Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 12:23, курсовая работа
Цель данной работы – всесторонне исследовать причины возникновения и развития конфликтов в организации, цель и задачи, для определения эффективных способов управления данными видами противоборств.
Объект – конфликты в организациях, как вид социального конфликта, представляющий собой открытую форму существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка.
Предмет – особенности управления конфликтами в организациях, включающие в себя многообразие способов и средств воздействия на динамику и причины организационного конфликта.
Введение……………………………………………………………………………..3.
Глава 1. Теоретические аспекты конфликтов в организации
1.1. Понятие и классификация конфликтов в организации........................5
1.2. Причины конфликтов в организации.....................................................9
Глава 2. Деятельность по управлению конфликтами в организации
2.1. Этапы управления конфликтами в организационных структурах.....13
2.2. Стратегии поведения руководителя в ходе конфликта........................18
Глава 3. Анализ конфликтной ситуации на примере конкретной организации
3.1. Общая характеристика организации, анализ основных
видов конфликтов и особенности управления ими в ИП «Локон»...........21
3.2. Рекомендации по управлению конфликтами в ИП «Локон».............25
Заключение................................................................................................................28
Список используемой литературы..........................................................................30
Национальный открытый институт России г. Санкт-Петербург
Кафедра____Менеджмент_________
Дисциплина____Основы менеджмента_________
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студента группы______МП – 001 С/2ч________
________Шевчук Илья Анатольевич________
(фамилия, имя, отчество)
_______Управление конфликтами в организации_______
(название темы)
Проверил____________________
Дата________________________
Оценка_____________
Санкт-Петербург
2013
Оглавление
стр.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты конфликтов в организации
1.1. Понятие и классификация
конфликтов в организации......
1.2. Причины конфликтов
в организации.................
Глава 2. Деятельность по управлению конфликтами в организации
2.1. Этапы управления конфликтами
в организационных структурах..
2.2. Стратегии поведения
руководителя в ходе конфликта.
Глава 3. Анализ конфликтной ситуации на примере конкретной организации
3.1. Общая характеристика организации, анализ основных
видов конфликтов и особенности управления ими в ИП «Локон»...........21
3.2. Рекомендации по управлению конфликтами в ИП «Локон».............25
Заключение....................
Список используемой литературы....................
Введение
Общество как целостное
образование характеризуется
Даже в организациях с
эффективным управлением
Таким образом, конфликт может
быть функциональным и вести к
повышению эффективности
В настоящее время руководителям
многих уровней не хватает элементарной
конфликтологической культуры, не хватает
знаний о конфликтах, о путях их
мирного решения. Многие руководители
предпочитают решать возникающие конфликтные
ситуации силовыми методами, поэтому
руководителям организации, да и
каждому культурному человеку необходимо
иметь хотя бы элементарные представления
о конфликтах, способах поведения
при их возникновении, к сожалению,
для большинства людей
Актуальность данной темы
весьма велика. При большом количестве
публикаций, посвященных конкретно-
Цель данной работы –
всесторонне исследовать
Объект – конфликты
в организациях, как вид социального
конфликта, представляющий собой открытую
форму существования
Предмет – особенности управления конфликтами в организациях, включающие в себя многообразие способов и средств воздействия на динамику и причины организационного конфликта.
Задачи настоящей работы следующие:
1. Рассмотреть сущность конфликта в организации и их классификации;
2. Выявить причины конфликтов в организации;
3. Рассмотреть основные этапы управления конфликтами в организации;
4. Определить стратегию поведения руководителя в ходе конфликта;
5. Проанализировать конфликтные
ситуации в организации и дать
рекомендацию по управлению
Работа состоит из ведения, трёх глав по два параграфа, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения конфликтов в организации
1.1. Понятие и классификация конфликтов в организации
Конфликт - это важнейшая
сторона взаимодействия людей в
обществе, форма отношений между
потенциальными или актуальными
субъектами социального действия, мотивация
которых обусловлена
Наличие огромного количества общих и частных классификаций конфликта, данных психологами, говорит о том, что их возможно столько, сколько различных сторон выявляет в нем психология. К основным признакам, на основе которых предлагаются различные типологии конфликтов, относятся: объект конфликта; особенности сторон; длительность; функции; формы проявления; тип структуры отношений; последствия и т.п.
В данной работе рассмотрен организационный конфликт, как один из видов делового конфликта.
Итак, для того, чтобы определить специфику организационного конфликта необходимо дать для начала понятие организации.
Организация — это не
только производственно-
Организации выполняют разнообразные функции и отличаются друг от друга по роду деятельности их членов, уровню организации и сплоченности, количественному составу.
