Система законов организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:41, контрольная работа

Описание

Управленческая деятельность в социальной организации всегда связана с риском невыполнения намеченных планов и принимаемых решений. Менеджмент- это управление рисками. Это управление не возможно без знания законов, регламентирующих функционирование социальных организаций, и механизм их действия. Знание этих законов позволяет осуществить эффективное управление рисками, выбирать варианты достижения поставленной цели, наиболее оптимальное с точки зрения материальных и временных затрат при наиболее рациональном использовании социально-психологического ресурса членов коллектива.
Законы играют решающую роль в теории организации, поскольку они образуют фундамент этой дисциплины, способствуют переходу от эмпирического к логическому методу познания, позволяют использовать в процессах управления конкретными организациями научно обоснованные методы предсказания дальнейшего развития событий.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…………….……..3
1. Жизненный цикл организации………………………………………………….……4
1.1. Основные этапы жизненного цикла организации……………………..………..4
2. Законы организации……………………………………………………………..……6
2.1. Законы социальной организации…………………………………………………6
2.2. Законы организации компаний……………………………………………….…..7
2.3. Законы организации людей……………………………………………………….7
3. Основополагающие законы………………………………………………………......10
3.1. Закон синергии……………………………………………………………..…...…10
3.2. Закон самосохранения…………………………………………..………………...12
3.3. Закон развития……………………………………………………………………..14
4. Законы второго уровня………………………………………………………………..17
4.1. Закон информированности-упорядоченности…………………………………...17
4.2. Закон единства анализа и синтеза………………………………………………...18
4.3. Закон гармонии…………………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………………………20
Список литературы…………………………………………………………………………...21

Работа состоит из  1 файл

Теория организации к.р..doc

— 102.50 Кб (Скачать документ)

     Закон устойчивости информации: «Первая информация о каком-либо событии, поступившая человеку, является более устойчивой, чем повторная о том же событии».

     Первая  информация о событии обычно не встречает  в сознание человека сопротивления  и спокойно запоминается, следующая о том же событии уже сопоставляется с первой и здесь возможны конфликты. Поэтому руководитель должен вовремя доводить до подчиненных достоверную информацию о каком-либо процессе или явлении, чтобы опередить ложную или непроверенную.

     Закон доходчивости информации: «Доходчивость сообщения для человека будет выше при одновременном использовании нескольких форм подачи одной и той же информации».

     Одновременное использование образных и алгоритмических  способов подачи информации позволяет  человеку выбрать ту форму подачи, которая соответствует его типу мышления. Поэтому руководитель должен использовать различные сочетания форм подачи материала для подчиненных, например, слова, расчеты, плакаты, образцы. 

3. Основополагающие законы.

3.1.Закон  синергии.

     Одним из ведущих общих законов организации является закон синергии, утверждающий, что для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал будет всегда либо больше простой суммы потенциалов, входящих в нее элементов, либо меньше.

     Следовательно, руководитель, знаю суть этого закона, должен определить оптимальный набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер. Причем желаемый деятельный тип организации можно сформировать не из любого набора элементов. Важно учитывать социокультурные характеристики индивидов, их трудовую добросовестность, профессионализм, склонность к инновационным изменениям. Это означает, что именно элементы при соответствующих условиях способны сформировать потенциал организации. 
Однако достаточно трудно заранее определить необходимые ресурсы и условия их использования для достижения синергии. Это можно делать либо приобретая собственный опыт в процессе перебора различных ресурсов в деятельности компании и дальнейшего отслеживания экономического или социального результата, либо используя опыт успешных компаний.

     На  практике эффект положительной и  отрицательной синергии проявляется  достаточно редко. Это объясняется  очень редким сочетанием высочайшего  управленческого профессионализма руководителя и длительного периода удачи.

     Оценка  синергетического эффекта может  идти косвенно – как части экономической, социальной, организационной, технологической, экологической, правовой или идеологической эффективности. Прямые методы оценки синергетического эффекта находятся в стадии разработки. Набор ситуаций, в какой-то мере характеризующих приближение деятельности компании к синергетическому эффекту приведен ниже:

  • Доверительные отношения между сотрудниками;
  • Снижение простудных и сердечно-сосудистых заболеваний;
  • Поддержка коллективной, а не сдельной оплаты труда;
  • Уменьшение объема услуг сторонних организаций;
  • Активное приобретение сотрудниками акций своей компании;
  • Выработка и поддержка традиций организации;
  • Усиление технологической и организационной дисциплины;
  • Снижение усталости работников;
  • Благотворительная деятельность;
  • Постоянный спрос на продукцию;
  • Хорошее настроение в коллективе.

