Сравнительный анализ властных структур в государственных и негосударственных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 20:35, курсовая работа

Описание

Назначение на руководящую должность подразумевает передачу руководителю всей полноты власти. Кажется, что разумного применения статуса руководителя, имеющейся у него власти и влияния вполне достаточно для эффективного управления. Но в жизни все сложнее, ведь руководитель организации, независимо от ее принадлежности к государству, должен быть не только компетентным специалистом, но также опытным дипломатом, воспитателем и авторитетным судьей. В условиях современной России разумное и адекватное использование имеющейся власти является обязательным качеством преуспевающего менеджера и одним из важнейших условий успешного развития организации.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Основная часть 5
Глава 1. ОБЩИЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И 5
БИЗНЕС-МЕНЕДЖМЕНТОМ 5
Глава 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ И ЗАДАЧ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР 8
2.1. Функции и задачи властных структур государственных организаций. 8
2.2. Функции и задачи властных структур негосударственных организаций. 10
Глава 3. АНАЛИЗ СТРОЕНИЯ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР 13
3.1. Властные структуры в государственных организациях. 13
3.2. Властные структуры в негосударственных организациях. 18
Глава 4. АНАЛИЗ ПРИНЯТИЯ ВЛАСТНЫХ РЕШЕНИЙ 29
4.1. Принятие властных решений в государственных организациях. 29
4.2. Принятие властных решений в негосударственных организациях. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВОЕ.doc

— 673.00 Кб (Скачать документ)


 

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И  ПРАВА

 

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра организационного развития

 

 

Ляпин Михаил Михайлович

Сравнительный анализ властных структур в государственных  и 

негосударственных организациях

 

Специальность 062100 «Управление персоналом»

Курсовая работа студента 2-го курса очной формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный  руководитель

Проф.

 

______________   В.Н. Меркулов

 


 

Москва  2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Назначение на руководящую  должность подразумевает передачу руководителю всей полноты власти. Кажется, что разумного применения статуса руководителя, имеющейся у него власти и влияния вполне достаточно для эффективного управления. Но в жизни все сложнее, ведь руководитель организации, независимо от ее  принадлежности к государству, должен быть не только компетентным специалистом, но также опытным дипломатом, воспитателем и авторитетным судьей. В условиях современной России разумное и адекватное использование имеющейся власти является обязательным качеством преуспевающего менеджера и одним из важнейших условий успешного развития организации.

Цель данной работы – произвести сравнительный анализ властных структур в государственных и негосударственных организациях. Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современной России и во всем мире менеджмент в государственных и негосударственных организациях имеет значительные различия, обусловленные менталитетом людей и особенностями нашего исторического развития.

С учетом специфики заданной темы, мною выбраны для сравнительного анализа наиболее важные аспекты властных структур: функции и задачи, строение, принятие решений. Кроме того, предварительно рассмотрены общие различия между государственным и бизнес-менеджментом. Особое внимание уделено понятию структуры управления организацией, принципам ее построения и факторам, предопределяющим ее тип и вид.

Поставленные цели и  задачи выполнены путем анализа  научно-публицистической литературы.

Властные структуры  государственного и бизнес-менеджмента  достаточно хорошо изучены в современной экономической литературе и широко дискутируется в прессе

Теоретической основой исследования служат труды ведущих в данной области отечественных и зарубежных ученых. Методологическую основу составили научные приемы и методы. Для познания и объяснения основных закономерностей исследуемой темы были использованы логические приемы: анализ, синтез, дедукция, индукция и гипотеза. Особо следует выделить роль сравнительного метода, положенного в основу анализа властных структур в государственных и негосударственных организациях.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура работы: введение, четыре главы, заключение и список использованной литературы. Название глав отображает их содержание.

 

 

Основная часть

Глава 1. ОБЩИЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И

БИЗНЕС-МЕНЕДЖМЕНТОМ

 

Властные  структуры в государственных организациях значительно отличаются от властных структур в бизнес-менеджменте, что обусловлено целым рядом важных факторов.

Бывший  президент США Дж. Форд (1913–2006), объясняя причины трудностей, которые испытывают на государственной службе бывшие представители деловых структур и бизнеса, отмечал: «Многие бизнесмены испытывают разочарование, оказавшись на посту министра в правительстве, так как в хозяйственной деятельности они привыкли к большей власти, а работать им приходится совсем в другой обстановке. В правительстве они должны следовать строгим процедурам, правилам и предписаниям. К этому трудно приспособиться даже самым лучшим профессионалам».

