Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:21, курсовая работа
Цель курсового проекта – на основе исследования внешней и внутренней среды ООО «Мечел» разработать направления совершенствования деятельности организации с учетом факторов среды.
Объект исследования - ООО «Мечел».
Предмет исследования - внутренняя и внешняя среда организации.
Для реализации поставленной цели в курсовом проекте будут решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы внешней и внутренней среды организации;
- проанализировать внутреннее состояние и внешнюю среду организации ООО « Мечел».
- разработать направления совершенствования деятельности ООО «Мечел» с учетом факторов внешней и внутренней среды.
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Основы внешней и внутренней среды организации………………………....5
1.1 Организация как открытая система………………………………………….5
1.2 Анализ внешней и внутренней среды организации………………...……..12
2. Исследование внешней и внутренней среды ООО «Мечел»… ……….…..23
2.1 Характеристика организации ООО «Мечел»………………….……..……23
2.2 Организационная структура управления на предприятии ООО «Мечел».27
2.3 Финансово-экономическая характеристика хозяйственной деятельности ООО «Мечел»………………………………………………………….………...29
2.4 Анализ и оценка внешней и внутренней среды ООО «Мечел»…………..32
3. Рекомендации по выбору стратегии развития ООО «Мечел» с учетом факторов внешней и внутренней среды……………………………….....…….41
Выводы и предложения………………………………………………………....47
Список использованной литературы………
Таблица 1 - Наиболее часто применяемые методы прогнозирования при анализе общей деловой окружающей среды
Среда | Социополитическая среда | Технологическая среда |
Экстраполяция | Исторические аналогии | Сценарный прогноз |
Регрессный анализ | Морфологический анализ | Качественная экстраполяция |
Экономические модели | Демографический прогноз | Морфологический анализ |
Балансовые методы прогнозирования Экономическая | Качественная экстраполяция | Метод «Дельфи» |
Экспертные методы | Сценарный анализ | |
Метод «Дельфи» | Качественный профиль |
Анализ специфической (ближней) окружающей среды обычно ассоциируют с анализом рыночного окружения. Процедура такого анализа предполагает изучение производственных трендов (направлений возможного развития и некоторые количественные характеристики), структурные сдвиги в промышленности, а также конкуренцию при производстве отдельных групп товаров (конкурентный анализ) [20, с.58]. Крупные предприятия, имеющие сильные отделы маркетинга, имеют возможность проводить самостоятельный анализ отраслей-поставщиков и отраслей-потребителей.
Конкурентный анализ специфической окружающей среды проводится чаще всего по трем основным параметрам: структурный анализ конкурентного окружения, определение конкурентных позиций (анализ стратегических групп) и анализ структуры.
Структурный анализ конкурентного окружения проводится по методике, предложенной известным американским экономистом М. Портером [7, с.119]. Он выделил пять сил конкуренции, которые определяют уровень прибыли в отрасли.
Вторая конкурентная сила — давление заменителей, выявленная М. Портером, касается легкости, с которой покупатель может заменить один тип продукта или услуги другим. М. Портер отмечает, что заменители становятся особенно серьезной угрозой в том случае, когда дают покупателям не просто альтернативные продукты и услуги, но и существенно улучшают соотношение цена/потребительские качества. Например, внедрение электронных систем сигнализации оказало негативное воздействие на охранный бизнес, поскольку эти системы обеспечили равную степень защиты за значительно меньшую цену.
Третья конкурентная сила — различная способность покупателей добиваться снижения цен — связана с тем, что покупатели не являются равными.
Четвертая конкурентная сила — способность поставщиков добиваться повышения цен — аналогична способности покупателей добиваться снижения цен. Пятая конкурентная сила, которую выделил М. Портер — соперничество между ныне действующими конкурентами. Уровень конкуренции в отрасли определяет и борьба между существующими конкурентами.
Анализ структуры рынка (позиций на рынке) основан на таком понятии, как доля рынка. Доля рынка - процент продаж товара данного предприятия к общему объему продаж этого товара на рынке за определенный период времени. Предприятие должно следить за величиной и качеством доли. Очевидно, что если размер доли увеличивается, то увеличиваются объем продаж и доходы предприятия, однако антимонопольное законодательство определяет верхнюю величину доли рынка, закрепляемую за одним предприятием.
Для облегчения анализа факторов внешней среды их разделяют на факторы прямого и косвенного воздействия.
В
заключение раздела следует сделать
вывод о том, что факторы внешней
среды влияют на деятельность фирмы,
и организация должна быть в состоянии
эффективно реагировать и
Ситуационные факторы внутри организации составляют внутренние переменные, которые в основном, являются результатом управленческих решений, однако, не все и не всегда могут полностью контролироваться руководителями. Основные переменные, которые требуют внимания руководства, - это цели, структура, задачи, технология, люди.
