Издательское дело и редактирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:11, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является обзор методической деятельности педагога, ознакомление с видами анализа учебной литературы, проведение анализа.
Задачами работы являются:
1. Ознакомиться с видами учебной литературы.
2. Изучить функции учебника, его структуру и методическое содержание.
3. Рассмотреть требования, предъявляемые к качеству учебника.
4. Изучить методы анализа учебной литературы.
5. Выбрать из них более простой, удобный и доступный для применения педагогом.
6. Провести анализ учебной литературы выбранным методом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ МЕСТО В ЖИЗНИ СТУДЕНТА
1.1 Классификация видов учебной литературы
1.2 Учебник, его функции и структура
1.3 Учебная литература как средство методического обеспечения самостоятельной работы студентов
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.1 Требования, предъявляемые к качеству учебной литературы
2.2 Органолептический метод как основной для оценки качества учебника
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Работа состоит из  1 файл

курсач 4 курс николаева с.ю..docx

— 115.35 Кб (Скачать документ)

·          методические указания по организации самостоятельной работы при выполнении заданий по разным видам занятий, включая и курсовые работы (проекты).

Учебная литература по содержанию и последовательности представления  материала должна соответствовать  программе. Объем, научный уровень  и стиль изложения должны позволять  каждому студенту самостоятельно усвоить  приведенный в ней материал за время, отведенное на его изучение, и овладеть знаниями, умениями, видами деятельности, перечисленными в программе. Для обеспечения терминологической  однозначности в системе знаний, усваиваемых студентом, каждое учебное  пособие (или другой вид учебной  литературы) должно содержать словарь  основных терминов, используемых в  нем.

Задания для самостоятельной  работы должны быть конкретными.

Их содержание, соответствуя программе, должно знакомить студентов  с современными методами решения  задач данной дисциплины.

Структура заданий должна соответствовать принципу доступности: от известного к неизвестному и от простого к сложному, а трудоемкость – времени, выделенному программой на самостоятельную работу по изучению данной темы. В заданиях следует указывать знания и умения, которыми должен овладеть студент по мере их выполнения. Кроме того, в них нужно включать вопросы для самоконтроля и взаимного контроля, тесты и контрольные вопросы для оценки и самооценки уровня усвоения знаний, сформированности умений.

Каждый из названных учебно-методических материалов влияет в большей степени  на один из этапов усвоения знаний и  видов деятельности, но одновременно способствует осуществлению других этапов и более полной реализации их задач.

Так, программа с четко  выделенной целью и перечнем задач, влияющих на ее достижение, определяет мотивационный этап и способствует организации деятельности на всех остальных, указывая последовательность изучаемых  разделов, сроки контроля.

Учебная литература служит информационной основой, прежде всего  для ориентировочного этапа. В то же время работа с литературой  усиливает мотивацию, если изложение  материала по уровню сложности соответствует  зоне ближайшего развития студента; помогает осуществлению исполнительского и  контрольного этапов, если в ней  указаны особенности выполнения заданий, даны контрольные вопросы.

Задания для самостоятельной  работы организуют исполнительский  этап, задавая последовательность видов  деятельности, необходимых для усвоения знаний и приобретения умений. Так  как задания содержат средства контроля, то они определяют и контрольный  этап.

Вопросы и задачи в заданиях требуют от студента не только воспроизведения  знаний, но и проявления творчества, формируют и развивают его  опыт творческой деятельности. Это  расширяет основы мотивации, усиливает  и укрепляет ее. В целом содержание и структура заданий, отвечающих перечисленным требованиям, позволяет регулярно занимающимся студентам получать удовлетворение от самостоятельно выполненной работы. Такой эмоциональный фон, в свою очередь, формирует положительное отношение к выполненному делу, а через него – и к изучаемой дисциплине.

