Данте Алигьери и его Божественная комедия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:42, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: углубленное освещение жизни и творчества Д. Алигьери.
Объект исследования: Д. Алигьери и его «Божественная комедия».
Предмет исследования: художественные искания в жизни и творчестве Данте Алигьери.
В соответствии с темой и целью курсовой работы определены задачи, которые заключаются в следующем:
- рассмотреть жизнь и творчество Д. Алигьери;
- выявить литературные истоки комедии;
- рассмотреть жанр и сюжет произведения;
- определить мировое значение «Божественной комедии».

Содержание

Введение……………………………………………………………. 1
I глава. Данте Алигьери - предвестник новой европейской литературы……………3
1.1 Жизнь и творчество Д. Алигьери……………………………... 3
1.2. Литературные истоки «Божественной комедии»…….…….. 7
II глава. Художественные своеобразие «Божественной комедии» как отражение жизни в средние века………12
2.1. Жанр и сюжет комедии………………………………………..
2.2. Мировое значение «Божественной комедии»……………….12
Заключение………………………………………………………………… 27
Список используемой литературы………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

     Введение 

     Средние века – период в цивилизации, который  был насыщен событиями, вносившими в жизнь людей трагедии, войны, переживания и страдания.  Возникали они по причине борьбы за власть и передел власти. Для средневекового общества характерна устойчивая и малоподвижная система ценностей и представлений, основанная на религиозных заповедях и учении церкви. Средневековый человек в большой мере ориентирован на свой внутренний мир, интенсивную духовную жизнь, создание предпосылок для «спасения» души, достижения «Царства Божия».

       Средневековье создало новый  городской образ жизни, высокие  образцы духовной и художественной  культуры, в том числе институты  научного познания и образования,  среди которых следует особо выделить институт университета. Все это, вместе взятое, дало мощный толчок для развития мировой цивилизации.

     Данте жил в эпоху классического  средневековья. Его творчество явилось  началом появления не только новой  итальянской литературы, но и  было явлением в новой европейской литературе.

     Цель  курсовой работы: углубленное освещение жизни и творчества    Д. Алигьери.

    Объект  исследования: Д. Алигьери и его «Божественная комедия».

    Предмет исследования: художественные искания в жизни и творчестве Данте Алигьери.

     В соответствии с темой и целью  курсовой работы определены задачи, которые заключаются в следующем:

     - рассмотреть жизнь и творчество Д. Алигьери;

     - выявить литературные истоки комедии;

     - рассмотреть жанр и сюжет произведения;

     - определить мировое значение «Божественной комедии».

     Глубоко злободневным было величайшее творение Данте «Божественная комедия», которую В.Г. Белинский назвал «истинной Илиадой средних веков»; по словам великого русского критика, поэма Данте выразила собой «всю глубину духовной жизни своего времени, в свойственных этой жизни и этому времени формах». В «Божественной комедии», как и в других своих более ранних произведениях, Данте еще влачит тяжелый груз теологических схоластических образов и представлений, завещанных ему средними веками. Вместе с тем он уже обнаруживает замечательно острое чувство жизни и огромную силу критической мысли, которые делают его первым подлинно великим поэтом Нового времени. С большим уважением относится он к античной культуре, вскоре ставшей знаменем гуманистов. Он ценит в человеке пытливый дух, на которые в средние века взирали как на один из самых тяжких грехов. Его манит мир земных человеческих чувств и страстей. При этом, о чем бы он ни повествовал, Данте никогда не бывает безучастным наблюдателем совершающихся событий. Он страшно ненавидит пороки своего времени. Он всегда готов обрушиться на тех, из-за кого, по его мнению, страдает Италия, раздираемая вечными междоусобиями. У него на все свой определенный взгляд. Он презирает малодушие, обличает измену и не останавливается перед самой беспощадной критикой пороков папской курии и даже самому Бонифацию VIII отводит место в аду. 
 
 
 
 
 
 
 

     I глава. «Божественная комедия» Данте – как предвестник новой европейской литературы.

    1. Жизнь и творчество Данте А. – шествие «по кругам ада»
 

       Жизнь Данте Алигьери теснейшим образом сплетена с событиями общественной и политической жизни Флоренции и всей Италии. Родители Данте были коренные флорентинцы, принадлежавшие к небогатому и не очень знатному феодальному роду. Отец поэта – Алигьеро Алигьери был юристом, служил в одной из флорентийских банковских фирм. Умер он сравнительно молодым, когда его старший сын – Дуранте, позже прославившийся под сокращённым именем Данте, был ещё совсем юным.

       С юных лет видел поэт кипение политических страстей, кровавые бои в стенах родного города, смену флорентийских поражений и побед. На его глазах распадалась гибеллинская мощь, таяли привилегии грандов, крепла и мужала пололанская Флоренция. Данте обучался в обычной средневековой схоластической школе. Школьное образование, скудное, ограниченное не могло удовлетворить любознательного юношу, и он старался самостоятельно пополнить свои знания. У него рано пробудился интерес к литературе и искусству: он увлекался живописью, музыкой, поэзией.

