Сравнительный анализ властных структур в государственных и негосударственных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 20:35, курсовая работа

Описание

Назначение на руководящую должность подразумевает передачу руководителю всей полноты власти. Кажется, что разумного применения статуса руководителя, имеющейся у него власти и влияния вполне достаточно для эффективного управления. Но в жизни все сложнее, ведь руководитель организации, независимо от ее принадлежности к государству, должен быть не только компетентным специалистом, но также опытным дипломатом, воспитателем и авторитетным судьей. В условиях современной России разумное и адекватное использование имеющейся власти является обязательным качеством преуспевающего менеджера и одним из важнейших условий успешного развития организации.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Основная часть 5
Глава 1. ОБЩИЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И 5
БИЗНЕС-МЕНЕДЖМЕНТОМ 5
Глава 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ И ЗАДАЧ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР 8
2.1. Функции и задачи властных структур государственных организаций. 8
2.2. Функции и задачи властных структур негосударственных организаций. 10
Глава 3. АНАЛИЗ СТРОЕНИЯ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР 13
3.1. Властные структуры в государственных организациях. 13
3.2. Властные структуры в негосударственных организациях. 18
Глава 4. АНАЛИЗ ПРИНЯТИЯ ВЛАСТНЫХ РЕШЕНИЙ 29
4.1. Принятие властных решений в государственных организациях. 29
4.2. Принятие властных решений в негосударственных организациях. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВОЕ.doc

— 673.00 Кб (Скачать документ)

Например, в развитых странах Запада, несмотря на приблизительно равный социально- экономический уровень, существуют абсолютно разные структуры административно - государственного управления. В таком случае главные различия между ними можно определить по типу территориальной организации государства. Существует два основных типа административно- государственного управления : унитарный и федеральный.

В Унитарной системе основное управление страной осуществляется из столицы, крайне мало автономии предоставляется входящим в страну автономиям. Для примера можно привести департаменты во Франции, графства в Швеции, провинции в Италии. Все они существуют в основном ради административного удобства.

В Федеративной системе существуют единицы, имеющие собственную политическую жизнь и наделенные существенными полномочиями. Таковыми единицами являются штаты в США, кантоны в Швейцарии, земли в Германии. Эти структуры не могут быть произвольно изменены или упразднены центральной властью на законном основании.

В большинстве стран структура административно – государственного управления имеет три уровня: национальный, региональный и местный.

Национальный уровень управления. В большинстве стран этот уровень включает администрацию президента, аппарат правительства, аппарат парламента и Верховного суда. Структура центральных органов управления претерпевает достаточно частые изменения. При смене правительства, как правило, изменяются численность, функции и наименования министерств: некоторые управления и отделы переходят из одного министерства в другое или делятся между ними. Практически во всех странах распределение функций между ведомствами на уровне как центральных органов, так и их региональных и местных подразделений порождает коллизии компетентности. Бесконечное перераспределение функций в различных комбинациях является одним из основных направлений всех административных реформ.

Региональный уровень управления ( провинций, штатов, земель, республик). Именно на этот уровень в федеративных государствах приходится основная доля задач административного управления. Здесь реализуются не только большинство федеральных законов, но и нормы собственного права. Различают два уровня осуществления федеральных законов:

  • Управление по поручению федерации. При таком типе федеративные единицы подвергаются правовому и специальному надзору, подчиняясь при этом распоряжениям  федерального правительства. Например, правительство страны поручает региону развить сеть автомобильных дорог или построить атомную электростанцию, причем разрешение на проведение такого строительства может выдать только правительство.
  • Реализация федерального права под собственную ответственность, при этом административные органы региона подвергаются только правовому надзору. Только с одобрения представительных органов региона федеральное правительство может давать им поручения.

В Унитарных государствах, напротив, существует повсеместное выполнение общих законов на территории всей страны. Статус административных организаций определяется законом на всей территории страны одним и тем же образом. В федеративном принципе административно- государственного управления органы регионального управления создаются таким образом, как это принято законами данного региона.

Местный уровень управления (графство, город). И в унитарных, и в федеральных государствах на местном уровне административного управления, как правило, выполняются шесть основных функций: 6

• общественная безопасность, включая содержание полиции и пожарной охраны, а также службы здравоохранения;

• программы  помощи пожилым, инвалидам, детям;

• регулирующие функции, включая зонирование, дорожную безопасность, защиту потребителей;

• планирование общественного строительства;

• общественные услуги (школы, парки, библиотеки и т.д.);

• владение и распоряжение государственными предприятиями.

В современной  теории административно-государственного управления существуют различные классификации  административных органов. Классической среди них по праву считается модель, предложенная американским ученым Л. Уайтом. В соответствии с его классификацией в системе административного управления различают три категории организаций или служб:

1. Оперативные  службы - административные единицы,  которые предоставляют услуги непосредственно населению, осуществляя тем самым задачи, с которыми связано создание данного административного учреждения или службы, например почтовое отделение, муниципальная библиотека, бюро удостоверений личности в префектуре.

2. Вспомогательные службы - административные образования, не имеющие самостоятельных конечных целей. Их деятельность состоит в оказании другим службам (прежде всего оперативным) содействия материального и нематериального характера в форме предоставления в их распоряжение различных средств или услуг.

