Технологическая планировка магазина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 00:39, курсовая работа

Описание

Все вышесказанное подтверждает актуальность и необходимость выбора темы настоящей курсовой работы. В связи с этим основная цель настоящей работы – разработать технологическую планировку магазина № 16 г. Гомеля СООО Бедлвест.
Для реализации данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- дать понятие технологической планировки магазина и классификацию торговых зданий;
- изучить требования, предъявляемые к устройству и оформлению магазинов;
- изучить состав помещений магазина и их взаимосвязь;
- провести расчет площади магазина № 16 г. Гомеля СООО Бедлвест;
- разработать технологическую планировку магазина № 16 г. Гомеля СООО Бедлвест.

Работа состоит из  1 файл

Доработка.doc

— 221.00 Кб (Скачать документ)

Торговые здания и сооружения должны отвечать технологическим, архитектурно-строительным, эко­номическим и санитарно-гигиеническим требованиям [7, с.349].

Технологические требования предусматривают прежде всего беспре-пятственное движение покупательских потоков, выделение помещений или зон в соответствии со стадиями тех­нологического процесса, отсутствие перекрещивающихся по­купательских потоков и обеспечение наикратчайших путей движения товаров. Исходя из этого требования, в магазине вы­деляется главная зона - торговая, на долю которой должно приходиться 50-80 % всей полезной площади торгового предприятия. Соответствие торговых зданий техническим требова­ниям означает также и применение современных средств торго­вой и вычислительной техники.

Эргономические требования сводятся к повышению про­изводительности труда торговых работников за счет примене­ния современных средств меха-низации и автоматизации торго­вых процессов и создания комфортных условий для работников магазинов (соответствующие температура, освещенность, акус­тика). Выполнение этих требований связано с выделением от­дельных помещений бытового характера (душевых, моечных, комнат отдыха и др.).

Строительные требования предполагают применение со­временных индустриальных методов при строительстве торго­вых зданий, использование отделочных материалов заводского изготовления (панели, щиты, плиты) из новых, экономичных и гигиеничных материалов (пластмассы, керамика, мраморная крошка, пеностекло и др.). Строительство должно предпола­гать необходимую прочность, устойчивость и долговечность здания, торговые здания - легко реконструироваться.

Архитектурные требования сводятся к оформлению внешнего (экстерьер) и внутреннего (интерьер) вида магазинов. Архитектурное решение фасада магазина должно обеспечивать максимальную обозримость интерьера торгового зала с улицы, быть лаконичным и выразительным. Необходимо, чтобы на­ружные витрины, вывески и другие рекламные средства были броскими и максимально наглядными. Фасад магазина должен выгодно отличаться от других зданий и соответствовать архи­тектурному ансамблю города [9, с.79-80].

Санитарно-гигиенические требования определяют устройство систем вен-тиляции, отопления, освещения, во­доснабжения, канализации. Эти устройства необходимы не только для обеспечения надлежащих условий работы торгового персонала, но и для создания оптимальных ре­жимов хранения товаров.

Особые требования предъявляются к устройству при­легающих к магазину зон. Выделяются зоны для покупа­телей и хозяйственные. Зона для покупателей имеет пло­щадки для отдыха, тротуары для подхода к павильонам, киоскам, торговым автоматам, витринам и другим сред­ствам рекламы, а также стоянки для парковки индивиду­ального транспорта.

Хозяйственная зона необходима для подъезда и раз­грузки автомашин с товаром, хозяйственных построек, навесов для тары и т.д.[7, с.348-350].

Зона для посетителей предусматривает наличие не­скольких подзон: подхода и ознакомления с витринами; отдыха; паркинга индивидуального транспорта. Все зоны должны быть хорошо благоустроены, чтобы создать благо­приятные санитарно-гигиенические и комфортные усло­вия для покупа-телей. Для беспрепятственного движения покупателей устраиваются тротуары. Их расположение и ширина должны быть удобными для обозрения витрин ма­газина. Для сезонной торговли необходимо предусматри­вать площадки для установки сборно-разборных павильо­нов и организации базаров. Постоянное расширение парка автотранспортных средств покупателей требует устройст­ва у магазинов специальных стояночных площадок. Пло­щадь стоянки транспорта покупателей отводится с учетом действующих строительных норм и правил.

