Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 16:47, курсовая работа
Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка.
Почти все авторы пособий и статей по лингвокраеведению, адресованных учителю, полагают, что более эффективна такая работа в сельской школе, что объектом лингвистического краеведения может быть только деревня: краевед должен, прежде всего, изучить историю села по рассказам старожилов и местным преданиям, что непосредственными объектами школьного краеведения могут и должны быть диалектная речь или говоры микрорайона, а также многочисленные и разнообразные имена, функционирующие в данной местности, то есть местная ономастика.
Т. В. Майорова предлагает для элементарных исследований в условиях городской школы привлекать архивные материалы (выписку из деловых документов ХVII – XIX вв.), документальную, научно-популярную и художественную литературу о родном крае, географические карты, схемы и справочники административного деления разных лет, словари М. Фасмера, В. И. Даля. Конечно, нужны и городские экскурсии, и экспедиции за пределы города, и посещение музеев и библиотек.
В городской школе легче организовать встречи с людьми, занимающимися специальными либо смежными исследованиями (например, местной историей), которые расскажут о своем увлечении, о результатах своих поисков.
Занятие целесообразнее начать
с прослушивания небольших
Из теории ономастики необходимо отобрать лишь наиболее важные вопросы, которые носят самый общий, упрощенный характер, к числу которых можно отнести: научное и практическое значение географических названий; что такое ономастика, в чем заключается важность ее изучения.
Начать изучение родных мест
можно со сбора известных названий
улиц, площадей, переулков нашего города
или отдельных его
Когда наберется двадцать-тридцать, а может быть, и больше названий знакомых мест и географических объектов, тогда необходимо начинать разбираться в этих названиях. Это и будет объектом работы на уроках русского языка.
Учителю необходимо наиболее
тщательно подготовиться к
Для организации и проведения уроков русского языка можно привлечь учителя географии. Как отмечает Е. М. Поспелов, в ансамбле географ-филолог-историк одинаково важна активная, заинтересованная работа каждого участника, так как, обращаясь к географическим названиям, учителя получают новое поле деятельности на уроках русского языка [Поспелов 1981:119].
На уроках проведение работы по установлению, когда (примерно) и от какого слова могло образоваться данное название, может заинтересовать учеников, а работа по определению происхождения фамилий учащихся надолго привлечет к себе внимание. Занимаясь таким видом работы, необходимо использовать методы ономастических исследований, в частности, исторический, сравнительно-сопоставительный.
Предлагаемая система работы с местным материалом вызывает неизменный интерес учащихся, их стремление расширить свои познания в краеведении, добавив к ним знания лингвистического характера. Они разыскивают новые, не рекомендованные учителем книги, приносят схемы, карты, чаще беседуют с родственниками на патриотические темы. Кроме того, приобретают навыки обращения со словарями, справочниками, знакомятся с совершенно новыми для них терминами ономастики, опираясь на знания, полученные по другим предметам. Таким образом, мы, словесники, может внести свой вклад в школьную реформу, требующую расширить воспитательные возможности каждого предмета, воспитывать потребность самостоятельно добывать знания.
Заключение
В данной работе были предприняты попытки описания методики обучения ономастике в средней школе.
В связи со стремлением в XXI веке к гуманизации и гуманитаризации образования главной задачей школы стало воспитание гуманной, всесторонней развитой личности за счет введения в систему образования изучения ономастики и увеличения объема часов на изучение гуманитарных предметов. Частично изучение ономастики реализуется через лингвокраеведческую работу. В данной работе мы выделили лишь некоторые виды такой работы: лингвистический анализ художественных произведений местных поэтов и писателей, воспитание произносительной культуры речи в условиях местных говоров, изучение топонимов Воронежа и Воронежской области.
Каждый из перечисленных видов работы можно систематически использовать в обучении русскому языку, что имеет не только обучающий, но и воспитательный характер, пробуждает интерес у учащихся к родному слову.
Безусловно, выделенные виды работ по лингвистическому краеведению в обучении родному языку не являются исчерпывающими, поэтому данная тема может быть разработана в другом направлении.
Обучение ономастике повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Кроме того, обучение ономастике формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть ситуацию, обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.
При обучении ономастике педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации; центральное место в его деятельности должен занимать не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.
Таким образом, освоение учителем методов обучения ономастике - это и есть, самый верный путь к организации творческо-исследовательской деятельности учащихся.
Для развития творческих способностей учителю сегодня очень важно от репродуктивных методов обучения перейти к продуктивным. Когда ученик должен не только показывать понимание изучаемого явления, но и решать задачи, вскрывая причинно-следственные связи между ними, уметь связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.
При этом для обеспечения
максимально самостоятельной
Для создания ситуации
успеха на учебном занятии
необходимо придерживаться
- все ученики способны усвоить материал, овладеть умениями и навыками;
- ученики должны знать, что учитель верит в них;
- учитель должен поощрять познавательную активность, делать акцент на понимание, а не на механическое запоминание, ни в коем случае не давать знания в готовом виде, а использовать проблемно-поисковый подход в обучении. Например, предлагать учащимся продолжить мысль, сделать по аналогии, включить ассоциативное мышление - одним словом, создать для ребят ситуацию успеха, чтобы способствовать развитию интеллектуальной, творческой, предметно-практической сфер, то есть становлению личности в целом;
- важен психологический климат на уроке; способность учителя удивлять, привносить элемент необычности.
Систематическое обучение ономастике на уроках русского языка даёт возможность сделать вывод о том, что задача развития творческих способностей учащихся успешно решается. Одним из главных достижений педагогической деятельности считаю создание на уроке ситуации успеха, что позволяет активизировать развитие творческих способностей, стимулировать их проявление, а также способствовать повышению результатов обучения учащихся.
При обучении ономастике обычный урок становится более эффектным, повышается динамичность урока, открывается возможность оперативного получения информации. Прежде всего, любое занятие, в том числе и обучение ономастике, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.
Таким образом, освоив весь комплекс перечисленных
знаний, умений и навыков, учащийся переходит
на самообучение и продолжает совершенствоваться.
Литература
1. Бабайцева В.В. Бернарская Л.Д. Комплексный анализ текста (на уроке русского языка) // Русская словесность. 1997. № 3. С. 57-61.
2. Благова Н.Г., Коренева Л.А., Родченко О.Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для средней общеобразовательной школы) // РЯШ. 1993. № 4 С.16-19.
3. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. -М., 1983.
4. Буслаев Ф.И. Опыт исторической грамматики русского языка. М., 1992.
5. Волкова Н.А. Воронежские народные говоры как объект лингвистического изучения // Роль народной культуры в духовном возрождении России: Сб. докладов на первой научной конференции. Воронеж. 1995. С. 14-18.
6. Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку // РЯШ. 1993. № 5. С. 3-11.
7. Денисевич Г.В. Местные говоры и их влияние на речь учащихся. Курск, 1959.
8. Денисевич Г.В. Урок русского языка и методика его проведения. Курск, 1956.
9. Закон РФ "Об образовании". М., 1996.
10. История и современность Воронежского края под общей редакцией профессора Б. Н. Королева. Воронеж, 2001.
11. Краеведческий словарь-справочник под ред. Ю. А. Бугрова. Воронеж, 1997.
12. Львова С.И. Осторожно: художественный текст. (Анализ минифрагментов художественных текстов на уроке русского языка) // Русская словесность. 1997. № 3. С.51-56.
13. Львова С.И., Ляпина С.Н.
Использование региональной
Информация о работе Методика изучения ономастики в средней школе