Концептосфера ранней лирики Бориса Лапузина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:16, курсовая работа

Описание

Актуальность работы определяется тем, что в современной отечественной науке отсутствуют специальные работы, посвященные поэзии Бориса Лапузина.
Для решения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: 1) выяснить, что такое индивидуальный стиль писателя; 2) определить понятие «поэтический текст», дать ему характеристику; 3) рассмотреть понятие «концептуальный анализ», дать алгоритм; 4) рассмотреть творчество Бориса Лапузина; 5) определить тематику, проблематику, идейный смысл ранних стихов Бориса Лапузина; 6) выявить концептосферу ранней лирики писателя.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1……………………………………………………………………………5
§1. Индивидуальный стиль писателя (идиостиль)…………………………….5
§2. Поэтический текст …………………………………………………………..9
§3. Концептуальный анализ текста…………………………………………….11
Глава 2……………………………………………………………………………16
§1. Биография Бориса Лапузина………………………………………………..16
§2. Тематика, проблематика, идейный смысл стихов Бориса Лапузина……18
§3. Концептосфера поэзии Бориса Лапузина ………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37

Работа состоит из  1 файл

моя курс.doc

— 177.00 Кб (Скачать документ)

Литературоведческий анализ текста предполагает исследовательское  прочтение текста литературного  произведения, в противоположность  интерпритации, с ее моментами субъективной оценки. Научное рассмотрение художественного произведения – это, прежде всего, анализ его структуры: содержания и формы, тематики произведения, проблематики, идейного мира, изображенного мира, композиции, а также художественной речи. Так, анализ композиции литературного произведения подразумевает анализ композиции образной системы, сюжета и конфликта, вычленение сюжетных и внесюжетных элементов литературного произведения. Картина изображенного мира состоит из отдельных художественных деталей: особенностей портрета, пейзажа, предметно-бытовых деталей.

Анализ  художественного текста в принципе допускает несколько подходов: произведение искусства может изучаться как  подсобный материал для рассмотрения исторических, социально-экономических  или философских проблем, может быть источником сведений о быте, юридических или нравственных нормах той или иной эпохи и т. п. В каждом случае специфике научной проблемы будет соответствовать и присущая ей методика исследования.

Проанализировав раннее творчество Бориса Лапузина, мы выделили несколько тем в его произведениях:

  1. Человек и общество: «Какое излучение активное» («А мы в своей житейской повседневности, где испытанье воли на предел, стесняемся, бывает, нашей нежности, не замечаем сердца среди дел»), «Я ремонтировал коляску», «Гость», «И до меня любили в мире…», «Сахар», «Баллада о восхвалении», «Линяет вновь земля, как шуба лисья…», «Оратор», «Секретарь», «Вот человек, воды не замутит!», «Не пахарь и не пекарь», «В марте»,
  2. Любовь: «В ЗАГСе», «Мне девушка стихи свои показывала»
  3. Борьба (смысл жизни): «Мотогонки», «Вспыхнула сигнальная ракета», «Первые шаги», «Ракета».
  4. Творчество: «Да разве я о славе?..», «Успех», «Кинооператор», «Если песня не знамя…».
  5. Труд: «Девчонка мечет молнии», «В бригаде», «Укротительница», «На стройке».
  6. Природа: «Осенний ноктюрн», «Гроза»
  7. Счастье: «Ликует оркестр, грустит…», «А день и звенит, и светится от души…».
  8. Время: «И до меня любили в мире», «Ночное небо звезды хороводит».

Проделав  статистический анализ, мы выделяем три  темы:

  1. Человек и общество
  2. Созидательный труд
  3. Творчество

§3. Концептосфера  поэзии

В русском  языке такого концепта как «человек – общество» нет. Так как оно несет на себе большую нагрузку. Человек – это составляющая общества. Он может жить только в социуме, ему необходимо общение. Являясь частью общества, человек выступает как гражданин. В словаре Ожегова человек предстает как «живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Ч. разумный (в зоологической систематике: вид в отряде приматов; спец.). Первобытный ч.(исторический предок современного ~а). Биологическая природа ~а. Духовный мир ~а. Я ч., и ничто человеческое мне не чуждо (афоризм).Ч. это звучит гордо (афоризм). Рабочий ч. Учёный ч. Честный ч. Пять ~. Ч. с большой буквы(высоких моральных достоинств). Молодой ч. (о юноше, молодом мужчине, обычно в обращении). Будь ~ом! (веди себя по-человечески; разг.). Вот ч.! (о том, кто вызывает удивление теми или иными своими качествами, поступками; разг.). Все мы люди, все ~и (никто не лишён человеческих слабостей; шутл.)». В поэзии Бориса Лапузина мы видим человека по-разному: ораторы, колокол народа, доноры, Марк Кондратьевич, секретарь, образец в быту, недруги, птица, человек неясный, тополь, парень-моряк, вестник. Автор в своем творчестве показывает совершенно разных людей и их отношения друг с другом. То это люди разных национальностей: «И сам был вестник с доброй вестью./ Я это чувствовал душой / (хоть по-японски я, по чести,/ как говорят, ни в зуб ногой»; то это восхваление ораторов, которые с честью погибли на войне: «И падали и поднимались вновь,/ склонялся гордый траур к изголовьям./ Как доноры, крутую правду слов/ они спасли своей горячей кровью»; то у него человек – опора и поддержка: «И как праздники – будни,/ и беда нипочем./ Марк Кондратьевич будто/ все стоит за плечом»; то, наоборот, недоверие и чувство фальши к человеку: «Но недругов в таком я узнаю,/ непьющих, некурящих, негуляющих,/ исподтишка в беде подстерегающих,/ чтоб добродетель выставить свою»; то противопоставление людей как сытых и голодных: «Стоял мальчишка сытый,/ надменно сахар грыз./ А мы – вокруг, как мухи,/ и слюнки – на губах./ Печеная макуха/ бурчала в животах…».

Термин  «любовь» словарь Ожегова определяет таким основным понятием: «Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чары, ожидание, муки любви. Признание в любви. Объясниться в любви. Брак по любви, без любви. Выйти замуж по любви (за любимого человека). Л. до гроба (вечная). Л. прошла, ушла, угасла. Страдать, сгореть, умирать от любви. Страстная, взаимная, безответная, платоническая, романтическая л. Л. с первого взгляда (возникшая сразу с первой встречи). Склонить к любви. Любовью не шутят(посл.). Л. не картошка (не пустяк, не безделица; прост. шутл.). Дитя любви (о желанном и любимом ребёнке). Л. зла (о том, что любимого не выбирают)». Но это только одно понятие. Так же есть и дополнительные значения: «Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. Л. к родине, к родителям, к детям. Слепая л. (всепрощающая). Л. к ближнему. Относиться к своему делу с ~ю (любовно); Постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-н. Л. к правде, к истине. Л. к балету, к чтению, к театру, спорту. Л. к животным.; им. п. Предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение). Он (она) его (её) первая (или последняя) л. Он её очередная л.; Пристрастие, вкус 2 к чему-н. Л. к спиртному, к сладкому, к нарядам, к комфорту.; Интимные отношения, интимная связь (прост.). Заниматься ~ю». В ранней лирике Бориса Лапузина любовь представлена всего в двух стихах. Здесь и несчастная любовь в стихотворении «В ЗАГСе…»: «Как она желает им согласья/ в сорные, раздорные минуты…/ Потому что собственное счастье/ так и не пришло кК ней почему-то». И последнее маленькое произведение, где любовь представлена в самом ее чистом виде: «Мне девушка стихи свои показывала./ Мне девушка в стихах себя высказывала./ И голос прерывался от волненья, / и взгляд ее грустнел. А между тем/ она сама была стихотворением/ прекрасней всех элегий и поэм».

