Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2011 в 10:38, курсовая работа
Итак, исходя из вышесказанного целью нашего исследования, является анализ образа русского офицера в литературе 19 в. на примере героев Лермонтова и Толстого – Максим Максимыча и капитана Тушина.
Для решения поставленной цели в данной работе перед нами ставятся следующие задачи:
1. изучение теоретической литературы по представленной проблеме;
2. сравнительный анализ текстового материала;
3. выявление особенностей образа русского офицере по результатам анализа Максим Максимыча и капитана Тушина.
Тушин и его
подчиненные понимают друг друга
с полуслова, с полувзгляда. Толстой
нигде не отделяет командира от солдат,
от артиллеристов, без них невозможен
успех Тушина.
Тот факт, что
и Максим Максимыч, и Тушин являются
представителями класса «маленьких
людей» не подлежит сомнению. Максим Максимыч
подтверждает это собственными словами:
«Что ему во мне? Я не богат, не чиновей,
да и по летам совсем ему не пара...»,
«Где нам, необразованным старикам, за
вами гоняться!.. Вы молодежь светская,
гордая: еще пока здесь под черкесскими
пулями, так вы туда-сюда... а после
встретишься, так стыдитесь и
руку протянуть нашему брату».
Толстой же всячески
подчеркивает принадлежность к этому
классу постоянным использованием эпитета
«маленький»: «…обратился он (штаб
офицер) к маленькому, грязному, худому
артиллерийскому офицеру…», «Маленький
человек, с слабыми, неловкими движениями…»
и т.д.
После сражения
Тушин снова среди солдат. «Французы
последний раз были отбиты. И опять
в совершенном мраке орудия тушина,
как рамой окруженные гудевшею пехотой,
двинулись куда-то вперед». «Со всех
сторон слышны были шаги и говор
проходивших, проезжавших и кругом
размещавшейся пехоты». У костра
к Тушину подсаживается солдат, отбившейся
от пехоты. Раненому солдату, умирающему
от жажды, Тушин велит дать воды.
Николай Ростов нигде не может
сеть на повозку. Он находит поддержку
у Тушина. «Посадите, посадите, - сказал
Тушин.- Положи шинель, ты, дядя, - обратился
он к своему любимому солдату».
Тушин со своими
солдатами всем оказывает помощь.
Он свой человек в солдатском мире.
Его образ глубоко народен
во всем облике, в каждой детали
поведения; в правде безыскусственной
жизни, в простоте героизма. Тушин
существенная деталь мысли народной
в «Войне и мире».
Образ Тушина на
фоне огромного полотна «Войны и
мира» смотрится, хоть и важным, но
эпизодическим образом, поэтому
основной чертой, характеризующей его
является его речь.
Речь Тушина
различна в различных ситуациях,
как и он сам заметно разный.
В обычной, небоевой обстановке он говорит
предельно просто, его речь совсем
не похода на речь военного, она больше
напоминает речь сугубо мирного человека,
очень скромного, застенчивого и
доброго: «Солдаты говорят: разумшись
ловчее, - сказал капитан Тушин, улыбаясь
и робея, видимо желая из неловкого
положения перейти в шутливый
тон».
Несколько позже,
еще до начала боя, Тушин ведет
разговор о том, что его по-человечески
волнует. Он говорит «задушевным
тоном», в его голосе слышна мягкость,
слышны та певучесть и «закругленность»,
которые делают его речь похожей
на речь Платона Каратаева. И любимое
его словечко «голубчик» сильно напоминает
каратаевское соколик: «Нет, голубчик,
- говорил приятный, и, как будто,
знакомый Андрею голос, - я говорю, что
коли бы возможно было знать, что будет
после смерти, тогда бы и смерти
из нас никто не боялся. Так-то, голубчик…»
И далее: «Боишься неизвестности, вот
чего. Как там ни говори, что душа
на небо пойдет…». И после небольшой
паузы он добавляет неожиданное
и пленительное в своей простодушной
претензии на ученость: «…Ведь это
мы то знаем, что неба нет, а есть
атмосфера одна…».
Совершенно иной
становится речь, и как будто другим
человеком предстает он перед
читателями во время боя. Теперь его
речь обрывиста, резка, в ней много
экспрессии: «Еще две линии прибавь
как раз так будет…»; «Второе!