Крайне  часто происходит так, что руководители крупных и успешных частных предприятий  получают приглашения на высокий государственный пост. В своей работе они пытаются внести большие изменения в оперативную работу правительства и политическую жизнь страны в целом. Некоторые из них справляются со своей работой успешно, но часть так и уходит в отставку ожесточенными и разочарованными. Это происходит из-за многих причин, но главная из них – это бюрократизм с присущими ему правилами и огромным количеством предписаний, которые являются обязательными на любой государственной службе. Из-за этого многие изменения вступают в силу и начинают действовать гораздо медленнее по сравнению со сферой бизнеса. Система государственной службы построена таким образом, что старшему должностному лицу предоставлена высшая бюрократическая власть. Это сделано для того, чтобы защитить его от организационных инициатив руководителей среднего звена. Следовательно, инициативы в государственном управлении обычно «ждут» сверху.

В управлении негосударственными структурами на управленце лежит вся тяжесть ответственности за принятые им решения. В системе государственного управления, напротив, понятие личной ответственности теряет смысл или может отсутствовать полностью. Последнее происходит потому, что в процессе принятия решений участвует множество административных единиц. Под многими актами можно обнаружить множество подписей различных министров, чье участие в этом процессе было чисто формальным. Такой процесс принятия решений происходит потому, что при движении документа от министерства к министерству происходит его глубокое изучение и в результате, большинство решений принимает компромиссный, безличный характер, что не всегда приводит к оптимизации и улучшении государственного решения.

В государственных  структурах конкретные задачи менеджмента  часто отходят на второй план, так  как здесь присутствуют т.н. полюбовные соглашения. Целью таких соглашений является преодоление конфликтных ситуаций между различными ведомствами, причем так, чтобы не задеть самолюбие сторон и не повлиять на равновесие политических сил. Участники таких отношений вовлекаются в административную игру, тем самым приоритетное значение приобретает не эффективность решения, а тактические и личностные соображения.

Кроме того, существуют многочисленные политические ограничения для реализации менеджмента  в государственных организациях. Практически любое решение государственных органов так или иначе задевает интересы политиков, поэтому представители самых разных политических лобби стремятся оказать влияние на государственный менеджмент1.

 

Глава 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ И ЗАДАЧ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

2.1. Функции и задачи властных структур государственных организаций.

В теории административно- государственного управления понятие «функции» используется для обозначения деятельности административных учреждений независимо от их стратегических целей. Основные направления деятельности государственного администрирования включают в себя: обслуживание, исполнение решений, регулирование, сбор информации, лицензирование и коммунальное хозяйство.

Исполнение решений. Главной и первичной функцией большинства правительственных организаций является администрирование, т.е. проведение в жизнь принятых законов и политики, которую провозгласила исполнительная власть данной страны. Например, Соединенные Штаты проводят политику перекачки федеральных фондов штатам, чтобы оплатить стоимость разнообразных программ благосостояния. Департамент здравоохранения и медицинской помощи осуществляет эту политику, решая, сколько денег предназначается каждому штату, и надзирая за тем, чтобы деньги были использованы по назначению.2

Так как администрация выполняет политические решения и является воплощение общественной политики, к ее функциям можно отнести так же и разработку принципов управления.

Обслуживание. Обслуживание является второй функцией правительственной бюрократии. В наше время для обслуживания населения создано большое количество правительственных агентств. Например, для своевременного информирования населения о чрезвычайных ситуациях существует специальное Бюро, которое занимается этим вопросом.

 

Регулирование. Для поддержание общего благосостояния населения правительство использует регулирующую функцию. Например Президент РФ Дмитрий Медведев поручил правительству РФ в двухмесячный срок распределить функции между Министерством финансов (Минфин) РФ и Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) в связи с присоединением Федеральной службы страхового надзора (Росстрахнадзор, ФССН) к ФСФР. Соответствующий указ «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка РФ» подписан главой государства.3

Лицензирование. Лицензионная деятельность связана с регулированием. С ее помощью правительство может установить некие стандарты и ограничения в определенных областях. Например, если вы хотите заняться частным бизнесом, войти в кооператив или работать на дому , вы должны удовлетворять установленным государственным стандартам. Такие стандарты устанавливаются как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Сбор информации. При решении любых спорных ситуаций государственная администрация обязана сначала собрать необходимую информацию и определить был ли нарушен закон и, принять политическое решение, которое основывается на фактическом свидетельстве. Например, в РФ существует комиссия по делам ЮНЕСКО, куда можно обратиться в случае нарушения гражданских прав.

