Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 09:20, курсовая работа
Цель данной работы - это выяснить что такое теории размещения производительных сил, какие существуют факторы, условия и принципы размещения производительных сил.
Чтобы более подробно разобраться в данной теме нужно рассмотреть следующие задачи;
- Факторы, условия размещения производительных сил
- Проекты развития
- Оценка размещения производительных сил
- Закономерности размещения производительных сил
- Принципы размещения производительных сил
- Теория сельскохозяйственного штандорта Й. Тюнена
- Рациональный штандорт промышленного предприятия В.Лаунхардта
- Теория промышленного штандорта А.Вебера
- Теория центральных мест Кристаллера
Введение………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты размещения производительных сил……………………4
1.1.Факторы, условия размещения производительных сил………………………….4
1.2.Проекты развития…………………………………………………………………12
1.3.Оценка размещения производительных сил…………………………………….15
2.Закономерности и принципы размещения производительных сил………..... .…19
2.1.Закономерности размещения производительных сил…………………………..19
2.2.Принципы размещения производительных сил………………………………...24
3.Анализ теорий производительных сил…………………………………………….28
3.1.Теория сельскохозяйственного штандорта Й. Тюнена…………………………28
3.2.Рациональный штандорт промышленного предприятия В.Лаунхардта………29
3.3.Теория промышленного штандорта А.Вебера…………………….……………31
3.4.Теория центральных мест Кристаллера…………………………………………36
3.5.Подходы к построению общей теории размещения……………………………39
Заключение…………………………………………………………………………….43
Список использованной литературы…………………………………………….......45
Большую роль научно-технический прогресс играет в рациональном размещении производства и производительных сил в целом. Изменяется специализация сложившихся регионов, начинается хозяйственное освоение новых территорий со сложными климатическими условиями.
Одним из направлений НТП является использование новых технологических решений при освоении природных богатств восточных районов страны. Применение новых технологических схем дает возможность вести комплексную переработку сырья, заменять традиционные источники новыми. Так, использование новых методов бурения скважин и добычи сырья, приспособленных к специфическим условиям Севера, позволило значительно сэкономить денежные ресурсы на оборудовании каждой скважины. Впервые в мировой практике в Среднем Приобье при турбинном бурении были широко использованы гидромониторные долота, что позволило удвоить механическую скорость проходки скважин. Применение новых технологий помогло также освоить крупные газоконденсатные месторождения Оренбурга и Астрахани.
Значительные изменения в территориальной организации хозяйства связаны с применением таких новых направлений, как развитие робототехники, роторных и роторно-конвейерных линий, гибких автоматизированных производств, обеспечивающих высокую производительность. Особенно важную роль эти направления играют в районах дефицитных или ограниченных трудовых ресурсов. Технический прогресс, сокращающий потребность в трудовых ресурсах за счет роста производительности труда, является главным звеном экономической стратегии освоения отдаленных и труднодоступных районов.
В условиях формирования рыночных отношений научно-техническая революция требует значительных структурных и качественных изменений основных производственных фондов. Наращивание экономической мощи в последние десятилетия имело экстенсивный характер. Научно-техническая и производственная база нашей страны не отвечает требованиям интенсификации общественного производства. Свыше 50% оборудования и машин эксплуатируются более 15 лет, в то время как сменяемость оборудования в Японии составляет 6—8 лет, а в европейских государствах — 10—12 лет. Особенно тяжелая ситуация сложилась в старых промышленных районах Европейской части России, где действующие предприятия в течение длительного времени не подвергались реконструкции и техническому переоснащению. Решение задачи повышения эффективности общественного производства в стране возможно лишь при условии ускорения научно-технического прогресса.[12]
Реализация достижений НТП влияет на формирование территориальных народно-хозяйственных пропорций и воздействует на территориальное разделение труда. Велико значение в формировании территориальных пропорций экономических факторов: капитальных вложений, освоения основных фондов и т.д.
