Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:11, творческая работа
Изучение творчества В. Шукшина — задача сложная. Искусство В. Шукшина — писателя, актера, кинодраматурга — постоянно рождает споры, научные дискуссии, которые далеко еще не закончены.
Дальнейшая разработка проблемы продолжена в критике 1970-х годов. В этой связи интересен вывод Л.Якименко: «Как показывает опыт развития жанра, лирическая повесть насыщалась мыслью, включала в себя то, что можно определить как философское, размышляющее начало. Притом мы не обязательно встречаем жанр в чистом стилевом выявлении. Лирическая повесть свободно включает в себя разнородные стилевые элементы»4 В центре такой прозы критики видели личность писателя с его переживаниями и нравственными устоями. Субъективность является неотъемлемой чертой этой прозы, но она совершенно иного рода. О.Берггольц замечала по этому поводу, что это «раскрытие внутреннего мира... как формы отражения объективной действительности»49.
Существенным компонентом лирической прозы является автобиографизм. Как считает Э.Бальбуров, «цель ... воспоминаний не в воссоздании определенных событий и эпизодов» ; « изобразительный материал, цепочка разрозненных событий или поступков становятся ... объективизацией душевных состояний лирического героя, его переживания,
15
развитие которого и является подлинным сюжетом»51 «Ослабление событийности» и «усиление субъективного начала»52 в лирической прозе отмечал и С.Липин. Он подчеркивал, что для этой прозы характерна приверженность «к малым формам, новеллистичности, стремление к законченности отдельных частей» .
Работы по истории советской литературы («История русского советского романа» под ред. Ковалева В.А. (М.; Л., 1965), И.Кузьмичев «Жанры русской советской литературы военных лет» (Горький, 1962), Л.Ершов «Русский советский роман (национальные традиции и новаторство)» (Л., 1967), М.Кузнецов «Советский роман» (М., 1986), Ю.Андреев «Революция и советская литература» (М., 1987) и др.) свидетельствуют о том, что периодами интенсивного взаимодействия смешанных форм были послеоктябрьское время, период Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет, десятилетие с конца 1950-х до начала 60-х годов. Однако этот процесс в русской литературе рубежа XIX-XX веков долгое время оставался вне поля зрения теоретиков и историков литературы. Поэтому представляется перспективным изучение стилевого своеобразия лирической прозы именно этого времени, в том числе и прозы Б.Зайцева.
Лирическая проза характеризуется прежде всего своими стилистическими признаками. Это отмечено и в современном определении ее в Большом энциклопедическом словаре (М., 2001) под редакцией А.Прохорова: «Лирической прозой чаще всего называют любую, то есть созданную по законам любого жанра, эмоционально насыщенную, 'пронизанную авторским чувством художественную прозу. Лирическая проза в таком широком толковании представляет собой не самостоятельный жанр, а стилевую характеристику самых различных видов художественной прозы»54.
16
Литературоведы выделили лирическую прозу как самостоятельное течение и определили ее основную черту - проникающую лиричность. О специфике этой прозы высказывались разные суждения. В.Ковалев относил лирическую прозу к числу течений, которые уже обозначились в советской литературе и признаны литературоведением55. А.Эльяшевич считал, что лирическая проза не жанр, а стилевая организация жизненного материала, захватывающая в сферу своего воздействия и очерк, и повесть, и воспоминание, и даже роман56. Самостоятельным течением считал лирическую прозу и Л.Теракопян: «Общие задачи, общие цели, общие человековедческие и методологические принципы стимулируют плодотворное развитие различных стилевых течений: и эпического, и лирического, и романтического» . Как самостоятельное - параллельно с
со
другими - обозначил лирическое течение и С.Асадуллаев . Но Л.Теракопян связал лиризм с исповедальной формой, что ведет к чрезмерно широкому толкованию лирической прозы. С.Асадуллаев же отнес к лирическому стилевому течению «произведения, написанные в основном от первого лица»59.
При всем различии толкований в них прослеживается мысль о «п_р а в-де чувств» - как сути лирической прозы. Наиболее полно она развивается в работах исследователей, которые соотносят особенности прозы с родовыми понятиями лирики. При этом некоторые из них - А.Эльяшевич60, В.Днепров61 - идут по пути разграничения объективного и субъективного как коренного отличия эпического и лирического начала. В то же время мало внимания уделяется раскрытию особенностей лирического начала в прозе и поэзии, своеобразию единства лирического и эпического.
