Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:53, реферат
Диоген Синопский, сын менялы Гикесия. По словам Диокла, его отец, заведовавший казенным меняльным столом, портил монету и за это подвергся изгнанию. А Евбулид в книге "О Диогене" говорит, что и сам Диоген занимался этим и потом скитался вместе с отцом. И сам Диоген в сочинении "Барс" признает, что он обрезывал монеты Некоторые рассказывают, что его склонили на это работники, когда он был назначен заведовать чеканкой, и что он, отправившись в Дельфы или в делийский храм на родине Аполлона, спросил, сделать ли ему то, что ему предлагают. Оракул посоветовал ему "сделать переоценку ценностей" 25, а он не понял истинного смысла, стал подделывать монету, был уличен и, по мнению одних, приговорен к изгнанию, по мнению других, бежал сам в страхе перед наказанием. Некоторые сообщают, что он получал деньги от отца и портил их и что отец его умер в тюрьме, а сам он бежал, явился в Дельфы и спросил оракула не о том, заниматься ли ему порчей монеты, а о том, что ему сделать, чтобы прославиться: тут-то он и получил ответ, о котором было сказано.
"Славно, философия!
любителей тела ты возводишь
к красоте души".
Кто-то удивлялся
приношениям в Самофракийской пещере
77. "Их было бы гораздо больше, – сказал
Диоген, – если бы их приносили не спасенные,
а погибшие". Впрочем, некоторые приписывают
это замечание Диагору Мелосскому.
Хорошенькому
мальчику, отправлявшемуся на пирушку,
он сказал: "Сейчас ты хорош, а вернешься
поплоше". Вернувшись, мальчик сказал
ему на следующий день: "Вот я и вернулся,
а не стал поплоше". – "Не стал лошадь,
так стал кентавр" 78, – ответил ему Диоген.
Однажды он просил
подаяния у человека со скверным характером.
"Дам, если ты меня убедишь", – говорил
тот. "Если бы я мог тебя убедить, – сказал
Диоген, – я убедил бы тебя удавиться".
Однажды он возвращался из Лакедемона
в Афины; на вопрос: "откуда и куда?"
– он сказал: "Из мужской половины дома
в женскую" 79.
Возвращаясь из
Олимпии, на вопрос, много ли там
было народу, он ответил: "Народу много,
а людей немного".
Расточителей
он уподоблял смоковницам, растущим
на обрыве, плоды которых недоступны
людям и служат пищей воронам
и коршунам. Говорят, что, когда Фрина
посвятила в Дельфы золотую статую Афродиты,
он написал на ней: "От невоздержности
эллинов".
Однажды Александр
подошел к нему и сказал: "Я
– великий царь Александр". –
"А я, – ответил Диоген, –
собака Диоген". И на вопрос, за что
его зовут собакой, сказал: "Кто
бросит кусок, – тому виляю, кто не бросит
– облаиваю, кто злой человек – кусаю".
Как-то раз он
обирал плоды со смоковницы; сторож
сказал ему: "На этом дереве недавно
удавился человек". – "Вот и
я хочу его очистить", – ответил
Диоген. Увидев олимпийского победителя,
жадно поглядывающего на гетеру 80, он сказал:
"Смотрите на этого Аресова барана:
первая встречная девка ведет его на поводу".
Красивых гетер он сравнивал с медовым
возлиянием подземным богам 81. Когда он
завтракал на площади, зеваки столпились
вокруг него, крича: "Собака!" – "Это
вы собаки, – сказал Диоген, – потому что
толпитесь вокруг моего завтрака". Двое
мягкозадых прятались от него. "Не бойтесь,
– сказал он им, – собака свеклы не ест".
На вопрос, откуда родом был один мальчик,
он сказал: "Из тегейского блудилища"
82.
Увидев борца-неудачника,
который занялся врачеванием, он
спросил его: "Почему это? Или ты
хочешь этим погубить тех, кто когда-то
одолевал тебя?" Увидев сына гетеры,
швырявшего камни в толпу, он сказал:
"Берегись попасть в отца!" Мальчик
показал ему собаку, подаренную ему любовником.
"Собака-то хороша, – сказал Диоген,
– да повод нехорош" 83. Люди хвалили
человека, который подал ему милостыню.
"А меня вы не похвалите за то, что я
ее заслужил?" – спросил Диоген. Кто-то
требовал с него плащ: "Не дам, – сказал
Диоген, – если ты его мне подарил, он у
меня в собственности, если ссудил, он
у меня в пользовании". Один подкидыш
ему сказал: "А у меня в плаще золото".
"То-то ты его ночью под себя подкидываешь",
ответил Диоген.