Для подъезда автомашин с товарами, их маневрирова­ния, а также для построек хозяйственного назначения соз­дается хозяйственная зона. Как правило, от основной зоны она отделяется линией озеленения или тротуаром. Не ре­комендуется устройство дворов и надворных построек. В хозяйственной зоне могут размещаться и технические со­оружения (пожарные резервуары и т. п.) [3, 417].

В итоге, можно отметь, что технологическая планировка магазина совокупность всех помещений магазина в определенной взаимосвязи, позволяющей обеспечить рациональную организацию оперативных процессов. Планировка формирует пути, траектории движения людей и товаров. Здания, используемые для размещения магазинов, могут быть классифицированы по нескольким признакам: по типу здания, по капитальности сооружения, в зависимости от материала стен и конструктивных элементов,  по размеру торговых площадей, по этажности, по функциональному назначению и конструктивным особенностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УСТРОЙСТВУ И ОФОРМЛЕНИЮ МАГАЗИНОВ

 

 

Основные проектно-технологические требования к магазинам сводятся к

следующим положениям:

-  не допускать пересечения покупательских и товарных потоков;

- использовать гибкую планировку, позволяющую в случае необходимости быстро и без существенных затрат осуществлять внутреннюю перепланировку магазина, не меняя параметров здания;

- способствовать перекомпоновке помещений в соответствии с новыми требованиями современных техники и технологий,  изменением ассортимента  и функций торгового предприятия.

Для создания необходимых для работы условий следует соблюдать конкретные технологические требования к устройству магазина:

- обеспечение беспрепятственного рационального дви­жения покупате-льских потоков;

- выделение зон (помещений) в соответствии с содержа­нием технологического процесса,  использованием про­грессивных технологий, интенсивностью покупательских и грузовых потоков;

- организация кратчайших путей движения и исключение перекрестных потоков.

Устройство магазинов должно обеспечивать функцио­нальные удобства и отвечать эстетическим требованиям. Доля главной функциональной зоны - торгового зала, кото­рый должен занимать 60-80% всей полезной площади магазина, конкретными технологическими требованиями к устройству магазина, с точки зрения покупателя, являются и свободный доступ покупателей к товарам, узлам расчета, входу и выходу.

Магазин должен отвечать также и важнейшим эргоно­мическим требованиям: создавать условия для макси­мальной производительности труда, механизации технологических операций, обеспечивать комфортные условия труда, необходимые режимы хранения товаров.

Проекты магазинов должны соответствовать:

- прогрессивным направлениям развития отрасли;

- функциональным требованиям организации движения товаров в
магазине от разгрузки до продажи потребителю;

-              градостроительным условиям размещения (объемно-архитектурное решение);

- требованиям по внедрению прогрессивных конструкций и отделочных материалов;

- экономичности проектного решения.

При проектировании магазинов следует учитывать прогрессивные направления развития отрасли, которые оказывают влияние на планировочную структуру здания. К ним относятся: развитие системы прямых хозяйствен­ных связей и взаимоотношений с предприятиями-изготовителями; широкое использование централизованной доставки товаров, в том числе и в таре-оборудовании; поступление товаров, максимально подготовленных к продаже, организация ни ритмичной доставки товаров в соответствии потребностями магазина как по объему, так и по частоте и др. Перечисленные факторы определяют величину и структуру площадей магазина, их размещение.

Одним из главных требований к магазинам, обеспечи­вающим повышение их эффективности, является созда­ние конкурентоспособных торговых предприятий, облада­ющих следующими признаками:

- широким ассортиментом товаров;

- наличием прогрессивных технологий при продаже товаров и обслуживании покупателей;

- высоким уровнем рекламно-информационного обеспечения магазина;

- высокой культурой обслуживания, обеспечивающей максимум удобств для покупателей;

- оптимальным режимом работы;

- широким предложением дополнительных услуг;

- грамотной ценовой политикой;

- минимальными издержками потребления.

Объемно-плани­ровочные и конструктивные решения магазинов должны обеспечить возможность увеличения торговых площадей за счет кладовых и других неторговых помещений в про­цессе реконструкции с минимальными затратами. Это возможно при использовании принципа гибкой планировки.