Одной из причин дискуссий о лирической прозе является то, что внутри стилевого течения наблюдаются различные тенденции развития: от лирически окрашенного - с «субъективными» оценками - изображения объективной действительности до непосредственного выражения «я»
Зайцев Борис Константинович
- талантливый писатель Родился 29 января 1881 г в городе Орле, в дворянской семье, происходящей от татарского рода с примесью польской крови Детство Зайцев провел в имении под Калугой, в атмосфере приволья и семейной ласки Одно из главных влияний детства - постоянное общение с природой и охота Учился в калужском реальном училище; в 1898 г поступил в Императорское техническое училище в Москве, но в 1899 г был оттуда исключен за участие в беспорядках; был студентом горного института; стремясь в университет, сдал в 1902 г экзамен по древним языкам и поступил на юридический факультет Московского университета, но курса на кончил Этот период студенческой жизни Зайцев сам характеризует как ""время метаний - пока не определилась деятельность литературная в 1905 - 1906 гг"" Первые литературные опыты относятся к возрасту 16 - 17 лет Рассказ ""В дороге"" появился в ""Курьере"" в 1901 г Затем Зайцев печатался в газетах: ""Курьер"", ""Утро России"" и ""Речь"" и в журналах: ""Правда"", ""Новый Путь"", ""Вопросы жизни"", ""Золотое Руно"", ""Перевал"", ""Русская Мысль"", ""Современный мир"", ""Вестник Европы"", ""Новый журнал для всех"", ""Новая жизнь"", в альманахах ""Шиповника"" и ""Земли"" Первая книжка рассказов вышла в 1906 г, вторая в 1909 г, третья - в 1911 г (все в Санкт-Петербурге) В 1913 г вышел роман Зайцева ""Дальний край"" Зайцев - один из наиболее даровитых и своеобразных писателей, выступивших в первые годы ХХ века Это - типичный представитель новейшей, так называемой ""молодой"" литературы В нем отразились все ее особенности и ее главнейшие искания в области как идей, так и формы Ему в большой мере присуща свойственная молодой литературе склонность к философствованию - к уяснению жизни в свете моральных проблем Его интересует не конкретная видимость вещей, не их внешний облик, а внутренняя сущность; их отношение к коренным вопросам бытия и их взаимная связь Отсюда недовольство старыми художественными формами - бытовым реализмом, искание новых, более соответствующих содержанию Содержание творчества Зайцева - человеческая душа как часть космоса и его отражение Наиболее подходящими приемами, на первых порах, ему представлялись отчасти так называемый ""импрессионизм"", отчасти символизм, а затем в нем все более и более проявляется тяготение к новому - углубленному и утонченному - реализму Зайцев - большой субъективист, но его экспансивность не производит впечатления грубой откровенности: напротив, она придает его творчеству отпечаток интимного благородства Лиризм является основной чертой его рассказов Среди них нет ни одного, который не был бы типично зайцевским Вопрос о смысле жизни и связанные с ним мятежные, болезненные настроения отразились в психологии Зайцева весьма сложно Они столкнулись с его духовной организацией, совсем не склонной к бурям и не страдающей диссонансами, с его душой светлой, по-чеховски мирной и созерцательной, покорно принимающей жизнь Современность отравила Зайцева своим ядом, но теоретически он остался убежденным и последовательным защитником жизни Этим объясняется и та двойственность, которая присуща зайцевским героям Все они - за ""жизнь"" и считают, что человеку-""светочу"" не дано право тушить себя, пока его не потушат; но жить, устраивать свою жизнь, они не умеют В них слаб пульс жизни Герои Зайцева - такие же пассивные созерцатели, как и чеховские хмурые люди; но у них нет присущей интеллигенту оторванности от космоса; они не чувствуют себя среди природы одинокими В рассказах 3-го сборника: ""Мгла"", ""Тихие зори"", ""Священник Конид"", ""Миф"" эта связь человека с миром так сильна, что они кажутся слитыми: человек как будто не выделился из космоса Космос вообще господствует у Зайцева над индивидуальным началом и заглушает его даже в позднейших рассказах, например, в ""Вечернем часе"" Отстрадавшая, покончившая с личными вопросами героиня говорит: ""Что бы то ни было, я вижу Я ощущаю даже радость жизни, - она все больше заключается для меня в клочке синего неба, в фиалке, глазах