Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 16:47, курсовая работа
Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка.
1. Иметь представление
о языке как культурно-
2. Уметь анализировать
окружающую речевую среду,
3. Уметь связно изложить свои мысли на региональные темы (природа, культура, в том числе языковая (определенного края).
4. Уметь анализировать (в том числе языковой анализ) художественные произведения местных писателей, журналистов и т.п. [Благова,1993:18].
5. Изучение языка (местной)
прессы (радио и телевидения,
6. Вопросы речевого этикета (определенного города, области) [Лыжова,1994:130].
Для изучения регионального материала (и региональной ономастики, в частности) на уроках русского языка указанные выше методисты предлагают следующие методы:
- репродуктивный (воспроизводящий материал в готовом виде в слове учителя, беседах с учащимися, упражнениях и текстах учебника, в наглядных пособиях, магнитофонных и видеозаписях, словарях и т.д.);
- проблемно-поисковый (как ведущий);
- коммуникативный, опирающийся на живое общение, и др.
Включение местного материала в уроки лексики, фонетики и орфоэпии, словообразования, грамматики (задания и упражнения по культуре речи, дидактические языковые материалы – отрывки из произведений местных поэтов и писателей) предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков-путешествий и т.д.
Изложенные выше цели, задачи, методы и формы работы обучения русскому языку с учетом региональных особенностей края в определенной мере реализуются в школах Москвы, имеются определенные наработки педагогов, лингвистов в Воронежской области.
На наш взгляд, изучение ономастики на уроках русского языка, необходимость использования местного языкового материала в обучении родному языку важно не только с образовательной, но и с воспитательной стороны. Для ребенка одинаково важно и научиться свободно владеть родным языком, и найти свое место в мире, осознать себя в единстве с родной землёй, с окружающей их "малой" родиной. Главное – вызвать интерес к родной земле, родному языку в различных формах его проявления, в его изменениях исторических и местных.
В последнее время заметно усилился интерес к проблеме повышения эффективности урока. Большая часть методистов и учителей свое внимание сосредотачивают на поисках новых, более совершенных форм организации занятий, структуры урока, на совершенствование методики обучения, на способах активизации учащихся и тому подобное.
Основные поиски решения проблемы сосредоточены на одной из сторон педагогического процесса – на обучении.
В соответствии с законом РФ "Об образовании" воспитание – это целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.
Целью воспитания является
"обеспечение необходимых
Из многочисленных задач программы можно выделить наиболее существенную для нашей работы:
- формирование региональных,
муниципальных и других систем
воспитания на основе учета
территориальных,
Мы считаем, что реализация этих задач возможна на уроках русского языка с использованием и изучением местного языкового материала, который имеет и образовательный и воспитательный потенциал.
Родной язык, родная речь передают особые реалии национальной жизни, имеют многовековую историю, составляют предмет гордости носителей национального языка. Это культурное наследие, запечатленное в фольклоре и произведениях мастеров слова, имеющее устные и письменные языковые традиции, разные формы существования (национальный литературный язык, диалекты, разговорный язык).
На уроках русского языка формируется языковая личность с ценными взглядами на родной язык, постоянным стремлением овладевать его системой и совершенствоваться в знаниях и умениях, связанных с родным языком и родной речью.
Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К 7-8 классу интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Методисты объясняют этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению.
Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку необходимо начинать с освоения притягательной силы родного языка. Стержнем этой работы может стать ономастика. Ведь использование на уроках по русскому языку местного языкового материала не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает интерес к тому, что называют малой родиной, расширяет представление об ее истории и сегодняшнем дне. Все это даст возможность воспитать не только патриота, но и гуманного, социально культурного человека.
Обращение к ономастике в образовании, разумно организованное изучение её, овладение родной речью может стать мощным средством развития и воспитания подрастающего поколения.
"Изучение народного
языка не исключает древних
стихий нашей речи, во-первых, уже
и потому, что в старинных памятниках
нашей литературы постоянно
Главное в воспитании национального самосознания при обучении русскому (родному) языку состоит в том, чтобы показать, что именно родной язык обеспечивает для каждого соотечественника возможность понять другого и быть понятым, приобщиться к исторической судьбе народа, испытать эстетическое наслаждение от культуры владения речью.
Еще одним источником изучения ономастики в обучении родному языку может стать использование на уроках русского языка художественных произведений местных писателей и поэтов.
Обучение родному языку
в настоящее время в связи
с демократизацией общества позволило
преподавателю получить большую
свободу в выборе методов, приемов
и средств обучения, что дает ему
возможность освободиться от некоторых
условностей и стимулирует
В настоящее время учитель русского языка при подготовке к проведению конкретного урока может использовать в качестве материала связные тексты, которые могут быть использованы не на одном уроке, а на целом ряде уроков и которые расширят знания учащихся о нашей стране, нашем городе и области, его истории, природе, животном мире. Методисты считают работу с текстом очень важной.
Обучение родному языку
в отечественной методике всегда
рассматривалось в неразрывной
связи с развитием и
Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая учителем русского языка специально и попутно для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами, а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры, всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы [МПРЯ в школе 2000: 228].
В нашей работе мы предлагаем использовать собственные слова в первую очередь на уроках развития речи, в контрольных диктантах и в самостоятельной работе учащихся.
Включение в уроки русского языка краеведческого материала ставит задачу рассмотрения на этих уроках особенностей употребления языковых средств в произведениях художественной литературы, в печати, в фольклоре данной области.
В процессе работы с текстом на уроках русского языка происходит развитие, совершенствование чувства языка, приобщение школьников к национальной культуре. Работа с текстом на уроках русского языка создает условия
- для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса;
- для формирования представления о языковой системе, реализации внутрипредметных (межуровневых), а также межпредметных связей курсов русского языка и литературы;
- для личностно ориентированного преподавания русского языка, для формирования языковой личности;
- для духовно-нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих способностей [Пахнова 2000:11].
В последнее время яркой особенностью современного урока русского языка является широкое и разнообразное использование имён собственных.
Именно при комплексном
анализе сливаются воедино
Глава II. Изучение онимов (собственных имен) в школьном курсе русского языка
Информация о работе Методика изучения ономастики в средней школе