Методика изучения ономастики в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 16:47, курсовая работа

Описание

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка.

Работа состоит из  1 файл

курсов.docx

— 55.44 Кб (Скачать документ)

Введение

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка. Это предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями использования языковых средств не только в разных стилистических проявлениях литературного языка, но и в специфическом, региональном аспекте, характеризующем языковые особенности той или иной местности. В исследованиях последних лет отмечается, что методические идеи использования в процессе обучения ономастике еще не нашли полноценной разработки и внедрения в современную практику преподавания русского языка в школе.

В нашей работе предпринята попытка разработать методику обучения ономастике с учетом регионального компонента, в частности, Воронежской области.

Как известно, учебники, реализующие  федеральный компонент образования  в области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически  не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона  России.

Однако Воронежская область имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Существует мнение, что нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся.

Актуальность данной работы определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект при обучении родному языку с учетом ономастики, т.е. использовать региональную лексику (топонимы, диалектные и общеупотребительные слова Воронежа и Воронежской области), а также краеведческие материалы (факты истории, биографии знаменитых людей, исторические очерки воронежских писателей и т.д.)

Целью нашей работы является разработка содержания ономастики при изучении русского языка в школах г. Воронежа и Воронежской области. Исходя из этой цели, были поставлены следующие задачи:

- дать общую характеристику  методике обучения ономастике в средней школе;

- раскрыть принципы методики обучения ономастике в средней школе;

- показать значимость  изучения онимов (собственных имен) в школьном курсе русского языка

Практическая  значимость данной работы заключается в том, что она подтверждает возможность изменения, дополнения, совершенствования методов обучения, путём включения в содержание курса русского языка ономастики. Развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием материалов ономастики, если:

- учитывать возрастные  и индивидуальные особенности  детей;

- активность воспроизведения  будет характеризоваться стремлением  обучаемого понять, запомнить, воспроизвести  знания, овладеть способами применения  знаний в измененных условиях;

- активность обучаемого  предполагает устремление его  к теоретическому осмыслению  знаний, самостоятельному поиску  решения проблем;

- педагог будет понимать  значимость использования методов  обучения в целях развития  и воспитания школьников, владеть  технологией включения ономастики в педагогический процесс и обеспечивать руководство ими.

 

Глава I. Концепции обучения ономастике на уроках русского языка в средней школе с учетом использования регионального компонента

    1. Состояние федерального и регионального компонентов в государственном образовательном стандарте

Проблемы обучения ономастике на уроках русского языка в средней школе связаны с вопросами формирования национального сознания учащихся. Необходимость их решения не может не повлиять на характер наших сегодняшних уроков.

Традиционная основа школьного курса – структурно-семантическое описание языка, необходимое для овладения языковыми нормами, дополняется за счет коммуникативного и культурологического аспектов.

В последнее время в  образовательную практику вводится национально-региональный компонент  в структуре государственного образовательного стандарта.

До настоящего времени  вопрос о соотнесенности государственного образовательного стандарта и национально-регионального  компонента не имеет однозначного решения как в теории, так и в практике обучения русскому языку.

В государственном стандарте  представлено базовое содержание школьного  курса русского языка для всех видов и типов учебных заведений, обязательное для основной общеобразовательной  школы, а также определены требования к знаниям и умениям учащихся по этому предмету по окончании девятилетней школы.

Национально-региональный же компонент государственного образовательного стандарта по русскому языку включает в себя два аспекта. Во-первых, национально-культурный аспект, который является обязательной частью курса русского языка и который должен обеспечить приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, осмысление школьниками национального своеобразия родного языка. Во-вторых, региональный аспект, который обеспечивает осмысление учащимися языковых фактов, специфичных для того или иного региона России.

Национально-культурный аспект реализует федеральный и частично региональный компоненты государственного образовательного стандарта. Региональный компонент реализуется в региональном аспекте, который отражает региональные особенности конкретного субъекта РФ.

На обучение ономастике в средней школе выделяется недостаточно времени, что сказывается на творчестве учителя, свободном выборе форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса.

В настоящее время разработаны  или разрабатываются региональные стандарты в разных областях и  республиках нашей страны. Сложились  даже определенные технологии разработки.

Под ономастикой школьного лингвистического курса в современной лингводидактике следует понимать "систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала, как в тематическом отношении, так и в отношении сугубо лингвистическом". [Благова,1993:17]. Методисты предлагают рассматривать ономастику в преподавании русского языка как углубленную лингвокраеведческую работу и использовать местный языковой материал не только на уроках русского языка, но и для внеклассной работы. Ведь "живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о ее истории и сегодняшнем дне, что в конечном счете способствует общей гуманизации школьного образования". [Благова,1993:17, 18].

Определяя место ономастики в лингвистическом образовании современных школьников, предлагаемая концепция не предполагает коренной перестройки традиционного содержания обучения русскому языку или введения новых самостоятельных разделов курса. Местный языковый материал последовательно и систематически включается как в базовое, так и в дополнительное образование по русскому языку, находит место в урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Ономастика – это конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем при изучении русского языка. Глубокое же и всестороннее изучение лингвистической специфики Воронежа проводится в рамках спецкурсов, спецсеминаров школьного курса русского языка, разработка тематики которых уже начата. Возможные темы: "Топонимы Воронежа", "Топонимия Воронежской области".

В настоящее время лингвисты, методисты, школьные и вузовские  преподаватели, рассматривая язык как  культурно-историческую среду, расширяют традиционные границы объекта изучения, а также активизируют языковые черты, отражающие специфику национального менталитета, что возможно лишь при усвоении обязательного соблюдения принципа межъязыковых связей.

Они считают, что введение ономастики имеет целью воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края, дополняется при этом и перечень традиционных задач преподавания русского языка в школе.

Государственный стандарт базисного  учебного плана определяет значение учебной дисциплины "Русский язык как родной" в ориентации на социальные функции родного языка, являющегося основным средством человеческого общения и познания действительности, приобщения к национальной культуре русского народа. Отсюда основные культурологические задачи дисциплины:

- обеспечить свободное владение родным языком в разных ситуациях общения;

- обеспечить формирование познавательной, нравственной культуры учащихся;

- обеспечить активное участие в общественной жизни страны, успешную организацию своей собственной личной жизни;

- воспитание культуры общения, культуры поведения учащихся. [12-летняя шк.,1999:135].

Н. Г. Благова и др. предлагают следующее дополнение к перечню традиционных задач преподавания русского языка в школе в связи с введением обучения ономастике:

- познакомить учащихся со структурными и функциональными особенностями русского языка (в определенном регионе);

- обогатить словарный запас школьников за счет местного языкового материала, ценного с точки зрения познавательной и эстетической;

- на основе погружения в язык расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей;

- показать феноменальность русского языка, раскрыть пути языкового обогащения.

На основе решения перечисленных  задач формируется следующий  минимум знаний и умений школьников:

Информация о работе Методика изучения ономастики в средней школе