влюбленной девушки, белой пене моря, смехе ребенка"" Современный кризис индивидуализма почти не задел Зайцева: не было к этому склонности в его натуре К своему художническому оптимизму он пришел не сразу В ранних рассказах, например, в ""Сестре"" и ""Гостье"", герои испытывают тревожное чувство перед вопросами бытия Полнее и ярче всего оптимизм Зайцева выразился в ""Аграфене"", потому что ему пришлось иметь дела с символами, а не с живыми людьми В этой повести о человеческой, в частности - женской жизни, по задачам, есть общее с ""Жизнью человека"" Андреева , но по настроению они резко различаются Сопоставление этих двух произведений, в одинаковой степени схематичных, может показать, как далеко разошелся Зайцев с отрицателями жизни в роде Андреева, Ремизова или Арцыбашева Несмотря на свою отвлеченность, ""Аграфена"" с чрезвычайной убедительностью раскрывает проблему жизни В резиньяции Аграфены, прожившей бурную жизнь, не уклонявшейся ни от радости, ни от страдания, нет ничего искусственного: она кончает полным просветлением и приятелем мира В красивом рассказе ""Спокойствие"" и в большом романе ""Дальний край"" оптимизм Зайцева носит несколько половинчатый характер: с одной стороны, герои утверждают, что ""жизнь прекрасна"", и в ней ""бесповоротно побеждает кто-то близкий и родной"", с другой - они так хилы и неустойчивы, что в крайнем случае - ""если очень прихлопнет"", всегда готовы и ""на попятный"" Будучи новатором, Зайцев вместе с тем - одно из тех звеньев, которые связывают литературу прошлого с литературой будущего Зайцев роднит со старой литературой, прежде всего, его идеализм и прочный моральный фундамент В его героях очень сильно чувство долга Они не свободны; они чувствуют себя в мире исполнителями высшей воли ""Драмы есть, ужасы - да, но живем мы во имя прекрасного"" ""Жизнь есть жизнь - борьба за свет, культуру, правду Не себе одному принадлежит человек"" Мысль, выраженная в последних словах, является у Зайцева центральной Роднит его со старой литературой и яркая в его творчестве русская стихия В его произведениях все подлинно русское - и природа, и человек Природа, как у Чехова - типично русский пейзаж: широкая равнина, бесконечная даль, необозримый простор, с обычным преобладанием элегических, матовых красок, располагающих к самосозерцанию, самоуглублению - в духе картин Левитана Русский человек у Зайцева обозначился не сразу, как и человек вообще; но уже в ""Спокойствии"" Константин Андреевич является типичным русским помещиком - скитальцем, потомком лишних людей Тургенева Герой ""Изгнания"" - конкретный русский человек, с налетом толстовства, большими моральными запросами и внутренней готовностью к ""уходу"" Зайцев - один из немногих молодых писателей, избежавший влияния Достоевского Все литературные влияния распределились в нем равномерно, с некоторым преобладанием толстовского и тургеневского Ближайшим и, по-видимому, очень любимым учителем Зайцева был Чехов, с которым у него много общего и в натуре, и в таланте Талант Зайцева не отличается такой законченностью и устойчивостью, как у Чехова, но зато нежнее и тоньше Зайцев - тоже миниатюрист, но внесший много нового в миниатюру Он умеет сосредоточить внимание читателя на той именно стороне предмета, которая ему особенно нужна Лучшие образцы таких волнующих миниатюр помещены в 3 томе В каждом из очерков: ""Заря"", ""Смерть"", ""Жемчуг"", представлен какой-нибудь жизненный эпизод на широком фоне авторских чувств и мыслей о жизни В способности подходить к предмету непосредственно и сразу захватывать кроется обаяние зайцевской манеры, которая, несмотря на усиленное тяготение Зайцева к реализму, остается импрессионистско-лирической даже в большом романе ""Дальний край"" Отдельные картины этого романа свежи и поэтичны и вполне могли бы рассматриваться как самостоятельные произведения (например, все итальянские эпизоды) Но в целом роман не отличается полнотой, стройностью и широтой захвата Кроме рассказов и романа, у Зайцева есть несколько пьес, не особенно удачных, но характерных для него: ""Верность"", ""Любовь"", ""Усадьба Лариных"" Последняя напоминает отчасти ""Чайку"" Чехова, отчасти тургеневский ""Месяц в деревне"" - Ср Ю Айхенвальд ""Сил рус пис"" (т III); А Горнфельд ""Книги и люди""; Е Колтоновская ""Новая жизнь"" Е Колтоновская