Диоген Синопский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:53, реферат

Описание

Диоген Синопский, сын менялы Гикесия. По словам Диокла, его отец, заведовавший казенным меняльным столом, портил монету и за это подвергся изгнанию. А Евбулид в книге "О Диогене" говорит, что и сам Диоген занимался этим и потом скитался вместе с отцом. И сам Диоген в сочинении "Барс" признает, что он обрезывал монеты Некоторые рассказывают, что его склонили на это работники, когда он был назначен заведовать чеканкой, и что он, отправившись в Дельфы или в делийский храм на родине Аполлона, спросил, сделать ли ему то, что ему предлагают. Оракул посоветовал ему "сделать переоценку ценностей" 25, а он не понял истинного смысла, стал подделывать монету, был уличен и, по мнению одних, приговорен к изгнанию, по мнению других, бежал сам в страхе перед наказанием. Некоторые сообщают, что он получал деньги от отца и портил их и что отец его умер в тюрьме, а сам он бежал, явился в Дельфы и спросил оракула не о том, заниматься ли ему порчей монеты, а о том, что ему сделать, чтобы прославиться: тут-то он и получил ответ, о котором было сказано.

Работа состоит из  1 файл

Диоген Синопский.doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)

"Славно, философия!  любителей тела ты возводишь  к красоте души".  

Кто-то удивлялся приношениям в Самофракийской пещере 77. "Их было бы гораздо больше, – сказал Диоген, – если бы их приносили не спасенные, а погибшие". Впрочем, некоторые приписывают это замечание Диагору Мелосскому.  

Хорошенькому  мальчику, отправлявшемуся на пирушку, он сказал: "Сейчас ты хорош, а вернешься поплоше". Вернувшись, мальчик сказал ему на следующий день: "Вот я и вернулся, а не стал поплоше". – "Не стал лошадь, так стал кентавр" 78, – ответил ему Диоген.  

Однажды он просил подаяния у человека со скверным характером. "Дам, если ты меня убедишь", – говорил тот. "Если бы я мог тебя убедить, – сказал Диоген, – я убедил бы тебя удавиться". Однажды он возвращался из Лакедемона в Афины; на вопрос: "откуда и куда?" – он сказал: "Из мужской половины дома в женскую" 79.  

Возвращаясь из Олимпии, на вопрос, много ли там  было народу, он ответил: "Народу много, а людей немного".  

Расточителей  он уподоблял смоковницам, растущим на обрыве, плоды которых недоступны людям и служат пищей воронам  и коршунам. Говорят, что, когда Фрина посвятила в Дельфы золотую статую Афродиты, он написал на ней: "От невоздержности эллинов".  

Однажды Александр  подошел к нему и сказал: "Я  – великий царь Александр". – "А я, – ответил Диоген, –  собака Диоген". И на вопрос, за что  его зовут собакой, сказал: "Кто бросит кусок, – тому виляю, кто не бросит – облаиваю, кто злой человек – кусаю".  

Как-то раз он обирал плоды со смоковницы; сторож сказал ему: "На этом дереве недавно  удавился человек". – "Вот и  я хочу его очистить", – ответил  Диоген. Увидев олимпийского победителя, жадно поглядывающего на гетеру 80, он сказал: "Смотрите на этого Аресова барана: первая встречная девка ведет его на поводу". Красивых гетер он сравнивал с медовым возлиянием подземным богам 81. Когда он завтракал на площади, зеваки столпились вокруг него, крича: "Собака!" – "Это вы собаки, – сказал Диоген, – потому что толпитесь вокруг моего завтрака". Двое мягкозадых прятались от него. "Не бойтесь, – сказал он им, – собака свеклы не ест". На вопрос, откуда родом был один мальчик, он сказал: "Из тегейского блудилища" 82.  

