Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 07:05, курсовая работа
В современных тенденциях развития отечественной культуры и образования можно проследить ориентацию на повышение ценности индивидуальности. В связи с этим злободневной оказывается проблема восприятия личностных особенностей творческой деятельности любого содержания, от успешной самореализации личности в целом до присвоения уникальности результата художественной деятельности при ее восприятии.
Введение ……………………………………………………………………….3
глава 1 теоретические основы изучения биографии
писателя в средней школе
Нравственное воздействие биографии писателя на школьника………….9
1.2 Методика работы над биографией писателя в старших и средних
классах……………………………………………………………………………9
Глава 2. методические основы изучения биографии
писателя на уроках литературы
2.1 Конспект урока по биографии Ф.И. Тютчева ……………………………..13
2.2 Использование информационных технологии при изучении биографии писателя…………………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….3
глава 1 теоретические основы изучения биографии
писателя в средней школе
1.2 Методика
работы над биографией
классах……………………………………………………………
Глава 2. методические основы изучения биографии
писателя на уроках литературы
2.1 Конспект урока по биографии Ф.И. Тютчева ……………………………..13
2.2 Использование
информационных технологии при
изучении биографии писателя………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
введение
В современных тенденциях развития отечественной культуры и образования можно проследить ориентацию на повышение ценности индивидуальности. В связи с этим злободневной оказывается проблема восприятия личностных особенностей творческой деятельности любого содержания, от успешной самореализации личности в целом до присвоения уникальности результата художественной деятельности при ее восприятии.
Искусство традиционно рассматривается в художественной педагогике как реализация творческого потенциала неповторимой и уникальной личности художника. Однако эта давно признанная в теории позиция недостаточно последовательно реализуется в школьной практике преподавания дисциплин художественного цикла.
В связи с этим представляется, что необходимо совершенствовать теории и методики предъявления личности художника в процессе изучения его творчества в любом виде искусства и в разных образовательных условиях. Совершенно очевидно, что такая педагогическая методика требует специальной квалификации и педагогического мастерства учителя.
Анализ философской, психологической, педагогической, литературоведческой, методической литературы и школьной практики показал, что в настоящее время в методике преподавания литературы утвердились определенные традиции в подходе к изучению биографии писателя.
Один из самых трудных для учителя литературы уроков – это урок по биографии писателя. С одной стороны, есть определенный набор фактов, который нужно сообщить: когда и где писатель родился ... когда появились в печати его первые произведения... что вообще он написал... и, наконец, когда умер. Знание этого набора фактов – тоже уже само по себе неплохо для культурного человека. Но в результате писатели в глазах учеников становятся обладателями одной общей на всех биографии, в которой контаминируются факты жизни Пушкина и Лермонтова, Чехова и Горького.
Кстати, Бернард Шоу заметил, что, в сущности, его жизнь отличается от жизни других людей всего лишь на десятую долю процента. Однако именно в этой «доле» - что-то самое главное. То, что составляет, пользуясь термином известного психолога ХХ в. А.А. Ухтомского, «доминанту личности», то, чем один человек отличается от другого. И задача учителя в уроке по биографии подчеркнуть именно это, самое интересное.
А в таком случае возникает проблема: как из разнообразия фактов выбрать те, которые помогут увидеть особый жизненный путь и жизненные поиски именно данного конкретного человека? Простое изложение фактов ещё не есть биография, а механическое сложение документов не может в сумме дать историческую правду, тем более что даже то, чему мы привыкли доверять, т.е. документы, противоречат друг другу и зачастую просто врут. Для того чтобы факты и документы стали биографией, необходимо их осмыслить и включить в некую «историю», провести через них смысловую линию.
Биография писателя как важная область в литературоведении показана в исследованиях В. В Афанасьева, ГП Бердникова, Ю М Лотмана и других
Некоторые аспекты рассмотрения личности писателя через художественное произведение были раскрыты в работах Г И Беленького, Н А Бодровой, ТФ Курдюмовой, В В Литвинова, В Г. Маранцмана, В А Никольскою, В П Перепелицы, Ю Д Проклова, И В Рогожиной, Д Я Сапожниковой, Н В Тимерманис, И С Тимошенко и других.
В
школьной практике этому важному
разделу литературы уделяется все
меньше и меньше внимания, хотя уже
давно сказано видными
Необходимы
новые подходы к изучению жизненного
и творческого пути писателя.
Объект исследования: процесс изучения биографии писателя в школе.
Предмет исследования: методика изучения биографии писателя в школе.
Цель курсовой работы: проанализировать методику изучения биографии писателя на уроках литературы.
Задачи:
глава 1 теоретические основы изучения биографии
писателя
в средней школе
1.1 Нравственное
воздействие биографии писателя на школьника
Изучая литературное произведение в школе, мы стремимся соединить читательское восприятие учеников и объективное научное толкование художественного текста.[3, c. 23]
Учителю важно «обеспечить» подлинное нравственное воздействие биографии писателя на школьников.
К. Паустовский в «Книге скитаний» писал: «Каждая написанная книга является как бы ядром некоей отбушевавшей в человеке туманности, звездой, которая родилась из этой туманности и приобретает свой собственный свет. Может быть, только одну сотую нашей жизни мы вводим в тесные границы наших книг». Очевидно, одна из задач школьного изучения биографии писателя состоит в том, чтобы показать, как и какие впечатления жизни и искусства переплавляются художником в его произведении.