3. Штабные  службы - лица, работающие в службах  этого типа, как правило, не осуществляют повседневного управления. На них возложена разработка под руководством и в тесном контакте с руководителем задач, которые возникают в связи с принятием важных решений. Содержание деятельности работников штабных служб составляет несколько основных направлений:

• проведение исследований и разработок, необходимых  для, выработки политики данной организации; консультирование руководителей учреждения;

• выработка  гипотез о предполагаемых направлениях будущего развития как самой организации, так и внешних факторов;

• подготовка проектов программ или планов мероприятий;

• наблюдение за выполнением принятых решений  и программ, координация действий служб-исполнителей и контроль за результатами;

• подготовка мероприятий по реорганизации структуры, совершенствованию методов работы как внутри, так и вне организации.

Следует подчеркнуть, что на практике достаточно часто  трудно провести четкую классификацию административных организаций, поскольку некоторые подразделения выполняют задачи двух или даже трех типов служб7.

 

В общем плане  управление в государственных организациях больше всего соответствует концепции бюрократической структуры управления, сформулированной социологом М. Вебером, разработавшим нормативную модель рациональной бюрократии. Иерархичность государственной структуры основывается на власти, на способности получения результатов путем применения санкций и угроз. Властные структуры в государственных организациях представляют собой бюрократическую форму иерархических организаций. Она содержит следующие принципиальные положения:

  • Осуществление службы на непрерывной основе.
  • Четкое разделение полномочий. Следствием этого положения является необходимость использования квалифицированных специалистов по каждой должности, а так же определение их прав и ответственности.
  • Иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим. Продвижение по государственной службе представляет собой служебную лестницу, восхождение по которой происходит по критериям старшинства и личных достижений.
  • Наличие формальных правил и норм, обеспечивающий одинаковый подход к выполнению менеджерами своих задач и обязанностей; в соответствии с ними должностные лица получают права для выполнения функций, а также устанавливаются условия законного применения средств принуждения.
  • Дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои обязанности, в частности, означающий, что подчинения требует не человек, а должность, которая им занимается.
  • Осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности.

 

Обобщая все сказанное можно охарактеризовать организационную структуру иерархического ( бюрократического) типа как : сложные ( с большим числом горизонтальных и вертикальных связей); высоко формализованные ; с коммуникациями , направленными преимущественно сверху вниз, и незначительным участием низового персонала в принятии решений. Поэтому такую структуру часто называют структурой- пирамидой. Принципы построения такой структуры рассматриваются теоретиками менеджмента как доказавшие свою эффективность, несмотря на то что само слово «бюрократизм» вызывает в сегодняшних условиях реакцию отторжения.8

3.2. Властные структуры в негосударственных  организациях.

 

Функции власти и управления деятельностью негосударственного предприятия реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношения друг с другом. Отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру.

Под организационной структурой управления негосударственным предприятием понимается состав отделов, служб и подразделений в аппарате управления, системная их организация, характер соподчиненности, подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы, а также набор координационных и информационных связей, порядок определении функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии.

Многообразие функциональных связей и возможных способов их определения между подразделениями и работниками определяет разнообразие возможных видов организационных структур управления производством. Все эти виды сводятся в основном к четырем основным типам организационных структур: линейным, функциональным, дивизиональным, матричным. В реальности же структура управления значительно богаче по содержанию, так как представляет собой совокупность путей, применяя которые организация осуществляет разделение труда и затем координирует выполнение задач и целей.

Ниже рассматриваются  виды структур управления, наиболее часто  используемые организациями.

3.2.1. Линейно-функциональная структура управления

 

Линейная структура. Сущность линейной (иерархической) структуры управления состоит в том, что управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним доминантным лицом – руководителем, который получает официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта, и несет ответственность за его работу перед вышестоящим руководителем (рис. 1).

 

Рис. 1. Линейная структура управления:

Р – руководитель;

Л – линейные органы управления (линейные руководители);

И – исполнители.

 

Данный тип организационной  структуры управления применяется в условиях функционирования мелких предприятий с несложным производством, при отсутствии у них разветвленных кооперированных связей с поставщиками, потребителями, научными и проектными организациями и т.д. В настоящее время такая структура используется в системе управления производственными участками, отдельными небольшими цехами, а также небольшими фирмами однородной и несложной технологии.

 

Функциональная  структура (рис. 2) сложилась как неизбежный результат усложнения процесса управления. Особенность функциональной структуры заключается в том, что хотя и сохраняется единоначалие, но по отдельным функциям управления формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления.

 

 

Рис. 2. Функциональная структура управления:

Р – руководитель;

Ф – функциональные органы управления (функциональные руководители); И – исполнители.

 

Традиционные функциональные блоки предприятия – это отделы производства, маркетинга, финансов. Это широкие области деятельности, или функции, которые имеются на каждом предприятии для обеспечения достижения его целей.

Если размер всей организации или данного отдела велик, то основные функциональные отделы можно, в свою очередь, подразделить на более мелкие функциональные подразделения. Они называются вторичными, или производными. Основная идея здесь состоит в том, чтобы максимально использовать преимущества специализации и не допускать перегрузки руководства. При этом необходимо соблюдать известную осторожность с тем, чтобы такой отдел (или подразделение) не ставил бы свои собственные цели выше общих целей всего предприятия.

На практике обычно используется линейно-функциональная, или штабная, структура, предусматривающая создание при основных звеньях линейной структуры функциональных подразделений (рис. 3). Основная роль этих подразделений состоит в подготовке проектов решений, которые вступают в силу после утверждения соответствующими линейными руководителями.

Рис. 3. Линейно-функциональная структура управления.

Наряду с линейными  руководителями (директорами, начальниками филиалов и цехов) существуют руководители функциональных подразделений (планового, технического, финансового отделов, бухгалтерии), подготавливающие проекты планов, отчетов, которые превращаются в официальные документы после подписания линейными руководителями.

Информация о работе Сравнительный анализ властных структур в государственных и негосударственных организациях