Планировочная структура магазина должна опреде­ляться системой дви-жения товаров и создавать условия для внедрения механизации технологиче-ских процессов и изменения технологии, состава помещений, их функций в процессе эксплуатации магазина, если этого потребуют об­стоятельства в будущем.

Для решения этой задачи необходимо: помещения для хранения и продажи одноименных товаров размещать на одном уровне (этаже); предусматривать кратчайшие пути между разгрузочными площадками, помещениями для приемки, хранения и торговым залом в последовательно­сти, определяемой технологией выполняемых операций; вспомогательные, подсобные и административно-бытовые помещения размещать в стороне от основных направлений движения товаров; не допускать пересечения направле­ний товародвижения с потоками покупателей; обеспечить гибкую планировку, позволяющую в процессе эксплуата­ции передвигать перегородки внутри здания с учетом изменений в технологическом процессе магазина, переспециализации отделов, внедрения средств механизации.

Более рациональной является планировочная структура с укрепленной сеткой колонн, позволяющей более рационально размещать и использовать торгово-технологическое оборудование и выбирать направления движения

грузовых и покупательских потоков.

Отсутствие внутри здания большого количества капи­тальных перегородок будет способствовать перепланиров­ке магазина, увеличению торговой площади за счет неторговых помещений без больших затрат.

Увеличение площади магазина может быть достигнуто за счет пристройки к нему необходимых помещений вмес­то строительства нового объекта, что будет, с экономической точки зрения, более целесообразным.

Важнейшими требования­ми к устройству и планировке торгового зала являются:

- свободное движение покупательского потока с учетом его плотности, обеспеченное рациональным размещением торгового оборудования и достаточной шириной проходов;

- наличие кратчайших путей движения товаров с мест хранения в места продажи;

- хорошая просматриваемость торгового зала;

- использование рекламных средств и символов, а так­ же планировочных решений торгового зала для быстрой ориентации покупателей в торговом зале.

В процессе разработки проекта магазина необходимо определить габариты торгового зала.

К оптимальным размерам торгового зала следует отнес­ти квадрат или прямоугольник с соотношением сторон 1:1,5 или 1:2 и примыканием к нему по длинной стороне или по периметру помещений для хранения и подготовки товаров к продаже. Может быть и другая его конфигура­ция. Высота торгового зала зависит от его площади, но не менее 3,3 м.

Оптимальными габаритами являются такие, где поку­пательские и грузовые потоки являются наикратчайши­ми. Менее удобна вытянутая форма торгового зала. В этом случае удлиняются грузопотоки, затруднена расстановка торгового оборудования, снижается эффективность ис­пользования торговой площади.

При размещении товарных секций (отделов) рекомен­дуется учитывать частоту спроса и приближать отделы, торгующие товарами повседневного спроса, к основным потокам покупателей.

Товары, требующие длительного времени и специаль­ных условий для отбора покупателями (технически слож­ные и др.). целесообразно располагать в стороне от основ­ных интенсивных потоков.

Планировочное решение торгового зала должно учиты­вать требования, обеспечивающие эвакуацию и возмож­ность в дальнейшем увеличить площадь зала за счет торго­вых залов.

Большое внимание уделяется соблюдению требований безопасности, обес-печению возможности эвакуации из торгового зала: ширине эвакуационных

проходов и выхо­дов, расположению расчетных касс и т.д.

Планировку торгового зала необходимо выполнять с учетом следующих рекомендаций. Размещение и выбор ширины входов и выходов из ма­газина следует осуществлять таким образом, чтобы была обеспечена возможность свободного движения покупате­лей, не должно быть встречных, перекрещивающихся по­токов покупателей.

Расстановка оборудования в торговом зале должна не препятствовать эвакуации из магазина, способствовать эффективному использованию торговой площади, созда­вать максимум удобств для показа и отбора товаров поку­пателями.

Определяя планировочное решение торгового зала, сле­дует учитывать метод продажи товаров и виды услуг, ока­зываемых покупателям. По функциональному назначе­нию в торговом зале выделяются площади под оборудова­ние, для размещения товаров, примерки, проходы для покупателей, для узлов расчета, для дополнительных услуги т.д. [8, с. 359-360]

Информация о работе Технологическая планировка магазина