Виды организационных структур и их специфика в условиях российского бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной мною темы определяется необходимостью рассмотрения теоретических положений для разработки практических рекомендаций для реализации механизма формирования и развития организационной структуры предприятия. Правильный выбор организационной структуры - необходимый фактор успешного функционирования предприятия, фирмы или организации.
Цель данной курсовой работы – изучение видов организационных структур и их специфики в условиях российского бизнеса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения организационной структуры предприятия 4
1.1 Понятие, сущность и значение организационной структуры предприятия 4
1.2 Виды организационных структур, их преимущества и недостатки 8
ГЛАВА 2. Анализ организационной структуры ООО «Креатив» 12
2.1 Краткая характеристика предприятия 12
2.2 Анализ соответствия организационной структуры предприятия целям и задачам его деятельности 16
ГЛАВА 3. Предложения по совершенствованию организационной структуры ООО «Креатив» 33
3.1. Проект совершенствования организационной структуры в свете стратегии развития предприятия 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Работа состоит из  1 файл

Виды организационных структур.doc

— 290.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ  ВПО «ЗабГУ»)

Факультет экономики и управления

Кафедра Управление персоналом

 
 
 
 

Курсовая  работа

На тему: Виды организационных структур и их специфика в условиях российского бизнеса

По дисциплине: Теория организации 
 
 
 

Выполнила: студентка группы УП-09-2

--------------------------------------

Проверил: ----------------------------

-------------------------------------- 
 
 
 
 

Чита 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

      Актуальность  выбранной мною темы определяется необходимостью рассмотрения теоретических положений  для разработки практических рекомендаций для реализации механизма формирования и развития организационной структуры предприятия. Правильный выбор организационной структуры - необходимый фактор успешного функционирования предприятия, фирмы или организации.

      Цель  данной курсовой работы –  изучение видов организационных структур и их специфики в условиях российского бизнеса.

        Основными задачами являются:

  1. изложение теоретических основ изучения организационной структуры предприятия;
  2. проведение анализа организационной структуры предприятия;
  3. разработка проектных мероприятий по совершенствованию организационной структуры в свете стратегии развития предприятия.

      Объектом  исследований выступает действующее  предприятие ООО «Креатив». Предмет изучения – виды организационной структуры предприятия.

     Для анализа экономической эффективности ООО «Креатив» применялся экономико-статистический метод.

     Данная  курсовая работа состоит из трех глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе представлены теоретические основы изучения организационной структуры предприятия. Во второй главе проведен анализ организационной структуры ООО «Креатив».  В третьей главе представлены  предложения по совершенствованию организационной структуры ООО «Креатив». В заключении подведены итоги по данной курсовой работе.

     Информационной базой для написания курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных учёных.            

Глава 1. Теоретические  основы изучения организационной  структуры предприятия

     1.1 Понятие, сущность  и значение организационной  структуры предприятия

      Предприятия для обеспечения выживаемости вынуждены постоянно адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, что порождает массу управленческих проблем. Неопределенность функционирования ставит их перед необходимостью проводить работу по совершенствованию организационной структуры управления сознательно или стихийно под воздействием обстоятельств, массовой организационной моды.

      Вопросы организационной перестройки, имеющие  особе значение для отечественных  предприятий, актуальны и для  зарубежных фирм. Так, для компаний США среди основных причин неудач наряду с недальновидностью руководства компаний, ориентацией на привычные целевые установки и схемы деятельности, потерей контактов с потребителями называются омертвленная, неподвижная структура организации и лишенный динамизма наемный персонал [20, с.52].

      До  настоящего времени целостная теория структурного развития систем управления отсутствует. Зарубежные исследования в этой области чаще всего отражают опыт работы эффективно действующих  промышленных предприятий в условиях рыночной экономики и могут рассматриваться только как некоторые ориентиры для организации управленческих работ в условиях переходной экономики.

      Понятие «структура» связано с такими понятиями, как «система» и «организация». Все основные аспекты строения и деятельности организации определяет цель как главный системообразующий фактор и ее подцели. Каждый элемент имеет свою задачу, обладает ресурсом для ее достижения и выполняет свою строго определенную функцию, структура же обеспечивает порядок и взаимодействие элементов для осуществления их функций. Элементы системы выделяются в процессе ее членения (структуризации), при этом каждая система допускает возможность различных сечений в соответствии с заданными критериями. Организационная структура – одно из этих сечений.

      В научной литературе понятие «структура»  имеет определенное концептуальное значение. «Структура есть множество  элементов, которые находятся во взаимодействии в специфическом  порядке для осуществления функций» [13, с.21]. Являясь сложной системой, организационная структура управления представляет собой подсистему в системе управления предприятием. Таким образом, организационная структура управления и система управления являются взаимосвязанными и взаимодополняющими понятиями. По мнению И. Ансоффа, структура управления предприятием представляет собой статическую «анатомию» управленческого процесса, а система управления – динамическую «физиологию» [3].

      Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных  элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи – это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т. е. при наличии нескольких уровней управления.

      В рамках структуры управления протекает  управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно – права и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей менеджмента.

