Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 11:41, курсовая работа
Цель курсовой работы является исследование роли сетевых и виртуальных структур в управление организацией и аналих проблем применения их на практике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи::
1. изучить понятие и элементы структуры управления организацией;
2. дать характеристику основных структур управления организацией;
3. исследовать особенности сетевых и виртуальных структур в управлении организациями;
4. изучить российский опыт применения сетевых и виртуальных структур в управлении организациями.
Введение 3
1. Методологические основы и сущность структуры в управлении организациями 5
1.1 Понятие и элементы структуры управления организацией 5
1.2. Характеристика основных структур управления организацией 10
2. Анализ и особенности сетевых и виртуальных структур в управлении организациями 18
2.1. Особенности сетевых и виртуальных структур в управлении организациями 18
2.2. Российский опыт применения сетевых и виртуальных структур в управлении организациями 24
Заключение 29
Библиографический список 31
Приложения 33
Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.
Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации.
Факторы воздействия на ОСУ [16, с.235]:
Таким
образом, организационная структура
управления - это внутреннее строение
любой производственно-
Многообразие
функциональных связей и возможных
способов их распределения между
подразделениями и работниками
определяет разнообразие возможных
типов и видов организационных
структур управления производством.
В современной теории менеджмента выделяются два типа управления организациями: бюрократический и органический [27]. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.
Исторически первым сформировался бюрократический тип. Соответствующую концепцию подхода к построению организационных структур разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер.
Главные понятия бюрократического типа структуры управления - рациональность, ответственность и иерархичность. Сам Вебер считал центральным пунктом концепции исключение смещения "человека" и "должности", ибо состав и содержание управленческих работ должны определяться исходя из потребностей организации, а не людей в ней работающих. Четко сформулированные предписания по каждой работе (что необходимо делать и какими приемами) не оставляет места для проявления субъективизма и индивидуального подхода. В этом принципиальное отличие бюрократической структуры от исторически предшествовавшей ей общинной, где главная роль отводилась партнерству и мастерству.
Бюрократические структуры управления показали свою эффективность, особенно в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель. Эти структуры позволяют мобилизовать человеческую энергию и кооперировать труд людей при решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве. Однако им присущи недостатки, особенно заметные в контексте современных условий и задач экономического развития. Очевидно, прежде всего, что бюрократический тип структуры не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой работы.
Второй упомянутый - органический - тип структур управления имеет сравнительно недолгую историю и возник как антипод бюрократической организации, модель которой перестала удовлетворять многие предприятия, испытывающие необходимость в более гибких и адаптированных структурах. Новый подход отвергает представление об эффективности организации как "организованной" и работающей с четкостью часового механизма; напротив, считается, что эта модель проводить радикальные изменения, обеспечивающие приспособляемость организации к объективным требованиям реальной действительности.
Исследователи этой проблемы подчеркивают: постепенно вырисовывается иной тип организации, в которой импровизация ценится выше, чем планирование; которая руководствуется возможностями гораздо больше, чем ограничениями, предпочитает находить новые действия, а не цепляться за старые; которая больше ценит дискуссии, чем успокоенность, и поощряет сомнения и противоречия, а не веру.
Каждый из рассмотренных выше типов имеет разнообразные виды организационных структур которые рассмотрены ниже.
Бюрократический
тип имеет несколько
В принципе создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые он выполняет. Конкретные характеристики и особенности деятельности того или иного подразделения (блока) соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всего предприятия.
Органический
тип имеет несколько
Органические или адаптивные структуры управления стали развиваться примерно с конца 70-х годов, когда, с одной стороны, создание международного рынка товаров и услуг резко обострило конкуренцию среди предприятий и жизнь потребовала от предприятий высокой эффективности и качества работы и быстрой реакции на изменения рынка, и с другой стороны, стала очевидной неспособность структур иерархического типа этим условиям соответствовать. Главным свойством управленческих структур органического типа является их способность изменять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям.
При
внедрении этих структур необходимо
одновременно изменять и взаимоотношения
между подразделениями
Эти принципы разрушает свойственное иерархическим структурам жесткое распределение сотрудников по производственным, инженерно-техническим, экономическим и управленческим службам, которые образуют изолированные системы со своими целевыми установками и интересами.
Таким образом, под структурой управления предприятием понимается состав и соподчиненность его управленческих звеньев, выполняющих определенные функции управления производством.
На структуру управления влияет значительное число факторов, к важнейшим из которых относятся: отраслевая принадлежность предприятия, масштаб и номенклатура производства, особенности применяемых технологических процессов, уровень специализации, кооперирования и комбинирования предприятия. От степени рациональности структуры управления в значительной степени зависит уровень технико-экономических показателей производства. Правильно построенная структура управления предприятием создает предпосылки высокой оперативности управления, согласованной работы всех структурных его подразделений.
Существуют
следующие типы структуры управления:
бюрократическая и
Однако
ни одна из перечисленных структур
управления в чистом виде не применяется,
за исключением линейной, и то лишь
на малом предприятии. На подавляющем
большинстве предприятий используется
смешанный тип управления. В одних случаях
– это простое сочетание перечисленных
четырех форм, когда в нижнем звене – на
уровне бригады – применяется линейная,
в среднем – на уровне цеха – функциональная,
а на уровне предприятия – линейно-функциональная
и частично матричная форма. Чаще, однако,
встречается синтез различных форм, когда
они действуют солидарно на всех уровнях
хозяйственной иерархии.
2. Анализ и особенности сетевых и виртуальных структур в управлении организациями
2.1. Особенности сетевых и виртуальных структур в управлении организациями
Рыночные и организационные неудачи, низкая эффективность общепринятых форм кооперации при решении сложных проблем хозяйственной стратегии вызвали инновационную активность в области организации. Созданию нетрадиционных структур - так называемых безграничных предприятий - способствовали и межорганизационные системы информации и коммуникации, а также стремление к автономным формам труда.
Информация о работе Сетевые и виртуальные структуры в управлении организациями