Концептосфера ранней лирики Бориса Лапузина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:16, курсовая работа

Описание

Актуальность работы определяется тем, что в современной отечественной науке отсутствуют специальные работы, посвященные поэзии Бориса Лапузина.
Для решения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: 1) выяснить, что такое индивидуальный стиль писателя; 2) определить понятие «поэтический текст», дать ему характеристику; 3) рассмотреть понятие «концептуальный анализ», дать алгоритм; 4) рассмотреть творчество Бориса Лапузина; 5) определить тематику, проблематику, идейный смысл ранних стихов Бориса Лапузина; 6) выявить концептосферу ранней лирики писателя.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1……………………………………………………………………………5
§1. Индивидуальный стиль писателя (идиостиль)…………………………….5
§2. Поэтический текст …………………………………………………………..9
§3. Концептуальный анализ текста…………………………………………….11
Глава 2……………………………………………………………………………16
§1. Биография Бориса Лапузина………………………………………………..16
§2. Тематика, проблематика, идейный смысл стихов Бориса Лапузина……18
§3. Концептосфера поэзии Бориса Лапузина ………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37

Работа состоит из  1 файл

моя курс.doc

— 177.00 Кб (Скачать документ)

Философский анализ категории «счастье» носит принципиально открытый и незавершенный характер, поскольку сам феномен счастья не только обусловлен изменениями культуры, но и является антропологической ценностью, укореняющей человека в стихии бытия. Концепт «счастье» в лингвокультуре, отражая социокультурные реалии, дискретно фиксирует позитивные элементы динамичного и текучего процесса человеческой жизни. Благодаря этому человек осознает и сохраняет в памяти ощущения полноты жизни. Концепт «счастье» в паремиях, накладываемых на реальную жизненную ситуацию, приводит к пониманию многоплановости обстоятельств и событий, помогает вычленить светлую, жизнеутверждающую сторону. Концепт «счастье» в письменном фонде представляет собой структуру, которая способствует организации индивидуального жизненного опыта, приобщая его к культуре как этноса, так и человечества в целом. Словарь Ожегова определяет понятие «счастье» таким образом: «1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. С. созидания. Стремление к счастью. Семейное с.   2. Успех, удача. Во всём с. кому-н. Не бывать бы счастью, да не~ помогло (посл.).  $• К счастью или по счастьювводн. сл. выражает удовлетворение по поводу чего-н.  На ~ 1) вводн. сл., то же, что к счастьюНа моё ~, всё кончилось благополучно; 2) чтобы была удача. Дай руку на ~.  Твоё (моё, его и т. д.) ~, что... (разг.) тебе (мне, ему и т. д.) повезло, что... Твоё ~, что всё обошлось благополучно». В раннем творчестве Лапузина тему счастья затрагивают всего два стихотворения. В первом из них описываются девушки, как они покачиваются в танце. Спокойный, размеренный ритм, в трех строфах повторение первых предложений, что создает танец: «У этой блуждающий взгляд,/ у этой блуждающий взгляд,/ у этой…у каждой! Подряд/ все тот же блуждающий взгляд./ Ликует оркестр, грустит./ Паркет под ногами скрипит,/ и девочки без конца/ пока-чива-ются». Во втором описывается обычный будний день. Но показан он так, что просто светится счастьем: «А день и звенит, и светится от души./ Девчонки идут, невестятся – хороши./ Над крышами трубы-колышки не дымят./ На улице свежей корюшки аромат».