– пропищал он. – Круши Медведев…»;
«Круши, ребята! – приговаривал он и
сам подхватывал орудия за колеса».
Словечко круши
в речи Тушина недаром повторяется,
оно для него характерно. За ним
чувствуется воля, энергичный порыв,
внутренняя сила.
Но и в воинском
порыве своем, и во время боя тушин
не совсем другой человек, а только
как бы другой. Когда мы слышим его
слова, обращенные к пушке: «Ну Матвеевна,
матушка, не выдай», мы снова узнаем
мягкого, непосредственного и милого
капитана Тушина, которого Андрей Болконский
видел и слышал перед боем.
Как бы не менялся
Тушин в зависимости от обстоятельств,
как бы внешне не выглядел по-разному,
в самом главном он остается неизменным.
Вот он перед Багратионом, генералом,
начальником, - очень смущенный, не знающий
как себя держать, меньше всего осознающий
себя героем, несмотря на свои геройские
дела: «Не знаю…ваше сиятельство…
Его крайняя
застенчивость и смятение видны
и в повторяющемся ваше сиятельство,
и в прерывистом ритме речи,
и в паузах, выдающих волнение. Смятение
охватывает его всякий раз в тех
случаях, когда нужна форма, когда
форма – самое главное. Там, где
в отношениях между людьми признаются
за норму какие-то особые, душевно
чуждые ему законы, он чувствует
себя маленьким, беззащитным и точно
виноватым. Но там, где он с людьми
просто как человек с человеком,
вне сферы действия формальных законов,
он сам становится другим и речь
его другая: если и взволнованная,
то со следами сердечного доброго
волнения.
Он говорит
с раненым Ростовым – не с графом
Ростовым, а просто с человеком, который
нуждается в человеческой помощи:
«Садитесь, милый, садитесь. Подстели шинель
Антонов»; « - Что, вы ранены, голубчик?
– сказал тушин, подходя к оружию,
на котором сидел Ростов…». Так
же он говорит и с солдатом, который
пришел за ним: «Сейчас голубчик…».
И так же он говорит, выходя от Багратиона,
с Андреем Болконским, который
в этот момент для него не офицер,
а просто милый и добрый человек,
выручивший его в трудную минуту:
«Вот спасибо, выручил, голубчик…».
Замечательно, что
слово голубчик, любимое и душевное
слово Тушина, становится почти обязательным
в его речи, когда он вступает
в отношения с людьми не по формальному
долгу, а по естественной необходимости,
по внутренней сердечной потребности.
Последний раз
мы вместе с Николаем Ростовым встречаем
Тушина в госпитале. Увидев Ростова,
Тушин говорит: « - Вот где бог
привел свидеться…Тушин, Тушин, помните,
довез вас под Шенграбеном? А
мне кусочек отрезали, вот… - сказал
он улыбаясь, показывая на пустой рукав
халата…». То, как Тушин сказал Ростову
о своем ранении, удивительно
по глубокой целомудренности, по органическому
отвращению к громкому слову. Даже в
страдании. Даже имея на то нравственное
право, Тушин точно боится обратить
на себя внимание; о себе, о своих
ранах говорить ему неловко, и
как будто стыдно. Он не может
сказать: «Отрезали руку». По его
понятиям и чувствам, это было бы
слишком всерьез, слишком громко.
Словом «кусочек» он и старается
смягчить, сделать незаметнее и свою
беду, и самого себя. И это вызывает
к нему самую глубокую симпатию,
самое искреннее сочувствие.
Толстого и
до «Войны и мира» интересовал
тип простого русского офицера, спокойно,
без аффектации, исполняющего свой
долг.
Вспомним капитана
Хлопова из «Набега». Он спокоен, сдержан,
не щеголяет офицерской выправкой, одет
небрежно (взъерошенная шапочка, изношенный
сюртук). В довершение всего Хлопов
курит простой табак и не расстается
с коротенькой трубкой. Но именно
такой человек привлекает Толстого:
«В фигуре капитана было очень мало
воинственного; но зато в ней было
столько истины и простоты, что
она необыкновенно поразила меня».
