Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 00:23, реферат
Самое страшное в управлении – это не плохое решение, а отсутствие решения. Чтобы научиться принимать правильные решения, необходимо принимать много решений. Говорят, что не бывает неудач или неправильных решений, а бывает только опыт. В общем, управленческий опыт можно было бы определить как сумму принятых решений. Несмотря на такое количественное выражение, опыт как бы приобретает качественную окраску. Это выражается в том, что обобщенный опыт становится ключевой составляющей интуиции, т.е. предчувствия, воображения, проницательности, мысли, которые спонтанно проявляются в сознательном постижении проблемы и последующем ее решении.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Отличительные особенности управленческих решений.. .…..…………….4
2. Виды управленческих решений………………………………..…………….6
3. Принятие решений……...…………………………………….……………..10
3.1 Процесс инициирования и причинно-следственный анализ…….………10
3.2 Структура и содержание процесса принятия решения…………….…….13
3.2.1 Анализ ситуации……………………………………………………….…13
3.2.2 Идентификация проблемы……………….………………………………13
3.2.3 Определение критериев выбора……………….………………………...14
3.2.4 Разработка альтернатив…………………..………………………………14
3.2.5 Выбор наилучшей альтернативы……..….………...……………………14
3.2.6 Согласование решения………..…….…….…….……………………….14
3.2.7 Управление реализацией…………………………..……………………..15
3.2.8 Контроль и оценка результатов……….………………………………15
3.3 Виды принятия решений…………….…….……………………………….16
3.3.1 Стандартный процесс принятия решений…..…………………………..16
3.3.2 Процесс принятия бинарного решения…………..……………………..16
3.3.3 Процесс принятия многовариантного решения……..………………….18
3.3.4 Процесс принятия инновационного решения,
метод оптимизации критериев…………………………………………….….18
4. Модели и методы принятия решений……..…….………………………….19
4.1 Методы моделирования………………..……….………………………….19
4.1.1 Модели теории игр…………………..………….………………………..20
4.1.2 Модели теории очередей или оптимального обслуживания….………21
4.1.3 Модели управления запасами……………………….…………………..21
4.1.4 Модели линейного программирования…………..……………………..21
4.2 Методы экспертных оценок………….………………..…………………..22
4.3 Модели принятия решений в организации….…..………………………..23
4.3.1 Рациональная модель………………………..…..……………………….23
4.3.2 Модель ограниченной рациональности…..….…………………………23
4.3.3 Политическая модель………..…………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………27
Тот, кто желает эффективно решать проблемы, имея дело с симптомами, должен учитывать два момента:
По-настоящему эффективное решение проблемы невозможно без устранения исходных причин. Поэтому основная задача управляющего – поиск причин.
В
большинстве случаях
Выявляется
объект, подразделение или человек,
создающий трудности и
Факты могут быть собраны путем постановки вопросов: Что? Где? Когда? Насколько?
«
В чем состоят отличительные
особенности наблюдаемых
Задача заключается в том, чтобы рассмотреть каждое выявленное ранее различие по отдельности и выделить все изменения, связанные с этой характеристикой.
Изменения могут помочь выявить вероятные причины. (каким образом данное изменение само в сочетании с каким-либо различием могло создать данную проблему)
Она поможет установить, не противоречит ли данная причина фактам рассматриваемой ситуации. Вопрос такой: «Как данная причина объясняет различия между наблюдаемыми и сравнительными фактами?»
В
ситуациях со сложным переплетением
причин и следствий возможны три
варианта причинно-следственного
Каждый
из вариантов предусматривает
Первый вариант.
Изначальная проблема может быть уточнена с помощью тех же приемов, которые применялись в причинно-следственном анализе вопросов: Что? Где? Когда? Насколько?
Сталкиваясь
с изначальной проблемой, управляющий
должен помнить, что для ее решения
нужно стандартный процесс
Второй вариант
Поскольку управляющий будет использовать причину в качестве основы для изучения следствия, точность и обоснованность ее описания приобретают решающее значение. Главные цели – проверка на неизбежность следствия (является ли следствие неизбежным уже в силу самого факта существования данной причины?) и точность определения причины. Чтобы связать определение причины со следствием, очень важно располагать однозначной и четкой формулировкой причины.
Здесь применяется та же методика, что и в причинно-следственном анализе. Управляющий строит прогноз ожидаемого следствия в терминах «что?», «где?», «когда?», «насколько?». Он должен также учесть ожидаемые исключения или аспекты проблемы, не затрагиваемые данной причиной (сравнительные факты).
Необходимо проверить соответствия предположения фактам.
Центральное место в этом виде анализа занимает способность управляющего предсказать конкретные следствия, которые неизбежно вытекают из наблюдаемой причины.
Третий вариант.
