Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 15:34, курсовая работа
Цель исследования данной работы является изучение понятия «жизненный цикл организации»; рассмотрение созданных в разное время моделей развития организаций; подробное описание основных стадий эволюции компании.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ..………..…………………………………..……… 5
1.1. Развитие стадий жизненного цикла………………………………….5 1.2 Характеристики организации на протяжении жизненного цикла……...9
1.3 Стадии жизненного цикла…………………………..……….……….......10
1.4 Модели жизненных циклов организации…………………………….. 17
1.5 Факторы, влияющие на продолжительность жизни
организации……………..………………………………………………….. 21
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………….... 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....………………………………...………………...…….. 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….……………….... 32
|
Стадии, Факторы |
Рождение |
Детство |
Отрочество |
Зрелость |
Расцвет сил |
Поздняя зрелость |
Старение |
Обновление |
Первичные цели |
Выживание |
Краткосрочная прибыль |
Ускоренный рост |
Систематический рост |
Сбалансированный рост |
Уникальность, образ |
Обслуживание |
Обновление |
Тип лидера |
Новатор |
Оппортунист |
Консультант |
Участник |
Корпоративный деятель |
Государственный деятель |
Администратор |
Реорганизатор |
Организационный характер |
Борьба |
Достижение |
Изменение |
Расширение, диверсификация |
Системная ориентация |
Зрелость, самоудовлетворенность |
Ориентация на сложившиеся структуры |
Ориентация на перемены |
Организационный образ |
В центре внимания организация |
Местный |
Секционный |
Национальный |
Многонациональный |
Международный |
Самодовольный |
Самокритичный |
Концентрация энергии |
На новом |
На конкуренции |
На завоеваниях |
На координации |
На интеграции, управлении |
На приспособлении |
На продолжении существования |
На обновлении, развитии |
Центральная проблема |
Выход на рынок |
Существование |
Удержание доли рынка |
Многосторонний рост |
Централизация и автономность |
Равновесие интересов |
Стабильность |
Омоложение |
Тип планирования |
С предвидением |
Текущий |
Планирование продаж, бюджета |
Планирование заказов, специализации |
Сложный, комплексный |
Социально-политический |
Экстраполяция |
Созидательный |
Метод управления |
Единоличный |
Управление, осуществляемое малой группой единомышленников |
Делегирование полномочий |
Децентрализованный |
Централизованный |
Коллегиальный |
Основанный на традициях |
Состязательный, поощряющий |
Организационная модель |
Максимизация прибыли |
Оптимизация прибыли |
Плановая прибыль |
Хорошее положение |
Социальная ответственность |
Социальный институт |
Бюрократия |
Подражание Фениксу |
Детство. Это опасный период, поскольку наибольшее количество неудач происходит в течение первых лет после возникновения организации. Из мировой статистики известно, что огромное число организаций небольшого масштаба терпят неудачу из-за некомпетентности и неопытности руководства. Каждое второе предприятие малого бизнеса терпит крах в течение двух лет, четыре из пяти предприятий - в течение пяти лет своего существования. Задачей этого периода является достижение быстрого успеха, а его целями — здоровое существование и развитие, а не простое выживание. Нередко вся работа выполняется на пределе возможностей, чтобы не потерять темп возрастающего успеха. Управление осуществляется деятельным и подготовленным руководителем и его первоначальной командой.
Отрочество. Во время этого переходного периода рост организации осуществляется, как правило, несистематично, рывками. Организация все больше набирает силу, однако координация проводится ниже оптимального уровня. Более организованные процедуры постепенно заменяют рискованную страсть к успеху. Налаживаются планирование, разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на работу новых специалистов, что вызывает трения с прежним кадровым составом. Основатели организации вынуждены больше выполнять роль непосредственных руководителей, а не предпринимателей, проводя систематическое планирование, координацию, управление и контроль.
Ранняя зрелость. Отличительные признаки этого периода — экспансия, дифференциация и, возможно, диверсификация. Образуются структурные подразделения, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Используются многие общепринятые методы оценки эффективности, должностные инструкции, делегирование полномочий, нормы производительности, экспертиза, организация обучения и развития. Однако начинают проявляться тенденции к бюрократизму и борьбе за власть, местничеству и стремлению добиваться успеха любой ценой.
Расцвет сил. Имея в правлении акционеров, организация ставит на данном этапе цель сбалансированного роста. Структура, координация, стабильность и контроль должны иметь такое же значение, как и инновации, совершенствование всех частей организации и децентрализация. Принимается концепция структурных подразделений, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Новая продукция, рынок сбыта и технологии должны быть управляемы, а квалификационные навыки управленческого персонала — более отточены. С ускорением темпов роста по сравнению с предыдущими стадиями организация нередко переоценивает свои успехи и возможности.
Полная зрелость. Имея компетентное,
но не всегда ответственное руководство,
организация действует
Старение. Этот этап никогда бы не наступил, если бы руководство организации постоянно сознавало необходимость обновления.
Конкуренты неизменно претендуют на долю организации на рынке. Бюрократическая волокита, не всегда обоснованная стратегия, неэффективная система мотиваций, громоздкая система контроля, закрытость к новым идеям — все это, вместе взятое, создает условия для «закупорки артерий». Как показывает практика, очень трудно остановиться и прекратить выполнение непродуктивной работы. В результате организация постепенно начинает распадаться. Она вынуждена либо принять жесткую систему обновления, либо погибнуть как самостоятельная структура, влившись в приобретающую ее корпорацию. Организация откатывается назад, и вновь начинается борьба за ее выживание.
