Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:53, реферат
Диоген Синопский, сын менялы Гикесия. По словам Диокла, его отец, заведовавший казенным меняльным столом, портил монету и за это подвергся изгнанию. А Евбулид в книге "О Диогене" говорит, что и сам Диоген занимался этим и потом скитался вместе с отцом. И сам Диоген в сочинении "Барс" признает, что он обрезывал монеты Некоторые рассказывают, что его склонили на это работники, когда он был назначен заведовать чеканкой, и что он, отправившись в Дельфы или в делийский храм на родине Аполлона, спросил, сделать ли ему то, что ему предлагают. Оракул посоветовал ему "сделать переоценку ценностей" 25, а он не понял истинного смысла, стал подделывать монету, был уличен и, по мнению одних, приговорен к изгнанию, по мнению других, бежал сам в страхе перед наказанием. Некоторые сообщают, что он получал деньги от отца и портил их и что отец его умер в тюрьме, а сам он бежал, явился в Дельфы и спросил оракула не о том, заниматься ли ему порчей монеты, а о том, что ему сделать, чтобы прославиться: тут-то он и получил ответ, о котором было сказано.
Диоген Синопский,
сын менялы Гикесия. По словам Диокла,
его отец, заведовавший казенным меняльным
столом, портил монету и за это подвергся
изгнанию. А Евбулид в книге "О
Диогене" говорит, что и сам
Диоген занимался этим и потом
скитался вместе с отцом. И сам Диоген
в сочинении "Барс" признает, что
он обрезывал монеты Некоторые рассказывают,
что его склонили на это работники, когда
он был назначен заведовать чеканкой,
и что он, отправившись в Дельфы или в делийский
храм на родине Аполлона, спросил, сделать
ли ему то, что ему предлагают. Оракул посоветовал
ему "сделать переоценку ценностей"
25, а он не понял истинного смысла, стал
подделывать монету, был уличен и, по мнению
одних, приговорен к изгнанию, по мнению
других, бежал сам в страхе перед наказанием.
Некоторые сообщают, что он получал деньги
от отца и портил их и что отец его умер
в тюрьме, а сам он бежал, явился в Дельфы
и спросил оракула не о том, заниматься
ли ему порчей монеты, а о том, что ему сделать,
чтобы прославиться: тут-то он и получил
ответ, о котором было сказано.
Придя в Афины,
он примкнул к Антисфену. Тот, по своему
обыкновению никого не принимать, прогнал
было его, но Диоген упорством добился
своего. Однажды, когда тот замахнулся
на него палкой, Диоген, подставив голову,
сказал: "Бей, но ты не найдешь такой
крепкой палки, чтобы прогнать меня, пока
ты что-нибудь не скажешь". С этих пор
он стал учеником Антисфена и, будучи изгнанником,
повел самую простую жизнь.
Феофраст в
своем "Мегарике" рассказывает, что
Диоген понял, как надо жить в его
положении, когда поглядел на пробегавшую
мышь, которая не нуждалась в подстилке,
не пугалась темноты и не искала никаких
мнимых наслаждений. По некоторым сведениям,
он первый стал складывать вдвое свой
плащ, потому что ему приходилось не только
носить его, но и спать на нем; он носил
суму, чтобы хранить в ней пищу, и всякое
место было ему одинаково подходящим и
для еды, и для сна, и для беседы. Поэтому
он говаривал, что афиняне сами позаботились
о его жилище, и указывал на портик Зевса
и на Помпейон 26.
Сперва он опирался
на палку только тогда, когда выбивался
из сил, но потом носил постоянно
и ее, и свою суму не только в городе,
но и в дороге (так сообщают афинский
предстатель 27 Олимпиодор, ритор Полиевкт
и Писаний, сын Эсхриона). Однажды
в письме он попросил кого-то позаботиться
о его жилище, но тот промешкал, и Диоген
устроил себе жилье в глиняной бочке при
храме Матери богов 28; так он сам объясняет
в своих "Посланиях". Желая всячески
закалить себя, летом он перекатывался
на горячий песок, а зимой обнимал статуи,
запорошенные снегом.
