Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:53, реферат
Диоген Синопский, сын менялы Гикесия. По словам Диокла, его отец, заведовавший казенным меняльным столом, портил монету и за это подвергся изгнанию. А Евбулид в книге "О Диогене" говорит, что и сам Диоген занимался этим и потом скитался вместе с отцом. И сам Диоген в сочинении "Барс" признает, что он обрезывал монеты Некоторые рассказывают, что его склонили на это работники, когда он был назначен заведовать чеканкой, и что он, отправившись в Дельфы или в делийский храм на родине Аполлона, спросил, сделать ли ему то, что ему предлагают. Оракул посоветовал ему "сделать переоценку ценностей" 25, а он не понял истинного смысла, стал подделывать монету, был уличен и, по мнению одних, приговорен к изгнанию, по мнению других, бежал сам в страхе перед наказанием. Некоторые сообщают, что он получал деньги от отца и портил их и что отец его умер в тюрьме, а сам он бежал, явился в Дельфы и спросил оракула не о том, заниматься ли ему порчей монеты, а о том, что ему сделать, чтобы прославиться: тут-то он и получил ответ, о котором было сказано.
Видя, что в
Мегарах овцы ходят в кожаных
попонах 48, а дети бегают голыми, он
сказал: "Лучше быть у мегарца
бараном, чем сыном". Когда кто-то
задел его бревном, а потом
крикнул: "Берегись!" – он спросил:
"Ты хочешь еще раз меня ударить?"
Он говорил, что демагоги это прислужники
толпы 49, а венки – прыщи славы. Среди бела
дня он бродил с фонарем в руках, объясняя:
"Ищу человека". Однажды он голый
стоял под дождем, и окружающие жалели
его; случившийся при этом Платон сказал
им: "Если хотите пожалеть его, отойдите
в сторону", имея в виду его тщеславие.
Когда кто-то стукнул
его кулаком, он воскликнул: "Геракл!
как это я не подумал, что нельзя
ходить по улице без шлема!" Но
когда Мидий ударил его кулаком
и сказал: "Вот тебе три тысячи
на стол!" 50 – он на следующий день
надел ремни для кулачного боя 51 и отколотил
Мидия, приговаривая: "А вот тебе три
тысячи на стол!" Торговец снадобьями
Лисий спросил его, верит ли он в богов.
"Как же не верить, – сказал Диоген,
когда тебя я иначе и назвать не могу как
богом обиженным?" (Впрочем, некоторые
приписывают это Феодору.) 52 Видя, как кто-то
совершал обряд очищения, он сказал: "Несчастный!
ты не понимаешь, что очищение так же не
исправляет жизненные грехи, как и грамматические
ошибки". Он порицал людей за их молитвы,
утверждая, что они молят не об истинном
благе, а о том, что им кажется благом.
Тем, кто боялся
недобрых снов, он говорил, что они
не заботятся о том, что делают
днем, а беспокоятся о том, что
приходит им в голову ночью. Когда
на олимпийских играх глашатай возвестил:
"Диоксипп победил всех мужей!", Диоген
сказал: "Он побеждает рабов, а мужей
побеждаю я" 53.
Однако афиняне
его любили: так, например, когда
мальчишка разбил его бочку, они
его высекли, а Диогену дали новую
бочку.
Стоик Дионисий
говорит, что при Херонее Диоген попал
в плен, был приведен к Филиппу и на вопрос,
чем он занимается, ответил: "Слежу за
твоею ненасытностью". Изумленный таким
ответом, царь отпустил его. Александр
однажды прислал в Афины к Антипатру письмо
с человеком по имени Афлий ("Жалкий");
Диоген сказал:
– Шел Жалкий
с жалким к жалкому от жалкого...
Когда Пердикка
грозился казнить Диогена, если он не
явится к нему 54, Диоген ответил: "Невелика
важность: то же самое могли бы сделать
жук или фаланга" и "Хуже было
бы, если бы он объявил, что ему и без меня
хорошо живется".