В силу своей предельной абстрактности, но и явной очевидности для любого носителя языка время не желает вписываться в привычную схему толкования значений, поэтому для описания семантической структуры данного концепта могут использоваться только метафоры. Метафорические термины позволяют исследователю составить представление об образе времени через изучение сфер ассоциаций и персонификацию этого понятия. Время как абстрактное понятие нельзя ощутить, но человек может его: оплакивать, проклинать, ненавидеть, терять, провести, продлить, ждать, тянуть, задерживать, прославить, предполагать, иметь, увидеть, найти, о нем можно сожалеть. Семантика большинства глаголов предполагает какое-либо эмоциональное состояние человека, его определенное отношение ко времени, когда произошло то или иное событие. Концепт "время", будучи одним из ключевых концептов, является важной частью концептуальной системы, которая во всех языках отражается по-разному, что позволяет говорить о временном восприятии, об этническом временном менталитете, временных универсалиях, и в целом о временной картине мира. Одним из наиболее ярких результатов вербализации концепта "время" являются фразеологические единицы со значением "время".

1. только ед. Длительность бытия (филос.). Пространство и время - основные формы бытия. Эта форма бытия, измеряемая секундами, минутами, днями, годами, как мера длительности всего совершающегося. Солнечное время. Среднее суточное время.  Последовательная смена часов, дней, лет, столетий и т.п.; определенный отрезок этой последовательности, в течение которого что-нибудь совершается или что-нибудь может быть совершено. Время идет быстро. «Время - деньги.» (посл.) С тех пор прошло много времени. Работа требует много времени. «Мой спутник помолчал с минуту времени.» М.Горький. Долгое время. Продолжительное время. Короткое время. Денег хватит только на первое время. В последнее время он чувствует себя лучше. В настоящее время (Теперь). Потерянное время. Мне время дорого. Не теряйте времени даром. Свободное время. Во время войны, болезни, заседания и т.п. Провести время. Убить время (см. убить). Выиграть время. На некоторое время.  2. только ед. Определенный, известный момент. Время заседания не назначено. Со времени подачи заявления прошел месяц. В это время вы его всегда застанете дома. Любое время. Всякое время. Время дня. Время приближается. Время обеда. «Время подходит уже уезжать.» Ленин (в письме).  3. (мн. может употр. и в знач. ед.). Эпоха, период. Во все времена. Четыре времени года. Времена года - весна, лето, осень, зима. Наше время или наши времена. Время (или времена) войны. Время (или времена) крепостного права. Тяжелое время или тяжелые времена. С незапамятного времени или с незапамятных времен. Во время оно или во времена оны (см. оный).  4. только ед. Пора дня, года. Вечернее время. Зимнее время. Дождливое время.  5. только ед. Более или менее длительная совокупность дней, часов (·разг. ). Делу время, потехе час. На это нужно время.  6. только ед. Благоприятная пора, подходящий момент, удобный случай. «Мне время тлеть, тебе цвести.» Пушкин. Всему свое время. Парню время жениться. Теперь наше время, а вы уже не годитесь. Теперь не время, надо подождать. Теперь самое время для купанья.  7. только ед. Досуг, свободное время. У меня нет времени (нет время временами, иногда. С течением времени - постепенно. Со временем - в будущем, когда настанет пора, когда наступит время. До сего времени (·книж. ·устар.) - до сих пор. Все время (·разг.) - постоянно, беспрестанно, не переставая. Я всё время занят. Он всё время курит. Тем временем - одновременно с этим, в то же самое время. Сколько времени? - который час. До времени (·устар.) или до поры до времени - пока, до известного момента, случая. «Молчать об этом до времени.» Достоевский. В своё время - когда-то, в прошлом, в известный период (своей жизни); когда необходимо будет, своевременно. Время покажет - будет видно в будущем. Время не ждет - надо торопиться. Время терпит - есть возможность ждать. Одно время (·разг.) - в течение некоторого времени. В одно прекрасное время (·разг.) - однажды. В то время, как (·разг.) - употр. для противоположения, то же, что тогда как. В то же время - одновременно, вместе с тем. На время - на срок, на некоторое время». Тема времени затронута Борисом Лапузиным опять же только в двух стихотворениях. В одном автор размышляет о том, как уходит от нас постепенно время. Уходящий год сравнивается со стариком, который прожил много лет и много переделал чего на своем веку. А от него будто хотят избавиться: «Ночное небо звезды хороводит,/ И подгулявший ветер бродит с песнями./ Уходит год. Еще один. Уходит,/ как старый производственник на пенсию…». Во втором стихотворении показаны перемены во времени,. Осень здесь показана необычно – как линька у лисы. «Вот так продует временем эпоху,/ вот так слетит цветная шелуха,/ и обнажится сразу все, что плохо,/ что хорошо, добротно, на века./ Что временное, легкое, как листья/, над чем не властны время и ветра…/ Линяет вновь земля, как шуба лисья,/ и журавли курлычут ей: «Пора».».