   Руководитель  должен стремиться усиливать имеющиеся  положительные ситуации и формировать  недостающие.

   Для успешной реализации закона синергии необходимо использовать методы организации и самоорганизации, управления и само управления. Среди них: «вопросы и ответы», «конференция идей», «метод эвристического прогнозирования».

   Метод «вопросов и ответов» наиболее прост  в организационном исполнении. Его реализация может быть частично формализована с помощью компьютера путем создания информационной базы вопросов трех уровней:

  • Вопросы, на которые есть практические ответы и известны конкретные результаты - это прошлый опыт;
  • Вопросы, на которые есть ответы, но мало конкретных результатов или они не подтверждены независимыми источниками;
  • Вопросы, которые ставятся по новым проблемам и на них еще нет ответов.

 Путем коллективного тренинга по первому  и второму уровням вопросов можно  прийти к решению и ряда вопросов третьего уровня.

   Метод «эвристического прогнозирования» основан на обсуждении прогнозных решений  высококвалифицированными специалистами  в узких областях техники, технологии, производства. Каждый специалист, опираясь на свою компетентность, оценивает предлагаемое решение, а возможно и совершенствует его. В результате глубокого профессионального анализа каждой стороны вариантов решений выявляется лучшее, а возможно и формулируется в ходе обсуждения совершенно новое. Этот метод является плодотворным в случае отсутствия алгоритмического подхода к выработке наилучшего решения.

3.2. Закон самосохранения.

     Все в мире подчиняется писанным и  неписанным законам. Это касается как  естественных организаций, так и  искусственных. Организации созданные  человеком называются искусственными. Искусственные организации, так же как и естественные функционируют в сложных условиях: есть отношения дружеские, есть враждебные, есть и нейтральные. В деятельности каждой реальной организации бывали ситуации, когда они по разным причинам оказывались на грани существования. Одни из них в таких ситуациях были ликвидированы, другие,- изыскав ресурсы и, преодолев трудности, успешно восстановили свою репутацию и сейчас доминируют на мировом рынке. Руководитель должен правильно оценить общее положение в компании и ситуацию, складывающуюся вокруг компании, чтобы принять решение о ее дальнейшей судьбе.

     Теоретической основой для анализа общего состояния  организации является закон самосохранения, согласно которому любая организационная  система, равно как и ее отдельный элемент, стремятся сохранить себя как целое, и использует для достижения этого весь свой потенциал.

     Самосохранение  организации зависит от внешней  и внутренней среды, от внешних и  внутренних факторов.

     Внутренние  факторы: философия организации; принципы ее деятельности; уровень квалификации персонала; использование ресурсов и технологии; уровень коммуникаций;

     Внешние факторы: социальная, демографическая  и психологическая обстановка в  стране; экономическая и политическая ситуация; покупательская способность населения; состояние развития науки и технологии; уровень культуры, в том числе культуры взаимодействия между организациями.

     Внутренние  факторы в основном управляемы со стороны руководителя, а внешние- нет. Профессионально формируя внутренние факторы деятельности компании, руководитель может существенно повысить созидательный потенциал организации.

     Для реализации закона самосохранения большое  значение имеет следование трем стратегиям поведения фирмы на рынке:

  • Достижение лидерства в минимизации издержек производства, в результате чего фирма может за счет более низких цен на аналогичную продукцию завоевать большую долю рынка. Фирмы, использующие такой тип стратегии, должны добиваться хорошей организации производства и снабжения, высокого уровня профессионализма сотрудников и внедрять передовую технологию;
  • Специализация в производстве продукции. В этом случае фирма должна осуществлять курс на особо специализированное производство и добиваться лидерства в избранном виде продукции. Фирмы, предпочитающие этот тип стратегии, должны иметь маркетологов и дизайнеров высокого класса;
  • Концентрация усилий фирмы в выбранном рыночном сегменте. В этом случае фирма может объединить две первых стратегии- снижение издержек и высокую специализацию в производстве продукта. Однако для реализации стратегии третьего вида фирма должна строить свою деятельность, прежде всего на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка, т.е. конкретных клиентов.

 По  мнению некоторых исследователей, действие закона самосохранения организации проявляется в поддержание ее целостности, экономном использование ресурсов, адаптации к внутренним и внешним изменениям, ее качественном и количественном развитие.