Обновление. Организация в состоянии подняться из пепла как Феникс. Это может сделать новая команда руководителей, уполномоченных на проведение реорганизации и осуществление плановой программы внутреннего организационного развития.
Многочисленные исследования показывают, что организации в течение жизненного цикла уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы; перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям; погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.
На стадии создания организации руководитель должен:
- тщательно изучить
- собрать и оценить
информацию о деятельности и
намерениях конкурентов,
- взвесить необходимость и целесообразность увеличения потенциала компании и внесения соответствующих коррективов в ее стратегию;
- принять необходимые
меры по привлечению
- рационально организовать
управленческий процесс,
На стадии роста организации на первый план в деятельности руководителя выступают:
- решение социальных проблем коллектива, позволяющее закреплять и развивать заинтересованность работников;
- обеспечение баланса между текущей и инновационной перспективной деятельностью, между повышением качества выпускаемой продукции и услуг и поиском новых сфер приложения капитала;
- оптимизация соотношения
между централизацией и
На стадии зрелости руководитель организации должен:
- систематически и в
первоочередном порядке
- проанализировать
- совместно с потребителями
определять производственную и
научно-техническую политику
- создать необходимые
условия для поддержания и
укрепления интеллектуального
На стадии упадка организации происходит определенная централизация управления компанией и в этих условиях руководитель:
- рассматривает возможности экономии всех видов ресурсов и сосредоточения деятельности компании на направлении, которое сулит наибольшую отдачу в кратчайшие сроки;
- изучает возможности
слияния с другими компаниями,
сужения номенклатуры
- приступает к осуществлению изменений в организации и методах управления предприятием, в установлении связей с новыми рынками и поставщиками.
1.4 Модели жизненных циклов организации.
Существует как минимум десять моделей, созданных в разное время. Интересно, что все десять моделей появились в Америке в промежутке с 1967 по 1983 год. Каждая из этих моделей предлагает различные основания для изменений. Кратко рассмотрим каждую из моделей в их исторической последовательности возникновения.
А. Даун: «Движущие силы роста» (1967).
Это одна из самых ранних моделей, возникшая на примере правительственных комитетов. После описания четырех различных путей возникновения комитетов, Даунс предложил три основных стадии роста и развития организаций. Первая стадия – борьба за автономию – возникает до формального рождения или сразу же после него. Она характеризуется стремлением обрести законность и необходимые ресурсы от окружающей среды для достижения «порога выживания». Вторая стадия – стремительного роста – включает быстрое расширение, где подчеркивается инновационность и креативность. Последняя стадия – замедления – характеризуется уточнением и формализацией правил и процедур. Кратко, эта модель представляет развитие правительственных организаций от установления обоснованности их существования к инновациям и расширению, и затем к формализации и контролю.
Г. Липпитт и У. Шмидт: «Управленческое участие» (1967).
Разработали одну из первых моделей жизненных циклов организации, работающей в частном секторе. Они преложили, что корпорации проходят три стадии в развитии: рождение – создание управленческих систем и достижение жизнеспособности; юность – развитие устойчивости и репутации; и зрелость – достижение уникальности и способности к приспособлению в изменяющихся областях работы. Эта модель описывает шесть основных задач управления, которые изменяются от стадии к стадии.
Б. Скотт: «Стратегия и структура» (1971).
Эта модель описывает три отдельных типа организаций, которые следуют в исторической последовательности. Скотт утверждает, что фирмы развиваются от неформальной (как он это называет – «шоу одного человека») до формализованной бюрократии, и затем до разнообразных промышленных конгломератов.
Л. Грейнер: «Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции» (1972). Основная предпосылка создания этой теории состоит в том, что будущее организации определено ее организационной историей в большей степени, чем внешними силами. В доказательство этому Л. Грейнер опирается на теорию европейских психологов о том, что поведение определяется предыдущими событиями, а не будущим. Перенося эту аналогию на организационное развитие, он обсуждает ряд стадий, через которые должны пройти развивающиеся компании. Таким образом, жизнь организации состоит в продвижении компании через стадии, где каждый эволюционный период создает его собственную революцию. Революция – бурный период в развитии организации, требующий серьезного пересмотра методов управления. Путь организации из одной стадии своего развития к следующей лежит через преодоление соответствующего кризиса данного переходного периода.
У. Торберт: «Ментальность членов организации» (1974).
В этой модели организационное развитие тесно связано с развитием чувства общности персонала. Развитие происходит от индивидуальности и диффузности групп к чувству принадлежности и причастности к коллективу. При этом не уточняются механизмы развития.
Ф. Лиден: «Функциональные проблемы» (1975).
На стадиях своего развития организации имеют различные функциональные проблемы – проблема адаптации к окружающей среде, приобретение ресурсов, достижение целей и поддержка образцов поведения. Первое, на чем фокусируется новая организация, по мнению Лидена, это адаптация и завоевание своей ниши в изменяющейся внешней среде. В основном это достигается через инновации. Второе – это приобретение ресурсов и развитие методов работы процедур. В третьих, придается особое значение постановке целей и получению прибыли. На четвертой стадии придается значение поддержанию поведенческих паттернов и институализации структур.