Исследователи о ночной поэзии Тютчева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 07:05, курсовая работа

Описание

В современных тенденциях развития отечественной культуры и образования можно проследить ориентацию на повышение ценности индивидуальности. В связи с этим злободневной оказывается проблема восприятия личностных особенностей творческой деятельности любого содержания, от успешной самореализации личности в целом до присвоения уникальности результата художественной деятельности при ее восприятии.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
глава 1 теоретические основы изучения биографии
писателя в средней школе
Нравственное воздействие биографии писателя на школьника………….9
1.2 Методика работы над биографией писателя в старших и средних
классах……………………………………………………………………………9
Глава 2. методические основы изучения биографии
писателя на уроках литературы
2.1 Конспект урока по биографии Ф.И. Тютчева ……………………………..13
2.2 Использование информационных технологии при изучении биографии писателя…………………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая биография писателя.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)
  • Амалия фон Лерхенфельд

    1. Слышали ли вы раньше это  стихотворение? Какие мысли, чувства  навевает стихотворение?

    2. Ваше восприятие стихотворения. 

    Говорят, горечь и разочарование оттого, что  Амалия вышла замуж за другого, толкнули Тютчева на тайный брак в том же Мюнхене с вдовствующей красавицей Элеонорой Петерсон, матерью троих  дочерей.

  • Рассказ о Элеоноре Петерсон

    Брак  оказался необыкновенным. Из письма Тютчева: “Я хочу, чтобы вы знали, что никогда человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. В течение 11 лет не было ни одного дня в ее жизни, когда, дабы упрочить мое счастье, она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновения, умереть за меня”

  • Чтение стихотворения “Я встретил Вас и все былое. . ” Я встретил вас – и все былое

    В отжившем сердце ожило; 
Я вспомнил время золотое - 
И сердцу стало так тепло… 
Как поздней осени порою 
Бывают дни, бывает час, 
Когда повеет вдруг весною 
И что-то встрепенется в нас, - 
Так, весь обвеян дуновеньем 
Тех лет душевной полноты, 
С давно забытым упоеньем 
Смотрю на милые черты… 
Как после вековой разлуки, 
Гляжу на вас, как бы во сне, - 
И вот слышнее стали звуки, 
Не умолкавшие во мне… 
Тут не одно воспоминанье, 
Тут жизнь заговорила вновь, - 
И то же в вас очарованье, 
И та ж в душе моей любовь!

    Слышали ли вы раньше это стихотворение?(оно  положено на музыку)

    Чем достигается музыкальность стихотворения? (Использованием изобразительно-выразительных  средств: эпитеты, анафора (единоначатие, повтор слов, звуков, синтаксических конструкций)

    Ваше  восприятие стихотворения.

    IV. …

    Но  время идет. Чтобы не случилось: любовь, разлука – жизнь, она продолжается.

  • 1837 -1850 гг. Сообщение уч-ся.
  • Чтение стихотворения “Есть в осени первоначальной. . ” Есть в осени первоначальной

    Короткая, но дивная пора - 
Весь день стоит как бы хрустальный, 
И лучезарны вечера… 
Где бодрый серп гулял и падал колос, 
Теперь уж пусто все- простор везде, - 
Лишь паутины тонкий волос 
Блестит на праздной борозде.  
Пустеет воздух, птиц не слышно боле, 
Но далеко еще до первых зимних бурь - 
И льется чистая и теплая лазурь 
На отдыхающее поле

    1. Беседа по стихотворению. 

  • Что можете сказать о стихотворении?
  • Как вы понимаете: “. . в осени первоначальной. . ”, вроде бы начало года – это месяц январь, и почему именно осень? Что означает само слово “первоначальная”? (1. Самый первый, предшествующий всему остальному.

    2. Являющийся началом, первой ступенью. )

  • Какая осень у Тютчева? Какие средства выразительности поэт при этом использует?

    V. 1850-1864гг. Сообщение уч-ся.

    Целый цикл стихотворений посвящен Елене  Денисьевой. Кто она? Почему именно ей? Рассказ уч-ся о Е. Денисьевой.

  • Чтение стихотворения. “О, как убийственно мы любим. ”
  • Какое настроение у стихотворения?
  • Можем ли мы сказать, что тема его философско – любовная? (Любовь у Тютчева вызывает острое переживание вселенского одиночества, с любовными чувствами связаны раздумья о роке и судьбе, вечности и миге в человеческой жизни).
  • Основная мысль.

