Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 09:20, курсовая работа
Цель данной работы - это выяснить что такое теории размещения производительных сил, какие существуют факторы, условия и принципы размещения производительных сил.
Чтобы более подробно разобраться в данной теме нужно рассмотреть следующие задачи;
- Факторы, условия размещения производительных сил
- Проекты развития
- Оценка размещения производительных сил
- Закономерности размещения производительных сил
- Принципы размещения производительных сил
- Теория сельскохозяйственного штандорта Й. Тюнена
- Рациональный штандорт промышленного предприятия В.Лаунхардта
- Теория промышленного штандорта А.Вебера
- Теория центральных мест Кристаллера
Введение………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты размещения производительных сил……………………4
1.1.Факторы, условия размещения производительных сил………………………….4
1.2.Проекты развития…………………………………………………………………12
1.3.Оценка размещения производительных сил…………………………………….15
2.Закономерности и принципы размещения производительных сил………..... .…19
2.1.Закономерности размещения производительных сил…………………………..19
2.2.Принципы размещения производительных сил………………………………...24
3.Анализ теорий производительных сил…………………………………………….28
3.1.Теория сельскохозяйственного штандорта Й. Тюнена…………………………28
3.2.Рациональный штандорт промышленного предприятия В.Лаунхардта………29
3.3.Теория промышленного штандорта А.Вебера…………………….……………31
3.4.Теория центральных мест Кристаллера…………………………………………36
3.5.Подходы к построению общей теории размещения……………………………39
Заключение…………………………………………………………………………….43
Список использованной литературы…………………………………………….......45
1. Соблюдение принципа приближения производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления позволяет решить проблему сокращения и ликвидации дальних нерациональных перевозок, снижения затрат труда в целом и по всем стадиям производства, повышения экономической эффективности.
Особенно важно приближение энергоемких производств к источникам топлива и энергии, например цветной металлургии (производств алюминия, магния) или отраслей химической промышленности. К источникам сырья приближаются материалоемкие производства, например черная металлургия, тяжелое машиностроение. Производство продукции отраслей легкой и пищевой промышленности приближается к районам потребления, а наукоемкие отрасли — к районам, обеспеченным квалифицированными трудовыми ресурсами.[9]
2. В условиях развития рыночных отношений с целью реализации принципа первоочередного освоения и комплексного использования
наиболее эффективных видов природных ресурсов созданы и продолжают развиваться территориально-
(ТПК), например Западно-Сибирский ТПК на базе добычи нефти и
газа, Оренбургский газопромышленный комплекс на базе железных
руд ТПК КМА, на основе уникальных угольных ресурсов — Канско-Ачинский и Южно-Якутский ТПК.
3. Очень важное значение имеют оздоровление экологической обстановки, принятие эффективных мер по охране природы и рациональному природопользованию. Так, например, в угольных и металлургических базах России применяется утилизация промышленных
газов — коксовых, доменных. Безотходные технологии все больше
внедряются в лесопромышленных комплексах, в цветной металлургии и других отраслях.
В условиях рынка в процессе размещения и развития производительных сил в регионах остро встают вопросы совершенствования управления природопользованием. Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает необходимость комплексной системы решения экологических и ресурсных проблем регионального развития. Необходимо преодоление экономической безответственности за ущерб, наносимый природе выпуском экологически грязной продукции, разбазариванием природных ресурсов, обусловленным их низкой стоимостью по сравнению с мировыми ценами. Для оздоровления экологической обстановки, реализации рационального природопользования требуются следующие экономические регуляторы.
• Законодательная и нормативная база для действия системы
экологических ограничений по регионам и экосистемам, в рамках которых должны осуществляться размещение и развитие производительных сил.
• Введение системы экологического налогообложения и платежей за природопользование, стимулирующей экологическое оздоровление, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов
• Лимиты потребления природных ресурсов, лимиты выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов, а также разработка системы показателей эффективности и комплексности использования природных ресурсов.