Ко всем он относился
с язвительным презрением. Он говорил,
что у Евклида не ученики, а
желчевики 29; что Платон отличается
не красноречием, а пусторечием; что
состязания на празднике Дионисий 30
– это чудеса для дураков, и что
демагоги – это прислужники черни. Еще
он говорил, что когда он видит правителей,
врачей или философов, то ему кажется,
будто человек – самое разумное из живых
существ, но когда он встречает снотолкователей,
прорицателей или людей, которые им верят,
а также тех, кто чванится славой или богатством,
то ему кажется, будто ничего не может
быть глупее человека. Он постоянно говорил:
"Для того, чтобы жить как следует, надо
иметь или разум, или петлю".
Однажды, заметив,
что Платон на роскошном пиру ест
оливки 31, он спросил: "Как же так, мудрец,
ради таких вот пиров ты ездил в Сицилию,
а тут не берешь даже того, что стоит перед
тобою?" – "Клянусь богами, Диоген,
– ответил тот, – я и в Сицилии все больше
ел оливки и прочую подобную снедь".
А Диоген: "Зачем же тебе понадобилось
ехать в Сиракузы? Или в Аттике тогда был
неурожай на оливки?" (Впрочем, Фаворин
в "Разнообразном повествовании"
приписывает эти слова Аристиппу.) В другой
раз он повстречал Платона, когда ел сушеные
фиги, и сказал ему: "Прими и ты участие!"
Тот взял и съел, а Диоген: "Я сказал:
прими участие, но не говорил: поешь"
32. Однажды, когда Платон позвал к себе
своих друзей, приехавших от Дионисия,
Диоген стал топтать его ковер со словами:
"Попираю Платонову суетность!" –
на что Платон заметил: "Какую же ты
обнаруживаешь спесь, Диоген, притворяясь
таким смиренным!" Другие передают,
будто Диоген сказал: "Попираю Платонову
спесь" – а Платон ответил: "Попираешь
собственной спесью, Диоген". Именно
за это Платон и обозвал его собакой (как
пишет Сотион в IV книге). Диогену случалось
просить у него то вина, то сушеных фиг;
однажды Платон послал ему целый бочонок,
а он на это: "Когда тебя спрашивают,
сколько будет два и два, разве ты отвечаешь:
двадцать? Этак ты и даешь не то, о чем просят,
и отвечаешь не о том, о чем спрашивают".
Так он посмеялся над многоречивостью
Платона.
На вопрос, где
он видел в Греции хороших людей,
Диоген ответил: "Хороших людей
– нигде, хороших детей – в
Лакедемоне". Однажды он рассуждал
о важных предметах, но никто его
не слушал; тогда он принялся верещать
по-птичьему; собрались люди, и он пристыдил
их за то, что ради пустяков они сбегаются,
а ради важных вещей не пошевелятся.
Он говорил, что
люди соревнуются, кто кого столкнет
пинком в канаву 33, но никто не соревнуется
в искусстве быть прекрасным и добрым.
Он удивлялся, что грамматики изучают
бедствия Одиссея и не ведают своих собственных;
музыканты ладят струны на лире и не могут
сладить с собственным нравом; математики
следят за солнцем и луной, а не видят того,
что у них под ногами; риторы учат правильно
говорить и не учат правильно поступать;
наконец, скряги ругают деньги, а сами
любят их больше всего. Он осуждал тех,
кто восхваляет честных бессребреников,
а сам втихомолку завидует богачам. Его
сердило, что люди при жертвоприношении
молят богов о здоровье, а на пиру после
жертвоприношения объедаются во вред
здоровью. Он удивлялся, что рабы, видя
обжорство хозяев, не растаскивают их
еду. Он хвалил тех, кто хотел жениться
и не женился 34, кто хотел путешествовать
и не поехал, кто собирался заняться политикой
и не сделал этого, кто брался за воспитание
детей и отказывался от этого, кто готовился
жить при дворе и не решался. Он говорил,
что, протягивая руку друзьям, не надо
сжимать пальцы в кулак.
