Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 09:20, курсовая работа
Цель данной работы - это выяснить что такое теории размещения производительных сил, какие существуют факторы, условия и принципы размещения производительных сил.
Чтобы более подробно разобраться в данной теме нужно рассмотреть следующие задачи;
- Факторы, условия размещения производительных сил
- Проекты развития
- Оценка размещения производительных сил
- Закономерности размещения производительных сил
- Принципы размещения производительных сил
- Теория сельскохозяйственного штандорта Й. Тюнена
- Рациональный штандорт промышленного предприятия В.Лаунхардта
- Теория промышленного штандорта А.Вебера
- Теория центральных мест Кристаллера
Введение………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты размещения производительных сил……………………4
1.1.Факторы, условия размещения производительных сил………………………….4
1.2.Проекты развития…………………………………………………………………12
1.3.Оценка размещения производительных сил…………………………………….15
2.Закономерности и принципы размещения производительных сил………..... .…19
2.1.Закономерности размещения производительных сил…………………………..19
2.2.Принципы размещения производительных сил………………………………...24
3.Анализ теорий производительных сил…………………………………………….28
3.1.Теория сельскохозяйственного штандорта Й. Тюнена…………………………28
3.2.Рациональный штандорт промышленного предприятия В.Лаунхардта………29
3.3.Теория промышленного штандорта А.Вебера…………………….……………31
3.4.Теория центральных мест Кристаллера…………………………………………36
3.5.Подходы к построению общей теории размещения……………………………39
Заключение…………………………………………………………………………….43
Список использованной литературы…………………………………………….......45
Дальнейший анализ проводился последовательно по трем факторам. Соответственно выделяются и три основные ориентации в размещении: транспортная, рабочая и агломерационная.
Транспортная ориентация. Согласно А.Веберу, величина транспортных издержек зависит от веса перевозимых грузов и расстояния перевозки. Под влиянием транспортных издержек промышленное предприятие будет притягиваться к тому пункту, в котором с учетом местоположения потребительского центра и источников сырья имеет место минимальная величина транспортных издержек. Этот пункт есть транспортный штандорт (транспортный пункт). Для нахождения этого пункта используется весовой (локационный) треугольник В. Лаунхардта. При этом важную роль играют два показателя: материальный индекс и штандартный вес.
Рабочая ориентация. Далее, учитывая различия издержек на рабочую силу (рабочих издержек), определяется рабочий пункт, т.е. пункт с наиболее низкими рабочими издержками. Рабочий пункт будет притягивать производство к себе, в результате чего производство либо останется в транспортном пункте, либо переместится в рабочий пункт. Такое перемещение может произойти тогда, когда экономия на рабочих издержках в данном пункте перекрывает перерасход в транспортных затратах из-за перемещения производства.
Для определения промышленного штандорта с учетом совместного влияния факторов транспортных издержек и рабочей силы А.Вебер прибегает к построению так называемых изодапан — линий, соединяющих эти пункты одинаковых издержек отклонения.
Поскольку приросты транспортных затрат, обусловленные перемещением производства из транспортного пункта в рабочий, увеличиваются с удалением от транспортного пункта, причем более или менее равномерно в любом направлении удаления, в каждом направлении должны существовать такие пункты, для которых приросты транспортных затрат (или издержки отклонения) будут одинаковыми.[4]
Графически (рис. 1.2) такие линии можно представить в виде замкнутых кривых, которые огибают пункт транспортного минимума (Р) и соединяют точки одинаковых отклонений в транспортных издержках при перемещении производства в рабочие пункты (Z1 или L2). При этом изодапана, соединяющая точки, в которых отклонения транспортных издержек равны экономии на рабочих издержках, называется критической изодапаной для данного рабочего пункта.
Если данный рабочий пункт лежит внутри своей критической изодапаны, то перемещение производства из транспортного пункта в рабочий пункт выгодно, если вне ее, то перемещение невыгодно. Например, если для рабочего пункта L, критической изодапаной является А3, то предприятие предпочтительнее разместить в транспортном пункте Р. Если же критической изодапаной является А4, то предприятие целесообразно разместить в рабочем пункте L1
Агломерационная ориентация. Анализ влияния агломерационных факторов на размещение промышленного предприятия А.Вебер строит на основе оценки изменений, вызываемых процессами агломерации, в оптимальной схеме размещения производства, полученной на основе транспортной и рабочей ориентации. Для этого он ввел дополнительное понятие — индекс сбережений. Смысл этого понятия поясним на следующем простом примере
Рис. 1.2. Транспортный и рабочие пункты и изодапаны
Пусть различным объемам агломерированной массы (например, годовым выпускам продукции) соответствуют различные удельные издержки.