С учетом факторов размещения производства определяется место для строительства того или иного предприятия, производятся необходимые изыскания и технико-экономические расчеты для обоснования местоположения предприятий, выявляются транспортные условия, энергетические, сырьевые и водные ресурсы намечаемого района строительства и т.п. В технико-экономических расчетах учитываются примерная мощность (размер) проектируемого предприятия, его производственная программа с основной номенклатурой изделий, ориентировочная потребность в главных видах сырья, топлива и электроэнергии, ориентировочная стоимость и очередность строительства и т.п. Технико-экономические расчеты и обоснования строительства обеспечивают правильное территориальное размещение предприятий, строительство их с наименьшими материальными и трудовыми затратами и, следовательно, в значительной степени определяют рентабельность работы этих промышленных объектов.
Составление территориального сводного финансового баланса позволяет:
• достигнуть единства в экономическом и социальном развитии
территории;
• точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся
в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, которые предусмотрены территориальной программой;
• сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе;
• скоординировать использование финансовых ресурсов как
территориальных органов, так и предприятий, расположенных в регионе;
• сконцентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в
каждый конкретный период направлениях экономического и
социального развития территории;
• повысить качество бюджетного планирования;
• изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования
мероприятий, намеченных территориальными программами;
• наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые государством для развития производства, социальной
и производственной инфраструктуры в регионе;
• осуществлять действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов;
• активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы;
• добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов.
Концентрация и координация средств в регионе, повышение эффективности их использования положительно отражаются на финансовом планировании, способствуют уменьшению потребности в финансовых ресурсах, выделяемых из бюджета.
1.2.Проекты развития
Разработаны рекомендации по региональным аспектам общероссийской политики и национально-территориальным аспектам экономической реформы.
Определены основные принципы формирования общего экономического пространства (общероссийского рынка).
Принято решение продолжить разработку этой темы в 1993 г. с более полным рассмотрением факторов и условий регионального развития, более детальной проработкой региональных аспектов реформ, с учетом изменения ситуации в социально-экономическом положении России и ее регионов и с привлечением более широкого круга соисполнителей и материалов с мест.
Комплексный прогноз развития и размещения производительных сил Российской Федерации в условиях рыночной экономики и развития межгосударственных экономических отношений.
Проведены анализ и оценка возможных изменений в экономике республик бывшего СССР, рассмотрено развитие межгосударственных экономических связей России и их влияние на российскую экономику. Однако проблемы структурных изменений в странах - членах СНГ, развития отношений с ними России, интеграция ее экономики в общее экономическое пространство СНГ, региональные аспекты этой интеграции разработаны недостаточно глубоко. Фактически это не позволило достаточно полно обосновать сценарии и варианты развития и размещения производительных сил России с учетом изменения отношений с государствами нового зарубежья.
В работе дана оценка современного состояния развития и размещения производительных сил, отмечены негативные и некоторые позитивные тенденции и процессы в развитии регионов России. Определены цели, задачи и этапы развития и размещения производительных сил в условиях перехода к рынку. Проведено обоснование региональной политики перспективного развития России. Разработаны сценарии развития и размещения производительных сил в зависимости от предполагаемого хода реформу. Определена стратегия решения региональных социальных проблем и развития системы расселения.[10]
Необходимое внимание уделено проблемам развития и размещения отраслей промышленности и их комплексов. Намечены пути специализации и комплексного развития крупных экономических районов России. Определены перспективы совершенствования межрегиональных и межгосударственных экономических связей России со странами СНГ, Балтии и Грузией, другими государствами. В заключительном разделе Концепции представлены основные направления развития регионального хозяйственного механизма.
В Методических рекомендациях приведены исходные положения разработки отраслевых схем развития и размещения производительных сил в условиях рыночной экономики. Сформулированы основные задачи и особенности анализа и определены перспективы развития и размещения отрасли. Особое значение придается изучению конъюнктуры рынка и спроса на важнейшие виды продукции отрасли в перспективе, оценкам ресурсных предпосылок, методическим подходам к определению стратегии, сценариев и вариантов развития и размещения отрасли. Рассматриваются принципы учета таких важнейших факторов, как НТП, охрана окружающей среды. Определяются современные подходы к решению проблем инвестирования развития и размещения отрасли, методы оценки эффективности и разработки механизма реализации предложений отраслевых схем.
Данные методические рекомендации по учету особенностей разработки отдельных схем развития и размещения производительных сил отраслей народного хозяйства и промышленности.
Кроме того, подготовлены формы и показатели, рекомендуемые для использования при разработке схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности.
