Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 12:23, курсовая работа
Цель данной работы – всесторонне исследовать причины возникновения и развития конфликтов в организации, цель и задачи, для определения эффективных способов управления данными видами противоборств.
Объект – конфликты в организациях, как вид социального конфликта, представляющий собой открытую форму существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка.
Предмет – особенности управления конфликтами в организациях, включающие в себя многообразие способов и средств воздействия на динамику и причины организационного конфликта.
Введение……………………………………………………………………………..3.
Глава 1. Теоретические аспекты конфликтов в организации
1.1. Понятие и классификация конфликтов в организации........................5
1.2. Причины конфликтов в организации.....................................................9
Глава 2. Деятельность по управлению конфликтами в организации
2.1. Этапы управления конфликтами в организационных структурах.....13
2.2. Стратегии поведения руководителя в ходе конфликта........................18
Глава 3. Анализ конфликтной ситуации на примере конкретной организации
3.1. Общая характеристика организации, анализ основных
видов конфликтов и особенности управления ими в ИП «Локон»...........21
3.2. Рекомендации по управлению конфликтами в ИП «Локон».............25
Заключение................................................................................................................28
Список используемой литературы..........................................................................30
Объективные и субъективные причины не всегда различимы, между ними иногда нет четких границ. Объективные противоречия в организации труда способны в конечном итоге привести к глубоким личностным антипатиям, а личностные антипатии могут искажать организационно-трудовые отношения, усложнять их.
Кроме того, помимо объективных и субъективных причин, исследователи выделяют и ряд других групп:
1) обусловленные трудовым процессом;
2) психологическими особенностями человеческих взаимоотношений;
3) личностным своеобразием членов группы.
Конфликты различают по их значению для организации, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты.
Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития.
Деструктивные
конфликты приводят к
Также к причинам возникновения конфликтных ситуаций в организации относятся:
1. Недостатки в организации
производственных процессов,
2. Неправильные действия
руководителя из-за отсутствия
у него опыта (неумение
3. Недостатки стиля работы
и неправильное поведение
4. Расхождение мнений работников в оценке явлений производственной жизни;
5. Нарушение внутригрупповых
норм поведения, распад
6. Противоречия интересов людей, их функций в трудовой деятельности;
7. Несовместимость в силу
личностных, социально-демографических
(пол, возраст, социальное
8. Личностные характеристики
отдельных людей - специфические
особенности поведения,
Итак, подводя итоги, можно
сказать о том, что перечислить
все возможные причины
1) ограниченность ресурсов, которые нужно делить;
2) взаимозависимость заданий;
3) различия в целях;
4) различия в представленных ценностях;
5) различия в манере поведения;
6) различия в уровне образования;
7) плохие коммуникации;
8) несбалансированность рабочих мест;
9) недостаточная мотивация и т. д.
В организации ресурсы всегда ограничены. И поэтому, руководство должно решать, как распределять материалы, информацию, людские ресурсы и финансы между разными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации.
Глава 2. Деятельность по управлению конфликтами в организации
2.1. Этапы управления конфликтами в организационных структурах
Управление конфликтом есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач. Управление конфликтом включает в себя: прогнозирование конфликта; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и подавление конфликта; регулирование и разрешение. Каждый из названных видов действий представляет собою акт сознательной активности субъектов: одного из конфликтующих либо обоих, или же третьей стороны, не включенной в конфликтное действие.
Управление становится возможным
при наличии некоторых
Итак, рассмотрим основные этапы управления конфликтами в организации: предупреждение, прогнозирование, регулирование и разрешение.
Предупреждение конфликта - это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или иной элемент общественной системы7.
Естественно, что такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта в реальный процесс общественных отношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни. В таком случае стихийный ход процесса может быть прерван, при условии разумного вмешательства, целесообразного с точки зрения интересов общественных сил.
Деятельность по предупреждению конфликтов в организации могут осуществлять сами участники социального взаимодействия, менеджеры, специалисты-психологи. Она может вестись по четырем направлениям8:
1) Создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций. Полностью исключить возникновение предконфликтных ситуаций в коллективе, организации, обществе невозможно. Однако создать объективные условия для минимизации их количества и разрешения неконфликтными способами не только возможно, но и необходимо. К числу этих условий относятся, в частности, следующие: создание благоприятных условий для жизнедеятельности работников в организации; справедливое и гласное распределение материальных благ в коллективе, организации; наличие правовых и других нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций; успокаивающая материальная среда, окружающая человека (удобная планировка помещений, наличие комнатных растений и пр.);
2) Оптимизация организационно-управленческих условий создания и функционирования компаний — важная объективно-субъективная предпосылка предупреждения конфликтов. К объективно-субъективным условиям предупреждения конфликтов относят организационно-управленческие факторы, включая оптимизацию организационной структуры компании, оптимизацию функциональных взаимосвязей, отслеживание соответствия работников предъявляемым к ним требованиям, принятие оптимальных управленческих решений и грамотная оценка результатов деятельности других работников;
3) Устранение социально-психологических причин конфликтов;
4) Блокирование личностных причин возникновения конфликтов.
Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование. Без обоснованного прогноза возможной конфликтной ситуации нельзя и предупредить ее появление.
Прогнозирование конфликта
- предвидение возможности
- экстраполяция данной ситуации на будущее состояние системы;
- моделирование возможной конфликтной ситуации;
- статический метод;
- опрос экспертов.
Точность экстраполяции
резко убывает по мере продвижения
в будущее. Ограничена применимость
к предвидению будущего исторической
аналогии. Наиболее надежным методом
социального прогнозирования
Прогнозы конфликтных
ситуаций, также как и других социальных
феноменов, могут быть краткосрочными,
среднесрочными и долгосрочными. Прогнозирование
конфликтной ситуации особенно важно
для предотвращения развития конфликта.
Пограничность ситуации социального
конфликта, ситуативность и
Если конфликт всё же произошёл, необходимо применять меры по регулированию и в дальнейшем разрешению конфликтов.
Регулирование — это процесс
устранения отклонений текущих показателей
от плановых заданий. В условиях, когда
производственный процесс не выходит
за рамки принятых допущений, основания
для его регулирования
• производственной системы;
• технологической дисциплины;
• трудовой дисциплины;
• финансовой и плановой дисциплины;
• системы стимулирования и мотивации труда;
• системы снабжения и сбыта;
• маркетинговой системы.
К причинам, обусловливающим
необходимость регулирования
• отклонения от плановых показателей состояния внутренней среды организации (ухудшение производственной или технологической дисциплины, старение оборудования, сбои, поломки, аварии и т.д.);
• отклонения от плановых показателей, вызванные изменениями внешних факторов среды, (отношения с поставщиками, клиентами, рынками сбыта, государственными структурами, резкие изменения курсов валют, экономические кризисы и т.д.);
• отклонения, связанные с организационными конфликтами.
Разрешение конфликта - процесс,
при котором устраняются
Эффективное разрешение конфликта,
т.е. разрешение при наименьших потерях
ресурсов и сохранении жизненно важных
общественных структур, возможно при
наличии некоторых необходимых
условий и реализации принципов
управления конфликтом. К числу первых
относятся: наличие организационно-
Все методы делятся на две
группы: негативные, включающие в себя
все виды борьбы, преследующие цель
достижения победы одной стороны
над другой; позитивные, при использовании
их предполагается сохранение основы
взаимосвязи между субъектами конфликта.
Это - разнообразные виды переговоров
и конструктивного
Итак, различие негативных и позитивных методов условно, они нередко дополняют друг друга. Выбор методов разрешения конфликтной ситуации определяет стратегию поведения в конфликте. Руководитель может избрать тактику ухода от конфликта, сглаживания его, компромиссного решения, принуждения или неприятия чужой позиции. Основной способ применения рационально-интуитивного подхода к управлению конфликтом состоит в том, чтобы рассматривать любую конфликтную ситуацию как проблему или потенциальную проблему, которая ждет своего решения. Затем подбирается подходящий метод решения проблем, пользуясь арсеналом возможных стратегических мер контроля конфликтных ситуаций. У руководителя есть возможность предвидеть начало конфликтной ситуации, вовремя вмешаться в процесс протекания конфликта, внести свои коррективы и вывести конфликтную ситуацию к оптимальному для себя разрешению.
2.2. Стратегии поведения руководителя в ходе конфликта
Большое значение в разрешении
конфликтных ситуаций имеет
общение участников, центральным
моментом которого является переговоры.
Предполагая провести беседу со своим
оппонентом, руководитель должен предварительно,
по возможности полно
Задачи руководителя по разрешению конфликта состоят в следующем:
- необходимо выяснить причину конфликта;
- определить цели оппонента;
- наметить сферы сближения точек зрения с оппонентом;
- уточнить поведенческие особенности оппонента11.
Проведенное таким образом исследование дает возможность составить общее представление обо всех аспектах конфликтной ситуации. Для этого следует проанализировать обстановку путем постановки следующих вопросов:
- Причина конфликта.
Осознают ли конфликтующие
- Цель конфликтующих.
В чем конкретно заключаются
цели конфликтующих? Все ли
одинаково стремятся к этим
целям? Насколько эти цели