Концептуальное  пространство «борьба» имеет сложную полевую структуру, состоящую из ядра, базовой (центральной) части и периферии, которую можно представить в виде парадигм, эксплицирующих его смысловые секторы. Основными парадигмами являются: борьба - схватка, борьба — бой, борьба - состязание, борьба - сражение, борьба - война, борьба — столкновение, борьба - сопротивление, борьба — единоборство, борьба — противоборство, борьба - деятельность, борьба - преодоление; борьба «-» жизнь. Толковый словарь Ушакова предлагает такие определения этого понятия: «1. Схватка двоих, в которой каждый старается осилить другого. Такая схватка, как спортивное состязание. Сеанс борьбы. Французская борьба. Проявление, сознательное или стихийное, классовых противоречий в действиях. Борьба политическая. Борьба партий. Борьба классов. Классовая борьба. 2. с чем. Деятельность, направленная на преодоление, уничтожение чего-нибудь. Борьба с алкоголизмом. за что. Деятельность, направленная к достижению какой-нибудь цели. Борьба за повышение качества продукции. Борьба за существование. Борьба за власть». В творчестве Лапузина в первую очередь мы сталкиваемся с такой проблемой, как борьба со страхами: «…Перед боем бреются солдаты,/ надевают чистое белье». В следующем мы видим, как бедного геолога оставили посреди тайги одного. Хоть и страшно ему посреди таких мест, но тем не менее, он не сдается и делает свои «первые шаги»: «Прямо в голос хочется/ геологу реветь:/ что как если бросится/ волк или медведь…// В неудобных валенках/ средь большой тайги/ трудно делать маленькой/ первые шаги». В следующем мы видим, как люди потерялись, и во мраке ничего не видно. Кто-то из них пустил ракету, чтобы осветить путь. В этом стихотворении мы видим борьбу со светом и мраком. Побеждает, хоть и недолгий, свет: «А в небе/ огненный комок/ погас./ Но сделал все он,/ все, что мог!/ сгорев для нас».

В современной  русской лексикографии у лексемы  «творчество» выделяются два основных значения: творчество как процесс и творчество как результат. Эта двузначность так или иначе находит отражение в концепте «творчество». Сема «результат творчества» представлена синонимичными лексемами: творчество, творение, созидание. Сема «процесс творчества» - творчество, творение (устар.), созидание (высок.), создание. Если творчество – это процесс и результат какой-либо деятельности, то эту деятельность кто-то должен осуществлять, «творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности». Словарь Ожегова так дает определение слову «творчество»: «Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Художественное т. Народное т. Т. Пушкина. Т. новаторов. прил. творческий, -ая, -ое. Т. дар. Т. путь писателя». У Лапузина творчество – это воздух, поворот в судьбе, талант, пламя, работа, долг и назначенье, цветной огонек, сравнивает со сплавом из металлов. Поэт ищет себя в творчестве и в жизни: «О творчество, как воздух,/ как поворот в судьбе!/ Хоть, может быть, и поздно/ себя ищу в себе». Так же это для него и то, чему нас научили когда-то, и мы должны быть благодарны за это: «Скрипач забыл те дни, когда над скрипкой/ робела неумелая рука,/ когда расслышал гений старика/ талант в аккордах немощных и хлипких./ Скрипач стоял как на виду вселенной,/ с улыбкою смущенья на губах…/ Как часто мы на гребнях славы пенной/ не помним о своих учителях». Еще Борис Лапузин говорит о том, что творчество – это работа, долг и назначение, за которое впоследствии может прийти признание: «Не высшая ли честь,/и долг, и назначенье – / подметить и учесть/ и подстеречь мгновенье?!/ Чтоб, юность торопя, за мудростью в погоне,/ вновь кинозал себя/ узнал, признал и понял!».   

