Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:42, курсовая работа
Цель курсовой работы: углубленное освещение жизни и творчества Д. Алигьери.
Объект исследования: Д. Алигьери и его «Божественная комедия».
Предмет исследования: художественные искания в жизни и творчестве Данте Алигьери.
В соответствии с темой и целью курсовой работы определены задачи, которые заключаются в следующем:
- рассмотреть жизнь и творчество Д. Алигьери;
- выявить литературные истоки комедии;
- рассмотреть жанр и сюжет произведения;
- определить мировое значение «Божественной комедии».
Введение……………………………………………………………. 1
I глава. Данте Алигьери - предвестник новой европейской литературы……………3
1.1 Жизнь и творчество Д. Алигьери……………………………... 3
1.2. Литературные истоки «Божественной комедии»…….…….. 7
II глава. Художественные своеобразие «Божественной комедии» как отражение жизни в средние века………12
2.1. Жанр и сюжет комедии………………………………………..
2.2. Мировое значение «Божественной комедии»……………….12
Заключение………………………………………………………………… 27
Список используемой литературы………………………………………..
Введение
Средние века – период в цивилизации, который был насыщен событиями, вносившими в жизнь людей трагедии, войны, переживания и страдания. Возникали они по причине борьбы за власть и передел власти. Для средневекового общества характерна устойчивая и малоподвижная система ценностей и представлений, основанная на религиозных заповедях и учении церкви. Средневековый человек в большой мере ориентирован на свой внутренний мир, интенсивную духовную жизнь, создание предпосылок для «спасения» души, достижения «Царства Божия».
Средневековье создало новый
городской образ жизни,
Данте жил в эпоху классического средневековья. Его творчество явилось началом появления не только новой итальянской литературы, но и было явлением в новой европейской литературе.
Цель курсовой работы: углубленное освещение жизни и творчества Д. Алигьери.
Объект исследования: Д. Алигьери и его «Божественная комедия».
Предмет исследования: художественные искания в жизни и творчестве Данте Алигьери.
В соответствии с темой и целью курсовой работы определены задачи, которые заключаются в следующем:
- рассмотреть жизнь и творчество Д. Алигьери;
- выявить литературные истоки комедии;
- рассмотреть жанр и сюжет произведения;
- определить мировое значение «Божественной комедии».
Глубоко
злободневным было величайшее творение
Данте «Божественная комедия», которую
В.Г. Белинский назвал «истинной Илиадой
средних веков»; по словам великого русского
критика, поэма Данте выразила собой «всю
глубину духовной жизни своего времени,
в свойственных этой жизни и этому времени
формах». В «Божественной комедии», как
и в других своих более ранних произведениях,
Данте еще влачит тяжелый груз теологических
схоластических образов и представлений,
завещанных ему средними веками. Вместе
с тем он уже обнаруживает замечательно
острое чувство жизни и огромную силу
критической мысли, которые делают его
первым подлинно великим поэтом Нового
времени. С большим уважением относится
он к античной культуре, вскоре ставшей
знаменем гуманистов. Он ценит в человеке
пытливый дух, на которые в средние века
взирали как на один из самых тяжких грехов.
Его манит мир земных человеческих чувств
и страстей. При этом, о чем бы он ни повествовал,
Данте никогда не бывает безучастным наблюдателем
совершающихся событий. Он страшно ненавидит
пороки своего времени. Он всегда готов
обрушиться на тех, из-за кого, по его мнению,
страдает Италия, раздираемая вечными
междоусобиями. У него на все свой определенный
взгляд. Он презирает малодушие, обличает
измену и не останавливается перед самой
беспощадной критикой пороков папской
курии и даже самому Бонифацию VIII отводит
место в аду.
I глава. «Божественная комедия» Данте – как предвестник новой европейской литературы.
Жизнь Данте Алигьери теснейшим образом сплетена с событиями общественной и политической жизни Флоренции и всей Италии. Родители Данте были коренные флорентинцы, принадлежавшие к небогатому и не очень знатному феодальному роду. Отец поэта – Алигьеро Алигьери был юристом, служил в одной из флорентийских банковских фирм. Умер он сравнительно молодым, когда его старший сын – Дуранте, позже прославившийся под сокращённым именем Данте, был ещё совсем юным.
С юных лет видел поэт кипение политических страстей, кровавые бои в стенах родного города, смену флорентийских поражений и побед. На его глазах распадалась гибеллинская мощь, таяли привилегии грандов, крепла и мужала пололанская Флоренция. Данте обучался в обычной средневековой схоластической школе. Школьное образование, скудное, ограниченное не могло удовлетворить любознательного юношу, и он старался самостоятельно пополнить свои знания. У него рано пробудился интерес к литературе и искусству: он увлекался живописью, музыкой, поэзией.
