Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:24, курсовая работа
В ранних трудах по управлению, как правило, подчеркивается важ-
ность гармоничного функционирования организации. По мнению их авторов,
если найти правильную формулу, то организация будет действовать как
хорошо смазанный механизм. Конфликты, возникающие внутри организации,
рассматривались как весьма негативные явления. Сегодняшние теоретики
управления признают, что полное отсутствие внутри организации конфлик-
та- условие не только невозможное, но и нежелательное. В данном рефе-
рате автор попытается раскрыть природу конфликтов в организациях, а
также описать методы управления им.
1. Введение.
2. Природа конфликта в организации.
2.1. Сyщность конфликта.
2.2. Типы конфликта.
2.2.1. Внутриличностный конфликт.
2.2.2. Межличностный конфликт.
2.2.3. Конфликт между личностью и группой.
2.2.4. Межгрупповой конфликт.
2.3. Причины конфликта.
2.3.1. Распределение ресурсов.
2.3.2. Взаимозависимость задач.
2.3.3. Различия в целях.
2.3.4. Различия в представлениях и ценностях.
2.3.5. Различия в манере поведения и жизненном опыте.
2.3.6. Неудовлетворительные коммуникации.
2.4. Стpyктypа конфликта.
2.5. Последствия конфликта.
2.5.1. Функциональные последствия.
2.5.2. Дисфункциональные последствия.
3. Управление конфликтной ситуацией.
3.1. Структурные методы.
3.1.1. Разъяснение требований к работе.
3.1.2. Координационные и интеграционные механизмы.
3.1.3. Общеорганизационные комплексные цели.
3.1.4. Структура системы вознаграждений.
3.2. Межличностные стили разрешения конфликтов.
3.2.1. Уклонение.
3.2.2. Сглаживание.
3.2.3. Принуждение.
3.2.4. Компромисс.
3.2.5. Решение проблемы.
Список литературы
торый приемлем для всех сторон, и в результате люди будут больше чув-
ствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою оче-
редь, сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществле-
нии решений- враждебность, несправедливость и вынужденность поступать
против воли. Другое функциональное последствие состоит в том, что сто-
роны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в
будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом.
Кроме того, конфликт может уменьшить возможности группового мышле-
ния и синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идей, ко-
торые по их мнению, не соответствуют идеям их руководителей. Через
конфликты члены группы могут проработать проблемы в исполнении еще до
того, как решение начнет выполняться.
! Дисфункциональные последствия
Если конфликтом не управляли или управляли неэффективно, то могут
образоваться
следующие дисфункциональные
мешающие достижению целей:
- Неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и
снижение производительности.
- Меньшая степень сотрудничества в будущем.
- Сильная преданность
своей группе и больше
ции с другими группами в организации.
- Представление
о другой стороне как о "враге"
целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрица-
тельных.
- Сворачивание
взаимодействия и общения
ми.
- Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере
уменьшения взаимодействия и общения.
- Смещение акцента: придание "победе" в конфликте большего значения,
чем решению
реальной проблемы.
CУправление конфликтной ситуацией
Существует несколько эффективных способов управления конфликтной
ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межлич-
ностные. Не следует считать причиной конфликтов простое различие ха-
рактеров, хотя, конечно, и оно может стать единственной причиной кон-
фликтной ситуации, но в общем случае это всего лишь один из факторов.
Нужно начать с анализа фактических причин, а затем применить соответ-
ствующую методику.
@ Структурные методы
! Разъяснение требований к работе
Это один из лучших методов управления, предотвращающий дисфункцио-
нальный конфликт. Нужно разъяснить, какие результаты ожидаются от каж-
дого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие па-
раметры, как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто
предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий
и ответственности, а также четко определена политика, процедуры и пра-
вила. Причем, руководитель уясняет эти вопросы не для себя, а доносит
их до подчиненных с тем, чтобы они поняли, чего от них ожидают в той
или иной ситуации.