 
 В большинстве русских писаний концепт «труд» характеризуется как имеющая положительную оценку деятельность, таким образом, он  
входит в круг утилитарно-практических ценностей русского человека.  
Концепт «труд» является многоуровневым. Он включает в себя базовый слой, представленный в сознании носителей русского языка концептуальными признаками «усилие», «напряжение», «физическое мучение» и когнитивные слои, отражающие развитие концепта.  
Семантическое поле слова «труд» и концептуальное поле ТРУД отличаются друг от друга: ядерными лексемами семантического поля слова «труд» являются «труд», «работа», «дело», «деятельность», «занятие», в ядро же концептуального поля входят лексемы «труд», «работа», «дело». Периферии концептуального поля лексически насыщеннее семантического.  
В словаре Ожегова труд – это «1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т. Научная организация ~а. Производительность ~а. Право на т. Люди ~а (~ящиеся; 
высок.). Общественное разделение ~а. Охрана ~а. 2. Работа, занятие. Тяжёлый т. Дневные ~ы. Заплатить за ~ы. 3. Усилие, направленное к достижению чего-н. Взять на себя т. сделать что-н. Не дал себе ~а подумать (не захотел подумать). С ~ом уговорил кого-н. Без ~а не выловишь и рыбку из пруда (посл.). 4. Результат деятельности, работы, произведение. Т. всей жизни. Научный т. Список печатных ~ов. 5. Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки ~а. Преподаватель по ~у. прил. ~овой, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). Т. коллектив. Трудовая книжка (документ о ~овой деятельности). Трудовое соглашение». Лапузин представляет в своих стихах труд как жизненную ценность человека, который по своей природе должен быть сильным. Например, стихотворение «Девочка мечет молнии»: « А у нее – веселый нрав/ и руки, молний полные!/ Стальную ферму оседлав,/ Девчонка мечет молнии./ На миг откинется назад, опишет маской круг – / и вспыхнет на глазах,/ как пламя сварки вдруг./ В венце из белого огня/ она взглянула на меня./ И я такой ей взгляд послал!/ …Вот так и варится металл». Весомое количество стихов Лапузин посвящает рабочей женщине. Вот, например, в стихотворении «Укротительница» он описывает сильную женщину, которая умело справляется с «чудовищем» - МАЗ девятисотый: «Она педали беспокоит,/ она, довольная, поет./ И вот чудовище стальное/ совсем ручное у нее./ Оно рычит, стращая храпом,/ но, укрощенное вполне,/ уже ползет на круглых лапах,/ таща поклажу на спине». Писатель ценит усердный труд. Так описывает работу на стройке: «Прораб  к термометру глаза,/ прораб махнул рукой: / - А ну, герои дня, бросай,/ заплатим за простой./ Но четче рук рабочий марш, упрямей желваки./ Растет стена, растет этаж/ всем вьюгам вопреки».

Концепт «природа» может быть охарактеризован в типологическом отношении как фрейм, то есть объемный, многокомпонентный концепт, представляющий собой «пакет» информации и репрезентируемый значениями слов, связанных ассоциативными связями с другими словами и лексико-семантическими группами. Представителями базового уровня концептуализации являются лексемы вода, море, земля, дерево, цветы, человек и др. На субординатном уровне концепт «природа» репрезентирован лексемами волна, река, ветер, облако, поле, лес, береза, ива, свет, бор, луг, берег, снег, дождь и др. Словарь Ожегова дает определения природе такие «1. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир). 2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы. 3. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.). 4. перен.чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания. • По природе по характеру, по натуре. По природе он добр. От природы от рождения, от начала существования. Он уж от природы такой странный. В природе вещей (книжн.) о чём-н. обычном: так и бывает. прил. природный, -ая, -ое (ко 2, 3 и 4 знач.). Природные богатства Севера. Природные ресурсы. Природные условия». В ранней лирике Бориса Лапузина природа представлена двумя стихотворениями – «Осенний ноктюрн» и «Гроза». Последнее, казалось бы, судя по названию, должно быть чем-то страшным и нагнетающим. Но нет. Здесь, наоборот, автор радуется этому явлению природы, которое впоследствии принесет радость – радугу. «По подошвам ботинок/ расплескались лужицы./ Как улыбка для всех,/ радуга скорая…/ Заглянуть в глаза грозе/ ай как здорово!». Мы видим, что автору действительно нравится гроза, это нечто позитивное для него, что приносит после себя только хорошее. Так же в этом сборнике можно увидеть, что Лапузину по душе осень: «Из всех пожаров мировых/ мне по душе осенний,/ где каждый клен – Сергей Есенин,/ где каждый лист – певучий стих». Осень для него – пожар, пламя, огненная метель. Наиболее частотным языковым репрезентантом сравнения являются союзные конструкции. Среди эпитетов преобладают оценочные эпитеты, связанные с характеристиками явлений и предметов, а также психологической оценкой взаимоотношений человека и природы, близости их эмоциональных состояний. В системе метафор преобладают глаголы, передающие различные действия.

Информация о работе Концептосфера ранней лирики Бориса Лапузина