Увидев борца-неудачника, который занялся врачеванием, он спросил его: "Почему это? Или ты хочешь этим погубить тех, кто когда-то одолевал тебя?" Увидев сына гетеры, швырявшего камни в толпу, он сказал: "Берегись попасть в отца!" Мальчик показал ему собаку, подаренную ему любовником. "Собака-то хороша, – сказал Диоген, – да повод нехорош" 83. Люди хвалили человека, который подал ему милостыню. "А меня вы не похвалите за то, что я ее заслужил?" – спросил Диоген. Кто-то требовал с него плащ: "Не дам, – сказал Диоген, – если ты его мне подарил, он у меня в собственности, если ссудил, он у меня в пользовании". Один подкидыш ему сказал: "А у меня в плаще золото". "То-то ты его ночью под себя подкидываешь", ответил Диоген.  

На вопрос, что  дала ему философия, он ответил: "По крайней мере готовность ко всякому  повороту судьбы". На вопрос, откуда он, Диоген сказал: "Я – гражданин  мира". Кто-то приносил жертвы, моля у богов сына. "А чтобы сын  был хорошим человеком, ради этого вы жертв не приносите?" спросил Диоген.  

С него требовали  взноса на складчину. Диоген ответил:

Всех остальных  обирай, но от Гектора руки подальше! 84  

Гетер он называл  царицами царей, ибо те делают все, что  угодно любовницам. Когда афиняне  провозгласили Александра Дионисом, он предложил: "А меня сделайте Сараписом" 85. Тому, кто стыдил его за то, что он бывает в нечистых местах, он сказал: "Солнце тоже заглядывает в навозные ямы, но от этого не оскверняется". Когда он обедал в храме и обедавшим был подан хлеб с подмесью, он взял его и выбросил, говоря, что в храм не должно входить ничто нечистое.  

Кто-то ему сказал: "Не знаешь, а философствуешь!" Он ответил: "Если бы я лишь притворялся  мудрецом, то и это было бы философией!" Человека, который привел к нему своего сына и расхваливал его великие дарования и отличное поведение, он спросил: "Зачем же тогда я ему нужен?" Человека, который говорил разумно, а поступал неразумно, он сравнивал с кифарой, которая не слышит и не чувствует собственных звуков.  

Он шел в  театр, когда все выходили оттуда навстречу ему. На вопрос, зачем он это делает, он сказал: "Именно так  я и стараюсь поступать всю  свою жизнь".  

Увидев однажды  женственного юношу, он спросил: "И  тебе не стыдно вести себя хуже, чем  это задумано природой? Ведь она тебя сделала мужчиной, а ты заставляешь себя быть женщиной". Увидев невежду, крепившего струны на лиру, он сказал: "И не стыдно тебе, что дереву ты даешь говорить, а душе не даешь жить?" Человеку, сказавшему "Мне дела нет до философии!", он возразил: "Зачем же ты живешь, если не заботишься, чтобы хорошо жить?" Сыну, презиравшему отца, он сказал: "И тебе не стыдно смотреть свысока на того, кто дал тебе стать так высоко?" Увидев прекрасного мальчика, болтающего вздор, он спросил: "И тебе не стыдно извлекать из драгоценных ножен свинцовый кинжал?"  

Когда его попрекали, что он пьет в харчевне, он сказал: "Я и стригусь в цирюльне". Когда его попрекали, что он принял плащ в подарок от Антипатра, он сказал:

Нет, не презрен  ни один из прекрасных даров нам бессмертных! 86  

Человека, который  толкнул его бревном, а потом  крикнул: "Берегись!", он ударил палкой и тоже крикнул: "Берегись!"  

Человека, преследовавшего  своими просьбами гетеру, он спросил: "Зачем ты так хочешь, несчастный, добиться того, чего лучше совсем не добиваться?" Человеку, надушенному ароматами, он сказал: "Голова у тебя благовонная, только как бы из-за этого твоя жизнь не стала зловонной". Он говорил, что как слуги в рабстве у господ, так дурные люди в рабстве у своих желаний.  

На вопрос, почему рабов называют "человеконогими" 87, он ответил: "Оттого что ноги у них – как у человека, а душа – как у тебя, коли ты задаешь такой вопрос".  

