Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2011 в 10:38, курсовая работа
Итак, исходя из вышесказанного целью нашего исследования, является анализ образа русского офицера в литературе 19 в. на примере героев Лермонтова и Толстого – Максим Максимыча и капитана Тушина.
Для решения поставленной цели в данной работе перед нами ставятся следующие задачи:
1. изучение теоретической литературы по представленной проблеме;
2. сравнительный анализ текстового материала;
3. выявление особенностей образа русского офицере по результатам анализа Максим Максимыча и капитана Тушина.
Максим Максимыч
— образ неоднозначный. Неоднозначно
поэтому к нему и отношение
автора. Все это во многом объясняет
причины споров, взаимоисключающих
оценок этого парного образа—главного
«спутника» главного героя романа,
когда попеременно выдвигается
то одна, то другая сторона его противоречивой
целостности. Сразу после появления
лермонтовского романа С. Шевырев, объявивший
Печорина «призраком, отброшенным на
нас Западом», противопоставлял ему
Максима Максимыча как «цельный
характер коренного русского добряка,
в которого не проникла зараза западного
образования». В нем он особо ценил
его патриархальность и смирение,
видя в этом, в отличие от Печорина,
проявление подлинно русского национального
характера: «Вот тип характера, в
котором отзывается наша древняя
Русь! И как он высок своим христианским
смирением...». В этом же духе противопоставлял
Печорина и Максима Максимыча
реакционный критик и журналист
С. А. Бурачок.
Простой кавказский
офицер Максим Максимыч оказывается
ближе к естественному миру, но
дальше от цивилизованной жизни; он привык
к природе, обычаям, нравам горцев, знает
их хитрости и повадки, но ему крайне
неуютно в непонятном печоринском
окружении. Он знает, как вести себя
с Казбичем, с Азаматом, с Бэлой,
с горцами, осетинами, кабардинцами
и татарами, но русский человек
— Печорин — для него странен.
В «Тамани» функция Максим Максимыча
отчасти доверена десятнику, отчасти
«черноморскому уряднику». Оба предупреждают
о грозящей опасности. Но ни Максим
Максимычу, ни десятнику, ни уряднику не
дано проникать в глубь вещей,
предотвращать трагические и
трагикомические события', поскольку
они далеки от извращенной социальностью
психологии главного героя. Дальше поверхности
вещей они не проникают, хотя им свойственно
смутное ощущение неблагополучия, внутренней
конфликтности жизни.
Характерно, что
к этим оценкам оказался очень
близок отзыв о романе Николая I,
который сразу по его прочтении
писал своей царственной
В наше время, но
несколько по-иному, Максим Максимыч
тоже нередко противопоставляется
Печорину как характер, который стоит
ближе к лермонтовскому идеалу, как
натура цельная и гармоничная. «В
противовес Печорину,— утверждает
современный исследователь,—
Взаимоисключающая
альтернативность этих оценок образа
Максима Максимыча объясняется
не только различиями в позициях его
интерпретаторов (хотя это нужно
учитывать), но и глубокой «диалогичностью»
в его характере видового —
и родового, социально-ролевого, конкретно-исторического
— и целостного общечеловеческого
начал. В Печорине их взаимодействие
и борьба протекают не только более
напряженно, но и более осознанно
и мучительно контрастно. Отсюда вытекает
еще большая разноголосица в
определениях и оценках его образа
и характера. Ученый, специально изучавший
движение этих оценок и интерпретаций
от эпохи к эпохе, отмечает: «Неизменным
оставалось противоречивое восприятие...
главного героя—Печорина». Еще определеннее
вывод другого исследователя: «Трудно
найти в русской классической
литературе характер, вызвавший столько
разнообразных и
Отсюда, как уже
отмечалось, несколько неожиданная
концовка «Бэлы», в которой повествователь,
пообещав рассказать «целую историю»,
связанную с новой встречей со
своим случайным попутчиком, обращается
к читателю: «Сознайтесь, однако ж, что
Максим Максимыч — человек, достойный
уважения?.. Если вы сознаетесь в этом,
то я вполне буду вознагражден за свой,
может быть, слишком длинный рассказ».
Рассказ-то шел в основном о Печорине,
который стоит на первом плане
для автора, а повествователь выдвигает
на этот план фигуру Максима Максимыча.