На вопрос, что
дала ему философия, он ответил: "По
крайней мере готовность ко всякому
повороту судьбы". На вопрос, откуда
он, Диоген сказал: "Я – гражданин
мира". Кто-то приносил жертвы, моля
у богов сына. "А чтобы сын
был хорошим человеком, ради этого
вы жертв не приносите?" спросил Диоген.
С него требовали взноса на складчину. Диоген ответил:
Всех остальных
обирай, но от Гектора руки подальше!
84
Гетер он называл
царицами царей, ибо те делают все, что
угодно любовницам. Когда афиняне
провозгласили Александра Дионисом, он
предложил: "А меня сделайте Сараписом"
85. Тому, кто стыдил его за то, что он бывает
в нечистых местах, он сказал: "Солнце
тоже заглядывает в навозные ямы, но от
этого не оскверняется". Когда он обедал
в храме и обедавшим был подан хлеб с подмесью,
он взял его и выбросил, говоря, что в храм
не должно входить ничто нечистое.
Кто-то ему сказал:
"Не знаешь, а философствуешь!"
Он ответил: "Если бы я лишь притворялся
мудрецом, то и это было бы философией!"
Человека, который привел к нему своего
сына и расхваливал его великие дарования
и отличное поведение, он спросил: "Зачем
же тогда я ему нужен?" Человека, который
говорил разумно, а поступал неразумно,
он сравнивал с кифарой, которая не слышит
и не чувствует собственных звуков.
Он шел в
театр, когда все выходили оттуда
навстречу ему. На вопрос, зачем он
это делает, он сказал: "Именно так
я и стараюсь поступать всю
свою жизнь".
Увидев однажды
женственного юношу, он спросил: "И
тебе не стыдно вести себя хуже, чем
это задумано природой? Ведь она тебя
сделала мужчиной, а ты заставляешь себя
быть женщиной". Увидев невежду, крепившего
струны на лиру, он сказал: "И не стыдно
тебе, что дереву ты даешь говорить, а душе
не даешь жить?" Человеку, сказавшему
"Мне дела нет до философии!", он возразил:
"Зачем же ты живешь, если не заботишься,
чтобы хорошо жить?" Сыну, презиравшему
отца, он сказал: "И тебе не стыдно смотреть
свысока на того, кто дал тебе стать так
высоко?" Увидев прекрасного мальчика,
болтающего вздор, он спросил: "И тебе
не стыдно извлекать из драгоценных ножен
свинцовый кинжал?"
Когда его попрекали, что он пьет в харчевне, он сказал: "Я и стригусь в цирюльне". Когда его попрекали, что он принял плащ в подарок от Антипатра, он сказал:
Нет, не презрен
ни один из прекрасных даров нам бессмертных!
86
Человека, который
толкнул его бревном, а потом
крикнул: "Берегись!", он ударил палкой
и тоже крикнул: "Берегись!"
Человека, преследовавшего
своими просьбами гетеру, он спросил:
"Зачем ты так хочешь, несчастный,
добиться того, чего лучше совсем не добиваться?"
Человеку, надушенному ароматами, он сказал:
"Голова у тебя благовонная, только
как бы из-за этого твоя жизнь не стала
зловонной". Он говорил, что как слуги
в рабстве у господ, так дурные люди в рабстве
у своих желаний.
На вопрос, почему
рабов называют "человеконогими"
87, он ответил: "Оттого что ноги у них
– как у человека, а душа – как у тебя,
коли ты задаешь такой вопрос".
У расточителя он просил целую мину; тот спросил, почему он у других выпрашивает обол, а у него целую мину. "Потому, – ответил Диоген, – что у других я надеюсь попросить еще раз, а доведется ли еще попросить у тебя, одним богам ведомо". Когда его попрекали, что он просит подаяния, а Платон не просит, он сказал: "Просит и Платон, только
Голову близко
склонив, чтоб его не слыхали другие"
88.
Увидев неумелого
стрелка из лука, он уселся возле
самой мишени и объяснил: "Это
чтобы в меня не попало". О влюбленных
говорил он, что они мыкают горе
себе на радость.
На вопрос, является
ли смерть злом, он ответил: "Как же может
она быть злом, если мы не ощущаем ее присутствия?"
Однажды Александр подошел к нему и спросил:
"Ты не боишься меня?" – "А что ты
такое, – спросил Диоген, – зло или добро?"
– "Добро", – сказал тот. "Кто же
боится добра?" Он говорил, что образование
сдерживает юношей, утешает стариков,
бедных обогащает, богатых украшает. Развратнику
Дидимону, который лечил глаз одной девушке,
он заметил: "Смотри, спасая глаз, не
погуби девушку" 89. Кто-то жаловался,
что друзья злоумышляют против него. "Что
же нам делать, – воскликнул Диоген, –
если придется обращаться с друзьями,
как с врагами?" На вопрос, что в людях
самое хорошее, он ответил: "Свобода
речи". Зайдя в школу и увидев много
изваяний муз и мало учеников, он сказал
учителю: "Благодаря богам, у тебя ведь
немало учащихся!"
