Исследователи о ночной поэзии Тютчева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 07:05, курсовая работа

Описание

В современных тенденциях развития отечественной культуры и образования можно проследить ориентацию на повышение ценности индивидуальности. В связи с этим злободневной оказывается проблема восприятия личностных особенностей творческой деятельности любого содержания, от успешной самореализации личности в целом до присвоения уникальности результата художественной деятельности при ее восприятии.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
глава 1 теоретические основы изучения биографии
писателя в средней школе
Нравственное воздействие биографии писателя на школьника………….9
1.2 Методика работы над биографией писателя в старших и средних
классах……………………………………………………………………………9
Глава 2. методические основы изучения биографии
писателя на уроках литературы
2.1 Конспект урока по биографии Ф.И. Тютчева ……………………………..13
2.2 Использование информационных технологии при изучении биографии писателя…………………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая биография писателя.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

    Эпизод  или эпизоды биографии — это тоже справка, но она дана целенаправленно, касаясь событий или обстоятельств, которые раскрывают личность автора и подготавливают восприятие конкретного текста.

    Форму и манеру биографического повествования часто подсказывают авторы биографических произведений. Это может быть рассказ на тему «Один день из жизни писателя» (один месяц, один год…). Так, для Пушкина это и «Болдинская осень», и «Последний год жизни поэта»… Можно использовать как образец для подражания «Звёздные часы человечества» Стефана Цвейга и рассказать о “звёздных часах” писателя, которого вы начинаете изучать.

    В отборе и организации материала  для биографии многое могут подсказать высказывания известных писателей-биографов. Так, Андре Моруа утверждает, что “жанр биографии тем и хорош, что позволяет показать, как из обыденной на первый взгляд жизни может возникнуть возвышенное произведение” (Моруа А. Мемуары. М., 1999. С. 411).

    Опытный создатель биографий, Андре Моруа  утверждает, что после писателя “остаётся легенда и удивительное мифическое существо, которое я называю «персонажем». Персонаж — это облик человека, такой, каким он видится другим людям сегодня или в прошлом. Он многолик. Два различных, иногда противоречивых и даже враждебных друг другу персонажа могут пережить нас, оставаясь в памяти друзей и врагов, и продолжить после смерти своё противостояние, в котором победит наша истинная личность” (Там же. С. 10). Это, может быть, слишком оптимистическое суждение вызывает сомнение. Но факты существования различных легенд известны и их популярность очевидна. Включать такие материалы следует лишь в старших классах.

    В 5 - 6 классах используется биографическая справка, которая состоит из элементарных сведений о писателе (дата рождения и смерти, известные произведения). Биографическая справка должна быть простой, понятной, без лишних подробностей.

    Но  назначение биографической справки  только этим не ограничивается. Она  также является вступлением к  чтению произведений и анализу, способствует лучшему усвоению произведения. Биографический рассказ  с другими методическими приёмами значительно обогащает речь учащихся, готовит  их к усвоению материала.

    В биографическом рассказе учитываются  вековые возможности учащихся, что  обуславливает простую форму преподавания. Рассказ должен вызывать у учащихся любовь к учащимся, интерес к его произведениям, обогащать культуру устной и письменной речи,  обогащать словарный запас.  План рассказа рекомендуется записывать на доске.

    Но  в 7 классе не достаточно осветлять отдельные биографические сведения. Внимание школьников нужно направлять на осмысление личности писателя. Систематическую работу для изучения  личности художника, для овладения понятием «личность писателя» можно начать не только на основе биографических   данных, а в первую очередь художественного произведения, которое изучается.

    Этому соответствует смысл, структура  программ по литературе, построенного га основе хронолого-тематического  принципа, который      способствует систематизации знаний учащихся, учит их понимать, что литературное произведение, связанное с конкретно историческими событиями и духовным миром автора, учит видеть в художественном произведении самого писателя, через восприятие которого изображается его жизнь.

    Уже в 7 классе нужно раскрывать жизнь писателя в неразрывной связи с его творчеством.

    Во  время изучения учащиеся 8 класса интересуются не только фактической стороной событий  в жизни писателя, но и нуждаются  в их анализе и обобщении. Уже  в 7 классе нужно раскрывать жизнь писателя в неразрывной связи с его творчеством.