Да и в следующей новелле, так
и озаглавленной «Максим
Печорин находится
на той ступени нравственного
сознания, когда естественная, но наивная
цельность Максим Максимыча уже
чужда и во многом противоположна
его интеллектуально
Таким образом,
можно сделать вывод, что фигура
Максим Максимыча является фигурой
достаточно значимой и самостоятельной
в романе Лермонтова. Образ этот
представляется неоднозначным, более
того, в романе трудно выявить однозначное
отношение к нему самого автора.
Возможно, это объясняется тем, что
все-таки, этот образ для Лермонтова
был служебным, оттеняющим образ
главного героя, однако нам представляется,
что в этом заключается мастерство
Лермонтова-прозаика, сумевшего нарисовать
столь тонкий психологический образ,
используя столь «простой»
ГЛАВА 2. КАПИТАН
ТУШИН, КАК ТИП «ПРОСТОГО РУССКОГО
ОФИЦЕРА»
В творчестве Толстого,
как уже отмечалось тема русского
офицера занимает если не центральное,
то одно из ведущих мест. И одним
из центральных произведений русской
литературы, в которых поднимается
эта тема вне всякого сомнения
является роман-эпопея «Война и мир».
Наиболее привлекательными
в этом романе нам представляются
простые армейские офицеры
Начало «Войны
и мира», появившееся в «Русском
вестнике» в 1865 году под названием
«Тысяча восемьсот пятый год»,
критика встретила
В 1866 году публикуется
вторая часть будущего первого тома
романа. Новые главы заставили
критиков выступать осмотрительнее,
заметить образы Тушина, Денисова, положительно
оценить некоторые образы великосветского
общества. Лед тронулся, но медленно,
в небольших разводьях.
Многие старые
убеждения повторялись с
Тургенев писал:
«Вторая часть «1805-го года» тоже
слаба: как это все мелко и
хитро, и неужели не надоели Толстому
эти вечные рассуждения о том,
— трус, мол, ли я или нет —
вся эта патология сражения? Где
тут черты эпохи, — где краски
исторические?» Фету казалось, что
Андрей Болконский - порядочный, но пустой
человек — «пустырник».
Фет писал Толстому:
«Пока князь Андрей был дома, где
его порядочность была подвигом, рядом
с пылким старцем-отцом и дурой
женой, он был интересен, а когда он
вышел туда, где надо что-либо делать, то
Васька Денисов далеко заткнул его за
пояс».
Толстой, соглашаясь
с отдельными критическими замечаниями,
был непреклонен в основных конструктивных
принципах романа. Произведение развертывалось
по плану, где образ Болконского
оставался одним из центральных,
ведущих, а вокруг него вырастали
новые персонажи и события, которые
имели самостоятельное значение
и в то же время с разных сторон
освещали характер героя, его эволюцию.
Столкновения Болконского с новыми
людьми, историческими событиями
открывали перед ним новые
дали, более глубокое понимание жизни.
Первой такой знаменательной вехой
была встреча князя Андрея с артиллерийским
офицером Тушиным.
О Тушине наше литературоведение
сказало много лестных слов. Многие
исследователи творчества Толстого
давно уже сошлись на том, что
в образе Тушина Толстой удачно показал
героя Отечественной войны 1812 года,
воплотил в нем особенности русского
национального характера.
Мы не собираемся
спорить с подобными оценками.
В них есть бесспорная истина, но
истина далеко не полная, схваченная внешне,
без анализа образа Тушина в контексте
романа, среди других действующих
лиц.
А. А. Сабуров
справедливо указывает: «Фигура
Тушина, при всей своей величественной
простоте, обаятельности, цельности
и законченности, не стоит особняком...
Он примыкает к главным героям,
и прежде всего к князю Андрею»1.
Верны замечания С. Бычкова, Б. Рюрикова,
Н. В. Драгомирецкой, М. Б. Храпченко
о том, что встреча с Тушиным
помогла Болконскому преодолеть
ложные представления о войне
и подвиге. Но и эти суждения, высказанные
попутно, не раскрывают, каковы сложные
«обязанности» в романе «простого»
характера Тушина, особенности авторского
замысла и его воплощения.
В нашем исследовании
наибольший интерес в плане анализа
представляет капитан Тушин, как
наиболее близкий к лермонтовскому
образу Максим Максимыча.
Информация о работе Анализ образа русского офицера в литературе 19 века