      Изменение внешних условий приводит к необходимости  изменения стратегии предприятия, далее к изменению его организационных  характеристик и, в конечном счете, к преобразованию организационной  структуры (рисунок 1.1).

      Среди основных можно выделить технологический, производственный, финансовый, социальный и информационный виды структур.

      Технологическая структура определяется характером материально-энергетических процессов, типом используемого оборудования, специализацией используемых мощностей.

      Производственная  структура – упорядоченная совокупность производственных подразделений, элементов  производственно-технической базы с точки зрения их пространственного  расположения.

      Финансовая  структура – упорядоченная совокупность финансовых отношений в процессе хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивающая его эффективное функционирование и развитие. Финансовая структура – результат реализации концепции центров ответственности.

      Социальная  структура характеризуется распределением работников по предприятиям по профессионально-квалификационному, половозрастному, национальному составу, уровню образования.

      Информационная  структура – совокупность правил, технических средств и коммуникационных сетей, определяющих целенаправленное использование информации как ресурса. Эффективная информационная структура должна обеспечить планирование, организацию, координацию и контроль информационных процессов по всем трем фазам (поиск, обработка и распределение информации) как на стратегическом, так и на тактическом и оперативном уровнях.

      Разнообразие  структурных срезов одной и той  же системы требует установления отношений между ними. Среди этих взаимосвязанных структур организационная  структура занимает особое место: она  упорядочивает взаимодействие элементов для получения интегрального эффекта по достижению поставленной цели, создает собственно организованное целое.

      С понятием «организационная структура  управления» тесно связано более  емкое и содержательное понятие  «организационная форма хозяйствования», которая представляет собой состав и степень хозяйственной самостоятельности отдельных элементов организации. Отличие ее от оргструктуры состоит в учете экономических, правовых и социальных аспектов взаимоотношений элементов, образующих хозяйственный субъект [7, с. 256].

      Оргструктура  как упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов предполагает некоторый порядок соподчинения, который реализуется через иерархический  принцип построения, обеспечивающий многоступенчатость соподчинения частей целому [15, с. 302].

      Современная управленческая парадигма в качестве технологии эффективного управления в  условиях повышенной нестабильности и  неопределенности внешней среды  предполагает стратегическое управление, под которым понимается «деятельность  по экономически эффективному достижению перспективных целей предприятия на основе удержания конкурентных преимуществ и адекватного реагирования на изменения внешней среды».

      Функция организации – то, что она делает, - диктуется ее стратегией. Ее форма, структура должны быть такими, чтобы обеспечивать и облегчать осуществление стратегии. Структура организации влияет на ряд параметров [14, с.41]:

  • издержки производства. Если производство товара или услуги требует множества операций или трудовых процессов, то структура производства, скорее всего, будет сложной, а управление – дорогостоящим. Это особенно заметно, когда процессы производства значительно отличаются по характеру и уровню сложности навыков на различных стадиях производства;
  • скорость выполнения работ. Чем сложнее структура, тем, как правило, медленнее темпы работ, и тем медленнее продвигается продукт внутри компании;
  • способ удовлетворения потребностей покупателей. Для того чтобы надежно защитить покупателей, иногда необходимы крупные, сложные, тщательно контролируемые структуры;
  • характер поведения людей. Все структуры, как правило, стимулируют элемент внутренней конкуренции; это могут быть конкуренция за ресурсы или соперничество вокруг результатов работы. Структуры влияют на политику организации, на мысли, чувства и поведение.

      Таким образом, организационная структура  управления предприятием представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных  элементов системы управления, состав, взаиморасположение и степень устойчивости отношений которых обеспечивает целенаправленное функционирование и развитие ее как единого целого.

     1.2 Виды организационных структур, их преимущества и недостатки

      Для решения проблемы выбора, совершенствования  и развития организационных структур необходимо понимание их сущности, преимуществ и недостатков и, что особенно важно, условий трансформации одних в другие в процессе организационного развития.

      Линейная  структура в настоящее время встречается только на небольших предприятиях, выпускающих однородную продукцию с использованием несложной технологии при отсутствии широких кооперативных связей, однако как элемент сложных структур на уровне линейных подразделений она используется повсеместно [1, с. 248]. Наличие четких линий подчинения и сравнительно короткие каналы коммуникаций обеспечивают эффективность функционирования линейной структуры, но неизбежная перегрузка информацией при расширении масштабов деятельности ограничивает сферу ее применения.

      Разделение  управленческих работ не только по линейному, но и по функциональному признаку находит воплощение в самой распространенной и до сих пор широко используемой во всем мире линейно-функциональной структуре управления.

      Самым большим недостатком линейно-функциональной структуры является слабая инновационная  и предпринимательская активность. Для эффективного функционирования линейно-функциональных структур управления необходима четкая регламентация ответственности и полномочий руководителей разных уровней и подразделений; соблюдение норм управляемости, особенно у первых руководителей и их заместителей.

     Линейно-штабная организационная структура является развитием линейной и призвана ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования. Линейно-штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими-либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа. В остальном эта структура соответствует линейной.

Информация о работе Виды организационных структур и их специфика в условиях российского бизнеса