Т.к. организация - это объединение группы людей с осознанными общими целями, то ее можно рассматривать как средство достижения целей, которые могут быть осуществлены только в процессе коллективной, совместной деятельности.
Цели - это конкретные конечные состояния или результаты, которых стремится достигнуть группа в процессе совместной работы. Цели разрабатываются руководством в ходе процесса планирования и сообщаются членам организации, что является важнейшим фактором координирования деятельности группы [5, с.218].
Организации различных типов ставят перед собой и различные цели. Ориентация, задаваемая ясно сформулированными целями, определяет все последующие решения руководства.
В каждом подразделении организации также необходима выработка своих целей. Цели сходных подразделений в различных организациях могут быть гораздо ближе друг другу, чем даже цели различных подразделений в рамках одной организации, поэтому особенно необходима их координация. Цели подразделений должны удовлетворять деятельности организации как целого, а не входить в противоречия с целями других подразделений.
Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Характерной особенностью современных организаций является специализированное разделение труда - закрепление определенной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен ее выполнить лучше других. Например, разделение управленческого труда: эксперты по маркетингу, финансам, производству и т.п. Или разделение производственной деятельности на многочисленные малые операции, что рассматривается как конкретная специализация труда.
Фактически, во всех организациях имеет место горизонтальное разделение труда по специальностям. В достаточно больших организациях специалистов группируют вместе в пределах функциональной области. Выбор функциональных областей определяет основную структуру организации и возможности ее успешной деятельности.
Вертикальное разделение труда - отделение работы по координации трудовой деятельности от работы по непосредственному выполнению трудовых заданий - необходимо для успешной групповой работы. Преднамеренное вертикальное разделение труда в организации дает иерархию управленческих уровней. Важнейшая характеристика этой иерархии - формальная подчиненность лиц на каждом уровне.
При строгом разделении труда по горизонтали и вертикали особо важной становится координация деятельности. Необходимо создание формальных механизмов координации, в противном случае совместная деятельность окажется невозможной, а отдельные функциональные области или лица будут сосредотачиваться на обеспечении своих интересов, а не всей организации в целом.
Одним из механизмов координирования является формулирование и сообщение всем сотрудникам целей организации в целом, а также каждого из ее подразделений в связи с этими общими целями.
Еще одной формой разделения труда в организации является формулирование задач. Задача - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности.
Задачи
организации традиционно
Изменения в характере и содержании задач были тесно связаны с эволюцией специализации.
Технология, четвертая важная переменная внутренней среды организации, имеет более широкое значение, чем обычное ее понимание как того, что связано с изобретениями и машинами. Социолог Ч.Перроу описывает технологию как средство преобразования сырья - будь то люди, информация или физические материалы - в искомые продукты и услуги. Л.Дейвис дает такое описание технологии: это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.
Задачи и технология тесно связаны между собой, поскольку выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе.
Люди являются центральным фактором в любой модели управления. Существует три основных аспекта человеческой переменной, которые рассматриваются в моделях управления: поведение отдельных людей, поведение людей в группах и характер поведения руководителя, его функционирование в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей или групп.
В заключение первой главы следует отметить, что организация представляет собой систему, предназначенную для достижения поставленных целей, которые реализуются с помощью решения проблем и осуществления операций. Факторы внешней среды влияют на деятельность фирмы, и организация должна быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям среды, чтобы выживать и достигать поставленных целей. Ситуационные факторы внутри организации составляют внутренние переменные, которые являются результатом управленческих решений. Основные переменные, которые требуют внимания руководства, - это цели, структура, задачи, технология, люди.
Анализ
внешней и внутренней среды предприятия
улучшает учет наиболее важных факторов,
влияющих на экономическую организацию
и ее будущее, помогает предприятию создать
о себе наиболее благоприятное впечатление,
с точки зрения текущей деятельности,
обеспечивает информацией, необходимой
для наилучшего выполнения рабочих функций.
ООО «Мечел» - успешная торговая компания, реализующая металлургическую продукцию предприятий в более чем 30 экономически лидирующих регионах России, в странах СНГ, в Восточной и Центральной Европе.
Бизнес ООО «Мечел» состоит из четырех сегментов: горнодобывающего, металлургического, ферросплавного и энергетического, включающие в себя предприятия в 12-ти регионах России, а также в США, Казахстане, Румынии, Литве и Болгарии. «Мечел» объединяет производителей угля, железорудного концентрата, стали, проката, ферросплавов, продукции высоких переделов, тепловой и электрической энергии.
Также в состав ООО «Мечел» входят три торговых порта, и собственный транспортный оператор. Продукция ООО «Мечел» реализуется на российском и на зарубежных рынках. Сегодня в компании трудится свыше 80 тыс. человек.
Информация о работе Влияние внешней и внутренней среды на развитие организации