3.3. Закон развития

     Все элементы природы имеют либо естественный, либо искусственный алгоритм функционирования. Для каждого из них характерен свой путь развития. Развитие- это необратимое и направленное изменение материи. Цикл развития вносит элементы новизны в очередной виток создания технических устройств, зарождения жизни, создания научной теории. Существуют две формы развития:

  • эволюционная - непрерывные, постепенные количественные и качественные изменения;
  • революционная - скачкообразные изменения, в том числе.

          Изменение базиса без осознания его сути и изменение сознания без соответствующего изменения базиса.

   Примером  скачкообразного изменения базиса без его осознания людьми является переход к рыночной экономике  в постсоветской России.

   Развитие  бывает прогрессивным и регрессивным. Прогрессивное - переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Регрессивное - обратное движение, переход от высшего к низшему, деградация, возврат к изжившим себя формам и структурам. Регресс играет не только отрицательную, но и положительную роль в жизни человека или компании. Регресс часто сопровождается отсеиванием детальных и концентраций общих представлений, исходя из опыта и интуиции.

   Прогресс  и регресс тесно связаны между  собой и составляют диалектическое единство. Без прогресса нет регресса, а без регресса нет прогресса.

   Прогресс  и регресс сопутствуют развитию любой компании, поскольку в них  идут процессы внедрения новых технологий (прогресс) и накопления опыта, упорядочения производственных отношений и укрепления традиций (регресс).

Закон развития гласит: «Каждая система (социальная или биологическая) стремиться достичь  наибольшего суммарного потенциала при прохождение всех этапов жизненного цикла»

     Закон развития опирается на ряд принципов

1. Принцип  инерции.

Принцип инерции реализуется в двух основных направлениях:

  • Изменение потенциала организации должно начинаться спустя некоторое время после начала функционирования новых ресурсов компании и продолжаться некоторое время после их выбытия;
  • Внедрение некоторого ресурса должно начинаться спустя некоторое время после его создания или приобретения, а устаревший ресурс должен изыматься из использования через некоторое время после внедрения нового.

 В компании инерция проявляется в использовании  физически и морально устаревшего  оборудования, в деятельности отживших организационных структур. Инерция свойственна человеку независимо от возраста и проявляется в традициях, обрядах, стереотипах мышления, нормах поведения.

2. Принцип  взаимозависимости элементов.

     На  ход развития компании (повышение ее потенциала) влияет потенциал самой компании. Функция влияния может быть представлена различным образом. Общий вид реализации данного принципа может быть описан следующим соотношением. Обычно компании, имеющие большой технический, интеллектуальный и финансовый потенциал, быстрее реагируют на новые потребности и интересы потенциальных покупателей, чем небольшие общества или товарищества.

3. Принцип  эластичности

     Каждая  компания пытается сгладить последствия  внутренних и внешних возмущающих  воздействий. Компании по-разному реагируют на одни и те же события в зависимости от имиджа, профессионализма персонала, технического, организационного и культурного уровней самой организации. Эластичность в свою очередь может иметь три уровня: высокая. Средняя и низкая эластичность.

     Высокая эластичность характеризуется быстрым  и плавным реагированием на возмущающие  воздействия. Низкая эластичность проявляется  в длительном ожидание и принятие неадекватных решений.

4. Принцип  непрерывности

     Процесс изменения потенциала компании R идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения. Приобретение компанией новых ресурсов постепенно изменяет общий потенциал компании. Кажущаяся дискретность (прерывистость) его изменения чаще объясняется взглядом со стороны, когда не замечается текущая работа, приводящая к новому качеству или количеству.

5. Принцип  стабилизации

Компания  стремится к стабилизации эффективных  этапов жизненного цикла. 
К ним относятся этапы зрелости и насыщенности. Этот принцип основан на потребности человека, коллектива и общества в стабильности. За время существования компании эффективность ее деятельности претерпевает значительные изменения, а на этапе «крах» уменьшается до нуля. Улучшение работы компании и временное расширение этапов зрелости и насыщения должно проводиться профессионально за счет ряда факторов, в том числе за счет подключения новых ресурсов на каждом этапе развития компании. Стабилизация может осуществляться путем выпуска новой продукции на каждом этапе деятельности компании. При этом каждое новое изделие будет иметь свой жизненный цикл, сдвинутый по времени относительно других изделий. 
Страхование ключевых элементов компании также может использоваться для стабилизации ее потенциала.

Информация о работе Система законов организации