У расточителя  он просил целую мину; тот спросил, почему он у других выпрашивает обол, а у него целую мину. "Потому, – ответил Диоген, – что у других я надеюсь попросить еще раз, а доведется ли еще попросить у тебя, одним богам ведомо". Когда его попрекали, что он просит подаяния, а Платон не просит, он сказал: "Просит и Платон, только

Голову близко склонив, чтоб его не слыхали другие" 88.  

Увидев неумелого  стрелка из лука, он уселся возле  самой мишени и объяснил: "Это  чтобы в меня не попало". О влюбленных говорил он, что они мыкают горе себе на радость.  

На вопрос, является ли смерть злом, он ответил: "Как же может она быть злом, если мы не ощущаем ее присутствия?" Однажды Александр подошел к нему и спросил: "Ты не боишься меня?" – "А что ты такое, – спросил Диоген, – зло или добро?" – "Добро", – сказал тот. "Кто же боится добра?" Он говорил, что образование сдерживает юношей, утешает стариков, бедных обогащает, богатых украшает. Развратнику Дидимону, который лечил глаз одной девушке, он заметил: "Смотри, спасая глаз, не погуби девушку" 89. Кто-то жаловался, что друзья злоумышляют против него. "Что же нам делать, – воскликнул Диоген, – если придется обращаться с друзьями, как с врагами?" На вопрос, что в людях самое хорошее, он ответил: "Свобода речи". Зайдя в школу и увидев много изваяний муз и мало учеников, он сказал учителю: "Благодаря богам, у тебя ведь немало учащихся!"  

Все дела совершал он при всех: и дела Деметры, и  дела Афродиты. Рассуждал он так: если завтракать прилично, то прилично и  завтракать на площади; но завтракать прилично, следовательно, прилично и  завтракать на площади. То и дело занимаясь рукоблудием у всех на виду, он говаривал: "Вот кабы и голод можно было унять, потирая живот!" 90 О нем есть много и других рассказов, перечислять которые было бы слишком долго 91.  

Он говорил, что  есть два рода упражнения (ascesis): одно – для души, другое – для тела; благодаря этому последнему, привычка, достигаемая частым упражнением, облегчает нам добродетельное поведение. Одно без другого несовершенно: те, кто стремится к добродетели, должны быть здоровыми и сильными как душой, так и телом. Он приводил примеры того, что упражнение облегчает достижение добродетели: так, мы видим, что в ремеслах и других занятиях мастера не случайно добиваются ловкости рук долгим опытом; среди певцов и борцов один превосходит другого именно благодаря своему непрестанному труду; а если бы они перенесли свою заботу также и на собственную душу, такой труд был бы и полезным и ценным.  

Он говорил, что  никакой успех в жизни невозможен без упражнения; оно же все превозмогает. Если вместо бесполезных трудов мы предадимся тем, которые возложила на нас природа, мы должны достичь блаженной жизни; и только неразумие заставляет нас страдать. Само презрение к наслаждению благодаря привычке становится высшим наслаждением; и как люди, привыкшие к жизни, полной наслаждений, страдают в иной доле, так и люди, приучившие себя к иной доле, с наслаждением презирают самое наслаждение. Этому он и учил, это он и показывал собственным примером; поистине, это было "переоценкой ценностей" 92, ибо природа была для него ценнее, чем обычай. Он говорил, что ведет такую жизнь, какую вел Геракл, выше всего ставя свободу 93.  

Он говорил, что  все принадлежит мудрецам и доказывал  это такими доводами, которые мы уже приводили 94: "все принадлежит  богам; мудрецы – друзья богов; а  у друзей все общее; стало быть, все принадлежит мудрецам". А о законах он говорил, что "город может держаться только на законе; где нет города, там не нужны городские прихоти; а город держится на городских прихотях; но где нет города, там не нужны и законы; следовательно, закон – это городская прихоть".  