Все дела совершал
он при всех: и дела Деметры, и
дела Афродиты. Рассуждал он так: если
завтракать прилично, то прилично и
завтракать на площади; но завтракать
прилично, следовательно, прилично и
завтракать на площади. То и дело занимаясь
рукоблудием у всех на виду, он говаривал:
"Вот кабы и голод можно было унять,
потирая живот!" 90 О нем есть много и
других рассказов, перечислять которые
было бы слишком долго 91.
Он говорил, что
есть два рода упражнения (ascesis): одно
– для души, другое – для тела; благодаря
этому последнему, привычка, достигаемая
частым упражнением, облегчает нам добродетельное
поведение. Одно без другого несовершенно:
те, кто стремится к добродетели, должны
быть здоровыми и сильными как душой, так
и телом. Он приводил примеры того, что
упражнение облегчает достижение добродетели:
так, мы видим, что в ремеслах и других
занятиях мастера не случайно добиваются
ловкости рук долгим опытом; среди певцов
и борцов один превосходит другого именно
благодаря своему непрестанному труду;
а если бы они перенесли свою заботу также
и на собственную душу, такой труд был
бы и полезным и ценным.
Он говорил, что
никакой успех в жизни
Он говорил, что
все принадлежит мудрецам и доказывал
это такими доводами, которые мы
уже приводили 94: "все принадлежит
богам; мудрецы – друзья богов; а
у друзей все общее; стало быть, все
принадлежит мудрецам". А о законах
он говорил, что "город может держаться
только на законе; где нет города, там не
нужны городские прихоти; а город держится
на городских прихотях; но где нет города,
там не нужны и законы; следовательно,
закон – это городская прихоть".
Знатное происхождение,
славу и прочее подобное он высмеивал,
обзывая все это прикрасами порока.
Единственным истинным государством он
считал весь мир 95. Он говорил, что жены
должны быть общими, и отрицал законный
брак: кто какую склонит, тот с тою и
сожительствует; поэтому же и сыновья
должны быть общими.
Нет ничего дурного
в том, чтобы украсть что-нибудь
из храма или отведать мяса любого
животного: даже питаться человеческим
мясом не будет преступно, как
явствует из обычаев других народов.
В самом деле, ведь все существует во всем
и чрез все: в хлебе содержится мясо, в
овощах хлеб, и вообще все тела как бы парообразно
проникают друг в друга мельчайшими частицами
через незримые поры. Так разъясняет он
в своем "Фиесте", если только трагедии
написаны им, а не его учеником Филиском
с Эгины и не Пасифонтом, сыном Лукиана,
который, по словам Фаворина в его "Разнообразном
повествовании", писал уже после смерти
Диогена. Музыкой, геометрией, астрономией
и прочими подобными науками Диоген пренебрегал,
почитая их бесполезными и ненужными.
В ответах он
отличался находчивостью и
Этот человек
обладал поразительной силой
убеждения, и никто не мог противостоять
его доводам. Говорят, что эгинец
Онесикрит послал однажды в Афины
Андросфена, одного из двух своих сыновей,
и тот, послушав Диогена, там и
остался. Отец послал за ним старшего сына,
вышеупомянутого Филиска, но Филиск точно
так же не в силах был вернуться. На третий
раз приехал сам отец, но и он остался вместе
с сыновьями заниматься философией. Таковы
были чары Диогеновой речи.
Слушателями Диогена
были и Фокион, прозванный Честным,
и Стильпон Мегарский, и многие другие
политики.
Говорят, что он умер почти девяноста лет от роду. О его смерти существуют различные рассказы. Одни говорят, что он съел сырого осьминога, заболел холерой и умер 96; другие – что он задержал себе дыхание. Среди последних – Керкид из Мегалополя, который так говорит в мелиямбах:
...Не таков был мудрец из Синопа,
С палкой, в двойном плаще, под открытым небом живущий:
Принял он смерть, закусив себе губы зубами
И задержавши дыхание. Был он поистине
Отпрыском Зевса
и псом-небожителем.
Третьи говорят,
что, когда он хотел разделить
осьминога между собаками, они
искусали ему мышцы ног, и от этого
он умер. А рассказ о том, что
он задержал дыхание, – это, по словам
Антисфена в "Преемствах", домысел
его учеников: Диоген жил в это время в
Крании – так назывался гимнасий поблизости
от Коринфа; однажды, явившись к нему, как
обычно, ученики увидели, что он лежит,
закутавшись в плащ, и подумали, что он
спит, – вообще же он не страдал сонливостью;
а когда откинули плащ, то увидели, что
он уже не дышит, и подумали, что он сделал
это умышленно, чтобы незаметно уйти из
жизни.