    У Тютчева есть стихотворение, которое посвящено русским женщинам. Оно так и называется “ Русской женщине”. Послушайте. (Чтение стихотворения). Вдали от солнца и природы,

    Вдали от света и искусства, 
Вдали от жизни и любви 
Мелькнут твои младые годы, 
Живые помертвеют чувства, 
Мечты развеются твои. .  
И жизнь твоя пройдет незримо 
В краю безлюдном, безымянном, 
На незамеченной земле, - 
Как исчезает облак дыма 
На небе тусклом и туманном 
В осенней беспредельной мгле…

  • Какие мысли навевает вам это стихотворение?
  • Подумайте над вопросом: почему Добролюбов назвал эти стихи Тютчева мрачными, “предвещаниями”, пророческими? Они были напечатаны весной 1850г. (1850г. Лето – встреча с Е. Денисьевой)

    “ Из длинного списка имен, желанных сердцу поэта – писал биограф,- нам  известно только четыре имени – Амалия, Элеонора, Эрнестина, Елена. Три – иностранных и одно русское, которое стало роковым для Тютчева.

    Чтение  стихотворения “Весь день она  лежала в забытье” Весь день она  лежала в забытьи

    И всю ее уж тени покрывали.  
Лил теплый летний дождь - его струи 
По листьям весело звучали.  
И медленно опомнилась она, 
И начала прислушиваться к шуму, 
И долго слушала - увлечена, 
Погружена в сознательную думу… 
И вот, как бы беседуя с собой, 
Сознательно она проговорила 
(Я был при ней, убитый, но живой): 
“О, как все это я любила!” 
…………………………. .  
Любила ты, и так, как ты, любить- 
Нет, никому еще не удавалось! 
О господи!. . . и это пережить… 
И сердце на кочки не разорвалось….

  • “Слезы людские” Слезы людские, о слезы людские,

    Льетесь вы ранней и поздней порой… 
Льетесь безвестные, льетесь незримые, 
Неистощимые, неисчислимые, - 
Льетесь, как льются струи дождевые 
В осень глухую, порою ночной.

  • Почему я попросила прочитать стихотворение “Слезы людские” после “Весь день она лежала в забытье”?
  • Какие раздумья, мысли навевают нам эти стихотворения?

    Тютчев  – мастер лирических миниатюр

    Одна  из них уже прозвучала. Некоторые  вы тоже слышали.

    Умом  Россию не понять 
Аршином общим не измерить 
У ней особенная стать 
В Россию можно только верить.

    ***

    Природа – сфинкс. И тем она верней 
Своим искусом губит человека, 
Что, может статься, никакой от века 
Загадки нет и не было у ней.

    Нам не дано предугадать, 
Как слово наше отзовется, - 
И нам сочувствие дается, 
Как нам дается благодать.

    VI. Что принесли, чем были наполнены  последние годы жизни и творчества поэта?

  • 1864-1873 гг. Рассказ уч-ся.

    А сейчас прозвучит еще одно стихотворение  Ф. И. Тютчева. (Чтение стихотворения  “Тени сизые смесились”). Тени сизые  смесились,

    Цвет  поблекнул, звук уснул - 
Жизнь, движенье разрешились 
В сумрак зыбкий, в дальний гул… 
Мотылька полет незримый 
Слышен в воздухе ночном… 
Час тоски невыразимой! 
Всё во мне, и я во всем!. .  
Сумрак тихий, сумрак сонный, 
Лейся в глубь моей души, 
Тихий, томный, благовонный, 
Все залей и утиши.  
Чувства – мглой самозабвенья 
Переполни через край! 
Дай вкусить уничтоженья, 
С миром дремлющим смешай!

  • Прочитайте внимательно эпиграф. Если что-то общее между эпиграфом и этим стихотворением?(Упоминание о душе)
  • Тема этого стихотворения? (Размышления о жизни, философская тема).
  • Почему эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку я взяла строки из стихотворения Тютчева?

 А  сейчас еще раз вспомните, запишите  основные темы творчества Ф.И.  Тютчева (сам-но. Проверить и дописать)

    Резерв. Запись в тетрадь. Основные темы и  мотивы лирики Тютчева 

  1. Поэт и поэзия.
  2. Духовный кризис современного поколения. Человек, судьба и человечество.
  3. Природа.
  4. Любовь.
  5. Россия. “ Более всего я люблю Россию и поэзию”
  6. Христианские мотивы.

    Дарование Тютчева с особой силой раскрылось в философских размышлениях, в  лирике природы и в любовной лирике. Стихи поэта внутренне тревожны. Человек у Тютчева – частица  природы, а природа разнообразна в своих проявлениях. Трудно уловить, где кончается пейзаж и где начинается раздумья о человеке.

