Технологическая планировка магазина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 00:39, курсовая работа

Описание

Все вышесказанное подтверждает актуальность и необходимость выбора темы настоящей курсовой работы. В связи с этим основная цель настоящей работы – разработать технологическую планировку магазина № 16 г. Гомеля СООО Бедлвест.
Для реализации данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- дать понятие технологической планировки магазина и классификацию торговых зданий;
- изучить требования, предъявляемые к устройству и оформлению магазинов;
- изучить состав помещений магазина и их взаимосвязь;
- провести расчет площади магазина № 16 г. Гомеля СООО Бедлвест;
- разработать технологическую планировку магазина № 16 г. Гомеля СООО Бедлвест.

Работа состоит из  1 файл

Доработка.doc

— 221.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Торговый зал имеет большой периметр глухих стен, что очень важно для расширения возможности установки торгового оборудования, стены имеют блестящую поверхность, полов ровная, нескользкая, влагоустойчивая и прочная. Планировка узла расчета обеспечивает беспрепятственное направление движения покупательских потоков, исключать встречные потоки.

Подсобные помещения включают помещения для хранения товаров. К административно бытовым помещениям относят помещения для размещения ком­наты отдыха персонала магазина, и заведующей. Технические помещения – вентиляционные камеры, телефонный коммутатор, электрощитовая, камеры кондиционирования воздуха.

Все помещения магазина расположены с уче­том обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Так, планировка торговых помещений, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, вспомога­тельных и административно-бытовых помещений отве­чает следующим основным требованиям:

- торговые помещения непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товар­ных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути дви­жения товаров;

- торговый зал и складские помещения расположены на одном уровне;

Для рекламы и показа товара, ведения процесса торговли

Для ведения торговли магазин оснащен необходимым торгово-технологическим оборудованием. Для рекламы и показа товара, ведения процесса торговли, на установочной площади установлены стеллажи торговые стеклянные и деревянные и пристанные горки.

На каждую единицу оборудования имеются сертификаты и  удостоверения о государственной гигиенической регистрации. Следовательно, вопросу обеспеченности торгово-технологическим оборудованием уделяется достаточно внимания.

Основным торговым помещением магазина является торговый зал. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь прои-зводится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупа-телям. В торговом зале организованы рабочие места кассиров, продавцов-консультантов. При этом устройство и планировка торгового зала магазина № 36 г. Гомеля отвечает требованиям рациональной организации, важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание

условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей.

В магазине № 36 г. Гомеля учтены требования эргономики, это относится не только к выбору геометрических параметров помещений, но и к размерам торгового оборудования и мебели.

Торговые помещения занимают важнейшее место в общей со­вокупности помещений магазина. Площади, формы и пропорции торговых помеще­ний в значительной степени обусловливают уровень обслужи­вания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине обеспеченность торговыми площадями таблице 4.1

 

Таблица 4.1 - Обеспеченность торговыми площадями в магазине № 36 на 01.01.11г

Показатели

Площадь, м²

Уд. вес, %

Торговый зал

32

30,8

Складские помещения

51

49,0

Подсобные помещения (сан. узел) )

11

10,6

Офисное помещения (кабинет зав. магазином и товароведа)

6

5,8

Общая площадь

104

100


  Примечание - Источник:  собственная разработка по данным организации.

 

На основании полученных данных таблица 4.1 можно сделать вывод, что торговые площади занимают только 1/3 от общей площади магазина, поэтому руководству магазина необходимо изыскать резервы для расширения торгового

зала и размещения там соответствующего торгового оборудования, которое позволило бы увеличить площадь выкладки.

Определим степень эффективности использования площади путем расчета технико-экономических показателей магазина № 36. Определение коэффициента установочной и экспозиционной площади рассчитаем по формуле 1.1 и 1.2 в таблица 4.2.

 

Таблица 4.2 -  Коэффициенты установочной и демонстрационной (экспозиционной)

площади оборудования в магазине № 36 на 01.11.11 г.

Показатели

Нормативные значения

Магазин № 36

Площади занятая  торговым оборудования

х

11,2

Площадь всех полок оборудования занятая под выкладкой товаров

х

22,9

Площадь торгового зала

х

32

Коэффициент установочной площади (Куст.)

