Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2011 в 10:38, курсовая работа
Итак, исходя из вышесказанного целью нашего исследования, является анализ образа русского офицера в литературе 19 в. на примере героев Лермонтова и Толстого – Максим Максимыча и капитана Тушина.
Для решения поставленной цели в данной работе перед нами ставятся следующие задачи:
1. изучение теоретической литературы по представленной проблеме;
2. сравнительный анализ текстового материала;
3. выявление особенностей образа русского офицере по результатам анализа Максим Максимыча и капитана Тушина.
ВВЕДЕНИЕ
Основной характерной чертой русской литературы 19 в. является наличие в ней нескольких сквозных тем, пронизывающих красной нитью творчество многих поэтов и писателей этого периода. Среди них можно вычленить глобальные темы, такие как тема Родины, или более частная тема маленького человека, тема лишнего человека, блистательно начатая Грибоедовым, и актуальная по сей день.
Но есть темы,
которые трудно назвать характерными
для всей русской литературы, однако
отголоски ее можно найти и
в творчестве Пушкина, и в творчестве
Лермонтова, и особенно, в творчестве
Л.Н. Толстого. Это тема русского офицерства.
Русская история наполнена
Интересно, что один из первых образов офицера, созданный Грибоедовым – Скалозуб – имел явно негативную окраску. Скалозуб сравнительно молод, но уже в чинах; сейчас он полковник, а завтра непременно станет генералом; он надежный защитник старины.
В дальнейшем
образ русского офицера получил
довольно неоднозначную оценку. Как
правило, авторы создавали не один образ
офицера, а два или несколько
антагонистичных фигур. Так в
«Капитанской дочке» А.с. Пушкина мы
можем наблюдать два
В нашем исследовании мы остановимся на двух, знаковых, на мой взгляд, образах русского офицерства. Знаковых потому, что представляют собой фигуры, типичные, каждый для своего времени, и что важно, места. Итак, речь идет о герое романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Максим Максимыче и капитане Тушине, эпизодическом, но очень важном образе романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Трудно сказать, что эти фигуры представляют собой однозначно-идентичными представителями русского офицерства. Нет, в них много общего, но при внимательном сравнительном анализе можно обнаружить множество различий.
Итак, исходя из вышесказанного целью нашего исследования, является анализ образа русского офицера в литературе 19 в. на примере героев Лермонтова и Толстого – Максим Максимыча и капитана Тушина.
Для решения поставленной цели в данной работе перед нами ставятся следующие задачи:
1. изучение теоретической литературы по представленной проблеме;
2. сравнительный анализ текстового материала;
3. выявление
особенностей образа русского
офицере по результатам
ГЛАВА 1. МАКСИМ МАКСИМЫЧ, КАК ТИПИЧНЫЙ ОБРАЗ КАВКАЗСКОГО ОФИЦЕРА
Роман Лермонтова
«Герой нашего времени» по праву считается
одним из самых неоднозначных
произведений первой половины 19 в. наряду
с «Евгением Онегиным» А.С. Пушкина,
«Мертвыми душами» Гоголя этот роман
стоит у истоков нового русского
романа.
О роли в этом
процессе «Героя нашего времени» образно
и точно сказал Л.Н. Толстой: «Лермонтов-прозаик
– это чудо, это то, к чему мы…
должны стремится…Из этой прозы и
Тургенев, И Гончаров, и Достоевский,
и Лев Толстой, и Чехов. Вся
великая река русского романа растекается
из этого прозрачного источника,
зачатого на снежных вершинах Кавказа».
Неоднозначен
роман, неоднозначны и его герои,
в произведении Лермонтова мы сталкиваемся
с такими образцами тонкого психологизма,
что становятся очевидными слова
Толстого и становится ясно, почему
русский роман настолько силен.
Естественно, логичным
было бы проанализировать в этом произведении
образ главного героя Георгия
Александровича Печорина, фигуры сложной
и новаторской в своем роде
для русской литературы. Однако,
нас больше привлекает скромный образ
пожилого штабс-капитана Максим Максимыча.
В романе нет даже упоминания фамилии
этого человека, из чего можно сделать
вывод о том, что Лермонтов
писал образ настолько типичный
для этого времени и этого
места, что фамилия в данном случае
неуместна.
Типичность штабс-капитана
подкрепляется очерком
Впервые мы встречаемся
с этим героем уже в самом начале
романа в повести «Бэла». В этой
повести Лермонтов использует интересный
прием: он вводит в повествование
двух рассказчиков – непосредственно
Автора и Максим Максимыча, но об этом
чуть позже. Обратимся в внешности
штабс-капитана, ибо, как известно,
по одежке встречают.
Итак, что же
из себя представляет Максим Максимыч?
«За нею (тележкой) шел ее хозяин,
покуривая из маленькой кабардинской
трубочки, обделанной в серебро. На
нем был офицерский сюртук без
эполет и черкесская мохнатая шапка.
