Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:14, курсовая работа
В сутках – двадцать четыре часа. Восемь (а с обеденным перерывом девять) часов из них человек проводит на работе, в коллективе. Хотим мы того или нет, с коллегами мы проводим в два-три раза больше времени, чем с родными и близкими. Для очень многих из нас морально-психологический комфорт на работе едва ли не важнее аналогичного климата дома. И, во всяком случае, отсутствие такого комфорта на работе бесспорно приведет к ухудшению отношений и в семье. Рекомендации психологов оставлять все рабочие проблемы за порогом дома по эффективности близки замечательному совету Ходжи Насреддина не думать о белой обезьяне. Если и есть уникумы, способные выполнить эти рекомендации, то мы таких не встречали. А посему создание комфортных условий (и отнюдь не в последнюю очередь социально-психологических) на рабочем месте – в наших интересах.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты социально-психологических методов управления…………………………………………………………………………...6
ГЛАВА 2. Социально-психологические методы управления, применяемые в библиотеке им. В.В. Маяковского………………………………………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
Формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников. Итак, идеальный сотрудник, кто он? Известен собирательный образ идеального сотрудника, предложенный Дж. Коулом: не болеет, не пьет, не курит, на рабочем месте живет, и деньгами не интересуется. А еще он – герой офисных легенд, утопический миф, и в природе не существует в принципе. Поэтому попробуем выявить основные характеристики более реальных персонажей, которые максимально близки к идеалу всякого нанимателя.
Прежде всего, это элементарная грамотность; банальные орфографические ошибки очень часто мешают в работе, а уж в сфере культуры – особенно.
Уверенные навыки работы на компьютере. В библиотеке им. Маяковского этому уделяется особое внимание. Даже самые консервативные из сотрудников умеют пользоваться офисными программами, более того, в коллективе постоянно проводятся мини-тренинги по основам владения компьютером, и эти усилия были отмечены на краевом конкурсе на лучшее внедрение инновационных технологий в деятельность библиотек в номинации «ИНФО-окно в мир».
Далее – есть такое понятие — «soft skills». Если на русском — так называемые «мягкие навыки», социальный интеллект и социальная компетентность. Другими словами — умение общаться с пользователями и коллегами, взаимодействовать с коллективом, позитивный настрой, оптимизм, и тому подобное. В целом — высокий уровень способности к эффективной и комфортной коммуникации. В деятельности любой библиотеки это умение становится практически основополагающим, поскольку коммуникативная деятельность библиотек на данном этапе развития библиотечного дела иногда даже затмевает главную – информационную. Мы отдаем себе отчет, что это утверждение может показаться спорным и даже провокационным, но, в условиях информационного взрыва и тотальной компьютеризации, - любую информацию можно получить, не покидая уютного кресла перед собственным компьютером. Конечно, к научным библиотекам это не относится, но в данном исследовании речь идет о муниципальных публичных библиотеках, и для них это утверждение становится верным на 100 %.
Умение грамотно излагать свои мысли в устной форме. Косноязычие не приветствуется нигде, а уж в сфере культуры и подавно.
Наличие опыта, профессионализм, но поскольку конкурсы на должность библиотекаря пока не проводятся, с отсутствием оного приходится мириться. В принципе, практической библиотечной работе можно обучиться при достаточном желании и энтузиазме довольно быстро, что и подтверждает вполне успешная деятельность сотрудников, не имеющих профильного образования.
Этот
список можно продолжать до бесконечности,
он воистину неисчерпаем. Так каким
же образом формируется
Корпоративная культура (corporate culture) – это атмосфера или социальный климат в организации. Формирование корпоративной культуры – сложная и многоаспектная задача. От ее решения (то есть от успешности формирования корпоративной культуры) во многом зависит успешность деятельности библиотеки.
Корпоративная культура представляет собой комплекс вырабатываемых и признаваемых коллективом организации социальных норм, установок, ориентаций, стереотипов поведения, верований, обычаев, которые заставляют человека, группу вести себя в тех или иных ситуациях определенным образом.
В настоящее время корпоративная культура рассматривается в качестве главного механизма, обеспечивающего практическое повышение эффективности работы организации. Она важна для любой организации, поскольку может влиять на:
- мотивацию сотрудников;
- нравственность каждого сотрудника;
- производительность и эффективность
трудовой деятельности;
- качество работы сотрудников;
- характер личностных и производственных
отношений в организации;
- отношения служащих к работе;
- творческий потенциал служащих.
«На содержательном уровне корпоративная культура представляет собой набор зафиксированных в текстах и документах блоков, составляющих нормативную базу деятельности организации. Содержание этих блоков определяется в ходе создания корпоративной культуры организации людьми, работающими в этой организации и самоопределяющимися по отношению к среде в том или ином качестве» (12).
Однако существование корпоративной культуры помимо сознания сотрудников не имеет никакого смысла. Для того чтобы перспективные стратегии, новые программы, более продуктивные нормы, эффективный стиль управления и т.д. могли начать работать и давать результаты, они должны трансформироваться в убеждения, приверженность и мотивацию руководителей и персонала. Ориентация на выживание и функционирование (к сожалению, именно на выживание ориентирована в нынешних реалиях традиционная библиотечная деятельность) должна смениться ориентацией на развитие, прорыв на новые уровни эффективности и к новым возможностям, ориентацией на более высокое качество труда и жизни в целом.
Основополагающим
элементом корпоративной
В соответствии с корпоративной культурой организации сотрудники придерживаются правил и норм поведения. Этический кодекс (в данном случае неписанный) библиотеки содержит три группы правил: правила запрещающие (например, запрет на сплетни и интриги), правила предписывающие (например, соблюдение дисциплины, ответственность и самоконтроль) и рекомендующие (например, творческое отношение к работе, лояльность организации, взаимовыручку и командный дух).
Если
положения этического кодекса корпоративной
культуры не противоречат убеждениям
сотрудников, то он становится механизмом
регулирования отношений и действий работников
организации, что существенно облегчает
работу руководителей и повышает эффективность
работы персонала в целом.
Заключение
В заключение следует отметить, что социально-психологические методы управления основаны на нравственных ценностях. Они вырабатываются применительно к условиям определенной культуры, отражают ее систему ценностей и нормы поведения: индивидуальные и групповые интересы, межличностные и межгрупповые отношения, мотивацию и управление поведением человека. В результате перенос их в другие условия неэффективен, а часто невозможен. Методы вознаграждения, стимулирующие индивидуальную производительность, не дадут положительного результата в коллективистическом обществе; методы повешения эффективности работы предприятия, основанные на конфронтации нельзя использовать там, где в число основных ценностей входят гармония и отсутствие конфликтов; методы решения проблем, построенные на демографических принципах сложно применять в традиционно автократической культуре; матричная система организации не может работать эффективно в условиях, когда люди высоко ценят единоначалие и предпочитают получать приказы от одного представителя власти.
Работа
с людьми – одна из самых сложных
и многогранных форм человеческой деятельности.
Для эффективного управления необходима
система мотивов и стимулов, побуждающих
работников раскрыть свои способности,
плодотворно трудиться и эффективно использовать
производственные ресурсы, создание которой
невозможно без учета психологии личности
и социально-психологических закономерностей
развития коллектива.
Список использованной литературы и источников
Информация о работе Социально-психологические методы управления в муниципальной библиотеке