1) 100 т ->10 руб.;
2) 400т->6руб.;
3)1600т->4руб.;
4) 6400 т-> 3 руб.
Уменьшение удельных издержек при росте объема производства отражает эффект концентрации. Разница в издержках для этих агломерированных масс по сравнению с первым уровнем концентрации производства составит для второго уровня 4 (10—6); для третьего — 6 (10—4), четвертого — 7 (10—3). Эти величины (4, 6, 7) и представляют собой те сбережения, которые получаются для различных степеней агломерации и которые повышаются при укрупнении производства. Их А.Вебер и называл индексами сбережений при агломерации.
Анализ влияния фактора агломерации на размещение производства предполагает отсутствие влияния всех других факторов, кроме транспортного.
Для определения места размещения агломерированного производства вокруг транспортных пунктов проводятся изодапаны, среди которых выделяется критическая изодапана, т.е. геометрическое место точек, в котором перерасход транспортных затрат равен экономии от агломерации производства.
А.Вебер утверждал, что отклонение изолированных производств от их транспортных пунктов имеет смысл только тогда, когда все отклоняющиеся производства, не выходя за пределы своих критических изодапан, соединятся в каком-то одном месте. Таким местом является площадь общего сегмента, образованного пересекающимися критическими изодапанами, так как только внутри этого сегмента издержки отклонения для каждого производства не превышают той выгоды, которая получается от соединения, т.е. не превышают агломерационных сбережений (рис. 1.3).[11]
Агломерируемые производства должны размещаться в заштрихованном сегменте. Выбор точки размещения внутри сегмента осуществляется с учетом транспортного фактора. В более общем случае несколько предприятий образуют не один, а несколько сегментов.
Рис. 1.3. Транспортные пункты и площадь агломерации
А.Вебер рассматривал различные ситуации при осуществлении агломерации, конкретизируя методику нахождения штандорта. Он предлагает формулы агломерационных эффектов
Пусть М — производственная масса какого-либо крупного производства. Величина сбережений от агломерации в расчете на единицу продукта будет выражаться в виде функции сбережения — g(M). Тогда общая величина сбережений на всю производственную массу будет равна:
Э1 = M x g(M)
Допустим, что с крупным производством сливается мелкое производство с производственной массой т. Тогда общая сумма сбережений для двух производств составит:
А.Веберу первому удалось разработать многофакторную теорию размещения промышленного предприятия, опирающуюся на методы количественного анализа (математическое моделирование). Однако А.Вебер, так же как и его предшественник В. Лаунхардт, не вышел за рамки проблемы размещения отдельного предприятия.
3.4.Теория центральных мест Кристаллера
Представляет собой первую теорию о размещении системы населенных пунктов (центральных мест) в рыночном пространстве.
Центральными местами В.Кристаллер называет экономические центры, которые обслуживают товарами и услугами не только себя, но и население своей округи (зоны сбыта). Согласно В.Кристаллеру, зоны обслуживания и сбыта с течением времени имеют тенденцию оформляться в правильные шестиугольники (пчелиные соты), а вся заселенная территория покрывается шестиугольниками без просвета (кристаллеровская решетка). Благодаря этому минимизируется среднее расстояние для сбыта продукции или поездок в центры для покупок и обслуживания (рис. 1.4).
Теория В. Кристаллера объясняет, почему одни товары и услуги должны производиться (предоставляться) в каждом населенном пункте (продукты первой необходимости), другие — в средних поселениях (обычная одежда, основные бытовые услуги и т.п.), третьи — только в крупных городах (предметы роскоши, театры, музеи и т.п.)Г
Каждое центральное место имеет тем большую зону сбыта, чем выше уровень иерархии, к которому оно принадлежит. Кроме продукции, необходимой для зоны своего ранга (своего шестиугольника), центр производит (предоставляет) товары и услуги, типичные для всех центров низших рангов.
Рис. 1.4. Размещение зон обслуживания и населенных пунктов согласно теории В. Кристаллера
Тип иерархии определяется по числу центральных мест следующего, более низкого уровня иерархии, подчиненных одному центральному месту данного уровня. Число подчиненных центральных мест, увеличенное на единицу, обозначается буквой К. Любой центр всегда имеет зависимое от него одинаковое Количество поселений, занимающих более низкую ступень,
Рассмотрим, например, случай, когда имеется трехступенчатая иерархия поселений: город — поселок — деревня. Тогда при К= 7 вокруг каждого города будет расположено шесть поселков, а вокруг каждого поселка — шесть деревень, т.е. вокруг города будем иметь всего шесть поселков и 36 деревень. При четырехступенчатой иерархии (город — поселок — поселение — деревня) вокруг города разместятся шесть поселков, 36 поселений и 216 деревень и т.д. Общая формула для отражения зависимости между числом мест на каждой ступени иерархии и значением К имеет следующий вид:
Мп = (К- 1) п
где Мп — число зависимых мест на той или иной ступени иерархии;
п — ступень иерархии.
