Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 16:47, курсовая работа
Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка.
Существительные, называющие единичные (индивидуальные) предметы, являются именами собственными, то есть онимами. Они могут состоять из одного или нескольких слов. К онимам относятся имена как реально существующих или существовавших людей, городов, рек, созвездий и т.п., так и наименования предметов, созданных фантазией человека – имена богов и демонов, имена персонажей художественной литературы и фольклора и т.д.
Функциональное и языковое своеобразие собственных имен привело к тому, что их стали изучать в особой отрасли языкознания – ономастике.
Ономастика (от греч. onomastike) – искусство давать имена.
В словаре русской ономастической терминологии читаем: "Ономастика – раздел языкознания, изучающий любые собственные имена". [Подольская 1988:96].
Топонимика является составной частью ономастики, а также – как раздел топонимики – микротопонимика.
Собственные названия Воронежской области являются предметом исследования выдающихся учёных. В 1974 году появляется "Гидронимический словарь Посеймья" А.И.Ященко.
"Ономастический материал
составляет значительную часть
лексики любого
Вопрос о собирании
ономастического материала
Так, Т. М. Майорова в статье "Ономастика в лингвокраеведческой работе" рассказывает о необходимости сбора ономастического материала, об организации такой работы в школе, с последующим продолжением в высшем учебном заведении, предлагает программу для организации такой работы. Она отмечает, что "ономастическая перепись поможет выяснить взаимодействие, взаимовлияние, взаимосвязь собственных имен" [Майорова 2000:43].
Ономастика включает в себя несколько разделов в зависимости от характера объектов, называемых ономастическими словами, и специфики изучаемых слов. И с этим учащихся следует познакомить при проведении работы с краеведческим материалом.
Человек имеет имя, отчество, фамилию, прозвище, псевдоним – это антропонимы (греч. Antropos – "человек", onyma – "имя, название"). Совокупность антропонимов – антропонимия. Наука, изучающая антропонимию, – антропонимика.
Географические объекты (реки, озера, моря, горы, низменности, города, села, области, страны, улицы, дороги и т.п.) также имеют собственные имена – топонимы (греч.topos – "место, местность", onyma – "имя, название"). Совокупность топонимов образуют топонимию. Наука, изучающая топонимию, – топонимика.
В словаре русской ономастической терминологии читаем:
"Топоним – собственное имя любого географического объекта, в том числе ойконим, гидроним, ороним, урбаноним, годоним, агороним, дромоним".
"Ойконим – вид топонима. Собственное имя любого поселения, в том числе городского типа".
"Гидроним – вид топонима. Собственное имя любого объекта, природного или созданного человеком".
"Ороним – вид топонима. Собственное имя любого элемента рельефа земной поверхности".
"Урбаноним – вид топонима. Собственное имя любого внутригородского топографического объекта" [Подольская 1988: 127, 89, 48, 100, 139].
Каждая топонимическая система строго территориальна, поэтому можно говорить о топонимической системе отдельной деревни, определенного района, области. Системность географических названий складывается из самых разных показателей: из характера слов, послуживших основанием для топонимов, из структурных особенностей формантов и способов их присоединения к словам, из количественных показателей [Ономастика Воронежской области 1999:4].
Местная топонимия – это название городов, сел, деревень, поселков, области, края. Это городская микротопонимика (названия улиц, площадей, переулков и т.п.). Это названия, которые связаны с природными особенностями и историческим прошлым края, с именами выдающихся земляков.
Топонимика изучает
Всестороннее обучение топонимики можно найти в языкознании. Исследователь топонимов Воронежской области А. И. Ященко считает, что "изучение топонимов имеет большое значение для общего и сравнительного языкознания, истории языка, особенно для исторической лексикологи и диалектологии, для анализа системы лексики современного русского языка и русского словообразования" [Ященко 1974:3]. Совершенно правильно указывает один из виднейших славянских топонимистов В. Ташицкий, что "расширение горизонтов языкознания в значительной мере зависит от успехов ономаcтических исследований" [Ташицкий 1961:11].
Изучение топонимов Воронежской области занимались такие ученые, как А. И. Ященко, В. И. Склярук и др.
2.1. Ономастика в лингвокраеведческой работе
Педагоги, методисты, учителя отмечают, что настоящее краеведение невозможно без занятий ономастикой, предполагающей ассоциативные связи с различными науками: историей, географией, литературой – и с жизнью, и с деятельностью человека – "вся история имен социальна".
Эти занятия позволяют
учащимся закрепить знания основ
наук и выработать умение ими пользоваться.