Школа дала Данте не слишком широкое образование, но все же познакомила с геометрией и астрономией, историей и античностью. Вергилий, Овидий, Эзоп были первыми учителями Данте в литературе. Но главным его наставником стал родной город, с богатыми домами, узкими улочками ремесленников, с праздниками, освещенными факелами, и непокорной рекой Арно, которая время от времени выходила из берегов и сносила мосты. Жители Флоренции были разделены на две партии: гвельфы были сторонниками папской власти, гибеллины поддерживали германских императоров. Война горожан и феодалов взрывала покой Флоренции, города, населенного искусством и знаменитого своими художественными промыслами. Юного Данте равно привлекали поэзия и политическая борьба.
В юности Данте встретил прекрасную девушку по имени Беатриче Портинари, которую он назвал Благороднейшей. «Любовь воцарилась над душой моей, — писал Данте в книге «Новая жизнь», где рассказывал об истории своих отношений с Беатриче, — и много раз приказывала мне, чтобы я искал встречи с этим юным ангелом». Вот как описывает Данте одну из этих встреч: «Эта дивная Донна явилась мне облаченной в белоснежный цвет... и, проходя по улице, обратила очи в ту сторону, где я стоял, весьма оробев... Она поклонилась мне столь благостно, что мне показалось тогда, будто вижу я предел блаженства... И так как в первый раз тогда ее излетали слова, дабы достичь моего слуха, то я испытывал такую сладость, что словно опьяненный покинул людей и уединился в своей комнате и стал размышлять об Учтивейшей».1
Беатриче вышла замуж, родила детей и умерла в 25 лет. А Данте и после ее смерти продолжал писать ей сонеты и поклонялся ей всю жизнь. Вот один из сонетов «Новой жизни», исполненный рыцарского поклонения даме сердца:
«Чей дух пленен, чье сердце полно светом, Всем тем, пред кем сонет предстанет мой, Кто мне раскроет смысл его глухой, Во имя Госпожи Любви — привет им!»
Эта книга была первой
Смятение сердца Данте пытается заглушить политическими бурями, которыми изобиловала накаленная распрями жизнь Флоренции. Он участвует в битве при Ареццо и избирается в Совет Ста, управлявший Флорентийской республикой, он борется с правителями, пытавшимися лишить Флоренцию независимости, и отстаивает интересы родного города перед лицом папы римского. В 1302 г., обвинив в подстрекательстве к мятежу, Данте изгоняют из Флоренции. Жена и дети не последовали за ним. Скитаясь по Италии, находя лишь временный приют у разных властителей, Данте не переставал работать как поэт и мыслитель. Он пишет трактаты «Пир», «О народной речи», «О монархии», где отстаивает идеи единства итальянского народа.
В трактате «Пир» Данте затрагивает вопросы богословия, философии, морали, астрономии, натурфилософии. Подобно средневековым схоластам, автор рассуждает о бессмертии и путях совершенствования души. Но над схоластической ученостью и средневековыми воззрениями реет живая творческая мысль: Данте своей книгой стремится приобщить к знанию массы, сплотить народ Италии единой культурой. Вопреки средневековой традиции писать ученые сочинения на латыни, поэт обращается в этом произведении к национальному итальянскому языку.
Страстно увлеченный мыслью о значении народного языка, как могучей силы духовного сплочения нации, Данте принимается в разгаре работы над «Пиром» за создание специального лингвистического труда «О народном красноречии» (1306 г.), который был первым в Европе научным исследованием по романскому языкознанию. В трактате исследуется происхождение европейских языков, дается их классификация, деление на живые и мертвые. Мертвой латыни автор противопоставляет живые языки романских народов.
Оба труда остались неоконченными: поток новых событий направил мысли Данте в иное русло.
B скитаниях, лишениях, в скорбных раздумьях о судьбах Италии созрел ослепительный гений Данте. Он выступает в эти годы как поэт, философ, политический деятель, публицист, ученый-исследователь, пишет «Божественную комедию», свое величайшее произведение, сделавшее бессмертной его славу. Именно в этом произведении он выступает как «последний поэт Средневековья и первый поэт Нового времени».
Поэма была задумана значительно раньше, но для ее создания потребовалась целая человеческая жизнь, исполненная мук, борьбы, бессонного, испепеляющего труда.
В 1316 г. Флоренция объявила амнистию изгнанникам. Но условия возвращения были унизительны: уплата штрафа и публичное покаяние. Данте, измученный скитаниями, все же отвергает эти условия и пишет другу: «Это не путь возвращения на родину, но если вы и другие мои друзья найдете иной путь, который не будет унизителен для славы и чести Данте, я не буду медлить. А если нет такого пути, чтобы вернуться во Флоренцию, то я никогда туда не вернусь». Гордость, достоинство поэта не позволили Данте увидеть родной город, который он бесконечно любил и яростно проклинал за несправедливость, продажность, пороки.2
Последние семь лет своей жизни Данте провел в Вероне и тихой Равенне, где мог спокойно заниматься наукой и главным делом своей жизни — «Божественной комедией».
