Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 00:39, курсовая работа
Все вышесказанное подтверждает актуальность и необходимость выбора темы настоящей курсовой работы. В связи с этим основная цель настоящей работы – разработать технологическую планировку магазина № 16 г. Гомеля СООО Бедлвест.
Для реализации данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- дать понятие технологической планировки магазина и классификацию торговых зданий;
- изучить требования, предъявляемые к устройству и оформлению магазинов;
- изучить состав помещений магазина и их взаимосвязь;
- провести расчет площади магазина № 16 г. Гомеля СООО Бедлвест;
- разработать технологическую планировку магазина № 16 г. Гомеля СООО Бедлвест.
Торговый зал имеет большой периметр глухих стен, что очень важно для расширения возможности установки торгового оборудования, стены имеют блестящую поверхность, полов ровная, нескользкая, влагоустойчивая и прочная. Планировка узла расчета обеспечивает беспрепятственное направление движения покупательских потоков, исключать встречные потоки.
Подсобные помещения включают помещения для хранения товаров. К административно бытовым помещениям относят помещения для размещения комнаты отдыха персонала магазина, и заведующей. Технические помещения – вентиляционные камеры, телефонный коммутатор, электрощитовая, камеры кондиционирования воздуха.
Все помещения магазина расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Так, планировка торговых помещений, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, вспомогательных и административно-бытовых помещений отвечает следующим основным требованиям:
- торговые помещения непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров;
- торговый зал и складские помещения расположены на одном уровне;
Для рекламы и показа товара, ведения процесса торговли
Для ведения торговли магазин оснащен необходимым торгово-технологическим оборудованием. Для рекламы и показа товара, ведения процесса торговли, на установочной площади установлены стеллажи торговые стеклянные и деревянные и пристанные горки.
На каждую единицу оборудования имеются сертификаты и удостоверения о государственной гигиенической регистрации. Следовательно, вопросу обеспеченности торгово-технологическим оборудованием уделяется достаточно внимания.
Основным торговым помещением магазина является торговый зал. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь прои-зводится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупа-телям. В торговом зале организованы рабочие места кассиров, продавцов-консультантов. При этом устройство и планировка торгового зала магазина № 36 г. Гомеля отвечает требованиям рациональной организации, важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание
условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей.
В магазине № 36 г. Гомеля учтены требования эргономики, это относится не только к выбору геометрических параметров помещений, но и к размерам торгового оборудования и мебели.
Торговые помещения занимают важнейшее место в общей совокупности помещений магазина. Площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обусловливают уровень обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине обеспеченность торговыми площадями таблице 4.1
Таблица 4.1 - Обеспеченность торговыми площадями в магазине № 36 на 01.01.11г
Показатели | Площадь, м² | Уд. вес, % |
Торговый зал | 32 | 30,8 |
Складские помещения | 51 | 49,0 |
Подсобные помещения (сан. узел) ) | 11 | 10,6 |
Офисное помещения (кабинет зав. магазином и товароведа) | 6 | 5,8 |
Общая площадь | 104 | 100 |
Примечание - Источник: собственная разработка по данным организации.
На основании полученных данных таблица 4.1 можно сделать вывод, что торговые площади занимают только 1/3 от общей площади магазина, поэтому руководству магазина необходимо изыскать резервы для расширения торгового
зала и размещения там соответствующего торгового оборудования, которое позволило бы увеличить площадь выкладки.
Определим степень эффективности использования площади путем расчета технико-экономических показателей магазина № 36. Определение коэффициента установочной и экспозиционной площади рассчитаем по формуле 1.1 и 1.2 в таблица 4.2.
Таблица 4.2 - Коэффициенты установочной и демонстрационной (экспозиционной)
площади оборудования в магазине № 36 на 01.11.11 г.
Показатели | Нормативные значения | Магазин № 36 |
Площади занятая торговым оборудования | х | 11,2 |
Площадь всех полок оборудования занятая под выкладкой товаров | х | 22,9 |
Площадь торгового зала | х | 32 |
Коэффициент установочной площади (Куст.) | 0,31 | 0,35 |
Коэффициент экспозиции (демонстрационной) площади (Кэксп.) | 0,76 | 0,71 |
Примечание - Источник: собственная разработка по данным организации.