Часто он объявлял
во всеуслышание, что боги даровали
людям легкую жизнь, а те омрачили
ее, выдумывая медовые сласти, благовония
и тому подобное. По той же причине
он сказал человеку, которого обувал его
раб: "Ты был бы вполне счастлив, если
бы он заодно и нос тебе утирал; отруби
же себе руки, тогда так оно и будет".
Однажды, увидев,
как храмоохранители вели в тюрьму
человека, укравшего из храмовой казны
какую-то чашу, он сказал: "Вот большие
воры ведут мелкого". Увидев, как
мальчик швыряет камешки в крест, он сказал:
"Славно ты попадаешь в свою цель!"
55 Мальчишкам, обступившим его и кричавшим:
"Берегись, он кусается!", Диоген сказал:
"Не трусьте, ребята: такой белой свеклы
56 ни одна собака в рот не возьмет". Человеку,
который хвалился львиной шкурой, он сказал:
"Перестань позорить облачение доблести".
Когда кто-то, завидуя Каллисфену, рассказывал,
какую роскошную жизнь делит он с Александром,
Диоген заметил: "Вот уж несчастен тот,
кто и завтракает и обедает, когда это
угодно Александру!"
Нуждаясь в
деньгах, он просил друзей не "дать ему
деньги", а "отдать его деньги".
Рукоблудствуя на глазах у всех,
он приговаривал: "Вот кабы и голод
можно было унять, потирая живот!"
Увидев мальчика, который шел на
пир к сатрапам, он оттащил его в сторону
и отдал домашним под надзор. А когда мальчик
в пышном наряде обратился к нему с вопросом,
он сказал, что не ответит, пока тот не
скинет наряд и не покажет, мужчина он
или женщина. Мальчику, забавлявшемуся
в бане игрой в коттаб 57, он сказал: "Чем
лучше играешь, тем хуже тебе!" На одном
обеде застольники швырнули ему кости,
как псу; он отошел и помочился на них,
как пес.
Ораторов и
вообще всякого, кто хотел прославиться
красноречием, он называл "трижды человеком",
то есть "трижды несчастным". Невежественного
богача он называл златорунным бараном.
Увидев дом одного распутника с надписью:
"Продается", он сказал: "Я так и
знал, что после стольких попоек ему нетрудно
изрыгнуть своего владельца". Мальчику,
жаловавшемуся, что все к нему пристают,
он сказал: "А ты не выставляй напоказ
все признаки своей похотливости". Об
одной грязной бане он спросил: "А где
мыться тем, кто помылся здесь?"
Он один хвалил
рослого кифареда 58, которого все
ругали; на вопрос, почему он это делает,
он ответил: "Потому что, несмотря на
свои возможности, он занимается кифарой,
а не разбоем". Кифареда, от которого
постоянно убегали слушатели, он приветствовал:
"Здорово, петух!" – "Почему петух?"
– "Потому что ты всех поднимаешь на
ноги".
Один юноша
разглагольствовал перед народом. Диоген
набил себе пазуху волчьими бобами 59, сел
напротив него и стал их пожирать. Когда
все обратили взгляды на него, он сказал:
"Удивительно, как это вы все забыли
о мальчишке и смотрите на меня?" Один
человек, известный крайним суеверием,
сказал ему: "Вот я разобью тебе голову
с одного удара!" – "А вот я чихну
налево, и ты у меня задрожишь!" 60 – возразил
Диоген. Гегесий просил почитать что-нибудь
из его сочинений. "Дурак ты, Гегесий,
– сказал Диоген, – нарисованным фигам
ты предпочитаешь настоящие, а живого
урока не замечаешь и требуешь писаных
правил".
Кто-то корил
Диогена за его изгнание. "Несчастный!
