Технологическая планировка магазина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 00:39, курсовая работа

Описание

Все вышесказанное подтверждает актуальность и необходимость выбора темы настоящей курсовой работы. В связи с этим основная цель настоящей работы – разработать технологическую планировку магазина № 16 г. Гомеля СООО Бедлвест.
Для реализации данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- дать понятие технологической планировки магазина и классификацию торговых зданий;
- изучить требования, предъявляемые к устройству и оформлению магазинов;
- изучить состав помещений магазина и их взаимосвязь;
- провести расчет площади магазина № 16 г. Гомеля СООО Бедлвест;
- разработать технологическую планировку магазина № 16 г. Гомеля СООО Бедлвест.

Работа состоит из  1 файл

Доработка.doc

— 221.00 Кб (Скачать документ)

Планировочная структура магазина должна обеспе­чить последовате-льность технологического процесса, мак­симальные удобства для покупателей и персонала, их функ­циональную взаимосвязь (рисунок 2.1) [7, с. 351-353].

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 – Функциональные взаимосвязь помещений магазина

Примечание  - Источник: [7, с. 353, рис. 13.1]

 

В соответствии с технологическим процессом рекомендуется:

- разгрузку товаров осуществлять на разгрузочной площадке или на площади для приемки товаров, к которым должны примыкать кладовые для их хранения;

- кладовые для хранения товаров связать с помещениями для их

подготовки к продаже, фасовке, если того требуют технология;

- помещения для хранения и подготовки соответствующего товара максимально приблизить к местам их продажи;

- помещения для хранения порожней тары разместить рядом с погрузочной площадкой.

Все помещения, в которых размещаются товары, долж­ны соответствовать требованиям, обеспечивающим их со­хранность [4, с. 354].

Всю площадь торгового зала можно условно разделить на:

- установочную площадь;

- площадь проходов для покупателей и перемещения товаров;

- площадь рабочих мест обслуживающего персонала;

- площадь контрольно-кассового узла.

Установочная площадь включает в себя площадь, заня­тую торговым оборудованием (для выкладки товаров, де­нежных расчетов и обслуживания покупателей) и крупно­габаритными товарами (холодильниками, стиральными машинами и т. п.), размещенными в торговом зале. В мага­зинах самообслуживания под установочную площадь обыч­но отводится примерно 30% всей площади торгового зала.

Об  эффективности   использования   площади  торгового зала   судят   по    коэффициенту     установоч­ной   площади, который рассчитывают по формуле:

 

                                          Ку = Sу / Sт.з                                                (1.1)

 

где Ку — коэффициент установочной площади;

Sу - установочная площадь, м2;

Sт.з. - площадь торгового зала, м2.

 

Низкое значение коэффициента установочной площади (меньше 0,25) говорит о нерациональном использовании тор­говой площади из-за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента завышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, по­скольку недостаточная ширина проходов между оборудова­нием в таком случае будет

препятствовать их свободному перемещению.

Однако следует учесть, что этот показатель может изме­няться в зависимости от размера магазина (чем больше торговая площадь, тем, как правило, меньше доля устано­вочной площади) и от его специализации.

Наряду с рациональным использованием торговой пло­щади под установку

оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудова­ния, имеющего большую экспозиционную площадь.

Экспозиционная площадь исчисляется как сумма пло­щадей всех

элементов оборудования, предназначенных для выкладки товаров (полок, кассет и т. д.). К экспозицион­ной площади относится и площадь, занимаемая основа­ниями крупногабаритных товаров.

Степень использования площади торгового зала под вы­кладку товаров характеризует  коэффициент   экс­позиционной     площади.   Его   рассчитывают  по следующей формуле:

 

                                     Кэксп = Sэкспз / Sт.з                                                (1.2)

 

где Кэксп - коэффициент экспозиционной площади торго­вого зала;

Sэкспз - экспозиционная площадь, м2;

Sт.з  - площадь торгового зала, м2.

 

Этот показатель зависит от видов и типов применяемо­го для выкладки товаров оборудования, а также от его га­баритов и количества элементов, увеличивающих экспози­ционную площадь (полок, корзин и т. д.). Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотноше­ние, примерно равное 0,7.

Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет применения островных горок или стеллажей большой высоты может привести к ухудшению обозримости това­ров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруд­нить отбор товаров покупателями.

Коэффициент экспозиционной площади зависит от спе­циализации магазина: он будет ниже в магазинах, где применяются холодильные прилавки и другое холодильное оборудование, в магазинах, торгующих крупногабаритны­ми товарами, и т. д.

Для свободного перемещения товаров и покупателей часть торгового зала магазина самообслуживания отводит­ся под проходы. Ширина проходов между торговым обору­дованием определяется строительными нормами и прави­лами, однако она может изменяться в каждом кон­кретном магазине с учетом применяемых средств меха­низации и плотности покупательского потока. Так, более широкие проходы должны быть там, где предусматрива­ется перемещение

товаров с помощью подъемно-транс­портных средств.

Для свободного перемещения покупателей обязательным является наличие магистральных (более широких по срав­нению с обычными) проходов, расположенных вдоль стен и связывающих все зоны торгового зала.

В магазинах, где торговля ведется через прилавок об­служивания, выделяется площадь для организации рабочих мест обслуживающего персонала. Ее размер равен произ­ведению длины фронта прилавка на глубину рабочего мес­та. Глубина рабочего места продавца включает ширину прилавка и торгового оборудования для выкладки и раз­мещения рабочего запаса товаров, а также ширину прохо­да между ними, который должен быть не менее 0,9 м.

Площадь контрольно-кассового узла включает в себя площадь, занимаемую кассовыми кабинами, проходами между ними, столами для упаковки товаров, а также пло­щадь для хранения корзин и тележек для отборки товаров покупателями. В магазинах самообслуживания эта пло­щадь не должна превышать 15% площади торгового зала. При этом количество рабочих мест контролеров-кассиров определяют исходя из специализации магазина и площади его торгового зала  [3, c.32-35].

Рекламно-информационное оформление магазина включает различные художественно-графиче­ские средства, используемые в различных зонах магазина и на прилегающей к нему территории.

Зона наружной информации включает вывеску с режи­мом работы и витринно-выставочную рекламу. Вывеска ма­газина должна включать фирменный блок (эмблему, знак), текстовое его название, соответствующее типу магазина, информацию о принадлежности магазина. Витрины мага­зина должны быть оформлены таким образом, чтобы при­влечь внимание покупателя, представить ему срез ассорти­мента магазина, обеспечить просмотр торгового зала через них. Важным элементом оформления экстерьера магазина является планировка прилегающей к нему территории.

Художественные качества интерьера торгового зала определяются уровнем комплексно решаемых задач: создание оптимальных пропорций здания, его архи­тектурного облика;  рациональное размещение оборудования, использо­вание рекламных средств, отделочных материалов; цветовое и световое решение.

Внутримагазинная реклама содержит указатели разме­щения товарных отделов, знаки-символы входа-выхода, узлов расчета, информацию о товарах, дополнительных услугах, правилах отбора и расчета.

Войдя в торговый зал, покупатель должен получить максимальную информацию о размещении товаров и вы­брать наиболее рациональный маршрут своего движения.

Внутримагазинная реклама призвана побуждать покупа­теля к приобретению товара, совершению импульсных поку­пок. Для композиционной выразительности используются фризы, различные планшеты, специальные стенды, графи­ческие символы, шрифты, декоративные элементы.

При оформлении торгового зала следует соблюдать сле­дующие принципы: обеспечить оптимальные условия для показа товаров. На первом плане должен быть товар, а все рекламные элементы призваны способствовать его наилучшему показу, подчеркивать его потребительские качества. Эту роль могут выполнить так называемые рекламные цен­ники, которые отличаются от обычных большим форма­том, яркостью оформления, наличием дополнительной ин­формации о свойствах, качестве и назначении товара.

Качество интерьера торгового зала определяется тем, насколько полно соблюдены при проектировании следу­ющие требования:

- создание оптимальных пропорций помещений, рас­становка обору-дования с учетом положения колонн, лест­ниц, пандусов, основных проходов;

- расположение витрин и других средств рекламы;

- отделка потолков, стен, колонн, полов;

- цветовое решение внутренней отделки помещений;

- решение системы освещения, размещение светильни­ков, подсветов;

- устройство подвесных потолков, оформительских де­коративных элементов.

