Методика изучения ономастики в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 16:47, курсовая работа

Описание

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка.

Работа состоит из  1 файл

курсов.docx

— 55.44 Кб (Скачать документ)

1. Иметь представление  о языке как культурно-исторической  среде, воплощающей в себе историю,  обычаи, традиции края.

2. Уметь анализировать  окружающую речевую среду, оценивать  факты речи земляков, способствовать  повышению их речевой культуры.

3. Уметь связно изложить свои мысли на региональные темы (природа, культура, в том числе языковая (определенного края).

4. Уметь анализировать  (в том числе языковой анализ) художественные произведения местных писателей, журналистов и т.п. [Благова,1993:18].

5. Изучение языка (местной)  прессы (радио и телевидения, периодической  печати).

6. Вопросы речевого этикета  (определенного города, области) [Лыжова,1994:130].

Для изучения регионального материала (и региональной ономастики, в частности) на уроках русского языка указанные выше методисты предлагают следующие методы:

- репродуктивный (воспроизводящий материал в готовом виде в слове учителя, беседах с учащимися, упражнениях и текстах учебника, в наглядных пособиях, магнитофонных и видеозаписях, словарях и т.д.);

- проблемно-поисковый (как ведущий);

- коммуникативный, опирающийся на живое общение, и др.

Включение местного материала  в уроки лексики, фонетики и орфоэпии, словообразования, грамматики (задания  и упражнения по культуре речи, дидактические языковые материалы – отрывки из произведений местных поэтов и писателей) предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков-путешествий и т.д.

Изложенные выше цели, задачи, методы и формы работы обучения русскому языку с учетом региональных особенностей края в определенной мере реализуются в школах Москвы, имеются определенные наработки педагогов, лингвистов в Воронежской области.

На наш взгляд, изучение ономастики на уроках русского языка, необходимость использования местного языкового материала в обучении родному языку важно не только с образовательной, но и с воспитательной стороны. Для ребенка одинаково важно и научиться свободно владеть родным языком, и найти свое место в мире, осознать себя в единстве с родной землёй, с окружающей их "малой" родиной. Главное – вызвать интерес к родной земле, родному языку в различных формах его проявления, в его изменениях исторических и местных.

В последнее время заметно  усилился интерес к проблеме повышения  эффективности урока. Большая часть  методистов и учителей свое внимание сосредотачивают на поисках новых, более совершенных форм организации занятий, структуры урока, на совершенствование методики обучения, на способах активизации учащихся и тому подобное.

Основные поиски решения  проблемы сосредоточены на одной  из сторон педагогического процесса – на обучении.

В соответствии с законом  РФ "Об образовании" воспитание – это целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

Целью воспитания является "обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитательных систем в образовательных  учреждениях всех типов и видов; упорядочение их деятельности, содействующей  развитию социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию человека-гражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала". [Программа  развития воспитания в системе образования  РФ. 2000:71].

Из многочисленных задач  программы можно выделить наиболее существенную для нашей работы:

- формирование региональных, муниципальных и других систем  воспитания на основе учета  территориальных, социокультурных  и национальных особенностей.

Мы считаем, что реализация этих задач возможна на уроках русского языка с использованием и изучением  местного языкового материала, который  имеет и образовательный и  воспитательный потенциал.

Родной язык, родная речь передают особые реалии национальной жизни, имеют многовековую историю, составляют предмет гордости носителей  национального языка. Это культурное наследие, запечатленное в фольклоре  и произведениях мастеров слова, имеющее устные и письменные языковые традиции, разные формы существования (национальный литературный язык, диалекты, разговорный язык).

На уроках русского языка  формируется языковая личность с  ценными взглядами на родной язык, постоянным стремлением овладевать его системой и совершенствоваться в знаниях и умениях, связанных с родным языком и родной речью.

Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К 7-8 классу интерес  к изучению русского языка пропадает  у большинства детей. Методисты  объясняют этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению.

Воспитание национального  самосознания при обучении русскому языку необходимо начинать с освоения притягательной силы родного языка. Стержнем этой работы может стать  ономастика. Ведь использование на уроках по русскому языку местного языкового материала не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает интерес к тому, что называют малой родиной, расширяет представление об ее истории и сегодняшнем дне. Все это даст возможность воспитать не только патриота, но и гуманного, социально культурного человека.

Обращение к ономастике в образовании, разумно организованное изучение её, овладение родной речью может стать мощным средством развития и воспитания подрастающего поколения.

"Изучение народного  языка не исключает древних  стихий нашей речи, во-первых, уже  и потому, что в старинных памятниках  нашей литературы постоянно сливается  он с варваризмами, с речениями  церковно-славянскими и пр." [Буслаев,1992:283].

Главное в воспитании национального  самосознания при обучении русскому (родному) языку состоит в том, чтобы показать, что именно родной язык обеспечивает для каждого соотечественника возможность понять другого и  быть понятым, приобщиться к исторической судьбе народа, испытать эстетическое наслаждение от культуры владения речью.

Еще одним источником изучения ономастики в обучении родному языку может стать использование на уроках русского языка художественных произведений местных писателей и поэтов.

Обучение родному языку  в настоящее время в связи  с демократизацией общества позволило  преподавателю получить большую  свободу в выборе методов, приемов  и средств обучения, что дает ему  возможность освободиться от некоторых  условностей и стимулирует творческий поиск. Вместе с тем, это не освобождает  учителя от систематического пополнения своих знаний и использования  их на уроках.

В настоящее время учитель  русского языка при подготовке к  проведению конкретного урока может  использовать в качестве материала  связные тексты, которые могут  быть использованы не на одном уроке, а на целом ряде уроков и которые расширят знания учащихся о нашей стране, нашем городе и области, его истории, природе, животном мире. Методисты считают работу с текстом очень важной.

Обучение родному языку  в отечественной методике всегда рассматривалось в неразрывной  связи с развитием и воспитанием ученика. Развитие же личности – духовно-нравственное и эстетическое – в большей мере зависит от окружающей ее речевой среды. Окружающая среда – это мир текстов, которые мы слышим, читаем, произносим. Это они создают ту атмосферу, в которой живет, дышит и развивается ребенок.

Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая учителем русского языка специально и попутно для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами, а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры, всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы [МПРЯ в школе 2000: 228].

В нашей работе мы предлагаем использовать собственные слова в первую очередь на уроках развития речи, в контрольных диктантах и в самостоятельной работе учащихся.

Включение в уроки русского языка краеведческого материала  ставит задачу рассмотрения на этих уроках особенностей употребления языковых средств в произведениях художественной литературы, в печати, в фольклоре данной области.

В процессе работы с текстом  на уроках русского языка происходит развитие, совершенствование чувства  языка, приобщение школьников к национальной культуре. Работа с текстом на уроках русского языка создает условия

- для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса;

- для формирования представления о языковой системе, реализации внутрипредметных (межуровневых), а также межпредметных связей курсов русского языка и литературы;

- для личностно ориентированного преподавания русского языка, для формирования языковой личности;

- для духовно-нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих способностей [Пахнова 2000:11].

В последнее время яркой  особенностью современного урока русского языка является широкое и разнообразное  использование имён собственных.

Именно при комплексном  анализе сливаются воедино практические и научные задачи русского языка. Систематический и комплексный анализ текста является «мощным стимулом речевого развития ученика, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер его личности, взаимосвязанного развития обоих типов мышления: с одной стороны, ассоциативно-образного, с другой – логического» [Бабайцева 1997:57].

 

Глава II. Изучение онимов (собственных имен) в школьном курсе русского языка

Информация о работе Методика изучения ономастики в средней школе