ответил он. – Ведь благодаря
изгнанию я стал философом". Кто-то
напомнил: "Жители Синопа осудили
тебя скитаться". "А я их – оставаться
дома", – ответил Диоген.
Увидев, как один
олимпийский победитель пас овец,
он сказал: "Быстро же ты, милейший, променял
ристалище на пастбище!" 61 На вопрос,
почему атлеты такие тупицы, он ответил:
"Потому что мясо в них свиное
и бычье".
Он просил подаяния
у статуи; на вопрос, зачем он это
делает, он сказал: "Чтобы приучить
себя к отказам". Прося у кого-то
подаяния (как он делал вначале
по своей бедности), он сказал: "Если
ты подаешь другим, то подай и
мне; если нет, то начни с меня".
Тиран спросил
его, какая медь лучше всего годится
для статуй. Диоген сказал: "Та, из
которой отлиты Гармодий и Аристогитон".
На вопрос, как обращается Дионисий
с друзьями, он ответил: "Так же,
как с мешками: полные подвешивает
в кладовой, а пустые выбрасывает".
Один новобрачный написал на своем доме:
Зевесов сын, Геракл победоносный
Здесь обитает,
да не внидет зло!
Диоген приписал:
"Сперва война, потом союз". Алчность
он называл матерью всех бед. Увидев
мота, который ел в харчевне оливки,
он сказал: "Если бы ты так завтракал,
не пришлось бы тебе так обедать".
Добродетельных
людей он называл подобиями богов,
любовь – делом бездельников. На
вопрос, что есть в жизни горестного,
он ответил: "Старость в нищете".
На вопрос, какие звери опаснее
всего кусаются, он ответил: "Из диких
– сикофант 62, из домашних – льстец".
Увидев двух скверно нарисованных кентавров,
он спросил: "Какая лошадь поплоше?"
63 Вкрадчивую речь он называл медовой
удавкой, желудок – харибдой жизни"
Услышав, что флейтист Дидим ["Двужильный"]
попался с чужой женой, он сказал: "Его
следовало бы повесить за его имя!" На
вопрос, почему у золота такой нездоровый
цвет, он сказал: "Потому что на него
делается столько покушений". Увидев
женщину в носилках, он сказал: "Не по
зверю клетка".
Увидев беглого раба, который сидел над колодцем 64, он сказал: "Не провалиться бы твоему побегу!" Заметив мальчишку, ворующего одежды в бане, он спросил: "Что ты хочешь делать с этим добром, мыться или смываться?" 65 Увидев женщин, удавившихся на оливковом дереве, он воскликнул: "О если бы все деревья приносили такие плоды!" Увидев вора, крадущего платье, он спросил:
Грабить ли хочешь
ты мертвых, лежащих на битвенном
поле? 66
На вопрос, есть
ли у него раб или рабыня, он ответил:
"Нет". – "Кто же тебя похоронит,
если ты умрешь?" – спросил собеседник.
"Тот, кому понадобится мое жилище".
Увидев хорошенького мальчика, беззащитно раскинувшегося, он толкнул его и сказал: "Проснись –
Пику тебе, берегися,
вонзят лежащему, сзади!"
А пирующему моту сказал:
Скоро конец
тебе, сын мой, судя но тому, что вкушаешь
67
Когда Платон рассуждал
об идеях и изобретал названия для "стельности"
и "чашности", Диоген сказал: "А
я вот, Платон, стол и чашу вижу, а стельности
и чашности не вижу". А тот: "И понятно:
чтобы видеть стол и чашу, у тебя есть глаза,
а чтобы видеть стельность и чашность,
у тебя.нет разума". (И на вопрос: "Что,
по-твоему, представляет собой Диоген?"
Платон ответил: "Это безумствующий
Сократ") 68.