Согласно данных таблица 4.1 можно отметь, что коэффициент
установочной площади равен 0,35 при норме 0,31. С учетом того, что это большой магазин и коэффициент установочной площади находится на высоком уровне. Это свидетельствует о перегруженности торгового зала установочным оборудова-нием и поэтому требуется более рациональное размещение оборудования.
Коэффициент экспозиционной площади торгового зала под выкладку товаров составляет 0,71 при норме 0,76. Данный показатель говорит о том, что торговый зал не насыщен выкладкой, следовательно, торговое оборудование пустует.
На витринах товар лежит, в соответствии в видам (мужская, женская, детская обувь), по размерам. Пристенные горки заполнены на 90%, на нижней полке лежит товарный запас, чтоб «не бегать» на склад и не задерживать покупателей. То есть данные показатели характеризуют эффективное использование площади магазина.
Для более полного анализа эффективности использования площади в магазина № 36 расчетаем еще несколько показателей.
Удельный товарооборот на 1м2 показывает, сколько товаров продается за определенный промежуток времени на 1м2, необходимо стремиться к увеличению этого показателя:
где, Ту - товарооборот за год, 632 млн р.с;
S т.з. - площадь торгового зала 32 м2.
Расчет удельного товарооборот в 2010 г. магазина № 36 представлен в талице 4.3.
Таблица 4.3 - Удельныйтоварооборот магазина № 36 в 2010 г
Наименование
| Реализовано, млн р. | Удельный вес товарооборота, на 1м2 |
январь | 55,4 | 1,58 |
февраль | 51,6 | 1,47 |
март | 57,9 | 1,81 |
апрель | 55,6 | 1,59 |
май | 49,6 | 1,42 |
июнь | 48,5 | 1,39 |
июль | 48,9 | 1,40 |
август | 49,8 | 1,42 |
сентябрь | 51,7 | 1,48 |
октябрь | 52,9 | 1,51 |
ноябрь | 54,5 | 1,56 |
декабрь | 56,4 | 1,76 |
Всего | 632,8 | 18,08 |
Примечание. Источник: собственная разработка по данным организации.
Согласно данных таблицы 4.3 удельный товарооборот на 1 м2 с июля увеличивается, что является положительным моментом, учитывая располо-жение рядом рынка, других магазинов и жесткую конкуренцию в районе. Связи с увеличнием спроса на обувь переж началом учебного года и осенне-зи много преиода.
Коэффициента емкости:
(4.2)
Кем - коэффициент емкости равен 104 / 72,5 =1,43.
На основании этого можно сделать вывод, что площадь магазина используется неэффективно, так как значительная её часть предназначена не для обслуживания покупателей, а для выполнения функций складского звена. Например, в зарубежной практике приемлемым является соотношение торговых и вспомогательных площадей 3:1, в магазине №36 наоборот 1:3.
Таким образом, магазин № 36 имеет значительный резерв повышения торговой площади в общей площади магазина за счёт сокращения складских помещений. Поэтому переоборудование помещений для хранения товаров в торговые площади будет способствовать росту товарооборота и повышению качества торгового обслуживания покупателей. Исследования показывают, что при повышении доли торговой площади в общей площади магазина на 1 % товарооборот магазинов самообслуживания увеличивается на 0,3-0,4 %, а эффективность использования трудовых и материальных ресурсов - на 0,07-0,08 % [12].
Отношение торговой площади к общей магазина № 32 составляет 0,31, а это значит 31% торговой площади, а неторговой - 69%.
Следовательно, площадь магазина используется неэффективно, т.к. значительная ее часть предназначена для обслуживания покупателей.
5 РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАНИРОВКИ МАГАЗИНА № 36 г. Гомель СООО «Белвест»
Проведенное исследование планировки магазина № 36 позволило сделать следующие выводы;
-помещения для хранения товаров в рассматриваемом магазине по своему устройству отвечают требованиям рационального хранения необходимого запаса товаров, а также оснащены соответствующим технологическим оборудованием;
-торговые помещения непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже;
--торговый зал имеет большой периметр глухих стен, что очень важно для расширения возможности установки торгового оборудования;