    Во  время изучения учащиеся 8 класса интересуются не только фактической стороной событий  в жизни писателя, но и нуждаются  в их анализе и обобщении. Необходимо раскрывать влияние жизненных и  исторических условий на формирование его личности и творческой деятельности.

    Среди многих фактов необходимо тщательно  выбрать материал, который позволит учащимся узнать о чем-то новом из жизни писателя.  , проследить за его развитием. В 8 классе более глубоко воспринимаются взгляды писателя, основные мотивы его творчества.

    Школьная  программа для старших классов  предлагает три основных вида организации  биографических материалов: «Краткие сведения о жизни и творчестве писателя», «Очерк жизни и творчества»  и «Жизненный и творческий путь».

    Краткие сведения о жизни и творчестве писателя нужно подавать тогда, когда  текстуально изучается только одно произведение или его отрывки.

    В рассказ учителя включается характеристика условий и его окружения, которые  способствовали развитию мировоззрения и воспитанию духовных идеалов  будущего писателя, основных произведений и времени написания. Нужно кратко рассказать о возникновении замысла и воплощения, процесс работы над произведением. На этом этапе лучше перейти к анализу произведений, после чего рассказать учащимся о дальнейшей судьбе писателя.

    Таким образом, знакомство с основными сведениями о жизни и творчестве писателя представляет оконченный рассказ. При этом произведение будет восприниматься учащимися как биографический факт, который имел место в жизни человека. Это будет готовить их к восприятию более сложного вида биографии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. методические основы изучения биографии 

    писателя  на уроках литературы 

    2.1 Конспект урока по биографии Ф.И. Тютчева  

    Цель: Знакомство с биографией поэта, выявление особенностей жизненного пути поэта, которые могли бы повлиять на характер его творчества и личность.

    Задача: Заинтересовать учеников, привлечь их внимание к поэтическим открытиям Тютчева, пригласить их к дальнейшему общению с поэтом.

    Оформление доски: портрет Ф. И. Тютчева.

    Федор Иванович Тютчев (1803-1873)

    О, вещая душа моя!

    О, сердце, полное тревоги!

    О, как ты бьешься на пороге

    Как бы двойного бытия.

    Ход урока

    I. Вступительное слово учителя.

    В середине XIX века в Петербурге можно было встретить странного человека. С накинутым на спину пледом, часами бродил он по улицам, не замечая и удивляя прохожих. Невысокий, сухощавый и стройный, с живым и глубоким взглядом темных глаз, этот человек же был украшением лучших салонов северной столицы. “Его ум сверкал иронией, - его душа ныла”,- сказал его современник и биограф.

    Философ, политик, дипломат, 20 лет проведший  за границей, европеец по складу мыслей, русский по глубокому чувству  родства с землей, где он возрос, Федор Тютчев жил жизнью и мукой сердца.

    “Трудно говорить о такой безмерности, как  поэт. Откуда начать? Где закончить? Можно ли вообще начинать и заканчивать, если то, о чем я говорю: Душа –  есть все – всюду – вечно” (М. Цветаева).

    Вдумайтесь  в слова М. Цветаевой, вспомните  слова биографа, которые мы записывали (прочитать их) и ответьте на вопрос д/з: Каким путем может быть решена проблема жизнеописания поэта, даже если отсутствует документальный материал?

    (Биография  поэта отражается в его стихах).

    Учитель. Чтобы закрепить эту мысль, давайте запишем слова исследователя творчества Тютчева А. В. Чичерина: “Жизнь Ф. И. Тютчева – личная, идейная. философская, гражданская – была в стихах, так же естественно необходимых,

    Как движение чувства и мысли великого человека. Внутренняя жизнь чеканилась в стихах”.

    Итак, сегодня на уроке узнаем о поэте  и определим особенности его  лирики. По мере чтения. вы определите и запишите темы стихотворений Тютчева.

    II. Вторая учебная ситуация.

    Выступление подготовленных учащихся о жизни  поэта (1803-1819).