Знатное происхождение, славу и прочее подобное он высмеивал, обзывая все это прикрасами порока. Единственным истинным государством он считал весь мир 95. Он говорил, что жены должны быть общими, и отрицал законный брак: кто какую склонит, тот с тою и сожительствует; поэтому же и сыновья должны быть общими.  

Нет ничего дурного  в том, чтобы украсть что-нибудь из храма или отведать мяса любого животного: даже питаться человеческим мясом не будет преступно, как  явствует из обычаев других народов. В самом деле, ведь все существует во всем и чрез все: в хлебе содержится мясо, в овощах хлеб, и вообще все тела как бы парообразно проникают друг в друга мельчайшими частицами через незримые поры. Так разъясняет он в своем "Фиесте", если только трагедии написаны им, а не его учеником Филиском с Эгины и не Пасифонтом, сыном Лукиана, который, по словам Фаворина в его "Разнообразном повествовании", писал уже после смерти Диогена. Музыкой, геометрией, астрономией и прочими подобными науками Диоген пренебрегал, почитая их бесполезными и ненужными.  

В ответах он отличался находчивостью и меткостью, как это явствует из всего сказанного. Когда его продавали в рабство, он вел себя с необыкновенным достоинством. Дело было так: когда он плыл на корабле  в Эгину, его захватили в плен пираты во главе со Скирпалом; они увезли его на Крит и продали в рабство. На вопрос глашатая, что он умеет делать, он сказал: "Властвовать людьми" – и добавил, указав на богато одетого коринфянина – это был вышеупомянутый Ксениад: "Продай меня этому человеку: ему нужен хозяин". Ксениад купил его, отвел в Коринф, приставил его воспитателем к своим сыновьям и доверил ему все хозяйство. И Диоген повел его так, что хозяин повсюду рассказывал: "В моем доме поселился добрый дух". Клеомен в сочинении под заглавием "О воспитании" говорил, будто ученики хотели выкупить Диогена, но он обозвал их дураками, ибо не львам бывать рабами тех, кто их кормит, но тем, кто кормит, рабами львов, потому что дикие звери внушают людям страх, а страх – удел рабов.  

Этот человек  обладал поразительной силой  убеждения, и никто не мог противостоять  его доводам. Говорят, что эгинец Онесикрит послал однажды в Афины  Андросфена, одного из двух своих сыновей, и тот, послушав Диогена, там и  остался. Отец послал за ним старшего сына, вышеупомянутого Филиска, но Филиск точно так же не в силах был вернуться. На третий раз приехал сам отец, но и он остался вместе с сыновьями заниматься философией. Таковы были чары Диогеновой речи.  

Слушателями Диогена  были и Фокион, прозванный Честным, и Стильпон Мегарский, и многие другие политики.  

Говорят, что  он умер почти девяноста лет от роду. О его смерти существуют различные  рассказы. Одни говорят, что он съел сырого осьминога, заболел холерой  и умер 96; другие – что он задержал себе дыхание. Среди последних – Керкид из Мегалополя, который так говорит в мелиямбах:

...Не таков  был мудрец из Синопа,

С палкой, в двойном  плаще, под открытым небом живущий:

Принял он смерть, закусив себе губы зубами

И задержавши дыхание. Был он поистине

Отпрыском Зевса  и псом-небожителем.  

Третьи говорят, что, когда он хотел разделить  осьминога между собаками, они  искусали ему мышцы ног, и от этого  он умер. А рассказ о том, что  он задержал дыхание, – это, по словам Антисфена в "Преемствах", домысел его учеников: Диоген жил в это время в Крании – так назывался гимнасий поблизости от Коринфа; однажды, явившись к нему, как обычно, ученики увидели, что он лежит, закутавшись в плащ, и подумали, что он спит, – вообще же он не страдал сонливостью; а когда откинули плащ, то увидели, что он уже не дышит, и подумали, что он сделал это умышленно, чтобы незаметно уйти из жизни.  

Информация о работе Диоген Синопский