Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 00:23, реферат
Самое страшное в управлении – это не плохое решение, а отсутствие решения. Чтобы научиться принимать правильные решения, необходимо принимать много решений. Говорят, что не бывает неудач или неправильных решений, а бывает только опыт. В общем, управленческий опыт можно было бы определить как сумму принятых решений. Несмотря на такое количественное выражение, опыт как бы приобретает качественную окраску. Это выражается в том, что обобщенный опыт становится ключевой составляющей интуиции, т.е. предчувствия, воображения, проницательности, мысли, которые спонтанно проявляются в сознательном постижении проблемы и последующем ее решении.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Отличительные особенности управленческих решений.. .…..…………….4
2. Виды управленческих решений………………………………..…………….6
3. Принятие решений……...…………………………………….……………..10
3.1 Процесс инициирования и причинно-следственный анализ…….………10
3.2 Структура и содержание процесса принятия решения…………….…….13
3.2.1 Анализ ситуации……………………………………………………….…13
3.2.2 Идентификация проблемы……………….………………………………13
3.2.3 Определение критериев выбора……………….………………………...14
3.2.4 Разработка альтернатив…………………..………………………………14
3.2.5 Выбор наилучшей альтернативы……..….………...……………………14
3.2.6 Согласование решения………..…….…….…….……………………….14
3.2.7 Управление реализацией…………………………..……………………..15
3.2.8 Контроль и оценка результатов……….………………………………15
3.3 Виды принятия решений…………….…….……………………………….16
3.3.1 Стандартный процесс принятия решений…..…………………………..16
3.3.2 Процесс принятия бинарного решения…………..……………………..16
3.3.3 Процесс принятия многовариантного решения……..………………….18
3.3.4 Процесс принятия инновационного решения,
метод оптимизации критериев…………………………………………….….18
4. Модели и методы принятия решений……..…….………………………….19
4.1 Методы моделирования………………..……….………………………….19
4.1.1 Модели теории игр…………………..………….………………………..20
4.1.2 Модели теории очередей или оптимального обслуживания….………21
4.1.3 Модели управления запасами……………………….…………………..21
4.1.4 Модели линейного программирования…………..……………………..21
4.2 Методы экспертных оценок………….………………..…………………..22
4.3 Модели принятия решений в организации….…..………………………..23
4.3.1 Рациональная модель………………………..…..……………………….23
4.3.2 Модель ограниченной рациональности…..….…………………………23
4.3.3 Политическая модель………..…………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………27
Определение
приоритетности – это настолько
само собой разумеющееся дело, что
часто выполняется не систематически
и даже неосознанно.
2.
Виды управленческих
решений
В
процессе управления организациями
принимается огромное количество самых
разнообразных решений, обладающих
различными характеристиками. Тем не
менее, существуют некоторые общие
признаки, позволяющие это множество
определённым образом классифицировать.
Таблица
2.2 - Классификация управленческих решений
№ | Классификационный признак | Группы управленческих решений |
Степень повторяемости проблемы | Традиционные, нетипичные | |
Значимость цели | Стратегические, тактические | |
Сфера воздействия | Глобальные, локальные | |
Длительность реализации | Долгосрочные, краткосрочные | |
Прогнозируемые последствия решения | Корректируемые, некорректируемые | |
Характер использованной информации | Детерминированные, вероятностные | |
Метод разработки решения | Формализованные, неформализованные | |
Количество критериев выбора | Однокритериальные, | |
Форма принятия | Единоличные, коллегиональные | |
Способ фиксации решения | Документированные, |
В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся ранее в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан, прежде всего, с генерацией новых альтернатив.
Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством, способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегические и тактические.
Результат решения может сказаться на каком-либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решения можно считать локальными. Решения, однако, могут приниматься и с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным.
Реализация
решения может потребовать
Большинство
управленческих решений в процессе
их реализации, так или иначе, поддается
корректировке с целью
В зависимости от степени полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер, управленческие решения могут быть детерминированные (принятыми в условиях определённости) или вероятностными (принятыми в условиях риска или неопределённости). Эти решения играют чрезвычайно важную роль при принятии решения. Детерминированные решения принимаются в условиях определённости, когда руководитель располагает практически полной и достоверной информацией в отношении решаемой проблемы, это позволяет ему точно знать результаты каждого из альтернативных вариантов выбора. Такой результат только один, и вероятность его наступления близка к единице. Однако лишь немногие решения принимаются в условиях определённости. Большинство управленческих решений являются вероятностными.
