Лиризм в прозе Зайцева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:11, творческая работа

Описание

Изучение творчества В. Шукшина — задача сложная. Искусство В. Шукшина — писателя, актера, кинодраматурга — постоянно рождает споры, научные дискуссии, которые далеко еще не закончены.

Работа состоит из  1 файл

Лирическое в прозе зайцева.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

 

С конца 1980-х годов в России стали публиковать работы о литературе русской эмиграции. 1990-е годы были отмечены повышенным интересом к ней и изданием многих книг23. В этот период вышла и справочно-биографическая литература, содержащая обширную информацию о писателе.

 

В то же время фундаментальных монографических работ, посвященных творчеству Б.Зайцева, пока нет. В связи с этим исследование лирической прозы, ее природы, эволюции и значения представляется актуальным и плодотворным. Оно поможет полнее раскрыть творческую индивидуальность Б.Зайцева, особенности его художественного мышления. Изучение прозы самобытного прозаика русской эмиграции позволит полнее представить тенденции развития литературы русского зарубежья.

 

Осмысление лирической прозы Б.Зайцева, ее эволюции и поэтики

 

*

 

предполагает знание родовой природы этого явления, возникшего на

 

Р

 

ff, пересечении эпоса и лирики. В процессе развития роды литературы

 

находятся в непрерывном взаимодействии: не существует произведений, в которых нельзя было бы обнаружить признаки разных родов. При этом произведение не утрачивает своей основной принадлежности, поскольку одно родовое начало господствует над другими. Сложность заключается в анализе связи разных стихий в пределах творчества одного художника. Родовая характерность литературного произведения, считает Б.Корман, зависит от сочетания конкретной «формально-субъектной» и «содержательно-субъектной» организаций24.

 

В художественной литературе встречается множество переходных форм. Еще Г.Гегель в «Лекциях по эстетике» признавал существование

 

* межродовых образований, хотя среди пограничных с эпосом форм, которые

 

были им названы (героические песни, романсы, баллады), нет лирической прозы. Для нас важен сам принцип подхода. Г.Гегель отмечал: «Форма целого в этих жанрах, с одной стороны, - повествовательная... С другой стороны - основной тон остается вполне лирическим, ибо суть составляет не внесубъективное описание и обрисовка реальных событий, а, наоборот, манера постижения и восприятия субъекта ...» .В связи с этим возникает проблема лиричности произведений эпического рода. В.Белинский обратил внимание на это явление в романе «Евгений Онегин» А.Пушкина и поэме

 

•' «Мертвые души» Н.Гоголя: «...лиризм, существуя сам по себе, как

 

26

 

отдельный род поэзии, входит во все другие, как стихия, живит их» . Сближение прозы и поэзии, которое еще с XIX века становится приметой литературы, свидетельствует о потребности искусства в синтезе художественных средств.

 

Лиризм как форма выражения отношения художника к действительности может быть признаком разных литературных направлений.

 

У истоков русской лирической прозы находятся народные песни. В ш

 

западноевропейской литературе их становление и расцвет совпадают с

 

I развитием романтизма и являются реакцией на рассудочность произведений

 

эпохи классицизма. Лирическую сущность нового метода отмечал Г.Гегель. Лиризм, с его точки зрения, является для романтического искусства «как бы стихийной основной чертой, тем тоном, которым говорят также и эпопея, и драма»27. Еще определеннее высказался В.Белинский: «Романтизм, - писал он, - есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца»28.

 

В другой статье «О русской повести и повестях г.Гоголя» (1835) В.Белинский обратился к осмыслению лирического способа отражения действительности. При этом он исходил из деления поэзии на идеальную и реальную, а поэтов - на объективных и субъективных. Лирическое начало в творчестве Н.Гоголя он связывал с субъективностью художника, с его стремлением преломлять явления внешнего мира через «живую душу». Личность рассказчика выдвигалась на первый план, внутренняя жизнь становилась главным предметом изображения.

 

Если эпическая проза рисовала объективную реальность в ее противоречиях и связях, то лирическая сосредоточивала внимание на отношении рассказчика к жизни. «...В «Мертвых душах», - писал В.Белинский, - ощущаемо... проступает его [автора] субъективность. Здесь мы разумеем... ту глубокую, всеобъемлющую и гуманную субъективность, щ которая в художнике обнаруживает человека с горячим сердцем,

 

симпатичною душою...» . Величие метода Н.Гоголя В.Белинский видел в том, что эта субъективность была голосом народа. В прозе Н.Гоголя отразились народные думы и идеалы, народные радости и беды, на что обратил внимание и другой его современник - Н.Некрасов30.