Возрастное развитие учащихся обусловливает именно в старших классах усиление их интереса к психологии писателя, внимание к внутренней динамике его жизни. Эволюция взглядов и настроений художника, социальные, нравственные и эстетические стороны этой эволюции должны быть «представлены» на уроках по изучению биографии, художников конкретно. Следует глубже освещать причины психологического и творческого своеобразия писателей, чаще сопоставлять их судьбы, взгляды, чувства.
Своеобразие личности художника, единство его жизненного поведения и творческой программы откроются ученикам, если мы при изучении биографии выделим идеологические, нравственные и эстетические проблемы, которые интересны определенному возрасту и органичны для самого автора произведения. Программа различным образом определяет жанры изучения личности писателя в старших классах.
Когда речь идет о Пушкине, Толстом, Горьком, программа предлагает проследить жизненный и творческий путь художника, т.е. развернуто дать ученикам смену этапов их жизни и литературной деятельности. Когда в программе говорится о необходимости дать биографию, учитель может предложить классу обобщенный портрет писателя, не прослеживая последовательно хронологическую канву его жизни. Наконец, есть в программе и такая формулировка: «Жизнь и литературная деятельность». Здесь необходимо показать связь биографии и литературной работы, в большей степени обратить внимание на творческую деятельность писателя.
При изучении жизненного пути Л. Н. Толстого, например, учащимся необходимо показать, как меняется отношение писателя к себе, к жизни, к искусству, что для него при этих, изменениях остается непреходящим. Роль мировоззрения в становлении личности, последовательная работа над собой, выработка программы внутренней жизни, желание осознать себя и понять причины своих поступков, дать определенное направление выработанным и природным качествам (воля, впечатлительность и т. д.) - все эти вопросы могут быть подняты при освоении биографии Льва Толстого, во-первых, потому, что она дает богатый материал для их решения, и, во-вторых, потому, что этими вопросами живо интересуются учащиеся IX класса.[4, c. 78]
Жизнь и творчество Толстого побуждают нас поставить и ряд вопросов эстетического порядка (в каком соотношении находятся понятия «добро» и «красота»? Какой отпечаток накладывает личность художника на созданные им произведения?).
Жизнь и творчество А. П. Чехова подводят учащихся к размышлению о личности и обстоятельствах, о том, может ли человек преодолеть влияние окружающей среды, противодействовать ему,, если это влияние чуждо его идеалам. Чехов сам осознавал свою жизнь как выдавливание из «себя по каплям раба». Как это происходило, почему это удалось писателю? Такие вопросы не могут не содействовать формированию мировоззрения девятиклассников.
Жизнь и творчество Чехова ставят перед учащимися и ряд эстетических проблем (героическое в обыденном, возвышенное и поэтическое в повседневном и т. д.).
Основное качество личности В. Маяковского А. В. Луначарский охарактеризовал так: «Маяковский до гроба будет юношей». И в самом деле, максимализм юности, категоричность ее оценок, страстность порыва к будущему воплощены в Маяковском очень ярко.
Изучение биографии писателя должно вызвать у учащихся интерес к его личности, его идейным исканиям, отразившимся в творчестве. Биография и творческий путь писателя - ключ к сложным моментам изучения художественного произведения, включенного в школьную программу.
Отделение биографии от изучения творческого пути писателя, вынесение биографии как предисловия к текстуальному анализу произведения возможно в IV-VII классах. Там такое построение оправдано и необходимо, так как страницы биографии оказываются, как правило, введением в изучаемое произведение, создают установку на чтение и анализ, тематически и проблемно выделяют мотивы произведения, которые предстоит изучить. В старших классах изучение биографии приобретает более самостоятельный и законченный характер.
Когда мы исключаем анализ центрального произведения из творческого пути писателя, переносим его в конец изучения темы, трудно бывает дать верные представления о творческой эволюции. Без развернутого изучения произведения писателя учащимся часто непонятны причины последующего развития его мировоззрения и творческого метода.
Поэтому анализ романа «Евгений Онегин» лучше давать не после изучения всего жизненного и творческого пути поэта, а как завершение характеристики жизни и творчества Пушкина 20-х годов, предваряя знакомство со сложным периодом 30-х годов. Текстуальный анализ «Мертвых душ» Гоголя подготовит размышление о творческом и идейном кризисе писателя и т. д.
1.2
Методика работы над
классах
Выделим типы повествования, наиболее распространённые в преподавательской практике, характеризуя и содержательную сторону организации этого материала.
На первое место нужно поставить обстоятельное знакомство с жизнью и творчеством писателя — его жизнеописание или историю жизненного и творческого пути.
Краткая история жизни и творчества писателя — этот вариант биографического рассказа о классиках XIX и XX веков достаточно часто встречается в курсе старших классов.
Краткий очерк жизни и творчества — этот тип повествования особенно часто используется при обращении к литературе ХХ века.
Слово о писателе — эмоциональное, но достаточно краткое повествование, которое ставит своей целью привлечь внимание и симпатии к облику автора произведений, включённых в программу по выбору.
Краткая биографическая справка — это первое и беглое знакомство с писателем для самой поверхностной и общей ориентации читателя. Оно часто используется в обзорных темах старших классов при характеристике состояния литературы. Когда учитель использует эту форму сообщения биографического материала, ему часто приходится ограничиваться лишь слабой надеждой — он часто думает только об одном: “Запомни хотя бы имя и названия некоторых произведений!”