    Школа дала Данте не слишком широкое образование, но все же познакомила с геометрией и астрономией, историей и античностью. Вергилий, Овидий, Эзоп были первыми учителями Данте в литературе. Но главным его наставником стал родной город, с богатыми домами, узкими улочками ремесленников, с праздниками, освещенными факелами, и непокорной рекой Арно, которая время от времени выходила из берегов и сносила мосты. Жители Флоренции были разделены на две партии: гвельфы были сторонниками папской власти, гибеллины поддерживали германских императоров. Война горожан и феодалов взрывала покой Флоренции, города, населенного искусством и знаменитого своими художественными промыслами. Юного Данте равно привлекали поэзия и политическая борьба.

     В юности Данте встретил прекрасную девушку по имени Беатриче Портинари, которую он назвал Благороднейшей. «Любовь воцарилась над душой моей, — писал Данте в книге «Новая жизнь», где рассказывал об истории своих отношений с Беатриче, — и много раз приказывала мне, чтобы я искал встречи с этим юным ангелом». Вот как описывает Данте одну из этих встреч: «Эта дивная Донна явилась мне облаченной в белоснежный цвет... и, проходя по улице, обратила очи в ту сторону, где я стоял, весьма оробев... Она поклонилась мне столь благостно, что мне показалось тогда, будто вижу я предел блаженства... И так как в первый раз тогда ее излетали слова, дабы достичь моего слуха, то я испытывал такую сладость, что словно опьяненный покинул людей и уединился в своей комнате и стал размышлять об Учтивейшей».1

     Беатриче  вышла замуж, родила детей и умерла в 25 лет. А Данте и после ее смерти продолжал писать ей сонеты и поклонялся ей всю жизнь. Вот один из сонетов «Новой жизни», исполненный рыцарского поклонения даме сердца:

     «Чей дух пленен, чье сердце полно светом, Всем тем, пред кем сонет предстанет мой, Кто мне раскроет смысл его глухой, Во имя Госпожи Любви — привет им!»

    Эта книга была первой лирической  исповедью в мировой литературе, книгой, впервые рассказавшей искренно, трепетно и вдохновенно о великой любви и великой скорби живого человеческого сердца. Глубокое чувство напитало эти стихи, и его не смогли заглушить условные приемы школы «нового сладостного стиля».

      Смятение сердца Данте пытается заглушить политическими бурями, которыми изобиловала накаленная распрями жизнь Флоренции. Он участвует в битве при Ареццо и избирается в Совет Ста, управлявший Флорентийской республикой, он борется с правителями, пытавшимися лишить Флоренцию независимости, и отстаивает интересы родного города перед лицом папы римского. В 1302 г., обвинив в подстрекательстве к мятежу, Данте изгоняют из Флоренции. Жена и дети не последовали за ним. Скитаясь по Италии, находя лишь временный приют у разных властителей, Данте не переставал работать как поэт и мыслитель. Он пишет трактаты «Пир», «О народной речи», «О монархии», где отстаивает идеи единства итальянского народа.

  В трактате «Пир» Данте затрагивает  вопросы богословия, философии, морали, астрономии, натурфилософии. Подобно средневековым схоластам, автор рассуждает о бессмертии и путях совершенствования души. Но над схоластической ученостью и средневековыми воззрениями реет живая творческая мысль: Данте своей книгой стремится приобщить к знанию массы, сплотить народ Италии единой культурой. Вопреки средневековой традиции писать ученые сочинения на латыни, поэт обращается в этом произведении к национальному итальянскому языку.

  Страстно  увлеченный мыслью о значении народного  языка, как могучей силы духовного  сплочения нации, Данте принимается в разгаре работы над «Пиром» за создание специального лингвистического труда «О народном красноречии» (1306 г.), который был первым в Европе научным исследованием по романскому языкознанию. В трактате исследуется происхождение европейских языков, дается их классификация, деление на живые и мертвые. Мертвой латыни автор противопоставляет живые языки романских народов.

  Оба труда остались неоконченными: поток  новых событий направил мысли  Данте в иное русло.

      B скитаниях, лишениях, в скорбных раздумьях о судьбах Италии созрел ослепительный гений Данте. Он выступает в эти годы как поэт, философ, политический деятель, публицист, ученый-исследователь, пишет «Божественную комедию», свое величайшее произведение, сделавшее бессмертной его славу. Именно в этом произведении он выступает как «последний поэт Средневековья и первый поэт Нового времени».

Поэма была задумана значительно раньше, но для ее создания потребовалась целая человеческая жизнь, исполненная мук, борьбы, бессонного, испепеляющего труда.