Кроме предыдущих 6 базисных функций в  понятие « государственное управление»  входит и экспертиза.  В РФ ведут  работу многие федеральные службы по контролю и надзору за различными сферами деятельности.

Еще одной  важной функцией современного государственного администрирования является дискреционная деятельность или возможность выносить решения. Бюрократия обязана выполнять принятый закон в случае если он точен и определен, а так же в случаях если выполнение закона требует принятия дополнительных решений.

Завершая анализ основных функций административно-государственного управления в современном обществе, следует подчеркнуть, что все они тесно взаимосвязаны. Сбор информации, экспертиза, дискреционная деятельность, исполнение решений, обслуживание, регулирование, лицензирование и т.д. - на практике трудно провести четкую грань между этими видами административной деятельности4. Изолированное существование каждой из этих функций в отдельности возможно лишь в процессе научного анализа, но не в практической деятельности. Поэтому современная наука не предлагает универсальной схемы, по которой можно было бы во всех отношениях рационально разбить и сгруппировать различные виды административно-государственной деятельности по их общим признакам. Нет абсолютного критерия, который позволил бы четко распределить компетенцию между министерствами или другими государственными институтами. Все это открывает широкое поле деятельности для неутомимых реформаторов во всех странах мира.

2.2. Функции и задачи властных структур негосударственных организаций.

Рассмотрим основные функции и задачи властных структур в негосударственных организациях. В отличие от государственных организаций, они имеют более узкую практическую направленность. Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

В соответствии с канонами бизнес-менеджмента, высшие руководители и менеджеры подразделений предприятия обязаны:

1. Знать, изучать и  анализировать факты, связанные  с деятельностью предприятия. Регулярно проводить ретроспективный анализ, выявлять логику развития событий на предприятии и в среде, с которой приходится взаимодействовать. Изучать потребителя. Диагностировать внутренние проблемы производственного коллектива. Прогнозировать действие внешних факторов.

2. Намечать текущие и перспективные  цели, причем текущие цели и  задачи должны быть под постоянным контролем. Вырабатывать стратегическую концепцию, разрабатывать конкурентоспособную стратегию действий, направленную на использование потенциальных возможностей коллектива. Определять собственную социально-экономическую, производственную, предпринимательскую тактику.

3. Организовывать, обеспечивать, объединять  ресурсы и средства (работники, машины, материалы, финансы, информация) для достижения целей. Координировать, согласовывать производственные программы с позиций их общего ресурсного обеспечения. Определять допустимые масштабы расходования ресурсов по сметам и балансам с использованием нормативной базы. Особое внимание необходимо уделять контролю над ключевыми ресурсами.

4. Создавать действенные исполнительские  структуры. Использовать программные управленческие структуры. Сочетать децентрализацию с необходимой централизацией. В допустимых пределах делегировать полномочия по управлению. Создавать временно или постоянно действующие специализированные структуры, ячейки для реализации особо важных функций.

5. Уметь выбирать людей, своевременно  продвигать инициативных и способных  специалистов. Информировать коллективы  о целях и задачах управления. Обучать людей и развивать их способности, особое внимание уделяя талантам. Оценивать людей. Заинтересовывать и заставлять работать и избавляться от заведомо ненужных и бесперспективных работников.

6. Обеспечивать координацию  и интеграцию деятельности всех подразделений и специалистов предприятия5.

 

 

 

Глава 3. АНАЛИЗ СТРОЕНИЯ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

3.1. Властные структуры  в государственных организациях.

Термин  структуры в теории организации  обозначает совокупность устойчивых связей в системе управления, с помощью которых обеспечивается ее целостность и тождественность. В структуре любой организации определяются способы распределения задач, модели взаимодействия всех ее членов, субординация и координация.

В каждой отдельной  стране существуют свои особые формы организации и деятельности органов власти. Эти формы зависят от многих факторов в государстве, например от степени экономического и социального развития, от политического режима, международной обстановки. Поэтому, административно - государственные институты могут различаться даже в странах, имеющих схожие социально- экономические структуры.

Информация о работе Сравнительный анализ властных структур в государственных и негосударственных организациях