Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 04:55, курсовая работа
Цель курсовой работы – дать понятие и представление о малом и среднем бизнесе, выделить специфические особенности и их влияние на развитие рыночной экономики. Выявить основные проблемы и сложности формирования и развития малого бизнеса в России.
В соответствии с целью работы были поставлены такие задачи:
Дать четкие определения малому и среднему бизнесу;
Выяснить критерии отнесения предприятия к малому и среднему;
Выяснить степень и характер воздействия малых и средних предприятий на развитие экономики страны;
Введение
Глава 1 Понятие малого и среднего бизнеса
Бизнес, предпринимательство и его история
Малый бизнес. История, деление на малые и средние предприятия. Критерии оценки.
Необходимые условия для формирования малого бизнеса
Виды малого и среднего бизнеса
Государственная поддержка малого бизнеса
Глава 2 Оценка состояния малого сектора экономики России на примере Германии
2.1. Оценка состояния малого сектора экономики России на примере Германии
2.2. Структура малого и среднего бизнеса в России и в Германии
2.3. Особенности производственного предпринимательства
Глава 3 Возможные пути решения проблем препятствующих развитию малого бизнеса в России
3.1. Основные проблемы малого и среднего бизнеса
3.2. Пути решения проблем
Заключение
Список Литературы
Подведем итоги анализа. Соотношение в сфере оптовой и розничной торговли (61% в России и 19,4% в Германии) свидетельствует о том, что 61% предприятий нашей страны в сфере малого и среднего предпринимательства занимается обыкновенной перекупкой. Делая акцент на импортные товары, эти предприятия в случае новой волны экономической нестабильности, массово закроются и, как в 1998 г. и в 2008 г., миллионы людей лишатся работы, что породит безрабоицу и инфляцию. Доля МСП России в ВВП страны составляет всего 20%, тогда как доля немецких предприятий в их собственной экономике составляет 46,7%. При этом профильный департамент Минэкономразвития России в разделе «Малое и среднее предпринимательство» обозначил на три ближайших года следующую динамику: «Если в 2011 году доля сектора МСП в валовом внутреннем продукте должна составить 21,2%, то в 2012-м – 21,5%, в 2013-м – 21,8%, в 2014-м – 22,1%». В этом случае решить задачу увеличения доли МСП в ВВП до 60–70% к 2020 году будет крайне сложно без выявления и устранения факторов, сдерживающих развитие предпринимательства в России. По данным «ОПОРЫ России», к таким факторам относятся низкая доступность персонала, спад спроса в отрасли, низкая доступность финансов, несправедливая конкуренция, коррупция, неразвитая инфраструктура, требования регулирующих органов и ряд других. Анализ негативного влияния различных факторов на развитие МСП (показывает, что наиболее существенными для России, по сравнению с Германией, является коррупция, высокий уровень преступности, инфляция, тогда как налоговое законодательство, ограничительное трудовое законодательство, являющиеся ключевыми проблемами для ведения бизнеса в Германии, не препятствуют ведению бизнеса в России.
Глава 3
Возможные пути решения проблем препятствующих развитию малого бизнеса в России
3.1. Основные проблемы малого и среднего бизнеса
Малый бизнес как один из главных составляющих экономики страны и ее стабильности, не является эффективным в России из-за ряда причин.
В первую очередь, это малое количество предприятий малого бизнеса. Доля граждан, работающих в малом бизнесе в общем количестве работающего населения России пока что остается незначительной – в 2007 году она составила 18,6%, при этом вклад малых предприятий в ВВП страны не превышает 17%, а доля инновационных предприятий – совсем небольшая, не более 1%.
Вторым важным моментом является факт того, что большая доля предприятий малого бизнеса ориентирована на торговлю, а не промышленное производство. Что, естественно, не способствует росту валового национального продукта. В нашей стране малые предприятия в основном работают по схеме перекупки товаров и игре на разнице цен. Это обуславливается также тем, что данный вид деятельности не предполагает получение лицензии, что является не самым приятным и простым моментом. Зачастую необходимо не просто предоставить кипу документации и отстоять безумные очереди, но и заплатить не малую взятку.
Владельцы предприятий малого бизнеса также сталкиваются с целым рядом проблем, мешающих развитию бизнеса.
Одна из них - это несовершенство нормативно-правовой базы, и как следствие, «бумажная волокита», связанная как с регистрацией нового предприятия, так и с предоставление отчетности. Многочисленные проверки и проблемы согласования со всеми государственными инстанциями требуют от предпринимателей большого количества средств и времени. В итоге получаемый продукт по себестоимости получается «золотым». Для сравнения, если в 2006 году «непроизводственные издержки» бизнесменов составляли 8,8% среди прочих расходов, то теперь — 9,6%, причем 70% от этой суммы — взятки.
