Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:11, курсовая работа
Целью данной работы является обзор методической деятельности педагога, ознакомление с видами анализа учебной литературы, проведение анализа.
Задачами работы являются:
1. Ознакомиться с видами учебной литературы.
2. Изучить функции учебника, его структуру и методическое содержание.
3. Рассмотреть требования, предъявляемые к качеству учебника.
4. Изучить методы анализа учебной литературы.
5. Выбрать из них более простой, удобный и доступный для применения педагогом.
6. Провести анализ учебной литературы выбранным методом.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ МЕСТО В ЖИЗНИ СТУДЕНТА
1.1 Классификация видов учебной литературы
1.2 Учебник, его функции и структура
1.3 Учебная литература как средство методического обеспечения самостоятельной работы студентов
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.1 Требования, предъявляемые к качеству учебной литературы
2.2 Органолептический метод как основной для оценки качества учебника
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Такой подробный и тщательный
сравнительный анализ учебников
рекомендуется проводить
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебная литература является источником знаний и средством обучения учащихся в условиях определенной системы образования.
Анализ учебной литературы и в первую очередь учебников является одним из видов методической деятельности преподавателя.
Решая задачи, связанные с анализом содержания учебников, необходимо учитывать следующие:
· выявление связей между понятиями и утверждениями, которые используются в данном изложении;
· определение основных знаний и навыков, на которые ориентировался автор, отбирая и организуя учебный материал;
· определение возможных ошибок со стороны учащихся и продумывание путей их предупреждения;
· определение характера изложения темы, целей выполнения соответствующих упражнений учебника, планирование отдельных этапов методики изучения составляющих данную тему вопросов;
· определение развивающих и воспитательных целей, которые можно реализовать, основываясь на данном учебном материале.
Из всех видов анализа
органолептический метод
Целью применения данного метода является установление:
· возможности рекомендации учебника в качестве основного для самостоятельной работы учащихся;
· глубины и качества изложения материала в различных темах учебника;
· необходимости привлечения к содержанию отдельных тем дополнительного материала;
· рациональных способов работы учащихся с учебником в целом и отдельными его разделами, в состав которых входят аннотирование текста, составление плана изложения материала, определение понятий, ответы на контрольные вопросы, решение задач.
Использование преподавателем
различных видов учебных
Сущность данного метода состоит в том, что преподаватель, выделив определенные показатели качества, оценивает каждый из сравниваемых учебников суммой баллов. Затем, руководствуясь этими результатами и данными качественного анализа, он выбирает лучший учебник.
Такой подробный и тщательный
сравнительный анализ учебников
рекомендуется проводить
Выбор одного из учебников
в качестве основного не означает
отказ преподавателя от работы с
другими учебниками. Основной учебник
он рекомендует учащимся для работы,
а остальные должен использовать
сам при подготовке к занятиям.
Из них преподаватель может
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Басовский Л.Е Экономика отрасли: Учебное пособие – М.: Инфра-М., 2009г.
2. Бородина Н.В., Горонович М.В., Фейгина М.И. Подготовка педагогов профессионального обучения к перспективно-тематическому планированию: модульный подход: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. – 260 с.
3. Бурлюкина Е. В.,Васильченко Н. Г. Экономика отрасли: Учебное пособие. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. техн. акад., 2004 г.
4. Жиделев М.А. Современные методы обучения. – М.: Высш. шк.; 1985.
5. Методика определения качества учебников и учебно-методических комплексов./Авторы - составители: К.С. Кудайбергенова Г.М. Нурпеисова./ РИПКСО, 2000.
6. Информационное, педагогическое, научно-методическое издание: Профессионально образование 2002-2004 г.
7. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учеб. пос. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 288 с.
8. Леветес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - М., - Воронеж, 1998
9. Ленин В.И., О воспитании и образовании. [Сб. ст.], 3 изд., М., 1973;
10. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.
11. Народное образование в СССР. Сб. документов. 1917–1973, М., 1974;
12. Педагогика / В.А. Сластенин и др. - М., 1997.
13. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996..
14. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996.
15. Пед. соч. в 10 тт., Крупская Н. К., т. 3, М., 1959, т. 10, М., 1962;
16. Проблемы школьного учебника. (Сб. ст.], в. 1–4, М., 1974–76;
17. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие для вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 160 с.
18. http://www.rustrana.ru/print.
