Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:14, курсовая работа
В сутках – двадцать четыре часа. Восемь (а с обеденным перерывом девять) часов из них человек проводит на работе, в коллективе. Хотим мы того или нет, с коллегами мы проводим в два-три раза больше времени, чем с родными и близкими. Для очень многих из нас морально-психологический комфорт на работе едва ли не важнее аналогичного климата дома. И, во всяком случае, отсутствие такого комфорта на работе бесспорно приведет к ухудшению отношений и в семье. Рекомендации психологов оставлять все рабочие проблемы за порогом дома по эффективности близки замечательному совету Ходжи Насреддина не думать о белой обезьяне. Если и есть уникумы, способные выполнить эти рекомендации, то мы таких не встречали. А посему создание комфортных условий (и отнюдь не в последнюю очередь социально-психологических) на рабочем месте – в наших интересах.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты социально-психологических методов управления…………………………………………………………………………...6
ГЛАВА 2. Социально-психологические методы управления, применяемые в библиотеке им. В.В. Маяковского………………………………………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
В библиотеке созданы все условия для успешной деятельности сотрудников. Задачи руководства усложняются тем, что коллектив библиотеки – исключительно женский. Средний возраст сотрудников – 46 лет, со всеми присущему этому возрастному периоду проблемами и сложностями.
Считаем необходимым более детально разобрать некоторые из позиций. Итак, формирование коллектива («команды») на основе психологического соответствия сотрудников.
Формирование коллектива начинается уже на этапе приема на работу. Для успешного управления персоналом, его распределения по психологическим группам, предсказания поведения каждого из сотрудников необходимо знать работника как отдельную личность и как часть трудового коллектива. Для того чтобы определить характер человека, стиль работы, отношение человека к окружающим, выявить особенности и предпочтения, а затем и сформировать грамотное отношение и воздействие на сотрудника, необходимо определить тип его личности.
Следует отметить, что в Краснодарской ЦБС до сих пор не принято пользоваться тестами, специально разработанными психологами, для определения типа личности, темперамента и характера кандидата на занимаемую должность. Таким образом, заключение о пригодности выводится исключительно из собеседования с кандидатом, и только личные качества и опыт работы с людьми руководителя могут выявить несоответствие кандидата выдвигаемым требованиям. Невозможно обойти вниманием тот факт, что в ходе собеседования с руководителем подразделения и (в случае положительного результата первого), с руководителем ЦБС, кандидату предельно открыто и четко сообщаются все минусы предполагаемых условий труда: низкая зарплата, ненормированный рабочий день, необходимость выполнения работ, не предусмотренных должностными инструкциями (например, отгрузка макулатуры или уборка снега вокруг здания), столь же четко формулируются довольно высокие требования к сотрудникам: профессионализм, аккуратность, исполнительность, умение работать в команде, владение ПК, коммуникабельность, вежливость т.д.
В итоге, уже на этапе собеседования отсеивается значительное количество претендентов на занимаемую должность. Весьма удручающим фактом является то, что молодые специалисты, желающие испытать свои силы в библиотечной работе, услышав сумму предполагаемой заработной платы, уходят немедленно, либо остаются на срок, необходимый для подыскания более высокооплачиваемого места работы, и это невзирая на то, что в библиотеке созданы все условия для труда: отопление, кондиционирование, бытовые и санитарно-гигиенические удобства (чем, к сожалению, могут похвастаться далеко не все библиотеки города).
В результате коллектив складывается из совершенно определенного контингента: это, как правило, женщины за 40, с высшим (чаще всего непрофильным) образованием, с устойчивым семейным положением, для которых невысокая зарплата не является препятствием для добросовестного и успешного труда. Некоммерческая деятельность «традиционно привлекает людей, искренне заинтересованных в достижении уставных целей, общественно полезных программах, а не в бизнесе. Приоритет других мотивов, а также нежелание что-либо менять в своей деятельности, понимание ограниченности своего предпринимательского потенциала» (10) является основополагающим фактором при устройстве на работу.
Психология такого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.
Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.
Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими.
Коллективистские отношения определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информативности. Под нравственностью подразумевается построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является он членом данного коллектива или нет. Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг другу, объективно оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных, по-хозяйски относятся к общественному добру.
Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем коллективе. На практике открытость коллектива проявляется в оказании разносторонней помощи другим коллективам, не членам коллектива. Открытость является одной из важнейших характеристик, по которой можно отличить коллектив от внешне похожих на него социальных объединений.
Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив. Коллективизм - это также развитие добрых традиций, уверенности каждого в своем коллективе. Чувство коллективизма не позволяет его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива. В таком коллективе все важные вопросы решаются сообща и, по возможности, при общем согласии.
Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность. Под ней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку.
Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, в хорошей взаимозаменяемости. Организованность - это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. От организованности непосредственно зависят результаты деятельности коллектива.
Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за успешность выполнения поставленных задач. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием, как организации, так и условий труда.
Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем, как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса. Социально-психологический климат выступает также в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива. Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные.
Комфортный психологический климат в коллективе. Главная отличительная особенность библиотечного коллектива состоит в специфике профессиональной деятельности, а именно в работе с людьми самых разных возрастных, социальных и интеллектуальных групп. Успешность деятельности подобного коллектива определяется уровнем культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества. Данное обстоятельство стимулирует коллектив к самоорганизации, постоянному самосовершенствованию.
Раскрывая
главную особенность
Одной из особенностей деятельности библиотечного коллектива является коллективный характер труда и коллективная ответственность за все результаты своей деятельности. Единство коллектива может проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях, но это не означает, однако, однообразия в профессиональной деятельности. Такие общечеловеческие ценности, как любовь к книге, уважение к личности, творчество, оптимизм, общая и профессиональная культура, создают ту базу, на которой основывается успешность библиотечной деятельности.
Специфической особенностью библиотечного коллектива является его исключительно женский состав, что не может не влиять на характер взаимоотношений, возникающих в нем. «Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликтны, чем те коллективы, в которых в значительной части представлены мужчины» (3).
И в подобной ситуации от позиции руководителя зависит не просто климат в коллективе, эта позиция является определяющей для успешной деятельности.
Именно
использование женской
Подводя итог, можно смело сказать, что женщина-руководитель больше внимания уделяет отношениям между членами коллектива, сфера межличностных отношений ее волнует больше, чем руководителя-мужчину. Женщина более тонко реагирует на эмоциональный климат в семье, в производственном коллективе и проявляет большую чуткость в понимании душевного состояния и морально-нравственных коллизий личности. В основе этого явления — апперцепция, т. е. соответствие восприятия, реакции на ситуацию жизненному опыту человека, его интересам, знаниям и ценностным ориентирам. Причем женщина более тонко и чутко реагирует на любые изменения не только в бытовой и эмоциональной сфере, это также помогает женщине-руководителю держать руку на пульсе коллектива и своевременно регулировать все возникающие проблемы и задачи.
Рост интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образования.
Этот принцип в библиотеке им. Маяковского используется в полной мере. Стоит отметить хотя бы тот факт, что в коллективе из двенадцати человек высшее образование получает четыре сотрудницы, причем две – высшее профильное, одна – филологическое, и еще одна – экономическое. Подобное просто невозможно ни в одной из коммерческих организаций. Естественно, этот фактор помимо положительных аспектов имеет и ряд отрицательных. Прежде всего, во время отсутствия обучающихся на оставшийся коллектив падает дополнительная нагрузка (которая, естественно, не оплачивается). Далее, график отпусков всего коллектива составляется с учетом дополнительных учебных отпусков, и, следовательно, не всегда соответствует требованиям остальных сотрудников. Нетрудно понять, что два этих фактора могут послужить причиной напряженности и даже конфликтов в коллективе. Но руководитель библиотеки именно этот аспект превратил в предмет гордости для всего коллектива, используя при этом женскую эмоциональность и желание ощутить свою исключительность. В результате успешное обучение сотрудников стало делом всего коллектива. Коллектив активно сопереживает обучающимся и готов прийти на помощь по первому требованию. Обучающиеся, в свою очередь, просто не могут позволить себе халатное отношение к обучению, так как не считают возможным подвести коллектив.
Информация о работе Социально-психологические методы управления в муниципальной библиотеке