Отсюда, конфликт в организации
- это осознанное противоречие между
общающимися членами этого
А организационно-управленческий
конфликт - это конфликт между членами
управляющей организации, руководителями
и исполнителями, образующими в
их составе первичными группами, между
различными подразделениями в данной
системе управления по поводу целей,
методов и средств
Поскольку всякая организация
есть своего рода объединение людей
для совместной деятельности, в развитии
их внутренних отношений наблюдаются
определенные общие черты или
признаки, понимание которых чрезвычайно
важно. Одна из таких общих черт состоит
в том, что всякая организация
проходит в своем развитии через
серию внутренних конфликтов, она
не может существовать без внутренней
напряженности и без
Основанием для типологии конфликтов в организации выступают: цели участников конфликта, соответствие их действий существующим нормам, конечный результат конфликтного взаимодействия и влияние конфликта на развитие организации.
В зависимости от объема, конфликты в организации делятся на глобальные (охватывают весь коллектив или большую его часть) и парциальные (происходят между работниками или между работником и руководителем).
По уровням взаимодействия различают «вертикальные» и «горизонтальные» конфликты. «Горизонтальные» – взаимоотношения равных по своему должностному статусу оппонентов, а «вертикальные» - столкновение разных по должности людей или групп.
Конфликты также делятся на позитивные (конструктивные) и негативные (деструктивные)2. Позитивная роль конфликтов состоит в том, что они необходимы и даже неизбежны для развития трудового коллектива. Конструктивная сторона ярче проявляется, когда конфликт по уровню достаточен для мотивации людей. Такие конфликты возникают на основе различия в целях, объективно обусловленных характером выполняемой работы (например, творческий конфликт идей). Развитие такого конфликта сопровождается более активным обменом информацией, согласованием различных позиций и желанием понять друг друга. В ходе обсуждения различий вырабатывается компромиссное решение, основанное на творческом и инновационном подходе к проблеме. Такое решение приводит к более эффективной работе в организации. Наличие у конфликта позитивных свойств нередко служит причиной того, что такого рода конфликты искусственно встраиваются в структуру организации, чтобы получить нужный положительный эффект. Сила коллектива проявляется в продуктивном разрешении противоречий на пути сплочения и успешного достижения творческих и созидательных целей3. Положительное воздействие конфликт способен оказать и на развитие отдельной личности: активизация самосознание, конфликт стимулирует актуализацию ранее скрытых потенциальных возможностей личности, открывает перспективу ее совершенствования4.
К психологическим особенностям
трудового коллектива, также оказывающим
влияние на вероятность возникновения
в нем конфликтов, относится общий
характер отношений сложившихся
в нем. Сложная система деловых
и личных отношений может быть
охарактеризована с точки зрения
взаимной доброжелательности, направленности
на сотрудничество, готовности членов
коллектива к совместному мирному
урегулированию возникших проблем.
Отмечается тенденция к иррадиации
складывающихся в коллективе традиций
общения, проявляющаяся в том, что
склонность руководителя к конфликтному
поведению, внесения им компонента напряженности
в отношения с подчиненными, оказывает
отрицательное воздействие и
на их отношения между собой. Напротив,
умение руководителя не только не обострить
сложные ситуации, но и снять напряженность,
перевести зарождающиеся
Таким образом, вся совокупность конфликтов, пронизывающих те или иные организации, так или иначе, связана с методами управления ею. Так как управление - не что иное, как деятельность по разрешению конфликтов ради тех целей и задач, которые определяет суть организации. Руководитель призван разрешать частные конфликты, ведь общий стиль отношений в коллективе может стать в благоприятном климате гарантией против возникновения излишней конфликтности, а при неблагоприятной атмосфере - предрасполагать к перерастанию возникающих в группе трудностей и напряженных ситуаций в конфликты.
1.2. Причины конфликтов в организации
Выявление причин возникновения конфликтов определяет выбор методов, путей предотвращения им и конструктивного их решения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно эффективно влиять и регулировать ими. Причины конфликта - это явления, события, факты, ситуации, предшествующих конфликту и вызывающих его при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия.
Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения и определяют динамику течения.
В общем виде в возникновении конфликтов можно выделить две основные группы - объективную и субъективную.
Объективное начало в возникновении конфликтов связано со сложной, противоречивой ситуацией, в которой оказываются люди. Плохие условия труда, нечеткое разделение функций и ответственности - такого рода проблемы относятся к числу потенциально конфликтогенных, т.е. объективно являются той возможной почвой, на которой легко возникают напряженные ситуации. Если люди поставлены в такие условия, то независимо от их настроя, характеров, сложившихся в коллективе отношений и наших призывов к взаимопониманию и сдержанности вероятность возникновения конфликтов довольно велика.
Устранение конфликтов, вызванных такими причинами, может быть достигнуто только изменением объективной ситуации. В этих случаях конфликты выполняют своего рода сигнальную функцию, указывая на неблагополучие в жизнедеятельности коллектива.
Субъективные же причины
конфликтов в основном связаны с
теми индивидуальными