Достигнуть этого можно, лишь "вскрыв
те связи, которые существуют между
явлениями в реальной жизни, осветив
надлежащим образом эти связи, познав,
как они возникают и
Ономастика часто привлекает учителей-словесников, т. к. географические названия таят в себе и мудрость народа, и исторические предания, и хитроумные загадки родного языка.
Ономастика служит прекрасным средством стимулирования познавательного интереса подростка-школьника, изучения "прошлого и настоящего своего края путем поиска связей между географическими условиями местности, историей, языком народа и отражением их в географических названиях". Кроме того, в ономастике Воронежской области мы найдем "историю ее заселения и освоения, характеристику природы, значение в формировании русского государства, хозяйственную деятельность и т.п. В ономастике нашей области обнаруживается, кроме русского языка и его диалектов, следы названий древних народов, живших или кочевавших на ее территории: скифских, тюркских, угро-финских, древнеславянских и др." [Михайлов 1995:253].
Ономастика – важнейший элемент работы на уроках русского языка, а именно в средней школе. Она служит прекрасным средством стимулирования интереса к изучению прошлого и настоящего своего края путем поиска связей между географическими условиями местности, историей, языком народа и отражением их в географических названиях.
Приобщение школьников к изучению имён собственных способствует нравственному воспитанию подростков, расширяет их кругозор, содействует углубленному усвоению знаний по разным наукам: географии, истории, лингвистике.
Учитель, привлекающий школьников к изучению ономастики, "имеет редкую возможность, знакомя учеников с соответствующим явлением языка, широко использовать экстралингвистический материал, который активизирует познавательную активность детей" [Майорова 2000:44]. Они узнают не только об исторических изменениях в жизни людей, но и о любопытных процессах в языке, живо отражающих эти изменения.
Задача преподавателя в том, чтобы научить детей слушать и понимать слова, чтобы учащиеся овладели богатством языка и научились использовать его в своей речи.
Приведение примеров, что ученые-лингвисты, исследуя словарный запас древних народов и слова современных языков, сохранившие доисторические корни, объяснили смысл многих географических понятий, может привлечь внимание учащихся к русскому языку. В большинстве своем эти названия представляют простейшие слова, обозначающие воду, горы, землю. И часто географические названия, звучащие по-разному, обозначают одно и то же, например. Дон, Днепр, Дунай, известные нам как имена собственные, первоначально обозначали одно и то же: река, вода. Известные горные системы в Европе – Карпаты, Альпы, Пиренеи ведут свои имена от древнего доиндоевропейского термина "кар" – "камень", кельтского "альп" – "гора, скала", баскского "пирен" – "скала". Подобных примеров в ономастике множество, встретимся мы с ними и в ономастике Воронежской области.
Так, в нашей области обнаруживаются, кроме русского языка и его диалектов, следы языков древних народов, живших или кочевавших на ее территории: скифских, тюркских, угро-финских, древнеславянских и др.
Начать работу по изучению имён собственных можно на уроках русского языка, а также на уроках краеведения.
Местный материал на уроках русского языка можно использовать лишь в том случае, если он соответствует грамматической теме. Нет необходимости насыщать им каждый урок.
Рассматривая собственные имена Воронежской области, нужно в первую очередь обратить внимание на реки, исключительная роль которых в жизни наших далеких предков прослеживается в ономастике весьма явно.
Изучая воронежские гидронимы (названия водных объектов), мы сразу выделим группу "легкочитаемых", т. е. о происхождении которых легко догадаться по самому названию. Ведь, рассказывая о реке, мы обычно описываем ее течение, цвет и запах воды, характер дна, берегов, местности, где река течет и т. д. Так же поступали и те, кто давал названия нашим рекам.
Итак, по характеру дна и берегов названы Илек, Песочная, Мелавка, Каменка. Сюда можно отнести и Осмонь, имя которой воспроизводится от иранского "асман" – "камень". Тогда приток Осмони – Каменистая Осмонька можно перевести как Каменистая Каменка.
По цвету и чистоте воды получили свои названия Белица, Беличка, Болтушка, Взмут, Гнилушка, Грязная, Журавый (от "жура" – гуща), Красная, Руда, Рудочка, Рудавец, Рудавчик, Ржава, Ржавчик. Название реки Убля, возможно, происходит от славянского "убл" – белый.
Используя вышеперечисленные названия рек, можно провести занимательный урок русского языка и одновременно познакомить школьников с наиболее употребительными названиями рек Воронежской области.
Кроме того, задания о происхождении городов, рек или других географических объектов разовьют интерес учащихся к ономастике. Например, о происхождении названий городов Воронеж, Борисоглебск, Бутурлиновка и реки Осередь.
Информация о работе Методика изучения ономастики в средней школе