 

Понимание лиричности В.Белинский не ограничивает только стихотворной поэзией. Она, по его мнению, есть «жизнь и душа всякой

 

поэзии»: «Лиризм, существуя сам по себе, как отдельный род поэзии, входит щ

 

во все другие, как стихия, живит их, как огонь Прометеев живит все создания

 

ft

 

Зевеса» . Позже он стал рассматривать субъективные и объективные факторы стиля писателей в единстве. «Без лиризма, - писал В.Белинский, -эпопея и драма были бы слишком прозаичны и холодно равнодушны к своему содержанию; точно так же, как они становятся медленны, неподвижны и бедны действием, как скоро лиризм делается преобладающим элементом их»3 .

 

Итак, говорить о лирической или эпической прозе - значит говорить об определенном типе исследования жизни, о «субъективном» или «объективном» подходе к жизненному материалу.

 

Вопрос о возникновении и развитии лирической прозы в литературе еще не изучен досконально. Мы можем назвать лишь некоторые традиции, на которые опиралась проза начала XX века. Еще у сентименталистов и романтиков XVIII - XIX веков появляются произведения, непосредственно выражающие авторскую взволнованность: «Письма русского путешественника» Н.Карамзина (Т. 1-2, 1884), «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Радищева (1790), «Былое и думы» А.Герцена (1861-1867); в реалистической литературе: «С того берега» (1847-1850, русское издание 1855), «Письма из Франции и Италии» (1850), «Концы и начала» (1863) А.Герцена и цикл стихотворений в прозе «Senilia» И.Тургенева. В их основе эпистолярные, дневниковые, автобиографические жанры, эссе. При своей неоднородности глубоко лирично все романтическое искусство XIX века.

 

Особое развитие лирическое начало получило в прозе критического реализма. На смену исповеди романтиков приходит анализ характеров. Вместо слитности со своим героем писатели подчеркивают дистанцию, пролегающую между персонажем и автором. Непосредственные высказывания авторов об окружающем мире приобретают форму лирических отступлений от основного повествования, которые корректируют взгляд художника на действительность.

 

ю

 

В реалистической литературе возникает особый жанр - стихотворения в прозе. Очевидна их близость смысловому и интонационному характеру лирических отступлений. Так, стихотворения в прозе И.Тургенева «Senilia» -это форма выражения духовного опыта писателя. Главное в них - раздумья о судьбе Родины, о любви, человеке, которые воссозданы музыкальным русским словом.

 

Таким образом, лиричность как качество разных родов литературы (драмы, эпоса, лирики) в процессе эволюции от сентиментализма к критическому реализму стремится к новым жанровым образованиям для выражения субъективного мира писателя.

 

Лиризм прозы Б.Зайцева в этом плане не исключительное явление, а свидетельство общей направленности искусства конца XIX - начала XX веков. Лирическая проза этого периода отражает дух времени, поиск идеала, позитивного взгляда на исторические процессы. Писатели стремятся утвердить образ гармоничного мира, хотя в это время многое разрушается: политическая и государственная системы, социальные законы, моральные принципы, представления о человеке. Интерес к внутреннему миру личности способствует многомерному раскрытию характера. Художники обращаются к истокам событий и явлений, вглядываются в сущность и ценность пережитого. В этот период наблюдается преобладание лирико-философских раздумий над объективными свидетельствами. Выдвижение на первый план личности автора сказывается в раскованности повествования, в интересе к внутреннему миру человека.

 

Лирическое начало становится законом, который организует художественное целое. Появляются писатели, которые не отделяют свое стихотворное творчество от прозаического: «Я не признаю такого деления художественной литературы на стихи и прозу. Такой взгляд мне кажется неестественным и устарелым. Поэтический элемент стихийно присущ произведениям изящной словесности как в стихотворной, так и в

 

и

 

13 прозаической форме. Проза также должна отличаться тональностью... К

 

прозе не менее, чем к стихам, должны быть предъявлены требования музыкальности и гибкости языка»3 , - считал И.Бунин, автор множества лирических миниатюр и рассказов.

 

Его проза конца 1890-х - начала 1900-х годов все более превращалась в лирический монолог с устойчивой символикой образов (леса, снега, пустыни, тумана), помогающих раскрыть настроение героя. Эта субъективность должна, по мнению И.Бунина, составлять ее эстетическую ценность. «Что бы не сказать, да ведь хочется сказать и это сказанное будет частью твоей души - этого довольно!» - писал он Н.Телешову34.

 

И.Бунин не просто «проецирует» чувство героя-рассказчика на * состояние природы, а находит эстетический эквивалент этому чувству в

 

состоянии природы. Лиризм его прозы вырастает из самого восприятия и изображения автором действительности. С.Антонов в исследовании, посвященном роману «Жизнь Арсеньева», говорит о том, что у И.Бунина «любое явление воспринимается чувственно окрашенным» . Писатель изображает только то, что стало неотъемлемой частью его души, - свои чувства.

 

Я.Эльсберг, исследуя стиль М.Горького, находит и в его прозе лирическую стихию, подчеркивая, что само время начала XX века $ революционными сдвигами обусловило рождение в его произведениях

 

«...синтеза еще небывалой по своей насыщенности <...> объективной изобразительности с мощной исследующей, осмысляющей, стремящейся охватить весь этот материал - философски-лирической энергией»36.