Таким образом, создание для  каждой учебной дисциплины рассмотренного комплекта учебно-методических материалов обеспечивает обязательные этапы усвоения знаний, видов деятельности, опыта  творчества, Снабжение таким комплектом каждого студента – необходимое  условие полной реализации в процессе обучения всех возможностей как вида познавательной деятельности, метода и средства учения и преподавания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ КАЧЕСТВА УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

2.1 Требования, предъявляемые  к качеству учебной литературы

Качество образовательного процесса во многом определяется содержанием  и уровнем его методического  обеспечения.

Опыт методической работы в учебных заведениях позволяет  констатировать, что проблемы с содержанием  учебной литературы все еще актуальны. Содержание учебной литературы должно быть направлено на цели образования, а именно на то, чтобы студенты не только получали знания, но и смогли критически мыслить и находить нестандартные, авангардные решения.

Поэтому очень важно, что  все большее число авторов  извлекают и обобщают доступные  им информационные ресурсы, особенно в  сфере профессиональных знаний, и  издают методические материалы, предлагая  свои оригинальные методики изложения  содержания дисциплин, основанные на их собственном практическом опыте  ведения учебных занятий, совмещенного с практической деятельностью и  лучшим, на их взгляд, опытом.

Но нельзя не обратить внимание на одно недопустимое явление – издания одного и того же уровня (т.е. имеющего официальные грифы), отличаются между собой не только количеством страниц, красочной обложкой и маститыми рецензентами, а что важнее – актуальностью, точностью и современностью ссылок, наличием дидактического аппарата или отсутствием такового.

Например, анализ новых учебников (2005 – 2006 года издания) по управлению качеством, говорит о том, что наличие  солидного грифа вовсе не гарантирует  качества.

Можно попытаться провести качественный анализ всего процесса учебно-методической деятельности и  исследовать факторы, влияющие на его  результат - учебные издания. Для  этого можно применить метод SWOT-анализа:

- определить сильные стороны  и возможности, обусловленные  ими;

- отразить слабые стороны  и выявить возможные угрозы.

Для SWOT-анализа использовалась систематизированная информация по выявленным несоответствиям, полученная на основе аудита качества учебно-методической литературы, результатов рецензирования и редактирования (Приложение 1).

Результаты этого анализа  привели к пониманию того, что  понятие качества учебной литературы все-таки необходимо установить. Для  этого вначале рассмотрим некоторые  концептуальные положения, относящиеся  к понятию качества, как к категории.

Качество – степень  соответствия присущих характеристик  требованиям.

Этот же стандарт устанавливает, что термин «присущий» относится  к постоянным (не присвоенным) характеристикам (это значит, что учебная литература должна быть предназначена для процесса обучения, приобретения знаний и навыков, а значит иметь все присущие ей атрибуты).

Требование – потребность  или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным. Под обязательными  потребностями и ожиданиями следует  понимать требования учебного плана  специальности и учебной программы по дисциплине (внутренние нормативные требования), ГОС ВПО, стандартов, технических регламентов и др. нормативных документов, используемых при изучении дисциплины (внешние нормативные документы).

К установленным потребностям и ожиданиям относятся потребности  и ожидания студентов и их будущих  работодателей,, а предполагаемыми  будут их потребности и ожидания, выявленные путем социологических  исследований всех заинтересованных сторон (актуальность в научном плане, направленность на решение проблем региональной и национальной экономики).

Кроме того, применение процессного  подхода при построении системы  менеджмента качества учебного заведения, позволяет определить учебную литературу как вспомогательную (интегрированную) продукцию, обеспечивающую требуемый  уровень качества основной продукции  учебного заведения – выпускника.

Исходя из этих предпосылок  необходимо разработать уровни качества издаваемой учебной литературы, отражающие всю меру полноты закладываемых требований к каждому уровню, с помощью которых достигается качество, например, удовлетворяются требования потребителей учебной литературы.

2.2 Органолептический  метод как основной для оценки  качества учебника

Анализ учебной литературы и в первую очередь учебников  является одним из видов методической деятельности преподавателя.

