Структура управления организацией

Автор работы: k*********************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 13:35, курсовая работа

Описание

Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению. Связь структуры с ключевыми понятиями управления - его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями свидетельствует о ее огромном влиянии на все стороны работы организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....
ГЛАВА 1. ПРИЗНАКИ СТРУКТУРИЗАЦИИ……………………………………
Понятие и принципы построения организационных структур……….......
Понятие и принципы построения управленческих структур………..……
ГЛАВА 2. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР……….…………..……
2.1. Линейная организационная структура управления……….…..…………...
2.2. Функциональная организационная структура управления………......…
2.3. Линейно – функциональная (штабная) структура управления…...…...….
2.4. Матричная организационная структура управления…………...……...….
ГЛАВА 3. ПРОЦЕСС ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ……………………………………………………………………….
3.1. Анализ действующей оргструктуры управления………………………….
3.2. Проектирование…………………………...…………………………………
3.3 Оценка эффективности организационной структуры……………………..
Структура управления на примере Коряжемского филиала Сбербанка России
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Структуре упр орг.docx

— 134.33 Кб (Скачать документ)

Минобрнауки России

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) Федеральный Университет»

Коряжемский филиал

Гуманитарно-экономический  факультет 
 
 
 

СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 
 
 
 

Выполнил: 

Студент 3 курса,

Специальности “Государственное

и муниципальное  управление” 

Научный руководитель:

канд. соц. наук, заведующий

кафедрой  уголовных и

гражданско-правовых дисциплин: 

Защищена с отметкой______

Научный руководитель_____ 

2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....

ГЛАВА 1. ПРИЗНАКИ СТРУКТУРИЗАЦИИ……………………………………

    1. Понятие и принципы построения организационных структур……….......
    2. Понятие и принципы построения управленческих структур………..……

ГЛАВА 2. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР……….…………..……

2.1.    Линейная организационная структура управления……….…..…………...

2.2.    Функциональная организационная структура управления………......…

2.3.    Линейно – функциональная (штабная) структура управления…...…...….

2.4.    Матричная организационная структура управления…………...……...….

ГЛАВА 3. ПРОЦЕСС ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ  СТРУКТУРЫ……………………………………………………………………….

3.1.    Анализ действующей оргструктуры управления………………………….

3.2.    Проектирование…………………………...…………………………………

3.3     Оценка эффективности организационной структуры……………………..

Структура управления на  примере Коряжемского филиала Сбербанка России

Заключение

Приложения.

Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Данная  работа посвящена изучению структур управления организацией.

     Необходимость совершенствования системы управления на современном этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация  численности аппарата управления, его  функций; внедрение автоматизированных систем управления и разработки систем принятия решения.

     Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению. Связь структуры  с ключевыми понятиями управления - его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями свидетельствует  о ее огромном влиянии на все стороны  работы организации.

     Существуют  различные типы организационных  структур (линейные, линейно-функциональные, функциональные, матричные). Но не каждый тип организационной структуры соответствует организации. Поэтому каждая организация сама разрабатывает организационную структуру, которая должна задавать систему ответственности, отношения отчетности, принципы объединения сотрудников в группы. Кроме того, структура должна содержать в себе механизмы связи и координации элементов организации в согласованно работающее целое.

Целью данной работы является изучение структур управления организацией (Сбербанк России).

Объектом  данной работы является Сбербанк России.

Предметом данной работы является организационная  структура Сбербанка России.

1. Признаки структуризации

     Под структурным подразделением аппарата управления понимается административно  обособленная часть его, выполняющая  одну или несколько функций, либо часть функций управления.

     Структура аппарата управления организацией (подразделением, фирмой) характеризует состав и взаимосвязь  его подразделений (отделов, участков) и отдельных должностных лиц, следовательно, структура аппарата управления организацией дает представление  о его подразделениях, службах  и отдельных должностных лицах, их специализации, соподчиненности  и взаимосвязи (по вертикали и  горизонтали).

     К звеньям управления относятся структурные  подразделения, а также отдельные  специалисты, выполняющие соответствующие  функции управления либо часть их. К звеньям управления следует  относить и менеджеров осуществляющих регулирование и координацию  деятельности нескольких структурных  подразделений.

     Ступени управления характеризуют последовательность подчинения одних звеньев управления другим снизу доверху. На основе поступающей  информации менеджерами на каждой ступени  управления принимаются решения, которые  конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.

   Основные  признаки структуризации организации:

  • функциональное назначение;
  • «обслуживаемый» продукт;
  • обслуживаемая группа потребителей;
  • обслуживаемый регион;
  • интервал рабочего времени;
  • количество подчиненных;
  • обслуживаемый процесс.

2. Понятие и принципы построения организационных структур

     Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационной структурой управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

     Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и  полномочия. Элементами организационной  структурой управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов организационной структурой управления:

а) в  зависимости от состава структурных  подразделений организации вычленяются  звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;

б) исходя из характера общих функций, выполняемых  в процессе управления, формируются  органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

     Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые  принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

     При двухуровневой структуре создаются  верхние звенья управления (руководство  организацией в целом) и низовые  звенья (менеджеры, непосредственно  руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в  организационной структуре управления формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

     В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые - суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между  так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими  за деятельность организации или  ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или  иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как  полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право  решать все вопросы развития вверенных  им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами  организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать  другим членам организации выполнять  их распоряжения. Если тому или иному  работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

     Между всеми названными выше составляющими  организационной структуры управления существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (скажем, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных. Так, если руководством организации принято решение о введении в организационную структуру управления нового органа, например, отдела маркетинга (функции которого ранее никто не выполнял), нужно одновременно дать ответ на следующие вопросы: какие задачи будет решать новый отдел? кому он будет непосредственно подчинен? какие органы и подразделения организации будут доводить до него необходимую информацию? на каких иерархических уровнях будет представлена новая служба? какими полномочиями наделяются работники нового отдела? какие формы связей должны быть установлены между новым отделом и другими отделами?

     Увеличение  количества элементов и уровней  в организационной структуре  управления неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.

     К структуре управления предъявляется  множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах  формирования организационной структуры  управления, разработке которых было посвящено немало работ отечественных  авторов в дореформенный период. Главные из этих принципов могут  быть сформулированы следующим образом.

1. Организационная  структура управления должна прежде всего отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.

2. Следует  предусматривать оптимальное разделение  труда между органами управления  и отдельными работниками, обеспечивающее  творческий характер работы и  нормальную нагрузку, а также  надлежащую специализацию.

3. Формирование  структуры управления надлежит  связывать с определением полномочий  и ответственности каждого работника  и органа управления, с установлением  системы вертикальных и горизонтальных  связей между ними.

4. Между  функциями и обязанностями, с  одной стороны, и полномочиями  и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит  к дисфункции системы управления  в целом.

5. Организационная  структура управления призвана  быть адекватной социально-культурной  среде организации, оказывающей  существенное влияние на решения  относительно уровня централизации  и детализации, распределения  полномочий и ответственности,  степени самостоятельности и  масштабов контроля руководителей  и менеджеров. Практически это  означает, что попытки слепо копировать  структуры управления, успешно функционирующие  в других социально-культурных  условиях, не гарантируют желаемого  результата.

     Реализация  этих принципов означает необходимость  учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества  различных факторов воздействия  на организационную структуру управления.

Информация о работе Структура управления организацией