Он казался лет пятидесяти; смуглый
цвет его лица показывал, что оно
давно знакомо с закавказским
солнцем, и, преждевременно поседевшие
усы не соответствовали его твердой
походке и бодрому виду».
Столь подробный
портрет в данном случае неслучаен,
из него следует несколько выводов,
можно сделать, прочитав это описание.
Во-первых, перед
нами бывалый кавказский офицер, который
провел в этих краях не один год,
во-вторых, он достаточно здесь обжился,
для того чтобы нарушать уставную
форму, и ходить в «черкесской
мохнатой шапке», и в-третьих, что
это хотя и пожилой, но достаточно
бодрый еще человек. Все это позволяет
автору, человеку новому на Кавказе, отойти
на второй план, и передать нить повествования
опытному Максим Максимычу.
Очень важным представляется
рассмотрение этого образа как одного
из значительнейших образов-типов
в лермонтовском романе. Образ
Максима Максимыча — этап в
постижении русской литературой
характера, близкого к народному.
Это, по определению Белинского, «тип
чисто русский». И, видимо, не случайно
Максим Максимыч – единственный персонаж,
сопутствующий Печорину на протяжении
всего романа (исключая новеллу «Тамань»).
Только Печорин и Максим Максимыч являются
сквозными персонажами в «Герое нашего
времени», представляя собою как бы структурно-художественные
полюсы романа.
Максим Максимыч
— чрезвычайно емкий
Но так ли
это? Несмотря на всю цельность натуры
Максим Максимыча не может не обратить
на себя внимание и другая его
сторона этого образа — ограниченность
умственного кругозора, инертность,
патриархальность его воззрений. В
отличие от Печорина Максим Максимыч
почти полностью лишен
Характер Максима
Максимыча не так гармоничен и
целен, как представляется на первый
взгляд, и он неосознанно драматичен
в своей внутренней раздвоенности.
С одной стороны, этот образ —
воплощение лучших национальных качеств
русского народа, его человеческих
сущностных сил, а с другой — его
исторической ограниченности на определенном
этапе развития, косной силы вековых
традиций и привычек, невольно служившей
опорой для самодержавно-
И печоринская
правда развитой личности, свободно, критически
мыслящей, и правда непосредственного,
патриархально-народного
Именно поэтому
Лермонтов не спешит становиться
на сторону правды того или иного
своего героя, хотя он и далек от
их релятивистского уравнивания. Правота
и Печорина, и Максима Максимыча
постоянно подвергается испытанию,
проверке другими жизненными позициями,
находящимися в сложном состоянии
взаимного отталкивания и сближения.
Здесь напрашивается
вопрос: если не только в Грушницком,
Вернере, Вуличе, но даже и в «естественном»
человеке Казбиче, и в «простом»
контрабандисте Янко проявляются черты
двойничества по отношению к Печорину,
то нет ли их и в образе Максима
Максимыча, сопутствующего Печорину на
протяжении почти всего романа? Полагаем,
что нет. И вот почему, При всей
жизненной и художественной самостоятельности
двойниковых образов-типов они
призваны прежде всего вскрыть «
Двойниковые образы
не колеблют положения центрального
персонажа как главного героя
произведения. Парный же образ нередко
заставляет «потесниться» главного
героя, образуя вместе с тем идейно-смысловой
центр полифонического романа. В
этом аспекте образ Максима
Парность образов
Печорина и Максима Максимыча
со сложным к ним авторским
отношением притяжения — отталкивания
проявляется, в частности, в том,
что, как и в случае с Печориным,
в образе штабс-капитана порой начинает
просвечивать «лирический герой» автора.
Мотивы одиночества, , страстного желания
найти в мире «душу родную»
входят органически в образ старого
служаки Максима Максимыча (ср. лермонтовское
«Завещание»): «Надо вам сказать,—
признается штабс-капитан,— что
у меня нет семейства; от отца и
матери я лет 12 уже не имею известия,
а запастись женой не догадался
раньше,— так теперь уже, знаете,
и не к лицу...» Тем сильнее
привязывается он к Бэле. И тем
горше ему вспоминать, что «она
перед смертью ни разу не вспомнила»
о нем. Безысходное одиночество
еще больше подчеркивается его деланно-равнодушным
заключением: «И вправду молвить: что
же я такое, чтобы меня вспоминать
перед смертью?» Жизнь
«Что я, разве
друг его какой?.. или родственник?
Правда, мы жили долго под одною
кровлей... Да мало ли с кем я жил?..»
И писатель рисует
щемящий душу образ одинокого, всеми
оставленного существа: «Давно уже
не слышно было ни звона колокольчика,
ни стука колес по кремнистой дороге,
а бедный старик еще стоял на том
же месте в глубокой задумчивости».
Образ «кремнистой дороги» и
одинокого человека ассоциируется
с аналогичными образами и настроением
лермонтовского лирического героя
(ср.: «Выхожу один я на дорогу, Сквозь
туман кремнистый путь блестит...»).
Лирико-романтическая
Информация о работе Анализ образа русского офицера в литературе 19 века