На вопрос, в
каком возрасте следует жениться,
Диоген ответил: "Молодым еще рано,
старым уже поздно" 69. На вопрос, по
какому месту лучше получать удары, он
ответил: "По шлему". Увидев прихорашивающегося
мальчика, он сказал ему: "Если это для
мужчин – тем хуже для тебя; если для женщин
– тем хуже для них". А увидев краснеющего
мальчика: "Смелей! Это краска добродетели".
Услышав, как спорили двое сутяг, он осудил
обоих, заявив, что, хоть один и украл, другой
ничего не потерял. На вопрос, какое вино
ему вкуснее пить, он ответил: "Чужое".
Ему сказали: "Тебя многие поднимают
на смех"; он ответил: "А я все никак
не поднимусь".
Человеку, утверждавшему, что жизнь – зло, он возразил: "Не всякая жизнь, а лишь дурная жизнь". Когда у него убежал раб, ему советовали пуститься на розыски. "Смешно, – сказал Диоген, – если Манет может жить без Диогена, а Диоген не сможет жить без Манета". Когда он завтракал оливками, ему принесли пирог; он отбросил его со словами:
Прочь, прочь
с дороги царской, чужеземец! 70
а в другой раз сказал:
Бич на оливу
занес... 71
Его спросили: "Если
ты собака, то какой породы?" Он ответил:
"Когда голоден, то мальтийская, когда
сыт, то молосская 72, из тех, которых многие
хвалят, но на охоту с ними пойти не решаются,
опасаясь хлопот; так вот и со мною вы не
можете жить, опасаясь неприятностей".
На вопрос, можно
ли мудрецам есть пироги, он ответил: "Можно
все то же, что и остальным людям".
На вопрос, почему люди подают милостыню
нищим и не подают философам, он сказал:
"Потому что они знают: хромыми и слепыми
они, быть может, и станут, а вот мудрецами
никогда". Он просил милостыню у скряги,
тот колебался. "Почтенный, – сказал
Диоген, – я же у тебя прошу на хлеб, а не
на склеп!" 73
Кто-то попрекал
его порчей монеты. "То было время,
сказал Диоген, – когда я был
таким, каков ты сейчас; зато таким,
каков я сейчас, тебе никогда не
стать". Кто-то другой попрекал его
тем же самым. Диоген ответил: "Когда-то
я и в постель мочился, а теперь вот не
мочусь".
Придя в Минд и увидев, что ворота в городе огромные, а сам город маленький, он сказал: "Граждане Минда, запирайте ворота, чтобы ваш город не убежал". Увидев однажды, как поймали человека, воровавшего пурпур, он сказал:
Очи смежила
пурпурная смерть и могучая участь
74.
В ответ на приглашение
Кратера явиться к нему 75 он сказал:
"Нет уж, лучше мне лизать соль
в Афинах, чем упиваться в пышных
застольях Кратера". Однажды он
подошел к ритору Анаксимену, который
отличался тучностью, и сказал: "Удели
нам, нищим, часть своего брюха, этим ты
и себя облегчишь, и нам поможешь". В
другой раз среди его рассуждений он стал
показывать его слушателям соленую рыбу
и этим отвлек их внимание; ритор возмутился,
а Диоген сказал: "Грошовая соленая
рыбка опрокинула рассуждения Анаксимена".
Однажды его
упрекали за то, что он ел на площади;
он ответил: "Голодал ведь я тоже
на площади". Некоторые относят
к нему и такой случай: Платон,
увидев, как он моет себе овощи, подошел
и сказал ему потихоньку: "Если бы ты
служил Дионисию, не пришлось бы тебе мыть
овощи"; Диоген, тоже потихоньку, ответил:
"А если бы ты умел мыть себе овощи, не
пришлось бы тебе служить Дионисию"
76.
Ему сказали: "Многие
смеются над тобою". Он ответил: "А
над ними, быть может, смеются ослы; но
как им нет дела до ослов, так и мне – до
них". Увидев мальчика, занимавшегося
философией, он воскликнул: