Роль и место малого и среднего бизнеса в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 04:55, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – дать понятие и представление о малом и среднем бизнесе, выделить специфические особенности и их влияние на развитие рыночной экономики. Выявить основные проблемы и сложности формирования и развития малого бизнеса в России.
В соответствии с целью работы были поставлены такие задачи:
Дать четкие определения малому и среднему бизнесу;
Выяснить критерии отнесения предприятия к малому и среднему;
Выяснить степень и характер воздействия малых и средних предприятий на развитие экономики страны;

Содержание

Введение
Глава 1 Понятие малого и среднего бизнеса
Бизнес, предпринимательство и его история
Малый бизнес. История, деление на малые и средние предприятия. Критерии оценки.
Необходимые условия для формирования малого бизнеса
Виды малого и среднего бизнеса
Государственная поддержка малого бизнеса
Глава 2 Оценка состояния малого сектора экономики России на примере Германии
2.1. Оценка состояния малого сектора экономики России на примере Германии
2.2. Структура малого и среднего бизнеса в России и в Германии
2.3. Особенности производственного предпринимательства
Глава 3 Возможные пути решения проблем препятствующих развитию малого бизнеса в России
3.1. Основные проблемы малого и среднего бизнеса
3.2. Пути решения проблем
Заключение
Список Литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая (Autosaved).docx

— 123.79 Кб (Скачать документ)
  • МСП в процессных кластерах занимает узкую нишу (заготовка, первичная обработка, поставка древесины) и специализируется на оказании сервисных услуг. Это обусловлено финансовым фактором, поскольку для их деятельности требуются инвестиции в дорогостоящее оборудование и сырье, а также фактор непрерывного доступа к сырьевым ресурсам (древесина, газ).
  • МСП в дискретных кластерах концентрируется в области заготовок комплектующих или поставок полуфабрикатов. Успех работы МСБ в этих кластерах определяется сложившимися взаимоотношениями с головными компаниями. Большое значение имеют сети дистрибуции, наличие специализированной инфраструктуры.
  • Доступ в инновационные кластеры МСП весьма ограничен. Это связано с тем, что в основе устойчивой эффективной работы предприятий этих кластеров лежит плотность связей как внутри кластеров, так и с научно-исследовательскими институтами и вузами, поскольку в их основе лежат идеи и новые технологии. Для МСБ этого кластера важен доступ к финансам для вложений в производство на начальной стадии, в том числе и венчурного капитала. Для развития этого класса важную роль играет коммерциализация технологий, наличие специальных образовательных программ, специализированной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы и т.п.).

 

    Подведем  итоги анализа. Соотношение в сфере оптовой и розничной торговли (61% в России и 19,4% в Германии) свидетельствует о том, что 61% предприятий нашей страны в сфере малого и среднего предпринимательства занимается обыкновенной перекупкой. Делая акцент на импортные товары, эти предприятия в случае новой волны экономической нестабильности, массово закроются и, как в 1998 г. и в 2008 г., миллионы людей лишатся работы, что породит безрабоицу и инфляцию. Доля МСП России в ВВП страны составляет всего 20%, тогда как доля немецких предприятий в их собственной экономике составляет 46,7%. При этом профильный департамент Минэкономразвития России в разделе «Малое и среднее предпринимательство» обозначил на три ближайших года следующую динамику: «Если в 2011 году доля сектора МСП в валовом внутреннем продукте должна составить 21,2%, то в 2012-м – 21,5%, в 2013-м – 21,8%, в 2014-м – 22,1%». В этом случае решить задачу увеличения доли МСП в ВВП до 60–70% к 2020 году будет крайне сложно без выявления и устранения факторов, сдерживающих развитие предпринимательства в России. По данным «ОПОРЫ России», к таким факторам относятся низкая доступность персонала, спад спроса в отрасли, низкая доступность финансов, несправедливая конкуренция, коррупция, неразвитая инфраструктура, требования регулирующих органов и ряд других. Анализ негативного влияния различных факторов на развитие МСП (показывает, что наиболее существенными для России, по сравнению с Германией, является коррупция, высокий уровень преступности, инфляция, тогда как налоговое законодательство, ограничительное трудовое законодательство, являющиеся ключевыми проблемами для ведения бизнеса в Германии, не препятствуют ведению бизнеса в России.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3

Возможные пути решения проблем  препятствующих развитию малого бизнеса в  России

 

3.1. Основные проблемы  малого и среднего  бизнеса

Малый бизнес как один из главных составляющих экономики страны и ее стабильности, не является эффективным  в России из-за ряда причин.

В первую очередь, это малое количество предприятий малого бизнеса. Доля граждан, работающих в малом бизнесе в общем количестве работающего населения России пока что остается незначительной – в 2007 году она составила 18,6%, при этом вклад малых предприятий в ВВП страны не превышает 17%, а доля инновационных предприятий – совсем небольшая, не более 1%.

Вторым  важным моментом является факт того, что  большая доля предприятий малого бизнеса ориентирована на торговлю, а не промышленное производство. Что, естественно, не способствует росту валового национального продукта. В нашей стране малые предприятия в основном работают по схеме перекупки товаров и игре на разнице цен. Это обуславливается также тем, что данный вид деятельности не предполагает получение лицензии, что является не самым приятным и простым моментом. Зачастую необходимо не просто предоставить кипу документации и отстоять безумные очереди, но и заплатить не малую взятку.

Владельцы предприятий малого бизнеса также  сталкиваются с целым рядом проблем, мешающих развитию бизнеса.

Одна  из них - это несовершенство нормативно-правовой базы, и как следствие, «бумажная волокита», связанная как с регистрацией нового предприятия, так и с предоставление отчетности. Многочисленные проверки и проблемы согласования со всеми государственными инстанциями требуют от предпринимателей большого количества средств и времени.  В итоге получаемый продукт по себестоимости получается «золотым». Для сравнения, если в 2006 году «непроизводственные издержки» бизнесменов составляли 8,8% среди прочих расходов, то теперь — 9,6%, причем 70% от этой суммы — взятки.

По словам президента Российской федерации, основной причиной медленного роста малого бизнеса  остается чрезмерный «административный  прессинг». Уже                     на стадии открытия дела предприниматели вынуждены пройти длинный список согласований, большинство из которых в федеральном законодательстве  отсутствует. На местах это воплощается в приказы и в дополнительные поборы. Поэтому сейчас вопрос о возможности начать новое дело за считанные дни, является одним   из приоритетных направлений развития малого предпринимательства в России.

Хотелось  бы также отметить не голословность данных проблем. Из личного опыта работы в различных компаниях (ООО «Ава Технолоджис» и ЗАО «Концерн МонАрх») сталкивалась различными видами проверок, проблемами при сдаче бухгалтерской отчетности. Ситуация, без преувеличений – плачевная. Система налогообложения настолько не совершенна, что компании постоянно сталкиваются с нескончаемыми изменениями, штрафами из-за отсутствия своевременного информирования налоговыми органами представителей малого бизнеса с очередными изменениями формы подачи того же единого налога. Инфраструктура этих структур развита на очень низком уровне, безразличие и отсутствие мотивации госслужащих играет немаловажную роль. Опытные предприниматели уже умело справляются со всеми возникающими проблемами, но те, кто только начинает свой бизнес на этом же этапе его и заканчивают.

Еще одной важной проблемой является ограниченный сбыт продукции ввиду существования в России низкого платежеспособного спроса населения. Практически все производства отечественных предприятий являются узконаправленными, спрос на продукцию невысок, а конкуренция со стороны импорта с каждым годом становится все более жесткой.

Третьим моментом, мешающим развитию малого бизнеса, является низкая квалификация управляющего персонала и самих работников предприятия.

Четвертая проблема  - это сложность получения  информации о деловой среде. Чаще всего, получить информацию о потенциальном  конкуренте или деловом партнере, очень тяжело или зачастую невозможно. В России не существует специальных  изданий, которые бы ежегодно или  ежеквартально публиковали бухгалтерскую  отчетность именно предприятий малого и среднего бизнеса.

Пятой, одной из самых важнейших, является проблема недостатка финансирования. Ее можно рассматривать с нескольких сторон. Во-первых, большинство предприятий  работает с устаревшим оборудованием, срок полезного использования которого давно истек,  а как следствие - качество производимого продукта является низким и не соответствует мировым стандартам производства. Для обновления основных средств и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, нужны большие финансовые возможности, которых у предприятий малого бизнеса чаще всего нет. Во-вторых, для поиска новых рынков сбыта предприятиям также необходимы средства на исследования рынка, проведение маркетинговых исследований и рекламу.

Развитие  малого бизнеса зависит от поддержки, оказываемой государством. Малый  бизнес объективно занимает более слабую позицию на рынке по сравнению с крупным. В последнее время в России проводится работа по разработке и реализации системного подхода к государственной поддержке малого предпринимательства. Разрабатываются программы государственной поддержки малого предпринимательства,  основной целью которых является существенное улучшение экономических и нормативно-правовых условий для обеспечения устойчивых темпов развития малого бизнеса. С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», 30 января 2009 года был подписан приказ «О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства».

В современных  условиях мирового финансового кризиса  малый бизнес находиться в особенно тяжелом состоянии. Крупный бизнес как лидер российской экономики  может рассчитывать на финансовую поддержку  государства, в то время как небольшим  компаниям приходится крайне тяжело. Многие из них поставлены на грань  выживания. Одна из причин – отсутствие источников финансирования, так необходимых  для пополнения оборотных средств, для покупки сырья и оборудования, для выплат заработной платы персоналу.