Проектируя интерьер торгового зала, следует иметь в виду главную задачу - создание оптимальных условий для показа товаров, где ничто не должно отвлекать покупате­ля от них.

Характер отделки интерьера магазина зависит от то­варной специфики и размера торгового зала.

Отделку пола рекомендуется выполнить в одном тоне, геометрически нейтральным рисунком, позволяющим пе­редвигать торговое оборудование, не нарушая композици­онного решения отделки.

Подвесные потолки предусматриваются в крупных универсальных мага-зинах. Они выполняют декоратив­ные, акустические и осветительные функции.

В интерьерах торговых залов следует широко использо­вать легко изменяемые средства рекламы в соответствии с требованиями времени.

В интерьерах предусматривается использование рекла­мы, информирующей о наличии товаров, расположении отделов, дополнительных услугах, а также различных торговых знаков, эмблем и т.д.

В витринах, размещаемых внутри магазина, следует создавать преимущественно постоянно сменяемые компо­зиции. В отдельно стоящих витринах, расположенных пе­ред фасадом торгового здания, экспозиция должна характеризовать назначение предприятия, его профиль. Она, правило, меняется редко. В целях создания оптимальных условий для обозрения ч г позиции в витринах следует предусмотреть специаль­ное освещение и свободные подходы.

    В итоге можно отметить, что при правильной технологической планировке в магазине обеспечивается возможность увеличения торговых площадей за счет кладовых и других неторговых помещений в про­цессе реконструкции с минимальными затратами, создает условия для внедрения механизации технологических процессов и изменения технологии, состава помещений, их функций в процессе эксплуатации магазина, а следовательно улучшается обслуживание покупателей.

 

4 РАСЧЕТ ПЛОЩАДИ МАГАЗИНА № 36 Г. Гомель СООО «Белвест»

 

 

В зависимости от особенностей объемно-планировочного решения магазин является отдельно стоящим одноэтажным зданием, высота помещений 3 метра. Фундамент ленточный из бетонных блоков, стены из керамического кирпича, кровля стропильная с покрытием металлочерепицей.

В здание предусмотрены два входа: для посетителей со стороны главного фасада и служебный вход с торца здания. Прилегающая к магазину территория благоустроена, озеленена. Подъездные пути и пешеходные дорожки доступны к входу, удобны, пешеходный тротуар и прилегающая территория асфальтирована, вход в магазин в вечернее время освещен, имеется вывеска с необходимыми реквизитами: тип предприятия; принадлежность; информация о режиме работы; информация об оказываемых услугах.

Помещение магазина оборудовано для оказания услуги розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами. Помещение торгового зала оптимальных размеров, с прилеганием к нему общих торговых площадей помещений (Приложение А).

Общая площадь магазина 104 м2, из них торговый зал занимает 32 м2. Пол покрыт глазурованной напольной плиткой, стены - улучшенная клеевая побелка. Освещение совмещенное: 4 окон и потолочные люминационные лампы (9 шт.), зал оснащен вентиляцией (верхние зарешеченные воздуховоды).

Торговые помещения и склад расположены на одном уровне, они связаны между собой небольшим коридором, что позволяет оперативно пополнять товарные запасы. Административно-бытовые помещения связаны с торговыми помещениями.Помещения для хранения оснащены соответствующим технологическим оборудованием.

  Помещение магазина оборудовано для оказания услуги розничной тор-говли непродовольственными товарами. Помещение торгового зала оптималь-ных размеров, с прилеганием к нему общих торговых площадей помещений (Приложение 3). В месте с тем необходимо отметь, что планировка торгового зала нерациональна так как имеет вытянутую форму. Имеется сетка колон, которые препятствуют более рациональной организации технологического процесса.

Общая площадь магазина 104 м2, из них торговый зал занимает 45 м2 и 22,9 м2 составляет установочная площадь рисунок 4.1, занимаемой торговым оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации товара, проведения денежных расчетов с покупателями. Часть площади торгового зала магазина  отводится под зоны для проходов покупателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Технологическая планировка магазина