      В 1316 г. Флоренция объявила амнистию изгнанникам. Но условия возвращения были унизительны: уплата штрафа и публичное покаяние. Данте, измученный скитаниями, все же отвергает эти условия и пишет другу: «Это не путь возвращения на родину, но если вы и другие мои друзья найдете иной путь, который не будет унизителен для славы и чести Данте, я не буду медлить. А если нет такого пути, чтобы вернуться во Флоренцию, то я никогда туда не вернусь». Гордость, достоинство поэта не позволили Данте увидеть родной город, который он бесконечно любил и яростно проклинал за несправедливость, продажность, пороки.2

     Последние семь лет своей жизни Данте  провел в Вероне и тихой Равенне, где мог спокойно заниматься наукой и главным делом своей жизни  — «Божественной комедией».

    Прошло несколько десятилетий, прежде чем Флоренция опомнилась, поняла, кого она потеряла в лице Данте, и обратилась к Равенне с просьбой выдать ей останки поэта. Но Равенна упорно отвечала отказом на все просьбы флорентийского правительства. Так и поныне покоится прах Данте Алигьери в скромном мавзолее древней Равеннской церковки Сан Франческе, по-прежнему вдали от флорентийской родины, к которой поэт так страстно и так тщетно стремился и для которой он — отвергнутый и осужденный ею изгнанник — был и остался самым ее преданным, самым любящим сыном. 

      Таким образом, грустная и тревожная жизнь измучила вконец душу Данте, но вместе с тем она подготовила и предопределила величие его как поэта. Его творчество, несомненно, не могло бы отлиться в те формы, какие оно приняло, если бы Данте спокойно прожил свой век во Флоренции и отдавал свои досуги общественным делам. Годы изгнания вызвали к жизни и во многом обусловили пафос и настроение «Божественной комедии». 
 

1.2  Литературные истоки  «Божественной комедии» 

     «Комедия» — главный плод гения Данте. «Комедия» подводит итог всему, что было пережито и передумано феодальной культурой: в ней «впервые заговорили десять немых столетий». Богослов и философ — Данте весь в прошлом. Но Данте-художник — дитя новой, буржуазной культуры, которая обострила в нем чувство действительности, дала зоркость и наблюдательность его глазу, вложила ему в душу беспокойный, чреватый поэтическими образами интерес к природе, понимание и признание всех душевных движений человека.

     В «Комедии» отразилось все, что в  жизни было поэту дорого: любовь к Беатриче, научные и философские знания, муки и думы, восторги и печали изгнанника. Данте прокалил пережитое на огне страсти, из личного превратил в общественное, из итальянского в мировое, из временного в вечное.

     «Божественная комедия» писалась почти четырнадцать лет. Само название «Комедия» восходит к чисто средневековым смыслам: в тогдашних поэтиках комедией называлось всякое произведение с печальным началом и благополучным, счастливым концом, а не драматургическая специфика жанра с установкой на смеховое восприятие. Для Данте же это была «комедия» (понимаемая вне связи с драматическим каноном — как соединение возвышенного с обыденным и тривиальным), а кроме того, «роеtа sacra» — священная поэма, трактующая об откровениях неземного бытия. Эпитет же «Божественная» впервые употребил Боккаччо, подчеркивая ее поэтическое совершенство, а вовсе не религиозное содержание. Именно под этим названием, которое утвердилось за поэмой в XVI веке, вскоре после смерти Данте, мы и знакомимся с великим произведением поэта.

     Комментаторы  немало потрудились, чтобы определить твердые даты написания трех кантик «Комедии». Они все еще спорны. Есть только общие соображения, подсказываемые содержанием как «Ада», так и  «Чистилища».

     Когда писался «Ад», Данте был целиком под впечатлением событий, связанных с изгнанием. Даже Беатриче, мимолетно названная в начале поэмы и затем упомянутая еще 2-3 раза в связи с разными эпизодами странствования по подземному миру, как бы отошла на задний план. В ту пору Данте интересовала политика, расцениваемая под углом зрения итальянской коммуны. «Ад» провожал прошлое поэта, его флорентийское счастье, его флорентийскую борьбу, его флорентийскую катастрофу. Поэтому как-то особенно настойчиво хочется искать дату написания «Ада» в период, когда Данте вложил в ножны меч, поднятый против родного города, порвал и с эмигрантами и углубился в обдумывание пережитого в последние два года флорентийской жизни и в первое пятилетнее изгнание. «Ад» должен был быть задуман примерно в 1307 г. и занять 2 или 3 года работы.

     Между «Адом» и «Чистилищем» легла большая  полоса научных занятий, по-другому  раскрывших для Данте мир науки  и философии. При работе над «Чистилищем» раскрылась личность императора Генриха VII. Однако невозможно было оттягивать вплетение в сюжетную линию Беатриче. Ведь поэма была задумана как прославление ее памяти. Именно в «Чистилище» Беатриче должна была появиться, принося с собой весь груз сложной богословской символики, чтобы заступить на место Вергилия, язычника, которому заказаны пути в рай. Эти три темы: политическая, научно-философская и связанная с Беатриче богословско-символическая — определяют, опять-таки примерно, годы возникновения второй кантики. Она должна была быть начата не позднее 1313 и не раньше 1311 г. и закончена до 1317 г.

Информация о работе Данте Алигьери и его Божественная комедия