Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:11, курсовая работа
Целью данной работы является обзор методической деятельности педагога, ознакомление с видами анализа учебной литературы, проведение анализа.
Задачами работы являются:
1. Ознакомиться с видами учебной литературы.
2. Изучить функции учебника, его структуру и методическое содержание.
3. Рассмотреть требования, предъявляемые к качеству учебника.
4. Изучить методы анализа учебной литературы.
5. Выбрать из них более простой, удобный и доступный для применения педагогом.
6. Провести анализ учебной литературы выбранным методом.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ МЕСТО В ЖИЗНИ СТУДЕНТА
1.1 Классификация видов учебной литературы
1.2 Учебник, его функции и структура
1.3 Учебная литература как средство методического обеспечения самостоятельной работы студентов
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.1 Требования, предъявляемые к качеству учебной литературы
2.2 Органолептический метод как основной для оценки качества учебника
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ МЕСТО В ЖИЗНИ СТУДЕНТА
1.1 Классификация видов учебной литературы
1.2 Учебник, его функции и структура
1.3 Учебная литература
как средство методического
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.1 Требования, предъявляемые к качеству учебной литературы
2.2 Органолептический метод
как основной для оценки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ
История учебника начинается в глубокой древности.
Шумерийские глиняные дощечки с учебными текстами насчитывают 4,5 тыс. лет. В античном мире некоторые сочинения древних авторов содержали систему научных знаний и использовались в качестве учебных книг, например «Начала» Евклида (около 300 до н. э.), служили учебниками геометрии в течение многих веков (до конца 19 в. насчитывалось 2500 печатных изданий «Начал» в разных странах).
Первым русским печатным учебником была азбука (букварь), изданная Иваном Федоровым во Львове в 1574. [2, С.6-9].
В своей профессиональной деятельности педагогу постоянно приходится сталкиваться с огромным количеством разнообразных видов учебной литературы. И молодому преподавателю, малознакомому с существующей учебной литературой по предмету очень трудно выбрать именно тот учебник, который станет лучшим помощником.
Для этого и существуют различные методы анализа учебной литературы.
Но не все они просты и доступны для преподавателя, у которого не так много времени для их изучения.
Целью данной работы является обзор методической деятельности педагога, ознакомление с видами анализа учебной литературы, проведение анализа.
Задачами работы являются:
1. Ознакомиться с видами учебной литературы.
2. Изучить функции учебника, его структуру и методическое содержание.
3. Рассмотреть требования, предъявляемые к качеству учебника.
4. Изучить методы анализа учебной литературы.
5. Выбрать из них более простой, удобный и доступный для применения педагогом.
6. Провести анализ учебной литературы выбранным методом.
Объектом работы является учебная литература в системе профессионального образования.
Предметом: подходы к анализу учебной литературы в системе профессионального образования.
ГЛАВА 1. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ МЕСТО В ЖИЗНИ СТУДЕНТА
1.1 Классификация видов учебной литературы
Учебная литература является источником знаний и средством обучения учащихся в условиях определенной системы образования.
Учебные планы и учебные программы (примерные, рабочие) составляют группу программно-методических изданий.
Методические указания, рекомендации составляют группу учебно-методических изданий.
Учебники, учебные пособия, конспекты и тексты лекций составляют группу обучающих изданий.
Практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения составляют группу вспомогательных изданий.
Рисунок 1 – Классификация видов учебной литературы
Программно-методические издания определяют цели и задачи, структуру, содержание дисциплин, объем материала по отдельным вопросам, последовательность их рассмотрения.
К программно-методическим изданиям относятся учебные планы и учебные программы. Они предназначены прежде всего преподавателям и методистам, организующим учебный процесс.
Учебный план - документ, регламентирующий учебный процесс. В нем определяются формы и виды обучения, порядок, сроки теоретических, практических и лабораторных занятий, домашних заданий, самостоятельных работ, курсовых и дипломных проектов, формы и виды контроля знаний, время проведения испытательных экзаменов, зачетно-экзаменационных сессий по дисциплинам.
Учебные программы (типовые, временные, рабочие) - издания, определяющие содержание и объем знаний, умений, навыков, которыми необходимо овладеть за определенный промежуток времени.
В программах отражена связь между дисциплинами, показаны виды учебных занятий, обозначен круг литературных источников, на основании которых разработан данный предмет.
Программно-методические материалы
управляют соответствующей
Учебно-методические издания - методические указания, методические руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнения контрольных работ, курсовых и дипломных проектов в вузах, по организации самостоятельной работы студентов.
Эти материалы содержат методику овладения дисциплинами и выполнения заданий, методику дипломного и курсового проектирования, подготовки контрольных работ. Они организуют работу обучаемых и преподавателей в процессе изучения дисциплины.
Обучающие издания - учебник, учебное пособие, курс лекций, конспект лекций.
Учебник - основное учебное издание по дисциплине. Содержит прежде всего базовые знания предмета. Включает апробированные данные и сведения, раскрывает методические аспекты получения знаний в той или иной области, дает характеристику важнейших процессов и явлений, составляющих «школу» данной дисциплины.
Учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику. Оно соответствует программе учебного курса в целом или ее разделу и содержит в основном новый материал по курсу, расширяя фундаментальные знания, включенные в учебник. Содержание учебного пособия в большей мере, чем содержание учебника, отражает актуальные проблемы и тенденции развития отрасли.
В учебное пособие можно включать спорные проблемы, демонстрируя разные точки зрения на проблему. Читательский адрес пособия уже, чем читательский адрес учебника. Учебные пособия предназначены для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебными программами и изложенными в учебнике.
Кроме того, учебные пособия выпускают по новым или элективным курсам.
Хрестоматия - сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника. В хрестоматию включают документы, литературные произведения и фрагменты из них, а также методические указания, разъясняющие тексты, связывающие их с вопросами учебной дисциплины.
Книги для чтения издают в помощь изучающим иностранные языки. В них включают законченные произведения и фрагменты из них, позволяющие формировать навыки работы с иностранным текстом [15, С.142-146].
1.2 Учебник, его функции и структура
Из всех видов учебной литературы важнейшим является учебник.
Рассмотрим его более подробно.
Учебник – жанр научной литературы, средство обучения, предназначенное для усвоения системы знаний и умений по конкретному предмету.
Материал учебника организован таким образом, чтобы обучаемый имел возможность самостоятельно освоить смысл изложения.
Изложение должно быть последовательно, системно, логически обосновано, причем характеристики процессов и явлений должны быть целостны, ориентироваться на конкретные категории обучаемых.
Учебник создается с учетом специфики уровня знаний и возможности восприятия информации обучаемым. Данное издание дает полное представление об учебной дисциплине.
Объем и структура учебника определяются соответствующей учебной программой, которую учебник охватывает целиком.
Содержание учебника отражает определенную систему знаний, составляющих основное ядро сведений по данной науке, сфере деятельности, отрасли или их разделу (направлению). Кроме того, учебник включает характеристику методов получения и использования знаний в данной области, а также методологические основания, определяющие базовые законы и закономерности функционирования и развития отраженной в учебнике деятельности или области знания, ключевые проблемы и важнейшие тенденции развития данной науки, сферы деятельности или их раздела (направления). Теоретические и технические вопросы рассматриваются во взаимосвязи, характеристики знаний и их использования представляются последовательно, во взаимодействии.
По содержанию различают общие и специальные учебники. Общие учебники содержат фундаментальные знания гуманитарного, естественнонаучного, технического характера, составляющие основу информационной культуры. Специальные учебники содержат профессиональные знания по профилю каждой специальности.
Современному учебнику присущи следующие функции:
· информационная;
· систематизирующая;
· интегрирующая;
· координирующая.
Каждый учебник создается и функционирует в конкретной дидактической системе, базирующейся на определенной теории обучения. На основе известных теорий обучения разработаны и используются в учебном процессе четыре модели учебников:
•конвенциональный, соответствующий установившимся традициям классической педагогики и имеющий энциклопедический или монографический характер;
•программированный, основанный на автоматизации обучения по схеме «стимул — реакция» и выступающий в виде линейной или разветвленной программы;
•проблемный, построенный на теории проблемного обучения и включающий главным образом учебные вопросы, которые подлежат разрешению научными способами;
•комбинированный, включающий отдельные элементы других моделей.
Каждый учебник имеет определенную структуру, элементами которой являются части, разделы, главы и параграфы. Наименьшей структурной единицей учебника является параграф. В учебнике для параграфов принято применять сквозную нумерацию [4, С.56-58].
1.3 Учебная литература
как средство методического
Для нормальной самостоятельной
работы студент должен быть обеспечен
достаточным количеством
Должны быть пособия краткие и подробные, с неглубокими и глубокими теоретическими обоснованиями, теоретического и практического содержания. Нужны справочники, конспекты-справочники, учебники. Часть учебных пособий должна находиться в учебной студенческой библиотеке, часть пособий студент должен иметь возможность купить для личного пользования в книжном магазине учебного заведения.
Основная часть учебных пособий должна быть в бумажном виде (книги, брошюры, чертежи и т.д.).
Наряду с ними нужно создавать, накапливать в учебных фондах и продавать учебные пособия электронного вида. Этот вид учебных пособий в обозримом будущем не может стать основным и вряд ли когда-нибудь станет. Это – вспомогательные, дополнительные учебные пособия. Количество учебных пособий в учебном фонде библиотеки должно быть таким, чтобы каждый студент мог получить хотя бы один из рекомендованных учебников.
На каждом из уровней подготовки
самостоятельная работа студентов
есть обязательное условие, которое
должно быть соблюдено для достижения
проектируемых результатов
Правильная (психологически и дидактически обоснованная) организация СРС при изучении каждой дисциплины – это один из основных педагогических путей развития и становления творческих качеств личности учащегося на каждом уровне обучения.
Из дидактики следует,
что для непрерывного развития учащегося
и становления его как
Каждого студента по каждой учебной дисциплине нужно снабдить комплектом учебно-методических материалов, помогающих ему организовывать самостоятельную.
В такой комплект обязательно должны входить:
· программа, адаптированная для студента;
· учебная литература (учебник, задачник, руководство по выполнению лабораторных работ);
· система заданий для самостоятельной работы студентов;