0,31

0,35

Коэффициент экспозиции (демонстрационной) площади (Кэксп.)

0,76

0,71


  Примечание - Источник:  собственная разработка по данным организации.

 

Согласно данных таблица 4.1 можно отметь, что коэффициент

установочной площади равен 0,35 при норме 0,31. С учетом того, что это большой магазин и коэффициент установочной площади находится на высоком уровне. Это свидетельствует о перегруженности торгового зала установочным оборудова-нием и поэтому требуется более рациональное размещение оборудования.

Коэффициент экспозиционной площади торгового зала под выкладку товаров составляет 0,71  при норме 0,76. Данный показатель говорит о том, что торговый зал не насыщен выкладкой, следовательно, торговое оборудование пустует.

На витринах товар лежит,  в соответствии в видам (мужская, женская, детская обувь), по размерам. Пристенные горки заполнены на 90%, на нижней полке лежит товарный запас, чтоб «не бегать» на склад и не задерживать покупателей. То есть данные показатели характеризуют эффективное использование площади магазина.

Для более полного анализа эффективности использования площади в магазина № 36 расчетаем еще несколько показателей.

Удельный товарооборот на 1м2 показывает, сколько товаров продается за определенный промежуток времени на 1м2, необходимо стремиться к увеличению этого показателя:

                                                                                                                                                                                       

 

                                                                  (4.1)

где, Ту - товарооборот за год, 632 млн р.с;   

         S т.з. - площадь торгового зала 32 м2.

 

           Расчет удельного товарооборот в 2010 г. магазина № 36 представлен в талице 4.3.

 

Таблица 4.3 -  Удельныйтоварооборот магазина № 36  в 2010 г

Наименование

 

Реализовано,

млн р.

Удельный вес товарооборота,

на 1м2

январь

55,4

1,58

февраль

51,6

1,47

март

57,9

1,81

апрель

55,6

1,59

май

49,6

1,42

июнь

48,5

1,39

июль

48,9

1,40

август

49,8

1,42

сентябрь

51,7

1,48

октябрь

52,9

1,51

ноябрь

54,5

1,56

декабрь

56,4

1,76

Всего

632,8

18,08


Примечание. Источник:  собственная разработка по данным организации.

          Согласно данных таблицы 4.3 удельный товарооборот на 1 м2 с июля увеличивается, что является положительным моментом, учитывая располо-жение рядом рынка, других магазинов и жесткую конкуренцию в районе.  Связи с увеличнием спроса на обувь переж началом учебного года и осенне-зи много преиода.

Коэффициента емкости:

 

              (4.2)                    

Кем - коэффициент емкости равен  104 / 72,5 =1,43.

 

На основании этого можно сделать вывод, что площадь магазина используется неэффективно, так как значительная её часть предназначена не для обслуживания покупателей, а для выполнения функций складского звена. Например, в зарубежной практике приемлемым является соотношение торговых и вспомогательных площадей 3:1, в магазине №36 наоборот 1:3.

Таким образом, магазин № 36 имеет значительный резерв повышения торговой площади в общей площади магазина за счёт сокращения складских помещений. Поэтому переоборудование помещений для хранения товаров в торговые площади будет способствовать росту товарооборота и повышению качества торгового обслуживания покупателей. Исследования показывают, что при повышении доли торговой площади в общей площади магазина на 1 % товарооборот магазинов самообслуживания увеличивается на 0,3-0,4 %, а эффективность использования трудовых и материальных ресурсов - на 0,07-0,08 % [12].

Отношение торговой площади к общей магазина № 32 составляет 0,31, а это значит 31% торговой площади, а неторговой - 69%.

Следовательно, площадь магазина используется неэффективно, т.к. значительная ее часть предназначена для обслуживания покупателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАНИРОВКИ МАГАЗИНА  № 36 г. Гомель СООО «Белвест»

 

 

Проведенное исследование планировки магазина № 36 позволило сделать следующие выводы;

-помещения для хранения товаров в рассматриваемом магазине по своему устройству отвечают требованиям рационального хранения необходимого запаса товаров, а также оснащены соответствующим технологическим оборудованием;

-торговые помещения непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже;

--торговый зал имеет большой периметр глухих стен, что очень важно для расширения возможности установки торгового оборудования;

Информация о работе Технологическая планировка магазина