Заключение 

    Концептуальный  анализ конкретного авторского текста и выявление личностной концептуальной системы - непосредственно связаны с идеей различения психологического значения и личностного смысла, согласно которой психологическое значение - это то, что открывается в предмете или явлении объективно, фиксируется в языке (и в соответствующих словарях языка), приобретает устойчивость, закрепляется в общественном и личном сознании, а личностный смысл - это персонально-субъективное отношение субъекта к миру, фиксирующееся в субъективных значениях. Психологическое значение объективирует для личности ее субъективные смыслы, вкладываемые в понимание данного объекта или явления. Личностный смысл задает пристрастность человеческого сознания и создает условия для самоидентификации личности в окружающей реальности. Психологическое значение ограничивает человека рамками культурно-исторического опыта; личностный смысл же не имеет надындивидуального, непсихологического существования, содержит субъективные моменты осознания действительности.

    Психологическое значение и личностный смысл, таким образом, являются важнейшими составляющими личностной концептуальной системы, отраженной в авторском тексте - и в частности в лирике Бориса Лапузина.

    В данной работе мы определили такие  понятия, как индивидуальный стиль  писателя, поэтический текста и концептуальный анализ, и дали им характеристику. Мы достигли цели нашего исследования – сделали концептуальный анализ ранней лирики Бориса Лапузина. Выделили основные концепты ранней лирики Лапузина: человек – общество, творчество, труд, борьба. В языковой картине мира концепт «человек» понимается как живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. А в творчестве Бориса Лапузина он получает расширение: это и ораторы, и колокол народа, и доноры, и Марк Кондратьевич – определенное лицо, и секретарь, и образец в быту, и недруг, и птица, и человек неясный, и тополь, и парень-моряк, и вестник. Концепт «борьба» - это схватка двоих, в которой каждый старается осилить другого. У Лапузина борьба разная: со страхами, с решением на первые шаги, и борьба со светом и тьмой. Творчество в языковой картине мире представлено созданием новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Дальневосточный поэт видит творчество как воздух, поворот в судьбе, талант, пламя, работа, долг и назначенье, цветной огонек, сравнивает со сплавом из металлов. Он ищет себя в творчестве. Концепт «труд» в обыденной жизни понимается как целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Лапузин в своем творчестве дополняет труд таким значением, как жизненная ценность человека. Посвящает много стихов о рабочей женщине. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

  1. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М.: Школа "Языки русской культуры", 1997
  2. Фатеева Н.А. Семантические преобразования в прозе и поэзии одного автора и в системе поэтического языка. – В сб.: Очерки истории языка русской поэзии ХХ в. Образные средства поэтического языка и их трансформации. М., 1995
  3. Пашина А. В. К вопросу о методике концептуального анализа художественного текста (на материале сказов И. М. Ермакова) / http: // www.rusnauka.com / ONG_2006/ Philologia / 16490. doc/htm.
  4. Болотнова А. С. Литературоведческий анализ лирического произведения
  5. Бабенко Л. Г. Концептуальный анализ текста М., 2000
  6. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987
  7. Гаспаров М.Л. Художественный мир писателя: тезаурус формальный и тезаурус функциональный. – В сб.: Проблемы структурной лингвистики. 1984. М., 1988
  8. Ожегов С. Н., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. ОниксМир и Образование, 2008 г.

Информация о работе Концептосфера ранней лирики Бориса Лапузина