19. http://www.pedlib.ru/Books/1/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
SWOT-анализ учебно-
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Развитая внутренняя нормативно-методическая база (документы СМК) 2. Высокий профессионализм преподавателей 3. Наличие различных видов информационных ресурсов и инфраструктуры 4. Развитая система педагогической переподготовки (ФППК) 5. Наличие современных активных обучающих методик (ФППК) 6. Активная работа методического совета и его секций 7. Заинтересованность ППС в качестве издаваемой учебной литературы и признании своих результатов 8. Нацеленность межфункциональных групп (групп по разработке документов СМК) на совершенствование процесса учебно-методической деятельности 9. Наличие квалифицированных специалистов и преподавателей по издательской деятельности 10. Информационная грамотность и подготовленность ППС к работе с программными продуктами 11. Увеличение объемов
прикладных научных |
1. Отсутствие организационных структур, обеспечивающих издательскую обработку рукописей (набор текста, подготовка оригинал-макета) 2. Низкая пропускная способность структур, обеспечивающих издание учебной литературы 3. Устаревшее полиграфическое оборудование, не позволяющее изготавливать современную качественную полиграфическую продукцию 4. Отсутствие формализованных процедур и критериев формирования планов издания учебной литературы 5. Длительная процедура издания 6. Несогласованность нормативов минимально-необходимого комплекта учебной литературы по дисциплине 7. Отсутствие четких критериев качества издаваемой литературы 8. Формальный подход к рецензированию 9. Консерватизм части преподавателей, сопротивляющихся новациям 10. Проблемы защиты авторских прав 11. Наличие критериев переизбрания ППС на должность, приводящих к низкой мотивации к разработке качественной учебной литературы 12. Слабая нацеленность учебной литературы на использование в самостоятельной работе (содержание проблемных вопросов и ситуационных задач) 13. Несовершенство междисциплинарных связей (между дисциплинами новых специальностей) 14. Частые случаи наличия ссылок на отмененные нормативные документы (законы, стандарты и т.д.) 15. Недостаточное наличие справочно-информационной литературы для студентов 16. Низкая эффективность работы методических комиссий факультетов |
Возможности |
Угрозы |
1. Установление четких
критериев оценки качества 2. Разработка и издание востребованной другими вузами учебной литературы (в рамках УМО по специальности) 3. Разработка системы
признания результатов учебно- 4. Создание процедуры
мониторинга качества 5. Разработка прозрачной системы планирования издания учебной литературы 6. Разработка мотивационных
стимулов для рецензентов 7. Усиление статуса методических
комиссий факультетов, 8. Модернизация полиграфической
и издательской базы, создание
издательства на базе 9. Возможность использования
потенциала языковых кафедр и
студентов, обучающихся по |
1. Неудовлетворенность студентов
содержанием учебной 2. Низкая мотивация студентов
к активной познавательной 3. Убыстряющееся отставание
за изменениями 4. Снижение |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Проанализируем учебную и методическую литературу органолептическим методом (по предмету «Экономика отрасли»), оценим качество учебников (по показателям), установим соответствие с действующей учебной программой, выберем учебник, более точно отвечающий всем требованиям.
Учебники:
1. Бурлюкина Е.В., Васильченко Н.Г. Экономика отрасли: Учебное пособие. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. техн. акад., 2004 г.
2. Басовский Л.Е Экономика отрасли: Учебное пособие – М.: Инфра-М., 2009г.
Органолептический метод анализа является более простым и достаточно часто применяется для оценки качества учебника. Представим результаты оценки качества учебников, т.к. это более удобно и целесообразно, в виде таблицы 1.
Таблица 1 - Оценка качества учебников
№ п/п |
Показатель качества |
Коэф. Значимости |
Оценка степени реализации показателя качества | |
Учебник 1 |
Учебник 2 | |||
1) |
Соответствия логики построения базовой науки и материала предмета. |
К=3 |
3*3=9 |
3*3=9 |
2) |
Представления рассматриваемого понятия во всей его многогранности и развития. |
К=4 |
4*4=16 |
4*3=12 |
3) |
Соответствие определений, терминов и символов в учебном предмете и базовой науке. |
К=4 |
4*4=16 |
4*3=12 |
4) |
Простота языка и доступность изложения материала. |
К=5 |
5*5=25 |
5*4=20 |
5) |
Достаточность времени, необходимого для усвоения всего материала и отдельных его тем. |
К=3 |
3*2=6 |
3*3=9 |
6) |
Количество страниц, рисунков, формул во всем учебнике или в отдельных темах, приходящее на 1 ч. Времени, отведенного программой для их изучения. |
К=4 |
4*3=12 |
4*3=12 |
7) |
Четкость рубрикации учебника. |
К=3 |
3*3=9 |
3*2=6 |
8) |
Соответствие программе. |
К=4 |
4*3=12 |
4*3=12 |
9) |
Соответствие |
К=5 |
5*4=20 |
5*3=15 |
10) |
Равномерность распределения объема материала между темами учебника. |
К=4 |
4*4=16 |
4*3=12 |
Итого: |
141 |
119 |
Вывод: По большинству показателей качества выше оценка у учебного пособия под номером 1. В нем наиболее полно, четко и просто изложен материал, рубрикация соответствует программе. Я считаю этот учебник более подходящим для изучения данного предмета.
Таблица 2 – Степень соответствия рубрик учебной программы и учебника
Рубрика учебной программы |
Рубрика учебника |
Раздел 1. Отрасль в условиях рынка. |
Отраслевая структура экономики. |
Раздел 2. Производственная структура предприятия. |
+ |
Раздел 3. Ресурсы промышленности и эффективность их использования |
+ |
Раздел 4. Организационные основы специализации, кооперирования и комбинирования производства. |
+ |
Раздел 5. Маркетинговая деятельность предприятия. |
_ |
Раздел 6. Показатели и факторы эффективной деятельности предприятия. |
+ |
Раздел 7. Товарный рынок. |
+ |
Раздел 8. Ценовая стратегия предприятия. Эффективная конкуренция. |
+ |
Раздел 9. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. |
_ |
Раздел 10. – |
Стратегии развития отраслей экономики России. |
Качество внешнего оформления - среднее, обложка мягкая, рисунок видно плохо. Но содержание соответствует программе. Оно раскрыто четко, полно и доступно.
Рассмотрим данное учебное пособие (Бурлюкина Е. В., Васильченко Н. Г. Экономика отрасли: Учебное пособие. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. техн. акад., 2004 г.) более четко.
Возьмем за основу Главу 4. Здесь
рассматриваются
Проанализируем одну из тем этого раздела: Сущность специализации и кооперирования производства.
1) В ней обозначены
основные понятия
2) Материал можно разделить
на две части Специализация
промышленного производства и
Производственное