Ситуация  кризиса для малых предприятий  усугубляется еще и отказами банков в выдаче кредитов. По оценкам экспертов Ассоциации российских банков, доля кредитов малому бизнесу в России непозволительно мала: не более 2% от ВВП. В США данный показатель составляет 20%, в среднем по странам ЕС – 30%, в Японии – до 40%. К тому же спрос на кредиты малому бизнесу сегодня удовлетворен максимум                       на 10–15%. Если кредиты и выдаются, то под очень высокие проценты. В большинстве стран правительство снижает ставку рефинансирования до 1-2%. В России ставка рефинансирования сейчас уже 13%. Банки дают кредиты под 20 - 25%, а некоторые объявляют запретительные ставки в 30%. Займы даются на очень короткие сроки, иногда на несколько месяцев, а производитель за это время не в состоянии получить прибыль. Многие банки начали пересматривать условия по ранее заключенным договорам и повышать процентную ставку либо требуют новый залог.

3.2. Пути решения 

Давно актуальна проблема необходимости  разработки нового базового закона о  поддержке малого предпринимательства, требуется совершенствования и  налоговое законодательство. Налоговая система должна быть прозрачной, обеспечивая не только ее упрощение, но и стимулирование роста промышленного производства. На региональном уровне внесен ряд поправок в действующие законы о едином налоге на вмененный доход и об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства.

 

Чтобы справиться с такими трудностями, которые существуют в России с малым сектором экономики прежде всего, необходима помощь государства. В начале 2009 года было принято ряд мер, направленных на поддержку именно малого бизнеса:

  • во-первых, суммарная финансовая поддержка Правительства РФ в 2009 превысила 40 миллиардов рублей;
  • во-вторых, рассматривается возможность «налоговых каникул». Предприятия малого и среднего бизнеса, выбравшие упрощенную систему налогообложения по принципу «доходы минус расходы», платят в казну налог по ставке 15% с разницы.               В ноябре прошлого года правительство в рамках антикризисных мер дало право субъектам РФ снизить ставку с 15 до 5%. На данный момент, это сделали только восемь субъектов. На территории Урало-Западносибирского региона ставка в конце 2008 года снижена в Ямало-Ненецком автономном округе. Инициативу проявила и Удмуртия, однако, как сообщили в министерстве финансов республики, после рассмотрения в правительстве в начале этого года законопроект отправлен на доработку.

Отметим, что доля налогов, получаемых от сборов по УСН, в общей структуре региональных бюджетов невелика: в 2008 году из 116,9 млрд. рублей доходов в казну Тюменской  области на этот вид пришлось 1,2 млрд. рублей (1,03%). По расчетам правительства  области, в 2009 году от введения дополнительных льгот для малого и среднего бизнеса  потери областного бюджета составят всего 88,5 млн. рублей.

  • в-третьих, правительство РФ намерено передать часть федерального имущества                в специальные региональные фонды, которые, в свою очередь, будут предоставлять его в аренду малому бизнесу на льготных условиях. Кроме того, правительство направит на пополнение региональных гарантийных фондов 15 млрд. рублей;
  • в-четвертых, широкое распространение получают технико-внедренческие зоны, замечательные тем, что уже оформлена земля, есть инфраструктура, нет барьеров. Так, на сегодняшний день в стране существует 100 бизнес-инкубаторов, и планируется довести их число до 500, на территории РФ действует 19 венчурных фондов [6]; Существует большое количество конкурсных программ и предпринимательских проектов для малого бизнеса главная цель которых – поставить на ноги и поддержать развитие предприятия малого бизнеса. Однако, на практике, они не дают ожидаемого результата. Сложность выполнения условий конкурса и узконаправленность делает практически бесполезными данные проекты.
  • в-пятых, в планах произвести в ближайшее время увеличение порога расчета упрощенной системы налогообложения для малых предприятий с 30 млн. рублей до 60 млн. рублей оборота в год. Этот шаг даст дать возможность использовать режим „упрощенки” предприятиям с доходами до 60 млн. рублей, но без последующей индексации. Исходя из этого, исчезнут сдерживающие факторы для развития бизнеса. Малый бизнес сталкивается с проблемой развиваться и большую часть прибыли выплачивать государству в виде налогов или стоять на месте. Однако, «упрощенка» не компенсирует увеличение страховых взносов. С учетом того, что налоговые органы будут требовать начислять своим сотрудникам зарплаты в три-четыре раза больше минимальных, налогообложение на фонд оплаты труда может быть очень высоким, что отразится на затратах на производство и себестоимости продукции. Что опять же,               не в пользу малого бизнеса.

Данное  решение, о повышении порога расчета, послужило частичной компенсацией издержек бизнеса, связанных с переходом  с 2010 года от единого социального  налога на систему страховых взносов, зачисляющихся в государственные  внебюджетные фонды. По подсчетам специалистов Минфина, в результате повышения  планки доходов бюджет лишится около 100 млрд. рублей. Еще одна потенциальная  угроза – это дробление бизнеса, к которому компании могут прибегать, чтобы вписаться в новый порог упрощенного налогообложения;

Информация о работе Роль и место малого и среднего бизнеса в современной экономике