Количество возможных типов иерархии в принципе может быть различным. Однако наибольшее внимание В. Кристаллер и его последователи уделили анализу трех типов, или вариантов, иерархии: при К= 3, 4, 7. Эти варианты иерархии систем расселения интерпретируются следующим образом.
Вариант при К= 3 обеспечивает оптимальную конфигурацию рыночных зон (территорий, население которых приобретает товары и услуги в данном центральном месте). Обслуживание территории достигается наименьшим возможным числом центральных мест. При этом каждое центральное место обслуживается тремя центральными местами следующего, более высокого уровня иерархии и находится на равных расстояниях от них.[8]
Вариант при К= 4 создает наилучшие условия для строительства транспортных путей, так как в этом случае наибольшее число центральных мест будет расположено на одной трассе, соединяющей более крупные города, что обеспечивает минимальные издержки на строительство дорог,т.е. данное центральное место будет находиться на кратчайшем расстоянии до ближайших центров более высокого уровня иерархии.
Вариант при К= 7 представляется целесообразным, если необходим четкий административный контроль. В этом случае все центральные места, зависимые от данного, полностью входят в его зону.
Из приведенных примеров видно, что функции поселений различны, каждое из них имеет свой радиус влияния и притяжения. В соответствии с этим возможны и разные способы территориальной организации систем расселения, при которых создаются наиболее благоприятные условия выполнения тех или иных их функций. Рассмотренные три случая, соответствующие значениям показателя К, можно интерпретировать как рыночную, транспортную и административную ориентации в формировании территориальной структуры расселения.
Теория центральных мест В. Кристаллера хотя и носит крайне абстрактный характер, но позволяет сформулировать общие представления о целесообразности расселения на той или иной территории. Ее можно рассматривать как теорию, дающую эталон системы расселения, с которым следует сравнивать складывающиеся в реальности системы расселения с целью выявления направлений их совершенствования. Известны также примеры практического применения теории центральных мест к решению конкретных проблем территориальной организации хозяйства и расселения в различных странах.
3.5.Подходы к построению общей теории размещения
Начала теории размещения производства, заложенные И. Тюненом, В Лаунхардтом, А.Вебером, получили интенсивное продолжение в первой половине XX в. при формировании общей теории размещения.
В этом процессе можно выделить три основных направления:
• построение «чистых» теоретических конструкций, продолжающих традиции классиков;
• создание более общих теорий, охватывающих новые факторы, условия, аспекты;
• конструирование общей теории размещения на основе моделей пространственного экономического равновесия.
Первый подход к построению общей теории размещения базируется на решении относительно простой проблемы — размещения производства или же определения точных правил экономического поведения хозяйствующих субъектов при размещении производства по территории. Пример такого рода «чистой» теории — выявление оптимального размещения производственных фирм, которые при определенном спросе стремятся минимизировать транспортные издержки на единицу площади. Эту проблему, опираясь на идеи В. Кристаллера, поставил и решил А.Леш. Суть найденного им решения состоит в следующем: фирмы должны размещаться в вершинах кристаллеровской (гексагональной) решетки, и каждая фирма должна обслуживать покупателей в пределах «своего» правильного шестиугольника.
Основу второго подхода — немецких ученых О. Энглендера и Г. Ритчля, а также шведского ученого Т. Паландера — составляет переход от рассмотрения отдельного изолированного промышленного предприятия к анализу совокупности взаимосвязанных предприятий. Этот подход объединяют теории сельскохозяйственного и промышленного штандортов. Для этого теоретического направления характерны переход от минимизации издержек (не только транспортных, но и производственных) к максимизации прибыли и доходов, введение в рассмотрение переменных цен, ренты, функций спроса и предложения, элементов динамики.[6]
Научной основой третьего подхода в развитии теории размещения является классическая модель общего экономического равновесия Л.Вальраса, точнее, ее логико-математическая структура. Построение модели общего пространственного экономического равновесия представляет собой задачу чрезвычайной сложности. Такая модель в принципе должна синтезировать все частные теории размещения и включать математическое описание условий размещения производства и населения, транспортных сетей, формирования региональных рынков, межрегиональной торговли и миграции населения, образования цен на продукты и факторы производства и многое другое.