Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 00:28, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть сходства и различия мира взрослых и детей в сказке-повести «Король Матиуш Первый».
Для достижения поставленной цели необходимо:
Рассмотреть общую концепцию детства в творчестве Януша Корчака и других европейских писателей начала ХХ века (на примере Антуана де Сент-Экзюпери и Эриха Кестнера).
Выделить в трудах Януша Корчака его взгляды на детство и отношения между ребенком и взрослым.
Проследить актуализацию этих идей в «Короле Матиуше Первом».
Введение…………………………………………………………………………...4
Ребенок в историческом обзоре..
Образ детства в творчестве европейских писателей ХХ века …………..5
Образ ребенка (Детский образ) в творчестве Антуан де Сент-Экзюпери………………..…..5
Эрик Кестнер и его концепция детства…………………………………...8
Некоторые биографические факты о Януше Корчаке………………………...10
Концепция детства в работах Януша Корчака + Когда я был маленьким Кестнер……………………...…..11
Король Матиуш – воплощение детских мечтаний Корчака……...……15
Король Матиуш Первый: мир взрослых и детей………………………..16
Заключение ………………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………
И дети могут подумать, что они не могут быть министрами, путешественниками и писателями, а это неправильно».
Такими словами писатель делает шаг к примирению взрослых и детей, показывая, что все умные, степенные, солидные граждане, говорящие, что ребенок мало что понимает в этом мире, были такими же мальчиками и девочками. Каждый человек был когда-то ребенком, но не многие могут найти его в своей душе.
В «Короле Матиуше Первом» дети и взрослые своим поведением напоминают друг друга. Рассмотрим наиболее яркие персонажи:
«Его все любили. Взрослые жалели его, потому что он сирота. Мальчишкам льстило, что все слушаются их сверстника: даже генералы стоят перед ним навытяжку, а солдаты делают на караул. Девчонки, те по уши влюбились в миловидного маленького короля, снятого верхом на пони. Но больше всего любили его приютские дети.»
С другой стороны – Матиуш самый несчастный ребенок на свете, ведь он круглая сирота. Жизнь без любящих родителей, защищающих ребенка от опасностей внешнего мира, даже во дворце не самая лучшая. Особенно когда ты не умеешь справляться с хитростью и коварством взрослых министров и не можешь дать им достойный отпор.
Матиуш сразу обнаруживает свое положение:
«Как же так? Ведь я — король, значит, все должны меня слушаться, а выходит наоборот: я всех слушаюсь, — рассуждал Матиуш сам с собой. — Между мной и другими детьми никакой разницы нет. Как все дети, я читаю и пишу. Мою уши и шею, чищу зубы. И таблица умножения, которую я учу, ничуть не легче той, которую учат другие дети. Какая же выгода быть королем?»
И только потом он поймет, если ты король, у тебя не может быть выгоды, у тебя столько обязанностей, сколько нет ни у одного человека в государстве. Но он обладает такими качествами, которые могут помочь ему стать хорошим королем: «Матиуш был способный, но главное — не способности, а сильная воля и упорство.», он очень хотел учиться, но не всегда взрослые отвечали на его вопросы, считая их глупыми.
На протяжении всей книги Матиуш очень сильно изменяется. Вначале он предстает перед нами маленьким мальчиком, сиротой, который вынужден искать свое место во взрослом мире. На его плечи лег такой груз, который не каждый взрослый может вынести: управление государством, ответственность за счастье своих подданных. Что же говорить о десятилетнем мальчике, который только научился писать и его не знает географии родной страны?
На
войне Матиуш научился смотреть на
мир глазами взрослого
После возвращения театра военных действий, Матиуш вернулся во дворец другим человеком: он узнал свой народ, узнал свою страну такой, какая она есть на самом деле. Казалось бы, Матиуш теперь не зависит от мнения министров: он берет бразды правления в свои руки, не дает собой манипулировать, вникает в каждое дело. Матиуш проводит ряд реформ в своем королевстве. По масштабам эти реформы крупные, но касаются они большей частью детей: выдача шоколада и детский парламент.
Но через какое-то время он понимает, что еще слишком мал для того, чтобы контролировать все свое государство.
«Душе моей больней, чем пальцам», — подумал он.
Над письменным столом висели портреты его родителей.
«Бедный сирота», — посмотрев на портреты, вспомнил Матиуш слова из письма и вздохнул.
Вздохнул, но не заплакал — сдержался. Не пристало королю сидеть на троне с заплаканными глазами.»
Так может рассуждать только серьезный, сильный человек. Трудно представить ребенка, способного к таким рассуждениям
«— Добрая хозяюшка, — хмуро ответил Фелек, — отец наш, сержант, уезжая на войну, сказал на прощание: «У хорошего солдата ноги — чтобы шагать, руки — чтобы винтовку держать, глаза — смотреть, уши — слушать, а язык — чтобы его за зубами держать, пока их ложка с солдатской похлебкой не разожмет. Винтовка в солдатских руках — защита, а болтливый язык — враг, который целый взвод погубить может». Откуда мы едем — военная тайна. Мы ничего не знаем и не скажем.
