Методика изучения ономастики в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 16:47, курсовая работа

Описание

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка.

Работа состоит из  1 файл

курсов.docx

— 55.44 Кб (Скачать документ)
ght:18pt">2.1. Содержание изучения  ономастики в школе

Существительные, называющие единичные (индивидуальные) предметы, являются именами собственными, то есть онимами. Они могут состоять из одного или нескольких слов. К онимам относятся имена как реально существующих или существовавших людей, городов, рек, созвездий и т.п., так и наименования предметов, созданных фантазией человека – имена богов и демонов, имена персонажей художественной литературы и фольклора и т.д.

Функциональное и языковое своеобразие собственных имен привело  к тому, что их стали изучать  в особой отрасли языкознания – ономастике.

Ономастика (от греч. onomastike) – искусство давать имена.

В словаре русской ономастической терминологии читаем: "Ономастика – раздел языкознания, изучающий любые собственные имена". [Подольская 1988:96].

Топонимика является составной  частью ономастики, а также – как раздел топонимики – микротопонимика.

Собственные названия Воронежской области являются предметом исследования выдающихся учёных. В 1974 году появляется "Гидронимический словарь Посеймья" А.И.Ященко.

"Ономастический материал  составляет значительную часть  лексики любого высокоразвитого  языка и заслуживает того, чтобы  его изучали, как изучают язык, географию, историю и другие  общественные и естественные науки", – пишет В. Д. Бондалетов. [Бондалетов 1983: 3].

Вопрос о собирании  ономастического материала звучит актуально и в настоящее время.

Так, Т. М. Майорова в статье "Ономастика в лингвокраеведческой работе" рассказывает о необходимости сбора ономастического материала, об организации такой работы в школе, с последующим продолжением в высшем учебном заведении, предлагает программу для организации такой работы. Она отмечает, что "ономастическая перепись поможет выяснить взаимодействие, взаимовлияние, взаимосвязь собственных имен" [Майорова 2000:43].

Ономастика включает в  себя несколько разделов в зависимости  от характера объектов, называемых ономастическими словами, и специфики изучаемых слов. И с этим учащихся следует познакомить при проведении работы с краеведческим материалом.

Человек имеет имя, отчество, фамилию, прозвище, псевдоним – это антропонимы (греч. Antropos – "человек", onyma – "имя, название"). Совокупность антропонимов – антропонимия. Наука, изучающая антропонимию, – антропонимика.

Географические объекты (реки, озера, моря, горы, низменности, города, села, области, страны, улицы, дороги и т.п.) также имеют собственные имена – топонимы (греч.topos – "место, местность", onyma – "имя, название"). Совокупность топонимов образуют топонимию. Наука, изучающая топонимию, – топонимика.

В словаре русской ономастической терминологии читаем:

"Топоним – собственное имя любого географического объекта, в том числе ойконим, гидроним, ороним, урбаноним, годоним, агороним, дромоним".

"Ойконим – вид топонима. Собственное имя любого поселения, в том числе городского типа".

"Гидроним – вид топонима. Собственное имя любого объекта, природного или созданного человеком".

"Ороним – вид топонима. Собственное имя любого элемента рельефа земной поверхности".

"Урбаноним – вид топонима. Собственное имя любого внутригородского топографического объекта" [Подольская 1988: 127, 89, 48, 100, 139].

Каждая топонимическая система  строго территориальна, поэтому можно говорить о топонимической системе отдельной деревни, определенного района, области. Системность географических названий складывается из самых разных показателей: из характера слов, послуживших основанием для топонимов, из структурных особенностей формантов и способов их присоединения к словам, из количественных показателей [Ономастика Воронежской области 1999:4].

Местная топонимия – это название городов, сел, деревень, поселков, области, края. Это городская микротопонимика (названия улиц, площадей, переулков и т.п.). Это названия, которые связаны с природными особенностями и историческим прошлым края, с именами выдающихся земляков.

Топонимика изучает происхождение, развитие и современное состояние  географических названий, их смысловое  значение, лексический состав и грамматическое оформление и произношение.

Всестороннее обучение топонимики можно найти в языкознании. Исследователь топонимов Воронежской области А. И. Ященко считает, что "изучение топонимов имеет большое значение для общего и сравнительного языкознания, истории языка, особенно для исторической лексикологи и диалектологии, для анализа системы лексики современного русского языка и русского словообразования" [Ященко 1974:3]. Совершенно правильно указывает один из виднейших славянских топонимистов В. Ташицкий, что "расширение горизонтов языкознания в значительной мере зависит от успехов ономаcтических исследований" [Ташицкий 1961:11].

Изучение топонимов Воронежской области занимались такие ученые, как А. И. Ященко, В. И. Склярук и др.

 

 

 

 

2.1. Ономастика в лингвокраеведческой работе

Педагоги, методисты, учителя  отмечают, что настоящее краеведение невозможно без занятий ономастикой, предполагающей ассоциативные связи с различными науками: историей, географией, литературой – и с жизнью, и с деятельностью человека – "вся история имен социальна".