Менипп в книге
"Продажа Диогена" рассказывает,
что когда Диоген попал в плен и был выведен
на продажу 35, то на вопрос, что он умеет
делать, философ ответил: "Властвовать
людьми". – и попросил глашатая: "Объяви,
не хочет ли кто купить себе хозяина?"
Когда ему не позволили присесть, он сказал:
"Неважно: ведь как бы рыба ни лежала,
она найдет покупателя". Удивительно,
говорил он, что, покупая горшок или блюдо,
мы пробуем, как они звенят, а покупая человека,
довольствуемся беглым взглядом. Ксениаду,
который купил его, он заявил, что хотя
он и раб, но хозяин обязан его слушаться,
как слушался бы врача или кормчего, если
бы врач или кормчий были бы рабами.
Евбул в книге
под названием "Продажа Диогена"
рассказывает, что Диоген, воспитывая
сыновей Ксениада, обучал их кроме
всех прочих наук ездить верхом, стрелять
из лука, владеть пращой, метать дротики;
а потом, в палестре, он велел наставнику
закалять их не так, как борцов, но лишь
настолько, чтобы они отличались здоровьем
и румянцем. Дети запоминали наизусть
многие отрывки из творений поэтов, историков
и самого Диогена; все начальные сведения
он излагал им кратко для удобства запоминания.
Он учил, чтобы дома они сами о себе заботились,
чтобы ели простую пищу и пили воду, коротко
стриглись, не надевали украшений, не носили
ни хитонов, ни сандалий, а по улицам ходили
молча и потупив взгляд. Обучал он их также
и охоте. Они в свою очередь тоже заботились
о Диогене и заступались за него перед
родителями. Тот же автор сообщает, что
у Ксениада он жил до глубокой старости
и когда умер, то был похоронен его сыновьями.
Умирая, на вопрос Ксениада, как его похоронить,
он сказал: "Лицом вниз". – "Почему?"
– спросил тот. "Потому что скоро нижнее
станет верхним", – ответил Диоген:
так он сказал потому, что Македония уже
набирала силы и из слабой становилась
мощной.
Когда кто-то привел
его в роскошное жилище и не
позволил плевать, он, откашлявшись, сплюнул
в лицо спутнику, заявив, что не нашел
места хуже. Впрочем, другие приписывают
это Аристиппу 36. Однажды он закричал:
"Эй, люди!" – но, когда сбежался
народ, напустился на него с палкой, приговаривая:
"Я звал людей, а не мерзавцев". (Так
пишет Гекатон в I книге "Изречений".)
Говорят, что даже Александр сказал: "Если
бы я не был Александром, я хотел бы быть
Диогеном".
"Сума-сшедшими"
называл он не умалишенных, а тех,
кто не ходит с сумой 37. Метрокл в "Изречениях"
рассказывает, что однажды он явился к
юношам на пир полуобритым, и его поколотили;
тогда он написал имена колотивших на
доске и ходил с этой доскою напоказ, пока
не отплатил им, выставивши их так на позор
и поношение. Он говорил, что для людей
с добрым именем он пес, но никто из этих
людей почему-то не решается выйти с ним
на охоту. Человеку, сказавшему: "На
Пифийских играх я победил многих мужей",
он ответил: "Нет, многих рабов 38; а мужей
побеждать – это мое дело".
Тем, кто говорил
ему: "Ты стар, отдохни от трудов",
он отвечал: "Как, если бы я бежал
дальним бегом и уже
Однажды он застал
оратора Демосфена в харчевне за завтраком;
при виде его Демосфен перешел во внутреннюю
комнату. "От этого ты тем более находишься
в харчевне", сказал Диоген. Когда приезжие
хотели посмотреть на Демосфена, он указывал
на него средним пальцем 40 со словами:
"Вот вам правитель афинского народа".
Желая наказать
человека, который, уронив хлеб, постеснялся
его поднять, он привязал ему горшок
на шею и поволок через Керамик
41. Он говорил, что берет пример с
учителей пения, которые нарочно
поют тоном выше, чтобы ученики поняли,
в каком тоне нужно петь им самим. Большинство
людей, говорил он, отстоит от сумасшествия
на один только палец: если человек будет
вытягивать средний палец, его сочтут
сумасшедшим, а если указательный, то не
сочтут. Драгоценные вещи, по его словам,
ничего не стоят, и наоборот: например,
за статую платят по три тысячи, а за меру
ячменя – два медных обола.