    1803-1819

    - Чтение стихотворения “На Новый  1816 год” Уже великое небесное  светило,

    Лиющие  с высот обилие и свет,

    Начертанным путем годичный круг свершило 
И в ново поприще в величии грядет! - 
И се! Одеянный блистательной зарею, 
Пронзив эфирных стран белеющийся свод, 
Слетает с урной роковою 
Младый сын солнца - Новый Год! 
Предшественник его с лица земли сокрылся, 
И по течению вратящихся времен, 
Как капля в океан, он в вечность погрузился! 
Сей год равно пройдет!. Устав небес священ. .  
О Время! Вечности подвижное зерцало! 
Все рушится, под дланию твоей! 
Сокрыт предел твой и начало 
От слабых смертного очей! 
Века рождаются и исчезают снова, 
Одно столетие стирается другим; 
Что может избежать от гнева Крона злого? 
Что может устоять пред грозным богом сим? 
Пустынный ветр свистит в руинах Вавилона! 
Стадятся звери там, где процветал Мнмфис! 
И вкруг развалин Илиона 
Колючи тернии объвелись!

    Давайте уточним значение некоторых слов.

    Се – вот

    Младой-молодой

    Зерцало – зеркало

    Дланию  – ладонь, рука

    Очи – глаза

    Терни – трудности (колючки)

    Мифические  имена:

    Крон  – бог времени в античной мифологии

    Мемфис  – столица Древнего Египта

    Илион – тоже, что и Троя, столица  Троиады в Малой Азии

    Вавилон –

  • Какова тема стихотворения? (Тема времени и вечности).
  • Как вы представляете облик автора этого стихотворения?13 лет! Да, если учесть, что Тютчев родился 5 декабря, то не 13, а всего лишь 12 лет! Это первое стихотворение поэта. В этом стихотворении чувствуется явное подражание античным образцам, но нас с вами должно удивить то, что мальчик 12 лет пишет к Новому году стихотворение- не о подарках, играх и фейерверках, а о судьбе Человечества, о Времени, об Истории.

    В это же время Гавриил Романович  Державин тоже написал свое последнее стихотворение.

    Река  времен в своем стремленье 
Уносит все дела людей 
И топит в пропасти забвенья 
Народы, царства и царей.  
А если, что и остается 
Чрез звуки лиры и трубы, 
То вечности жерлом пожрется 
И общей не уйдет судьбы.

    Оно написано за 3 дня до смерти, мелом, на аспидной доске(аспид – разновидность  горного сланца(горная порода), аспидный серо-черный цвет), рукой уже не способной  держать перо и лист бумаги. Державину 73 года. Посмотрите на даты жизни Тютчева, ему в это время 12 лет.

    Что объединяет эти два стихотворения? (Тема: о текучести Времени и  о судьбе Человечества)

    III. Да, очень рано задумался поэт  о судьбе Человечества… Но  мы вернемся к судьбе самого  поэта. Что же испытал Ф.  И. Тютчев?

  • Индивидуальное сообщение уч-ся. 1819-1826.

    В Мюнхене Тютчев пережил первое сильное  любовное увлечение прекрасной Амалией, внебрачной дочерью прусского короля. Свидание с ней через сорок  пять лет останется в поэзии знаменитым: Я помню время. Чтение стихотворения

    Я помню время золотое, 
Я помню сердцу милый край.  
День вечерел; мы были двое; 
Внизу, в тени, шумел Дунай.  
И на холму, там, где, белея, 
Руина замка вдаль глядит, 
Стояла ты, младая фея, 
На мшистый опершись гранит.  
Ногой младенческой касаясь 
Обломков груды вековой, 
И солнце медлило, прощаясь 
С холмом, и замком, и тобой.  
И ветер тихий мимолетом 
Твоей одеждою играл 
И с тихих яблонь цвет за цветом 
На плечи юные свевал.  
Ты беззаботно вдаль глядела… 
Край неба дымно гас в лучах; 
День догорал; звучнее пела 
Река в померкших берегах.  
И ты с веселостью беспечной 
Счастливый провожала день; 
И сладко жизни быстротечной 
Над нами пролетала тень.

Информация о работе Исследователи о ночной поэзии Тютчева