Эти занятия позволяют  учащимся закрепить знания основ  наук и выработать умение ими пользоваться. Достигнуть этого можно, лишь "вскрыв те связи, которые существуют между  явлениями в реальной жизни, осветив  надлежащим образом эти связи, познав, как они возникают и развиваются" [Остапец 1985: 14].

Ономастика часто привлекает учителей-словесников, т. к. географические названия таят в себе и мудрость народа, и исторические предания, и хитроумные загадки родного языка.

Ономастика служит прекрасным средством стимулирования познавательного интереса подростка-школьника, изучения "прошлого и настоящего своего края путем поиска связей между географическими условиями местности, историей, языком народа и отражением их в географических названиях". Кроме того, в ономастике Воронежской области мы найдем "историю ее заселения и освоения, характеристику природы, значение в формировании русского государства, хозяйственную деятельность и т.п. В ономастике нашей области обнаруживается, кроме русского языка и его диалектов, следы названий древних народов, живших или кочевавших на ее территории: скифских, тюркских, угро-финских, древнеславянских и др." [Михайлов 1995:253].

Ономастика – важнейший элемент работы на уроках русского языка, а именно в средней школе. Она служит прекрасным средством стимулирования интереса к изучению прошлого и настоящего своего края путем поиска связей между географическими условиями местности, историей, языком народа и отражением их в географических названиях.

Приобщение школьников к  изучению имён собственных способствует нравственному воспитанию подростков, расширяет их кругозор, содействует углубленному усвоению знаний по разным наукам: географии, истории, лингвистике.

Учитель, привлекающий школьников к изучению ономастики, "имеет редкую возможность, знакомя учеников с соответствующим явлением языка, широко использовать экстралингвистический материал, который активизирует познавательную активность детей" [Майорова 2000:44]. Они узнают не только об исторических изменениях в жизни людей, но и о любопытных процессах в языке, живо отражающих эти изменения.

Задача преподавателя  в том, чтобы научить детей  слушать и понимать слова, чтобы  учащиеся овладели богатством языка  и научились использовать его  в своей речи.

Приведение примеров, что  ученые-лингвисты, исследуя словарный  запас древних народов и слова  современных языков, сохранившие  доисторические корни, объяснили смысл  многих географических понятий, может  привлечь внимание учащихся к русскому языку. В большинстве своем эти  названия представляют простейшие слова, обозначающие воду, горы, землю. И часто географические названия, звучащие по-разному, обозначают одно и то же, например. Дон, Днепр, Дунай, известные нам как имена собственные, первоначально обозначали одно и то же: река, вода. Известные горные системы в Европе – Карпаты, Альпы, Пиренеи ведут свои имена от древнего доиндоевропейского термина "кар" – "камень", кельтского "альп" – "гора, скала", баскского "пирен" – "скала". Подобных примеров в ономастике множество, встретимся мы с ними и в ономастике Воронежской области.

Так, в нашей области  обнаруживаются, кроме русского языка  и его диалектов, следы языков древних народов, живших или кочевавших на ее территории: скифских, тюркских, угро-финских, древнеславянских и др.

Начать работу по изучению имён собственных можно на уроках русского языка, а также на уроках краеведения.

Местный материал на уроках русского языка можно использовать лишь в том случае, если он соответствует  грамматической теме. Нет необходимости  насыщать им каждый урок.

Рассматривая собственные имена Воронежской области, нужно в первую очередь обратить внимание на реки, исключительная роль которых в жизни наших далеких предков прослеживается в ономастике весьма явно.

Изучая воронежские гидронимы (названия водных объектов), мы сразу выделим группу "легкочитаемых", т. е. о происхождении которых легко догадаться по самому названию. Ведь, рассказывая о реке, мы обычно описываем ее течение, цвет и запах воды, характер дна, берегов, местности, где река течет и т. д. Так же поступали и те, кто давал названия нашим рекам.

Итак, по характеру дна  и берегов названы Илек, Песочная, Мелавка, Каменка. Сюда можно отнести и Осмонь, имя которой воспроизводится от иранского "асман" – "камень". Тогда приток Осмони – Каменистая Осмонька можно перевести как Каменистая Каменка.

По цвету и чистоте  воды получили свои названия Белица, Беличка, Болтушка, Взмут, Гнилушка, Грязная, Журавый (от "жура" – гуща), Красная, Руда, Рудочка, Рудавец, Рудавчик, Ржава, Ржавчик. Название реки Убля, возможно, происходит от славянского "убл" – белый.

Используя вышеперечисленные названия рек, можно провести занимательный урок русского языка и одновременно познакомить школьников с наиболее употребительными названиями рек Воронежской области.

Кроме того, задания о  происхождении городов, рек или  других географических объектов разовьют интерес учащихся к ономастике. Например, о происхождении названий городов Воронеж, Борисоглебск, Бутурлиновка и реки Осередь.

Информация о работе Методика изучения ономастики в средней школе