Прошло несколько десятилетий, прежде чем Флоренция опомнилась, поняла, кого она потеряла в лице Данте, и обратилась к Равенне с просьбой выдать ей останки поэта. Но Равенна упорно отвечала отказом на все просьбы флорентийского правительства. Так и поныне покоится прах Данте Алигьери в скромном мавзолее древней Равеннской церковки Сан Франческе, по-прежнему вдали от флорентийской родины, к которой поэт так страстно и так тщетно стремился и для которой он — отвергнутый и осужденный ею изгнанник — был и остался самым ее преданным, самым любящим сыном.
Таким образом, грустная и тревожная жизнь
измучила вконец душу Данте, но вместе
с тем она подготовила и предопределила
величие его как поэта. Его творчество,
несомненно, не могло бы отлиться в те
формы, какие оно приняло, если бы Данте
спокойно прожил свой век во Флоренции
и отдавал свои досуги общественным делам.
Годы изгнания вызвали к жизни и во многом
обусловили пафос и настроение «Божественной
комедии».
1.2
Литературные истоки
«Божественной комедии»
«Комедия» — главный плод гения Данте. «Комедия» подводит итог всему, что было пережито и передумано феодальной культурой: в ней «впервые заговорили десять немых столетий». Богослов и философ — Данте весь в прошлом. Но Данте-художник — дитя новой, буржуазной культуры, которая обострила в нем чувство действительности, дала зоркость и наблюдательность его глазу, вложила ему в душу беспокойный, чреватый поэтическими образами интерес к природе, понимание и признание всех душевных движений человека.
В «Комедии» отразилось все, что в жизни было поэту дорого: любовь к Беатриче, научные и философские знания, муки и думы, восторги и печали изгнанника. Данте прокалил пережитое на огне страсти, из личного превратил в общественное, из итальянского в мировое, из временного в вечное.
«Божественная комедия» писалась почти четырнадцать лет. Само название «Комедия» восходит к чисто средневековым смыслам: в тогдашних поэтиках комедией называлось всякое произведение с печальным началом и благополучным, счастливым концом, а не драматургическая специфика жанра с установкой на смеховое восприятие. Для Данте же это была «комедия» (понимаемая вне связи с драматическим каноном — как соединение возвышенного с обыденным и тривиальным), а кроме того, «роеtа sacra» — священная поэма, трактующая об откровениях неземного бытия. Эпитет же «Божественная» впервые употребил Боккаччо, подчеркивая ее поэтическое совершенство, а вовсе не религиозное содержание. Именно под этим названием, которое утвердилось за поэмой в XVI веке, вскоре после смерти Данте, мы и знакомимся с великим произведением поэта.
Комментаторы немало потрудились, чтобы определить твердые даты написания трех кантик «Комедии». Они все еще спорны. Есть только общие соображения, подсказываемые содержанием как «Ада», так и «Чистилища».
Когда писался «Ад», Данте был целиком под впечатлением событий, связанных с изгнанием. Даже Беатриче, мимолетно названная в начале поэмы и затем упомянутая еще 2-3 раза в связи с разными эпизодами странствования по подземному миру, как бы отошла на задний план. В ту пору Данте интересовала политика, расцениваемая под углом зрения итальянской коммуны. «Ад» провожал прошлое поэта, его флорентийское счастье, его флорентийскую борьбу, его флорентийскую катастрофу. Поэтому как-то особенно настойчиво хочется искать дату написания «Ада» в период, когда Данте вложил в ножны меч, поднятый против родного города, порвал и с эмигрантами и углубился в обдумывание пережитого в последние два года флорентийской жизни и в первое пятилетнее изгнание. «Ад» должен был быть задуман примерно в 1307 г. и занять 2 или 3 года работы.
Между «Адом» и «Чистилищем» легла большая полоса научных занятий, по-другому раскрывших для Данте мир науки и философии. При работе над «Чистилищем» раскрылась личность императора Генриха VII. Однако невозможно было оттягивать вплетение в сюжетную линию Беатриче. Ведь поэма была задумана как прославление ее памяти. Именно в «Чистилище» Беатриче должна была появиться, принося с собой весь груз сложной богословской символики, чтобы заступить на место Вергилия, язычника, которому заказаны пути в рай. Эти три темы: политическая, научно-философская и связанная с Беатриче богословско-символическая — определяют, опять-таки примерно, годы возникновения второй кантики. Она должна была быть начата не позднее 1313 и не раньше 1311 г. и закончена до 1317 г.
Информация о работе Данте Алигьери и его Божественная комедия