 

В творчестве Л.Андреева особым лирическим настроем выделяется рассказ 1900 года «Прекрасна жизнь для воскресших». В этом наброске, близком к стихотворению в прозе, отразились настроения автора, его размышления о жизни и смерти в связи с работой над «Рассказом о Сергее Петровиче».

 

12

 

Существенное влияние на стиль лирических произведений начала XX века оказала и орнаментальная проза А.Белого - «Возврат», «Кубок метелей», «Серебряный голубь», «Маски», «Котик Летаев». Его автобиографические романы («Котик Летаев», «Крещеный китаец», «Записки чудака») - это художественный анализ самопознания, духовной жизни героя. «Назначение этого дневника, - писал А.Белый, - сорвать маску с себя, как с писателя; и рассказать о себе, человеке, однажды навек потрясенном...»37. Автор в своих романах проявляет интерес к личности как к существу имманентному, его сознание для писателя - единственная познаваемая реальность. Установка на самоценное слово, концентрация его выразительных возможностей приводили к субъективизации повествования. Обилие тропов и традиционных языковых сочетаний, метонимий и метафор, повторов и лейтмотивов, - эта стилистика являлась поэтическим языком лирики. Ярко выраженная экспрессия становится неотъемлемым качеством лирической прозы.

 

Многие писатели рубежа веков подражали лирическому стилю короткого рассказа, основателем которого был И.Тургенев, а продолжателем - И.Бунин. Б.Зайцев привнес в этот стиль свою индивидуальность.

 

Таким образом, само явление - «лиризм прозы» - активизировалось уже в конце XIX - начале XX века, что признавалось критиками, литературоведами, писателями, современниками Б.Зайцева.

 

Термин «лирическая проза» возник в 1950-1960-е годы. С его помощью характеризовали литературное явление, начавшееся произведениями О.Берггольц, Ю.Казакова, В.Солоухина, Ю.Нагибина, К.Паустовского. Я.Эльсберг назвал «Дневные звезды» О.Берггольц «первой ласточкой лирической прозы» . Этой точки зрения придерживается и

 

13

 

Э.Бальбуров39. В течение 1960-х - начале 1970-х годов, в силу интенсивной

 

40

 

лиризации эпических жанров, в целом ряде газетных и журнальных выступлений41 разгорелась дискуссия по проблемам лирической прозы. Ее участники стремились определить жанровое и стилевое своеобразие этой литературы, выделить ее характерные особенности42. При этом обнаружилось разное понимание самой сути лирической прозы. Для В.Камянова это призрачная элегическая проза. Для М.Каретниковой -изображение действительности «сквозь призму своего индивидуального восприятия». Я.Эльсберг, возражая данному взгляду, утверждал: «Но ведь это относится к любому художественному произведению. В лирической же прозе сама эта «призма», отражающая действительность, становится предметом изображения»43. Для В.Гейдеко лирическая - это подлинная автобиографическая проза, или «автобиография вымышленного героя».

 

Противоположные суждения о произведениях объясняются отчасти отсутствием серьезных теоретических исследований о лирической прозе, ее поэтике и стилистике. Хотя о синтезе лирического и эпического, о «волне лиризма» в современной литературе писал М.Кузнецов44 Статьи о лирической прозе публиковались и в ежегодных обзорах прозы в журнале «Вопросы литературы». Однако в поле зрения критики преимущественно попадали «смешанные» произведения, образовавшие самостоятельный жанр - дневники, путевые заметки, воспоминания.

 

Одновременно в этот период наблюдается интенсивное проникновение лирики в эпос и в жанры собственно эпические (повести и рассказы В.Астафьева, К.Паустовского, Эм.Казакевича, В.Пановой, Ю.Казакова, Ю.Нагибина, И.Зверева). Родовое своеобразие таких произведений заключается в том, что лирический и эпический планы здесь играют равноценную роль, образуя смешанную структуру: лиро-эпический рассказ, повесть, реже - роман. Собственно лирическая проза45 отчается от них преобладанием лирического начала, особой сюжетно-композиционной

 

14

 

организацией и повествовательной структурой. Л.Крячко считала, что мысль-эмоция, образ-переживание «подчиняют себе... структуру произведения»46 Вопрос о жанровой природе лирического произведения был расценен как один из наиболее трудных.

 

Из критики 1960-х годов особого внимания заслуживает работа А.Эльяшевича «О лирическом начале в прозе»47 отличающаяся глубиной постановки вопроса. Исследователь прослеживает лирическую традицию в отечественной и мировой литературе, говорит о лирическом стиле, охватывающем различные жанры, выделяет особенности сюжета, конфликта, характера в произведениях этого типа, а самое главное - стремится конкретизировать понятие лиризма. Но работа посвящена не столько анализу прозы, сколько развитию лирического начала в советской и зарубежной литературе.

Информация о работе Лиризм в прозе Зайцева