4. В условиях становления и развития рыночных отношений в России особое значение приобретает принцип использования экономических выгод международного разделения труда, восстановления и развития экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Известно, что размещение производительных сил любой страны должно осуществляться в рамках международного разделения труда. Взаимоотношения между странами должны строиться на принципах полного равноправия, доверия, взаимной выгоды и соблюдения суверенитета. Сотрудничество с зарубежными странами обеспечит возможность полнее, рациональнее и эффективнее развивать производительные силы и использовать свои ресурсы. Международное разделение труда оказывает большое влияние на отраслевую и территориальную структуру хозяйства, на более рациональное размещение производительных сил. Причем главной формой сотрудничества со странами зарубежья является сотрудничество на базе межправительственных двусторонних соглашений.
Так как экономика СССР была очень сильно интегрирована, его распад вызвал разрушение экономических связей с бывшими республиками (ныне странами ближнего зарубежья) и экономический кризис в России и в этих государствах. Поэтому в настоящее время особое значение приобретают межправительственные соглашения о взаимных поставках продукции, договоры о выполнении совместных работ по вводу в действие производственных объектов, осуществляемых на долевых началах. Восстановление хозяйственных связей даст возможность выйти из кризиса и успешно осуществить экономические реформы в условиях к рыночной экономики.
В современных условиях особенно важны такие формы экономического сотрудничества с зарубежными странами, как совместное финансирование и строительство хозяйственных объектов в нашей стране, создание совместных предприятий, сотрудничество в финансовой и банковской сферах, сотрудничество на компенсационной основе, внешняя торговля и др.
В размещении производительных сил учитываются и другие принципы, например принцип регулирования роста больших городов, активизации развития малых и средних городов и т.д. Каждый временной этап развития экономики страны имеет свои, присущие данному периоду принципы размещения производительных сил.
Становление теории размещения (локализации) принято связывать с именем немецкого экономиста Й. Тюнена. Главным содержанием его научных трудов было выявление закономерностей размещения сельскохозяйственного производства.
В своих исследованиях Й. Тюнен предполагал наличие экономически изолированного от остального мира государства, в пределах которого имеется центральный город, являющийся единственным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции и одновременно источником обеспечения промышленными товарами. Цена каждого продукта в любой точке пространства отличается от его цены в городе на величину транспортных затрат, которые принимаются прямо пропорциональными весу груза и дальности перевозки. Критерий оптимизации размещения в работах Й. Тюнена — минимизация транспортных затрат.
Й. Тюнен ставил вопрос следующим образом: какие формы примет при установленных предпосылках сельское хозяйство и какое влияние на его размещение будет оказывать расстояние от города? Ответ на этот вопрос он искал на пути сопоставления транспортных затрат на перевозку продукции от места производства до рынка, в результате чего выявляются зоны, наиболее благоприятные (с точки зрения минимизации транспортных затрат) для размещения в них тех или иных видов сельскохозяйственного производства.[5]
Кольца Тюнена. Й.Тюнен доказал, что оптимальная схема размещения сельскохозяйственного производства (в рамках сделанных им допущений) — это система концентрических кругов (поясов) разного диаметра вокруг центрального города, разделяющих зоны размещения различных видов сельскохозяйственной деятельности.
Чем выше урожайность (продуктивность), тем ближе к городу должно размещаться соответствующее производство, и чем дороже тот или иной продукт на единицу веса, тем дальше от города целесообразно его размещение. В результате интенсивность ведения хозяйства снижается по мере удаления от города;
Основываясь на условиях ведения хозяйства в своем имении в Мекленбурге, Й. Тюнен выделял шесть поясов (колец) размещения сельскохозяйственной деятельности. В качестве таковых выступают:
• высокопроизводительное пригородное хозяйство;
• лесное хозяйство;
• плодосменное производство;
• выгонное хозяйство;
• поля трехпольного севооборота;
• зона скотоводческого производства.
Ясно, что при других условиях конкретный состав поясов может быть другим, однако принцип их чередования сохраняется.
Одновременно Й. Тюнен обосновал основные положения теории земельной ренты по местоположению. Определенный продукт продается по одной и той же цене независимо от места своего производства. Земельная рента равна величине экономии на транспортных издержках в хозяйствах, расположенных относительно близко к центру. Она максимальна в первом кольце и падает по мере удаления земельного участка от центра. В наиболее удаленном кольце, где еще ведется сельское хозяйство, величина ренты равна нулю. Минимум транспортных затрат на доставку сельскохозяйственных продуктов соответствует максимуму земельной ренты.
Главное открытие немецкого ученого В. Лаунхардта — метод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции.
Для решения этой задачи В. Лаунхардт разработал метод весового (или локационного) треугольника.