По словам президента Российской федерации, основной причиной медленного роста малого бизнеса остается чрезмерный «административный прессинг». Уже на стадии открытия дела предприниматели вынуждены пройти длинный список согласований, большинство из которых в федеральном законодательстве отсутствует. На местах это воплощается в приказы и в дополнительные поборы. Поэтому сейчас вопрос о возможности начать новое дело за считанные дни, является одним из приоритетных направлений развития малого предпринимательства в России.
Хотелось бы также отметить не голословность данных проблем. Из личного опыта работы в различных компаниях (ООО «Ава Технолоджис» и ЗАО «Концерн МонАрх») сталкивалась различными видами проверок, проблемами при сдаче бухгалтерской отчетности. Ситуация, без преувеличений – плачевная. Система налогообложения настолько не совершенна, что компании постоянно сталкиваются с нескончаемыми изменениями, штрафами из-за отсутствия своевременного информирования налоговыми органами представителей малого бизнеса с очередными изменениями формы подачи того же единого налога. Инфраструктура этих структур развита на очень низком уровне, безразличие и отсутствие мотивации госслужащих играет немаловажную роль. Опытные предприниматели уже умело справляются со всеми возникающими проблемами, но те, кто только начинает свой бизнес на этом же этапе его и заканчивают.
Еще одной важной проблемой является ограниченный сбыт продукции ввиду существования в России низкого платежеспособного спроса населения. Практически все производства отечественных предприятий являются узконаправленными, спрос на продукцию невысок, а конкуренция со стороны импорта с каждым годом становится все более жесткой.
Третьим моментом, мешающим развитию малого бизнеса, является низкая квалификация управляющего персонала и самих работников предприятия.
Четвертая
проблема - это сложность получения
информации о деловой среде. Чаще
всего, получить информацию о потенциальном
конкуренте или деловом партнере,
очень тяжело или зачастую невозможно.
В России не существует специальных
изданий, которые бы ежегодно или
ежеквартально публиковали
Пятой,
одной из самых важнейших, является
проблема недостатка финансирования.
Ее можно рассматривать с
Развитие малого бизнеса зависит от поддержки, оказываемой государством. Малый бизнес объективно занимает более слабую позицию на рынке по сравнению с крупным. В последнее время в России проводится работа по разработке и реализации системного подхода к государственной поддержке малого предпринимательства. Разрабатываются программы государственной поддержки малого предпринимательства, основной целью которых является существенное улучшение экономических и нормативно-правовых условий для обеспечения устойчивых темпов развития малого бизнеса. С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», 30 января 2009 года был подписан приказ «О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства».
В современных
условиях мирового финансового кризиса
малый бизнес находиться в особенно
тяжелом состоянии. Крупный бизнес
как лидер российской экономики
может рассчитывать на финансовую поддержку
государства, в то время как небольшим
компаниям приходится крайне тяжело.
Многие из них поставлены на грань
выживания. Одна из причин – отсутствие
источников финансирования, так необходимых
для пополнения оборотных средств,
для покупки сырья и
Ситуация кризиса для малых предприятий усугубляется еще и отказами банков в выдаче кредитов. По оценкам экспертов Ассоциации российских банков, доля кредитов малому бизнесу в России непозволительно мала: не более 2% от ВВП. В США данный показатель составляет 20%, в среднем по странам ЕС – 30%, в Японии – до 40%. К тому же спрос на кредиты малому бизнесу сегодня удовлетворен максимум на 10–15%. Если кредиты и выдаются, то под очень высокие проценты. В большинстве стран правительство снижает ставку рефинансирования до 1-2%. В России ставка рефинансирования сейчас уже 13%. Банки дают кредиты под 20 - 25%, а некоторые объявляют запретительные ставки в 30%. Займы даются на очень короткие сроки, иногда на несколько месяцев, а производитель за это время не в состоянии получить прибыль. Многие банки начали пересматривать условия по ранее заключенным договорам и повышать процентную ставку либо требуют новый залог.
3.2. Пути решения
Давно актуальна проблема необходимости разработки нового базового закона о поддержке малого предпринимательства, требуется совершенствования и налоговое законодательство. Налоговая система должна быть прозрачной, обеспечивая не только ее упрощение, но и стимулирование роста промышленного производства. На региональном уровне внесен ряд поправок в действующие законы о едином налоге на вмененный доход и об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства.
Чтобы справиться с такими трудностями, которые существуют в России с малым сектором экономики прежде всего, необходима помощь государства. В начале 2009 года было принято ряд мер, направленных на поддержку именно малого бизнеса:
Отметим, что доля налогов, получаемых от сборов по УСН, в общей структуре региональных бюджетов невелика: в 2008 году из 116,9 млрд. рублей доходов в казну Тюменской области на этот вид пришлось 1,2 млрд. рублей (1,03%). По расчетам правительства области, в 2009 году от введения дополнительных льгот для малого и среднего бизнеса потери областного бюджета составят всего 88,5 млн. рублей.
Данное
решение, о повышении порога расчета,
послужило частичной
Информация о работе Роль и место малого и среднего бизнеса в современной экономике