Существует около 300 методов  и приемов анализа учебников. Из них широко известны экспериментальный, социологический, экспертный, органолептический (балльный) и метод структурно-функционального анализа.

Органолептический метод  анализа является более простым  и достаточно часто применяется  для оценки качества учебника.

Целью применения данного  метода является установление:

·          возможности рекомендации учебника в качестве основного для самостоятельной работы учащихся;

·          глубины и качества изложения материала в различных темах учебника;

·          необходимости привлечения к содержанию отдельных тем дополнительного материала;

·          рациональных способов работы учащихся с учебником в целом и отдельными его разделами, в состав которых входят аннотирование текста, составление плана изложения материала, определение понятий, ответы на контрольные вопросы, решение задач.

Сущность данного метода состоит в том, что преподаватель, выделив определенные показатели качества, оценивает каждый из сравниваемых учебников  суммой баллов. Затем, руководствуясь этими результатами и данными  качественного анализа, он выбирает лучший учебник. Расчет суммы баллов за качество учебника производится по формуле

Nj=∑ķipij

где  - общая сумма баллов, набранная i-м учебником;

- коэффициент значимости i-го показателя  качества (от 2 до 5);

 - оценка степени реализации в  j-м учебнике i-го показателя качества.

Для наглядности и удобства результаты оценки качества учебников  целесообразно представить в  виде таблицы 1.

Таблица 1 – Оценка качества учебников

№ п/п

Показатель качества

Коэффициент значимости к;

Оценка степени реализации показателя качества

Учебник 1

Учебник 2

Учебник 3

           

Итого

       

В качестве основных дидактических  требований, на соответствие которым  следует проверять учебники, можно  выделить следующие: научность учебного материала, учет возрастных и познавательных возможностей учащихся, систематичность  и последовательность изложения  материала, достаточное количество иллюстраций, схем, таблиц, наглядность  оформления, четкость рубрикации учебника.

Реализацию принципа научности  материала целесообразно проверять  с учетом следующих показателей  и соответствующих коэффициентов  значимости:

·          соответствия логики построения базовой науки и материала предмета (к=3);

·          представления рассматриваемого понятия во всей его многогранности и развитии (к=4);

·          соответствия определений, терминов и символов в учебном предмете и базовой науке (к=4).

Для учета возрастных и  познавательных возможностей учащихся в качестве основных можно выделить следующие показатели:

·          простоту языка и доступность изложения материала (к=5);

·          достаточность времени, необходимого для усвоения всего материала учебника и отдельных его тем (количество вводимых в материал понятий (к=3);

·          количество страниц, рисунков, формул во всем учебнике или в отдельных темах, приходящееся на 1 ч времени, отведенного программой для их изучения (к=4).

Реализацию требования систематичности  и последовательности изложения  материала можно оценить следующими показателями:

·          четкостью рубрикации учебника (к=3);

·          соответствием ее программе (к=4);

·          соответствием последовательности изложения материала темы в учебнике и программе (к=5);

·          равномерностью распределения объема материала между темами учебника (к=4).

Проверить степень выполнения этого показателя качества можно  путем сравнения двух коэффициентов:

отношения количества страниц  в учебнике к количеству часов, отводимых  на изучение курса (К1);

отношения количества страниц  по теме к количеству часов, отведенных на ее изучение (К2).

Анализируя выделенные дидактические  требования и пути их реализации в  учебниках, можно увидеть, что по целому ряду из них трудно дать обобщающую оценку всего учебника. Поэтому целесообразно  выделенные показатели разбить на две  группы: показатели, характеризующие  учебник в целом, и показатели, характеризующие отдельные его  разделы.

Первая группа показателей  включает в себя оценку внешнего оформления учебника (к=3), четкость структуры (к=3), соответствие его рубрикации программе (к=4), равномерность распределения  материала по темам (к=4).

Остальные показатели относятся  ко второй группе, и степень их воплощения в учебниках определяется применительно  к отдельным, основным темам программы.

Информация о работе Издательское дело и редактирование