! Координационные и интеграционные механизмы
Это еще
один метод управления
распространенных механизмов- цепь команд. Установление иерархии полно-
мочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информа-
ционные потоки внутри организации. Если два или более подчиненных
имеют разногласия по какому-либо вопросу, конфликта можно избежать,
обратившись к общему начальнику, предлагая ему принять решение. Прин-
цип единоначалия
облегчает использование
фликтной ситуацией, так как подчиненный знает, чьи решения он должен
исполнять.
Не менее полезны средства интеграции, такие как межфункциональные
группы, целевые группы, межотдельские совещания. Например, когда в од-
ной из компаний назрел конфликт между взаимозависимыми подразделения-
ми- отделом сбыта и производственным отделом- то была организована
промежуточная служба, координирующая объемы заказов и продаж.
! Общеорганизационные комплексные цели
Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух
или более сотрудников, отделов или групп. Идея, лежащая в основе этой
методики- направить усилия всех участников на достижение общей цели.
Компьютерная компания "Apple" всегда раскрывает содержание комплек-
сных общеорганизационных целей, чтобы добиться большей слаженности в
деятельности всего персонала. Не менее яркий пример- компания
"McDonalds", имеющая сеть недорогих ресторанов быстрого обслуживания
по всему миру. С самого начала строительства этой империи руководство
уделяло внимание не только ценам, качеству и доле рынка. Оно считало (
и, надо полагать, считает и сейчас), что действительно оказывает услу-
гу людям с ограниченными средствами, и эта "социальная миссия" прида-
ла больший вес оперативным целям. Поварам и официантам, работающим под
вывеской "McDonalds"
легче соблюдать жесткие
мощи обществу.
! Структура системы вознаграждений
Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтом,
оказывая влияние
на людей для избежания
Люди, вносящие свой вклад в достижение общеорганизационных комплек-
сных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к
решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью,
премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы
система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение от-
дельных лиц или групп.
Систематическое
скоординированное
дений для поощрения тех, кто способствует осуществлению общеорганиза-
ционных целей, помогает людям понять, как им следует поступать в кон-
фликтной ситуации,
чтобы это соответствовало
@ Межличностные стили разрешения конфликтов
! Уклонение
Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта.
Его позиция- не попадать в ситуации, которые провоцируют возникнове-
ние противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разног-
ласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусть
даже и занимаясь решением проблемы.
! Сглаживание
При таком стиле человек убежден, что не стоит сердиться, потому что
"мы все- одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку". Та-
кой "сглаживатель" старается не выпустить наружу признаки конфликта,
апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом можно забыть о
проблеме, лежащей в основе конфликта. В результате может наступить мир
и покой, но проблема останется, что в конечном итоге произойдет
"взрыв".
! Принуждение
В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою
точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать не интересует-
ся мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на дру-
гих пользуется властью путем принуждения. Такой стиль может быть эф-
фективен там, где руководитель имеет большую власть над подчиненными,
но он может подавить инициативу подчиненных, создает большую вероят-
ность того, что будет принято неверное решение, так как представлена
только одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у бо-
лее молодого и более образованного персонала.
! Компромисс
Этот стиль
характеризуется принятием
но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценит-
ся в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недобро-
желательность, что часто дает возможность быстро разрешить конфликт к
удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ран-
ней стадии конфликта, возникшего по важной проблеме может сократить
время поиска альтернатив.
! Решение проблемы
Данный стиль- признание различия во мнениях и готовность ознако-
миться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти
курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто использует такой
стиль не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет
наилучший вариант решения. Данный стиль является наиболее эффективным
в решении проблем организации. Ниже приведены некоторые предложения по
использованию этого стиля разрешения конфликта:
- Определите проблему в категориях целей, а не решений.
- После того, как проблема определена, определите решения, приемле-
мые для всех сторон.
- Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах дру-
гой стороны.
- Создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен ин-
формацией.
- Во время
общения создайте
проявляя
симпатию и выслушивая мнение
другой стороны.
--- * ---
Конфликты неизбежны в условиях нашей современной жизни, поэтому
чтобы избегать их, или по крайней мере правильно вести себя в усло-
виях конфликтных ситуаций, необходимо уметь уйти от разрешения возник-