Проблемы, с которыми сталкивается управляющий, не существуют изолированно от окружающего мира. Едва обнаруживается причина одной ситуации, как тут же возникает необходимость устанавливать «причину причины». В причинно-следственном анализе выявление наиболее вероятной причины дает, зачастую, толчок еще одному причинно-следственному анализу уже на более конкретном уровне. Обнаружение первопричины ведет к построению причинных цепей иерархии – взаимосвязанных причин и следствий.
Процесс
анализа причинной цепи аналогичен
процедуре причинно-
Процесс принятия решения – это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.
Эта модель принятия решений идеализирована, так как реальные процессы принятия решений вследствие разнообразия организаций, ситуаций и проблем, требующих решения, как правило, от нее отличаются, т.е. структура процесса принятия решений во многом определяется ситуацией и решаемой проблемой.
Анализ
управленческой ситуации требует сбора
и обработки информации. Этот этап
выполняет функцию восприятия организацией
внешней и внутренней среды. Данные
о состоянии основных факторов внешней
среды и положение дел в
организации поступают к
Первый шаг на пути решения проблемы – её определение, или диагноз, полный и правильный. Как принято говорить, правильно сформулировать проблему – наполовину решить её.
Существует два взгляда на сущность проблемы. Согласно одному – проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты или существует отклонение от заданного уровня. В соответствии с другим – проблемы следует рассматривать так же как потенциальную возможность повышения эффективности. Объединяя оба эти подхода, будем понимать под проблемой расхождение между желаемым и реальным состояниями управляемого объекта.
Выявление и формулировка проблемы – весьма сложная процедура. Дело в том, что в момент своего возникновения многие важнейшие проблемы слабо структурированы, т.е. не содержат очевидных целей, альтернативных путей их достижения, представления о затратах и эффекте, связанных с каждым из вариантов.
Доведение этих проблем до количественной определённости (структурирование) требует от руководителей не только знаний и опыта, но и таланта, интуиции, творческого подхода. Все элементы работы в организации взаимосвязаны и решение какой-либо проблемы в одной части организации может вызвать появление проблем в других. Поэтому, определяя решаемую проблему, следует стремиться к тому, чтобы число вновь возникающих при этом проблем было минимальным.
Прежде чем рассматривать возможные варианты решения возникающей проблемы, руководителю необходимо определить показатели, по которым будет производиться сравнение альтернатив и выбор наилучшей. Эти показатели принято называть критериями выбора.
Следующий
этап – разработка набора альтернативных
решений проблемы. В идеале необходимо
выявить все возможные
Разработав возможные варианты решения проблемы, их необходимо оценить, т.е. сравнить достоинства и недостатки каждой альтернативы, и объективно проанализировать вероятные результаты их реализации. Для сопоставления вариантов решения необходимо иметь стандарты или критерии, по которым их можно сравнивать. Поскольку выбор осуществляется, как правило, на основе нескольких, а не одного критерия, он всегда носит характер компромисса.
В современных системах управления в результате разделения труда сложилось положение, при котором подготавливают, разрабатывают решения одни работники организации, принимают или утверждают - другие, а выполняют – третьи. Иначе говоря, руководитель часто утверждает и несёт ответственность за решение, которое не разрабатывал; специалисты, готовившие и анализировавшие решения, не участвуют в его реализации, а исполнители не принимают участия в подготовке и обсуждении готовящихся решений. Принятие управленческих решений в организации довольно часто ошибочно рассматривается как индивидуальный, а не групповой процесс. Именно организация, а не отдельный руководитель должны реагировать на возникающие проблемы. И не один руководитель, а все члены организации должны стремиться к повышению эффективности её работы. Конечно, менеджеры выбирают курс для организации, но чтобы решение было реализовано, необходимы совместные действия всех членов организации. Поэтому в групповых процессах принятие решения весьма существенную роль играет стадия согласования.
Лучший способ согласования решения состоит в привлечении работников к участию в процессе его применения. Разумеется, что встречаются ситуации, когда менеджер вынужден единолично, не прибегая к обсуждениям т согласованиям, но систематическое игнорирование мнения подчинённых ведёт к авторитарному стилю руководства.
Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы: для получения реального эффекта принятое решение должно быть реализовано. Именно это и является главной задачей данного этапа.
Для успешной реализации решения прежде всего необходимо определить комплекс работ и ресурсов и распределить их по исполнителям и срокам, т.е. предусмотреть, кто, где, когда и какие действия должны предпринять и какие для этого необходимы ресурсы. Если речь идёт о достаточно крупных решениях, это может потребовать разработки программы реализации решения. В ходе осуществления этого плана руководитель должен следить за тем, как выполняется решение, в случае необходимости оказывать помощь и вносить определённые коррективы.
Информация о работе Роль информации в процессе принятия решения