Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 16:47, курсовая работа
Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка.
Введение
Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка. Это предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями использования языковых средств не только в разных стилистических проявлениях литературного языка, но и в специфическом, региональном аспекте, характеризующем языковые особенности той или иной местности. В исследованиях последних лет отмечается, что методические идеи использования в процессе обучения ономастике еще не нашли полноценной разработки и внедрения в современную практику преподавания русского языка в школе.
В нашей работе предпринята попытка разработать методику обучения ономастике с учетом регионального компонента, в частности, Воронежской области.
Как известно, учебники, реализующие
федеральный компонент
Однако Воронежская область имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Существует мнение, что нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся.
Актуальность данной работы определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект при обучении родному языку с учетом ономастики, т.е. использовать региональную лексику (топонимы, диалектные и общеупотребительные слова Воронежа и Воронежской области), а также краеведческие материалы (факты истории, биографии знаменитых людей, исторические очерки воронежских писателей и т.д.)
Целью нашей работы является разработка содержания ономастики при изучении русского языка в школах г. Воронежа и Воронежской области. Исходя из этой цели, были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику методике обучения ономастике в средней школе;
- раскрыть принципы методики обучения ономастике в средней школе;
- показать значимость изучения онимов (собственных имен) в школьном курсе русского языка
Практическая значимость данной работы заключается в том, что она подтверждает возможность изменения, дополнения, совершенствования методов обучения, путём включения в содержание курса русского языка ономастики. Развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием материалов ономастики, если:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
- активность воспроизведения
будет характеризоваться
- активность обучаемого предполагает устремление его к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем;
- педагог будет понимать
значимость использования
Глава I. Концепции обучения ономастике на уроках русского языка в средней школе с учетом использования регионального компонента
Проблемы обучения ономастике на уроках русского языка в средней школе связаны с вопросами формирования национального сознания учащихся. Необходимость их решения не может не повлиять на характер наших сегодняшних уроков.
Традиционная основа школьного курса – структурно-семантическое описание языка, необходимое для овладения языковыми нормами, дополняется за счет коммуникативного и культурологического аспектов.
В последнее время в образовательную практику вводится национально-региональный компонент в структуре государственного образовательного стандарта.
До настоящего времени
вопрос о соотнесенности государственного
образовательного стандарта и национально-
В государственном стандарте
представлено базовое содержание школьного
курса русского языка для всех
видов и типов учебных
Национально-региональный же компонент государственного образовательного стандарта по русскому языку включает в себя два аспекта. Во-первых, национально-культурный аспект, который является обязательной частью курса русского языка и который должен обеспечить приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, осмысление школьниками национального своеобразия родного языка. Во-вторых, региональный аспект, который обеспечивает осмысление учащимися языковых фактов, специфичных для того или иного региона России.
Национально-культурный аспект
реализует федеральный и
На обучение ономастике в средней школе выделяется недостаточно времени, что сказывается на творчестве учителя, свободном выборе форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса.
В настоящее время разработаны
или разрабатываются
Под ономастикой школьного лингвистического курса в современной лингводидактике следует понимать "систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала, как в тематическом отношении, так и в отношении сугубо лингвистическом". [Благова,1993:17]. Методисты предлагают рассматривать ономастику в преподавании русского языка как углубленную лингвокраеведческую работу и использовать местный языковой материал не только на уроках русского языка, но и для внеклассной работы. Ведь "живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о ее истории и сегодняшнем дне, что в конечном счете способствует общей гуманизации школьного образования". [Благова,1993:17, 18].
Определяя место ономастики в лингвистическом образовании современных школьников, предлагаемая концепция не предполагает коренной перестройки традиционного содержания обучения русскому языку или введения новых самостоятельных разделов курса. Местный языковый материал последовательно и систематически включается как в базовое, так и в дополнительное образование по русскому языку, находит место в урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Ономастика – это конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем при изучении русского языка. Глубокое же и всестороннее изучение лингвистической специфики Воронежа проводится в рамках спецкурсов, спецсеминаров школьного курса русского языка, разработка тематики которых уже начата. Возможные темы: "Топонимы Воронежа", "Топонимия Воронежской области".
В настоящее время лингвисты, методисты, школьные и вузовские преподаватели, рассматривая язык как культурно-историческую среду, расширяют традиционные границы объекта изучения, а также активизируют языковые черты, отражающие специфику национального менталитета, что возможно лишь при усвоении обязательного соблюдения принципа межъязыковых связей.
Они считают, что введение ономастики имеет целью воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края, дополняется при этом и перечень традиционных задач преподавания русского языка в школе.
Государственный стандарт базисного учебного плана определяет значение учебной дисциплины "Русский язык как родной" в ориентации на социальные функции родного языка, являющегося основным средством человеческого общения и познания действительности, приобщения к национальной культуре русского народа. Отсюда основные культурологические задачи дисциплины:
- обеспечить свободное владение родным языком в разных ситуациях общения;
- обеспечить формирование познавательной, нравственной культуры учащихся;
- обеспечить активное участие в общественной жизни страны, успешную организацию своей собственной личной жизни;
- воспитание культуры общения, культуры поведения учащихся. [12-летняя шк.,1999:135].
Н. Г. Благова и др. предлагают следующее дополнение к перечню традиционных задач преподавания русского языка в школе в связи с введением обучения ономастике:
- познакомить учащихся со структурными и функциональными особенностями русского языка (в определенном регионе);
- обогатить словарный запас школьников за счет местного языкового материала, ценного с точки зрения познавательной и эстетической;
- на основе погружения в язык расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей;
- показать феноменальность русского языка, раскрыть пути языкового обогащения.
На основе решения перечисленных задач формируется следующий минимум знаний и умений школьников:
Информация о работе Методика изучения ономастики в средней школе