимые условия для формирования малого бизнеса
Виды малого и среднего бизнеса
Государственная поддержка малого бизнеса
Глава 2 Оценка состояния малого сектора экономики России на примере Германии
2.1. Оценка состояния малого сектора экономики России на примере Германии
2.2. Структура малого и среднего бизнеса в России и в Германии
2.3. Особенности производственного предпринимательства
Глава 3 Возможные пути решения проблем препятствующих развитию малого бизнеса в России
3.1. Основные проблемы малого и среднего бизнеса
3.2. Пути решения проблем
Заключение
Список Литературы
Обратим внимание на четвертый этап – разделение предприятий на малые и средние. По данным мирового банка существует более 50 критериев отнесения предприятия к малому или среднему. Все они используются в практике различных государств. Возьмем для общего понимания основные, наиболее часто встречающиеся критерии, к которым относятся следующие: численность персонала предприятия (определяется в соответствии со среднесписочной численностью постоянных сотрудников, а также работающих по совместительству), размер уставного капитала предприятия, финансовые показатели предприятия (объём прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов), вид деятельности организации.
Основной закон Российской Федерации, в котором прописаны критерии отнесения юридического или физического лица к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ "О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность занятых рабочих мест в организации и прибыль. Таким образом, компания, на которой работает менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек – малым предприятием, а предприятия с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей – к малым, и более 400 млн. рублей – к средним предприятиям.
Более того, согласно закону РФ № 209-ФЗ, данные критерии должны пересматриваться каждые 5 лет.
Данное разграничение в России весьма близко к тем, которые существуют в Европе. Возьмем в пример для сравнения одну из самых развитых стран Евросоюза – Германию.
В Германии
основным критерием отнесения предприятий
к той или иной категории является количество
сотрудников. К микро предприятиям относятся
компании с численностью сотрудников
от 1 до 9 человек. Если работников от 10
до 19, то такое предприятие относят к малым.
И, наконец, если на предприятии работают
от 20 до 249 человек, то оно - в сегменте малого
бизнеса - относится к категории средних
предприятий. В Германии преобладают компании,
относящиеся к категории малых, где работают
от 10 до 19 человек. А более крупные предприятия,
где заняты от 200 человек, принято относить
к средним. Тем не менее, помимо численности
занятых существуют финансовые параметры
малого и среднего бизнеса. Микро предприятия
– до 9 человек – характеризуются в Германии
ежегодным оборотом до
1 миллиона евро. В России, для сравнения,
такой бизнес может иметь годовой оборот
до 2 миллиона евро. Средний же бизнес в
Германии (до 250 работников) может иметь
оборот до 50 миллионов евро, то есть примерно
78 миллионов долларов. В России этот лимит,
в отличие от первого (для микро предприятий),
почти вдвое жестче – до 43 миллионов долларов.
1.3.
Необходимые условия
для формирования малого
бизнеса
Для того чтобы сформировать прибыльный малый бизнес необходимо учитывать экономические, социальные, правовые и прочие условия. Для начала опишем экономические условия. К ним относятся:
На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, необходимых предпринимателям для финансирования своих деловых операций, которые готовы предоставить им кредитные учреждения.
Социальные условия. Вслед за экономическими идут социальные условия формирования малого бизнеса. Прежде всего, это желание покупателей приобретать товары, способные удовлетворять определенные потребности. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль в формировании потребностей играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды, в которой находятся потребители. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни людей, тем самым на их спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение человека к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы и к условиям труда, предлагаемым компанией.
Немаловажным фактором является то, что предприниматель должен получать удовлетворение от своей деятельности. Руководитель организации должен участвовать в решении социальных вопросов, касающиеся его сотрудников (охраны их здоровья, сохранения квалифицированных, полезных компании сотрудников, повышения уровня квалификации персонала, задействованного в компании.). На государственном уровне очень важную роль играет подготовка, а также переподготовка специалистов и руководителей в сфере ведения предпринимательской деятельности. Очень важно обучать современным методам, перенимать тот опыт, который существует в зарубежных странах. Необходимо создавать различные сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров сектора малого бизнеса, и т.п.
Правовые условия. Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий, к которым относятся наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития.
Правовые нормы должны обеспечивать:
1.4. Виды малого и среднего бизнеса.
Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по разным признакам: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам.
По формам
собственности предприятия
По численности
собственников
В числе организационно-правовых форм предпринимательства различают товарищества, общества, кооперативы. К основным организационно-экономическим формам можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансовопромышленные группы (ФПГ), холдинги.
По виду или назначению предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной (консалтинговой) и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.
Производственная деятельность
Производственную деятельность можно назвать ведущим видом предпринимательства. Речь идет о производстве продукции, товаров, выполнении строительных и сельскохозяйственных работ, транспортных операциях и операциях связи.
Коммерческая деятельность
Полем
деятельности коммерческого
Основное
поле деятельности финансового
Операции коммерческих банков делятся на три группы: пассивные (привлечение средств); активные (размещение средств); комиссионно-посреднические (выполнение различных операций по поручению клиентов с уплатой комиссии).
Особенность деятельности коммерческих банков в России состоит в том, что они привлекают средства предприятий на значительные сроки, а дают взаймы на относительно короткие. Эти банки подвержены риску коммерческого характера, так как обязаны выплатить своим кредиторам деньги в заранее определенный срок с установленными процентами. Учитывая, что предоставленные коммерческим банком кредиты могут быть по тем иным причинам не возвращены вовремя, банк должен обладать определенными резервами.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ в стране создаются следующие организационно-правовые формы малого бизнеса: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного). Полным является товарищество, участники которого (полные товарищи) заключили между собой договор о создании предприятия для совместного ведения хозяйственной деятельности. Источником формирования имущества полного товарищества служат вклады его участников.
Полному товариществу не требуется устав. Оно создается и действует на основе учредительного договора, который подписывают все его участники. В нем указываются наименование товарищества, место его нахождения, порядок управления его деятельностью, размер и состав складочного капитала товарищества, порядок изменения доли каждого из его участников. В учредительном договоре содержатся также сведения об ответственности участников полного товарищества за нарушение обязанностей по внесению вкладов и др.
Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале. Каждый участник уплачивает налоги с суммы своей доли прибыли и имеющегося у него дохода. Участники полного товарищества несут солидарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.
Несколько иное положение в смешанном (коммандитном) товариществе, или товариществе на вере. Наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько учасгников-вкдадчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Коммандитисты не принимают участия в осуществляемой товариществом предпринимательской деятельности.
Товарищество на вере, как и полное товарищество, не имеет устава. Оно создается и действует на основе учредительного договора, который подписывается всеми полными товарищами.
Следующая группа предпринимательских (коммерческих) предприятий малого бизнеса — хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, дочерние и зависимые общества.
На начальном этапе перехода экономики России к рыночным отношениям широкое распространение получили товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО). Гражданским кодексом сохранены основные принципы ТОО в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО). Такое общество учреждается одним лли несколькими лицами. Уставный капитал его разделен на доли, определенные учредительными документами. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
В отличие от общества с ограниченной ответственностью участники общества с дополнительной ответственностью солидарно отвечают по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемых учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.
Информация о работе Роль и место малого и среднего бизнеса в современной экономике