Решающим фактором размещения производства у В. Лаунхардта, так же как и у Й. Тюнена, являются транспортные издержки. Производственные затраты принимаются равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний.
Пусть требуется найти пункт размещения нового металлургического завода. Известны пункт добычи железной руды — точка А (рис. 1.1), пункт добычи угля — точка В и пункт потребления металла — точка С. Транспортный тариф равен t (на 1 т/км). Расход руды на выплавку 1 т металла равен а, расход угля — Ь, стоимость металла — с. Известны также расстояния между пунктами (стороны локационного треугольника): АС= S1, ВС = S2, AB— S3.
Пунктом размещения металлургического завода в принципе может быть каждая из трех точек размещения источников руды, угля и потребителя металла. В этих случаях суммарные затраты, связанные с перевозкой всех необходимых грузов для потребления 1 т металла, будут равны:
Рис. 1.1. Локационный треугольник В. Лаунхардта
(aS3 + S1)t — при размещении завода в точке А;
(aS3 + S2)t — при размещении завода в точке В;
(aS3 + S2)t— при размещении завода в точке С.
Оптимальным вариантом размещения завода будет тот пункт, в котором транспортные затраты минимальны. Однако искомый пункт размещения может не совпадать ни с одной из вершин локационного треугольника, а находиться внутри него в некоторой точке М.
Расстояния от внутренней точки М до вершин треугольника составляют: AM = r1, ВМ = г2, СМ = г3.Тогда транспортные издержки при размещении металлургического завода в точке М будут равны Т= (Аг1 + Вг2 + Сr3). Выполнение требования Т→ min дает точку оптимального местоположения предприятия.
Данная задача может быть решена двумя методами: геометрическим и механическим.
Геометрический метод нахождения точки размещения состоит в том, что на каждой из сторон локационного треугольника строится треугольник, подобный весовому (стороны которого относятся как а: Ь: с). Затем вокруг построенных таким образом треугольников описываются окружности, точка пересечения которых и является точкой минимума транспортных издержек. Этот метод применим для случая, когда соотношения расстояний S1, S2, S3 соответствуют свойству треугольника (одна сторона меньше суммы двух других). В противном случае (например, когда S1 > S2 + S3) точка минимума транспортных затрат будет совпадать с одной из вершин локационного треугольника.
Механический метод решения рассматриваемой задачи аналогичен методу нахождения точки равновесия сил. При этом веса руды, угля, металла выступают в качестве сил, с которыми притягивают производство соответствующие вершины локационного треугольника. Искомая точка является точкой равновесия трех связанных нитей, проходящих через вершины локационного треугольника. При этом к концам нитей подвешены грузы (Qа, Qb, Qc) пропорциональные a, b, с. Весовой треугольник В. Лаунхардта — это одна из первых в экономической науке физических моделей, используемых для решения экономических задач.
3.3.Теория промышленного штандорта А.Вебера
Немецкий экономист А.Вебер поставил перед собой задачу создать общую «чистую» теорию размещения производства на основе рассмотрения изолированного предприятия.
Он сделал существенный шаг вперед по сравнению с Й. Тюненом и В. Лаунхардтом, введя в анализ новые факторы размещения производства в дополнение к транспортным издержкам и ставя более общую оптимизационную задачу по минимизации общих издержек производства, а не только транспортных.
Фактором размещения А.Вебер назвал экономическую выгоду, которая выявляется для хозяйственной деятельности в зависимости от места, где осуществляется эта деятельность. Эта выгода заключается в сокращении издержек по производству и сбыту определенного промышленного продукта и означает, следовательно, возможность изготавливать данный продукт в одном каком-либо месте с меньшими издержками, чем в другом месте.
Отсеивая элементы производственных издержек, не зависящие от местоположения, А.Вебер оставил три фактора:
1) издержки на сырье;
2) издержки на рабочую силу;
3) транспортные издержки.
Однако первый из них, как считает А.Вебер, можно выразить в виде различий в транспортных издержках, исключив тем самым его в качестве самостоятельного фактора. Остальные же условия, влияющие на размещение предприятий, он предлагал рассматривать как некоторую «объединенную агломерационную силу», или как третий штандортный фактор. В конечном счете в расчет принимаются три фактора: транспорт, рабочая сила, агломерация.[7]