Вероятностными называются решения, принимаемые в условиях риска или неопределённости. К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определёнными, но вероятность каждого результата известна. Вероятность определяется, как степень возможности свершения данного события и изменяется от нуля до единицы. Сумма вероятности всех альтернатив должна быть ровна единице. Вероятность можно определить математическими методами на основе статистического анализа опытных данных. Вероятность, рассчитанная на основе информации, позволяющей сделать статистически достоверный прогноз, называется объективной.
В
ряде случаев, однако, организация не
располагает достаточной
Решение
принимается в условиях неопределённости,
когда из-за недостатка информации
невозможно количественно оценить
вероятность его возможных
Сталкиваясь с неопределённостью, управляющий может использовать две основные возможности:
а) попытаться получить дополнительную информацию и ещё раз проанализировать проблему с целью снижения её новизны и сложности. В сочетании с опытом и интуицией это даёт ему возможность оценить субъективную, предполагаемую вероятность возможных результатов;
б) когда не хватает времени и/или средств на сбор дополнительной информации, при принятии решения приходится полагаться на прошлый опыт и интуицию.
Некоторые решения, как правило, типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее заданному алгоритму. Другими словами, формализованные – это результат выполнения заранее определённой последовательности действий. Формализация принятия решения повышает эффективность управления. В результате снижения вероятности ошибки и экономии времени: не нужно заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация.
В
то же время в процессе управления
организациями часто
На практике большинство решений занимает промежуточное положение между этими двумя крайними точками, допуская в процессе их разработки, как проявление личной инициативы, так и применение формальной процедуры.
Если выбор наилучшей альтернативы производится только по одному критерию, то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворить одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным.
Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся альтернатив окончательного решения, может быть один человек и его решение будет соответственно единоличным. Однако в современной практике менеджмента всё чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует всестороннего, комплексного анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов. Такие групповые, или коллективные решения называются коллегиальными. Усиление профессионализации и углубление специализации управления приводят к широкому распространению коллегиальных форм принятия решения. Необходимо также иметь в виду, что определённые решения и законодательно отнесены к группе коллегиальных. Так, например, определённые решения в акционерном обществе (о выплате дивидендов, распределении прибыли и убытков, совершении крупных сделок и др.) отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Коллегиальная форма принятия решений, снижает оперативность управления и «размывает» ответственность за его результаты, однако препятствует грубым ошибкам, злоупотреблениям и повышает обоснованность выбора.
По
этому признаку управленческие решения
могут подразделяться на фиксируемые,
или документированные (т.е. оформленные
в виде какого-либо документа –
приказа, распоряжения, письма и т.п.)
и недокументированные ( не имеющие
документальной формы, устные). Большинство
решений в аппарате управления оформляется
документально, однако мелкие, несущественные
решения, а также решения, принятые
в чрезвычайных, острых, не терпящих
промедления ситуациях, могут и не фиксироваться
документально [3, с.192].
3. Принятие решений
Руководитель
организации обычно приходит к пониманию
необходимости принимать
Нежелание действовать может иметь и хорошие, и плохие последствия. Проблемы или возможности не остаются неизменными. Если проблемами не заниматься, то они могут становиться острее либо исчезнуть. Неиспользованные возможности могут стать еще более значительными или исчезнуть. Иногда проблемы или возможности еще «не созрели» до решения. Они могут быть слишком неопределенными, чтобы ими заниматься. Некоторая задержка в этом отношении становится самым лучшим курсом действий. На данном этапе проблему или ее симптомы необходимо проанализировать. Другими словами, надо попытаться выяснить фактический характер проблемы и вероятностную причину ее появления [4, с.16].
Одна из наиболее распространенных ошибок управляющих на данном этапе – это путаница с симптомами, причинами и следствиями. Симптомы – это очевидные аспекты проблемы, которые привлекают к ней внимание. Симптомы никогда не объясняют проблему, они являются только ее проявлениями. Причины – это стимулы, благодаря которым, что-то происходит, и которые могут быть проверены. Они – основания наблюдаемых следствий, следствия- то, в чем проявляются следствия проблемы.
Следствия
порождают необходимость в
Симптомы полезны тем, что показывают первые признаки наличия проблемы. Иногда симптомы должны быть устранены до того, как истинная проблема будет решена. Например, если в организации начинаются прогулы, ссоры, невыполнение приказов, то грамотные руководители поймут, что все это может быть, лишь симптомами более глубоких проблем. Они должны сознавать, что для исправления положения можно воздействовать на симптомы, и должны понимать в тоже время, что это не устранит причину проблемы. Чтобы успешно устранить причину, потребуются дальнейшие действия. Итак, воздействие только на симптомы не является чертой эффективного руководства. Управляющие при этом обманывают себя, считая, что решают проблему. На самом деле выигрывается лишь время, и если не заняться причиной проблемы, то симптомы вновь проявятся в той или иной форме.
Информация о работе Роль информации в процессе принятия решения