Стрелочница от удивления рот разинула.
— Скажите на милость, ребенок, а рассуждает, как старик. И правильно делаете, детки.»
Но случилось так, что Фелек оказался способным на предательство. Такое поведение выдает человека с ослабленной волей. Возможно, Фелек чувствовал необходимость компенсировать жестокое воспитание отца, который частенько бил его. Получив в руки власть, униженный человек становится тираном.
«В газетах писали правду: я воровал деньги и брал взятки. Когда ты вместо себя посылал меня на аудиенции, я выдавал ребятам не все подарки. То, что мне нравилось, оставлял себе. За взятки я давал подарки получше и подороже. А мои приятели, в том числе и Антек, являлись каждый день и брали что хотели. Да, все это я делал, не отпираюсь, но шпионом не был. Я действовал по указке журналиста.»
Вместе с тем Януш Корчак рисует нам повседневную ситуацию коррупции, разворовывания, которая существует, к сожалению, во взрослом мире.
«Белый король скрывает от Клу-Клу свое горе. Белый король не хочет посвятить Клу-Клу в свои тайны. Но Клу-Клу догадалась обо всем сама. Она не покинет в беде белого короля. <…>
— Клу-Клу будет молчать как могила. Клу-Клу узнала Печального короля. Скорей выдаст тебя этот пепел, чем Клу-Клу.<…>
— Клу-Клу клянется:
она не скажет больше ни слова».
«Король снова заиграл на скрипке.
— Почему вы играете так печально? — спросил Матиуш.
— Жизнь печальная, мой друг, особенно у королей.<…>
—Король обязан заботиться о благе своего народа. Корону носить — дело нехитрое. А вот как сделать людей счастливыми?»
Причина печали короля – вечный вопрос правителя: как сделать народ счастливым? Судя по всему, ответ на этот вопрос не просто найти в этом мире, где в любом случае кто-то будет недоволен своей участью.
«Помни: я твой друг. Ни при каких обстоятельствах не забывай об этом. Я буду всячески стараться помочь тебе<…>. Мне очень жало тебя, бедный сирота, и хочется хоть немного облегчить твою участь».
— У вас король — сопляк!
— А ваш — старая галоша!
— Эй вы, голь перекатная! У вас сапоги каши просят!
— А у вас рожи от голода повытянулись! Бурду вместо кофе лакаете!
— Иди попробуй!
— Как волки голодные! Не накормишь вас, когда в плен попадете.
— А вы оборванцы!
— Здорово вы драпанули!
— Зато всыпали вам напоследок по первое число!
— Горе-стрелки! Вам бы в лягушек палить из пушек!
— Сами хороши!
— Мы-то умеем стрелять!»
Если читать эту перебранку вне контекста самой сказки, можно ошибочно предположить, что это дети играют в войну, представляют себя солдатами вражеских армий. Такое впечатления создают нехитрые оскорбления, которые встречаются в речи уличной детворы, бравирующей друг перед другом.
«Я начал с детей, потому что сам маленький и мне ближе и понятней их нужды. Нельзя сделать все сразу. У меня и так дел по горло. Когда мне исполнится пятнадцать лет и мы наведем порядок у детей, я займусь вами.»
Собрания детского парламента не приносят никаких результатов, кроме того, что дети забыли про свои обязанности. Теперь они признают только свои права:
«Снова поднялся крик.
Пришлось на десять минут прервать заседание и навести порядок.
За дверь выставили четырех самых горластых депутатов. Журналист<…>попросил вносить свои предложения.
Опять закричали все сразу:
— Я хочу голубей держать!
— А я — собаку!
— Не хотим, чтобы нас целовали!
— Сказки пусть рассказывают!
— Мы любим колбасу!<…>»
Не
удивительно, что решения такого
парламента не привели ни к чему
хорошему. Дети неспособны жить принимать
самостоятельные решения по очень
важным вопросам, впервую очередь
потому, что они не думают дальше
своих нужд и интересов. В этом отношении
Матиуш уже не ребенок, он рано понял, что
главное слово для него «долг».
Если рассмотреть основных героев сказки –повести «Король Матиуш Первый», можно сделать вывод, что все они делятся на две группы:
В первую группу входят: министры, солдаты, два соседских короля, дети королевства. Эти герои не выглядят реальными. В них слишком много детского или взрослого, или в какой-либо ситуации идет перевес в одну из крайностей. Читая книгу нам хочется над ними посмеяться, порой нас неприятно удивляет их поведение. Но мы видим, что эти особенности поведения встречается и в повседневном мире, при том не редко.
К
героям второй группы можно отнести
Матиуша, Фелека, Клу-Клу, Печального короля.
Они более реалистичны. Мы видим, что в
этих героях сосуществуют как черты взрослого
человека, так и детские. Это позволяет
героям расти над собой, сочувствовать,
понимать общечеловеческие законы. Героям
второй группы дана способность испытывать
настоящую дружбу, преданность – быть
настоящими людьми.
Информация о работе Образы взрослых и детей в романе Януша Корчака «Король Матиуш Первый»