Оценивая в целом материалы Комплексного прогноза и отраслевых схем развития и размещения производительных сил, следует отметить недостаточные учет и разработку проблем разгосударствления, приватизации и демонополизации производства, конверсии ВПК. Не в полной мере учтены такие факторы, как нарушение экономических связей с государствами - республиками бывшего Союза ССР и неопределенность перспективы развития отношений с ними, увеличение потоков беженцев и вынужденных переселенцев, развитие новой транспортной инфраструктуры России для обеспечения мирохозяйственных связей и ряд других.
В результате исследований по теме подготовлены сводный отчет "Анализ современных и обоснование перспективных межреспубликанских и межрегиональных экономических связей Российской Федерации с учетом взаимодействия со странами СНГ" и "Предложения по совершенствованию межрегиональных экономических связей Российской Федерации с учетом сохранения единого экономического пространства".
Принципиально новым в этой работе является детальное изучение вопросов эквивалентности межрегиональных экономических связей. Убедительно доказана особая важность согласования цен при заключении межгосударственных торговых соглашений, с тем чтобы предотвратить неоправданные экономические потери для России».
По заключению сводного отдела социально-экономического развития регионов и сводного отдела комплексного прогнозирования развития и размещения производительных сил Минэкономики РФ материалы отчета могут быть использованы при решении практических проблем формирования межрегиональных связей России.
В "Предложениях по совершенствованию межрегиональных экономических связей Российской Федерации с учетом сохранения единого экономического пространства" освещены вопросы прогнозирования межреспубликанских связей в единой системе товарообмена (межреспубликанского к внешнеэкономического), характеризующие роль республик в формировании общего экономического пространства государств - членов СНГ, оценку эквивалентности и сбалансированности межреспубликанских связей, а также их воздействие на макроэкономические показатели экономики.
Подготовлен научный доклад "Методические подходы к анализу и прогнозированию миграционного движения экономически активного населения и проведение на их основе соответствующих расчетов". Разработаны методические основы анализа и прогноза миграции экономически активного населения; дан анализ существующих миграционных процессов и на его основе краткосрочный вариантный прогноз миграции активного населения, включая обмен отдельных экономических районов РФ, России в целом со странами ближнего зарубежья, а также эмиграцию из РФ в страны дальнего зарубежья.[5]
Одним из важнейших результатов исследования является оценка коренных изменений в миграционных процессах. В связи с трансформацией экономического и геополитическою пространства бывшего СССР значительно возрос приток населения в Россию из стран нового зарубежья за счет беженцев и вынужденных переселенцев: резко снизилась доля трудовой миграции в общем числе перемещений; увеличился приток населения в сельскую местность из городов; усилился отток из районов Севера, Сибири и Дальнего Востока в центральные и южные районы. По оценочным данным, за последние два года доля латентной (не учтенной) миграции увеличилась с одной трети до половины всех мигрирующих. В связи с этим делается вывод о необходимости проведения регулярных выборочных 5%-ных обследований переселенцев по стабильным методикам, а также переписи беженцев.
Целесообразно продолжить исследования по данной тематике с учетом быстроменяющейся ситуации в миграционных процессах.
Подготовлен научный отчет "Анализ и перспективы развития крупнейших городских агломераций". Определены особенности народнохозяйственного потенциала агломераций и формирования их пригородных зон. Разработан прогноз роста населения крупнейших городских агломераций с центрами-городами свыше 500 тыс. жителей. Выдвинуты предложения по структурной перестройке экономики агломераций с учетом разгосударствления и приватизации предприятий, демонополизация и деконцентрации производства, конверсии ВПК. Здесь эффективно дальнейшее развитие профильных - наукоемких экологически чистых производств, потребляющих относительно меньший объем сырья и топлива, а также производство высоко качественных товаров народного потребления и продуктов питания. Разработаны предложения по экономическим методам формирования агломераций.
Проведены оценка и анализ состояния научно-технического потенциала России и ее регионов по основным составляющим: кадровой, материально-технической, организационной. Рассмотрено финансовое обеспечение сферы научно-технической деятельности. Выявлено, что идет процесс распада ранее мощного научно-технического потенциала России и ее регионов. Сформированы основные принципы региональной научно-технической политики в период перехода к рыночной экономике.