Ксениаду, когда
тот его купил, Диоген сказал: "Смотри,
делай теперь то, что я прикажу!"
– а когда тот воскликнул: "Вспять
потекли источники рек!" 42 – сказал:
"Если бы ты был болен и купил себе врача,
ты ведь слушался бы его, а не говорил бы,
что вспять потекли источники рек?"
Кто-то хотел
заниматься у него философией; Диоген
дал ему рыбу и велел в таком
виде ходить за ним; но тот застыдился,
бросил рыбу и ушел. Спустя некоторое время
Диоген вновь повстречал его и со смехом
сказал: "Нашу с тобой дружбу разрушила
рыба!" Впрочем, у Диокла это записано
так: кто-то попросил: "Научи меня разуму,
Диоген"; философ, отведя его в сторону,
дал ему сыр ценою в пол-обола и велел носить
при себе; тот отказался, и Диоген сказал:
"Нашу с тобою дружбу разрушил сырок
ценою в пол-обола!"
Увидев однажды,
как мальчик пил воду из горсти,
он выбросил из сумы свою чашку, промолвив:
"Мальчик превзошел меня простотой
жизни". Он выбросил и миску, когда увидел
мальчика, который, разбив свою плошку,
ел чечевичную похлебку из куска выеденного
хлеба.
Рассуждал он следующим
образом. Все находится во власти
богов; мудрецы – друзья богов; но
у друзей все общее; следовательно,
все на свете принадлежит мудрецам.
Увидев однажды
женщину, непристойным образом распростершуюся
перед статуями богов, и желая
избавить ее от суеверия, он (по словам
Зоила из Перги) подошел и сказал:
"А ты не боишься, женщина, что, быть
может, бог находится позади тебя, ибо
все полно его присутствием, и ты ведешь
себя непристойно по отношению к нему?"
В храм Асклепия он подарил кулачного
бойца, чтобы он подбегал и колотил тех,
кто падает ниц перед богом.
Он часто говорил, что над ним исполнились трагические проклятия, ибо он не кто иной, как
Лишенный крова, города, отчизны,
Живущий со дня
на день нищий странник 43.
Говорил он также,
что судьбе он противопоставляет
мужество, закону – природу, страстям
– разум. Когда он грелся на солнце
в Крании, Александр, остановившись
над ним, сказал: "Проси у меня, чего
хочешь": Диоген отвечал: "Не заслоняй
мне солнца" 44.
Когда кто-то читал
длинное сочинение и уже
Когда один развратный
евнух написал у себя на дверях:
"Да не внидет сюда ничто дурное",
Диоген спросил: "А как же войти
в дом самому хозяину?" Умастив
себе ноги благовониями, он объяснял, что
от головы благоухание поднимается в воздух,
а от ног – к ноздрям. Афиняне просили
его принять посвящение в мистерии, уверяя,
что посвященные ведут в Аиде лучшую жизнь.
"Смешно, – сказал Диоген, – если Агесилай
и Эпаминонд будут томиться в грязи, а
всякие ничтожные люди из тех, кто посвящен,
– обитать на островах блаженных!"
Заметив мышей,
подбиравшихся к его еде, он воскликнул:
"Смотрите, и при Диогене кормятся
нахлебники!" Платону, обозвавшему
его собакой, он ответил: "И верно:
ведь я прибежал обратно к тем,
кто меня продал" 46. Выходя из бани,
на вопрос, много ли людей моется, он ответил:
"Мало", а на вопрос, полна ли баня
народу: "Полна". Когда Платон дал
определение, имевшее большой успех: "Человек
есть животное о двух ногах, лишенное перьев"
47, Диоген ощипал петуха и принес к нему
в школу, объявив: "Вот платоновский
человек!" После этого к определению
было добавлено: "И с широкими ногтями".
Человеку, спросившему, в какое время следует,
завтракать, он ответил: "Если ты богат,
то когда захочешь, если беден, то когда
можешь".