Такие герои
есть и в «Севастопольских рассказах».
Тушин близок к ним своей простотой,
беспафосным героизмом. И все
же «социальное происхождение» этого
образа иное, а идейно-художественное
значение большее, чем его предшественников.
В характеристике Тушина, кроме глубокой
исторической правды, отразились искания
Толстого в 50—60-е годы, напряженность
социальных сомнений, резкий поворот
писателя после севастопольской
катастрофы к народу.
Образ Тушина философичен.
Он олицетворяет солдатскую, народную
правду, своеобразно понятую писателем.
Подвиг Тушина — подвиг народа в
Шенграбенском сражении, в войне
Двенадцатого года.
Героизм Тушина
вытекает из его естественного, обычного
поведения, из лучших национальных качеств
русского народа — простоты, скромности,
человечности.
В литературной
критике не раз возникал спор о
характере простого человека, о принципах
его изображения. Высказывались
различные точки зрения, делались
ссылки на Толстого. Бесспорно, могут
быть различные принципы изображения.
Бесспорно, что современная критическая
литература внесла и вносит много
нового в изображение характера
рядового героя наших исторических
будней. Ясно и другое: Толстой открыл
этот характер. Неизвестно, думал ли
писатель Анатолий Калинин о Толстом,
когда он говорил о «подлинном
героизме», о «настоящем герое современности».
Но его рассуждениям, вполне современным,
не противоречат толстовские мысли
о Тушине: «Подлинный героизм состоит
в том, чтобы отдать все, что ты
в состоянии дать, стране и своим
товарищам, считая это для себя не
подвигом, а естественной потребностью
ума и сердца, в то же время
даже не помышляя о том, чтобы выделиться
или возвыситься над своими друзьями.
Не из тщеславия и честолюбия, а
просто потому, что «иначе жить нельзя».
Вовсе не помышляя о том, что тебя
оценят и наградят». И многим современным
рядовым героям Тушин близок, он
их родственник, он их предшественник.
Тушин нужен
не только для войны — он необходим
для жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом,
на основании всего вышесказанного
можно сделать несколько
Во–первых, образы
Максим Максимыча и капитана Тушина,
несмотря на их кажущуюся второплановость
и эпизодичность в качестве объекта
для исследования были выбраны нами
не зря, т.к. при более глубоком анализе
эти фигуры представляются полноценными
героями своих произведений,
более того, в русской литературе
эти образы можно считать не только
родственными, но и знаковыми, в связи
с тем, что они, каждый по своему стали
образцами для подражания. Максим
Максимыч «породил» Тушина, Тушин
породил плеяду образов скромных
офицеров, честно выполняющих свой
долг, которых мы можем наблюдать
начиная с произведении Куприна,
и вплоть до произведений о ВОВ. В
последнее время, к сожалению, образ
русского офицера стал менее употребляемым
в литературе, однако, как нам
кажется последние события в
Чеченской республике постепенно возрождают
этот образ, и что характерно образ
кавказского офицера (достаточно вспомнить
сценарий к х/ф «Кавказский пленник»,
«Блокпост» и другие подобные художественные
и публицистические произведения).
Во-вторых, эта
тема – тема русского офицерства не
избежала влияния другой глобальной
темы русской литературы не только
19, но 20 в. – тема маленького человека.
Вне всякого сомнения, и Максим Максимович
и капитан Тушин, как уже отмечалось, являются
яркими представителями класса «маленьких
людей», чему существует множество доказательств,
как в тексте, так и в критической литературе.
Однако, в данном случае, на наш взгляд,
нельзя говорить о «потерянных» «маленьких
людях» Гоголя, здесь речь идет о незаметных
тружениках, честно выполняющих свой
долг, и не требующих за это наград.
В-третьих, что,
как нам кажется нельзя упускать
из внимания, и Тушин, и Максим Максимыч
являются, прежде всего, глубоко русскими
натурами, им присущи многие черты, характерные
именно для русского менталитета: мужество,
дружелюбие, скромность, верность собственному
долгу и т.д.
Именно эта
черта является основной, объединяющих
этих двух и без того, схожих героев.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
Информация о работе Анализ образа русского офицера в литературе 19 века