    Тютчева называют поэтом, способным “ словом уловить почти неуловимое, почти  неразличимое”. 1873 год еще одна лирическая миниатюра: Все отнял у меня казнящий бог:

    Здоровье, силу воли, воздух, сон, 
Одну тебя при мне оставил он, 
Чтоб я ему еще молиться мог.

    VII. Итог урока. Сегодня на уроке мы постарались не только через рассказы ребят, но и через творчество поэта познакомиться с его жизнью.

    Д/З :

    1. Выучить и проанализировать понравившееся  стихотворение.  

    2.2 Использование  информационных технологии при  изучении биографии писателя 

    От  учителя во многом зависит, останется  ли произведение, изучаемое на уроке, безымянным для ученика – читателя, состоится ли диалог автора с читателем – другом. Во многом решение этой непростой педагогической задачи зависит от того, как мы сумеем познакомить учеников с биографией писателя.

    Обычно  при обращении к любой биографии  вспоминается знаменитый афоризм В.Г. Белинского: «Зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище: оно возвышает душу, мирит с жизнью, возбуждает деятельность!...» Но подробный рассказ о жизни человека – лишь один из возможных вариантов знакомства с биографией. Какие же формы организации такого материала могут быть использованы на уроке литературы? Вот основные из них:

  • краткая биографическая справка;
  • краткий очерк того периода жизни и творчества писателя, когда было создано изучаемое произведение;
  • рассказ об эпизоде или нескольких эпизодах, которые помогают представить личность писателя, помогают заглянуть в его лабораторию, в то время, когда создавалось изучаемое произведение;
  • рассказ о жизни писателя;
  • рассказ о жизни и творчестве писателя;
  • изучение жизненного и творческого пути писателя;
  • изучение жизненного и творческого пути, которые воспроизводятся в их взаимосвязи.

    В массовой  практике обучения неповторимость творчества и жизненного пути писателя осваивается в стандартной форме  традиционного урока, что снижает  эффективность учебного процесса. Поэтому первый урок по изучению творчества любого писателя, драматурга, поэта целесообразно  проводить в нетрадиционной форме, например, в форме литературной гостиной. Это способствует повышению познавательного интереса учащихся к личности и творчеству изучаемого писателя, их активности, развивает артистические  способности подростков. Нами были проведены такие уроки при изучении биографии С.Есенина и Е.Шварца, на которых изучение жизненного и творческого пути этих людей воспроизводились во взаимосвязи.

    Для того чтобы эффективно и эстетично  представить  богатый наглядный  материал, познакомить учащихся с  адресатами лирики Сергея Есенина,   провести заочную экскурсию по родным местам поэта, необходимо подготовить  компьютерную презентацию.

    Демонстрация  слайдов оптимально помогает решить проблему эстетичного представления  имеющегося богатого иллюстративного  материала по теме урока. При подготовке слайдов уместно использовать наложение  музыки, ведь многие стихи поэта  стали романсами. Кроме того, в качестве фонового рисунка для слайдов целесообразно использовать изображение берёз, золотых ржаных полей, русских просторов, деревенской избы, поскольку эти образы являются ключевыми в творчестве поэта. Использование данной формы работы улучшает запоминание материала: компьютерная презентация должна содержать как зрительные образы, так и ключевые слова, даты, имена, необходимые для усвоения биографии поэта. К тому же зрительные картины, представленные на слайдах, в сочетании с декламацией стихотворений поэта, исполнением песен эмоционально воздействует на учеников, что также усиливает впечатление от урока и способствует лучшему усвоению материала.

    О  писателе - драматурге Е.Л. Шварце в  школьной программе говорится лишь вскользь при изучении обзорной темы «Литературный процесс 30-50-х гг.». А его пьесы до сих пор не утратили актуальности, фильмы, снятые по его сценариям, стали классикой. Поэтому урок изучения биографии драматурга в форме литературной гостиной не только знакомит учащихся с фактами жизни, но и позволяет использовать театрализацию как способ знакомства с художественными особенностями стиля Шварца, с его любимыми героями. Компьютерную презентацию,  содержащую богатый наглядный материал: фотографии драматурга и его близких людей, актёров, исполняющих главные роли в спектаклях и фильмах, снятых по сценариям Евгения Львовича Шварца, эскизы и афиши к его спектаклям - для этого мероприятия целесообразно поручить подготовить группе учащихся. Таким образом, во-первых, компьютерная презентация позволяет увеличить наглядность при изучении жизненного и творческого пути драматурга, во-вторых, способствует развитию информационных компетентностей учащихся.

Информация о работе Исследователи о ночной поэзии Тютчева