Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 00:28, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть сходства и различия мира взрослых и детей в сказке-повести «Король Матиуш Первый».
Для достижения поставленной цели необходимо:
Рассмотреть общую концепцию детства в творчестве Януша Корчака и других европейских писателей начала ХХ века (на примере Антуана де Сент-Экзюпери и Эриха Кестнера).
Выделить в трудах Януша Корчака его взгляды на детство и отношения между ребенком и взрослым.
Проследить актуализацию этих идей в «Короле Матиуше Первом».
Введение…………………………………………………………………………...4
Ребенок в историческом обзоре..
Образ детства в творчестве европейских писателей ХХ века …………..5
Образ ребенка (Детский образ) в творчестве Антуан де Сент-Экзюпери………………..…..5
Эрик Кестнер и его концепция детства…………………………………...8
Некоторые биографические факты о Януше Корчаке………………………...10
Концепция детства в работах Януша Корчака + Когда я был маленьким Кестнер……………………...…..11
Король Матиуш – воплощение детских мечтаний Корчака……...……15
Король Матиуш Первый: мир взрослых и детей………………………..16
Заключение ………………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………
Эрик
Кестнер и его
концепция детства
Эрик Кестнер родился в Германии на рубеже веков. Его семья не была богатой. Отец, работавший шорником, рано покинул семью. Мать Кестнера была вынуждена устроиться на несколько работ, чтобы обеспечить своего единственного сына хорошим образованием. С матерью будущего писателя Эриха связывали очень тесные узы. Находясь в Берлине и Лейпциге, он ежедневно сочинял для своей матери трогательные письма и открытки. Отношение к матери нашло своё отражение и в произведениях Кестнера.
Тема детства проходит через
все творчество Эрика Кестнера.
Именно детство определило его
характер и мировосприятие. На
собственном опыте писатель
Кестнер в своих книгах всегда обращается к детям на равных. В автобиографии «Когда я был маленьким» первые строки рисуют читателю человека, который не просто помнит свое детство, живет им, он совмещает его с опытом своей взрослой жизни, хотя в большей степени автор наслаждается живым, простым общением с юными читателями, которое он строит используя дружеские интонации, умеющего посмеяться над собой - взрослым и понять себя – ребенка (так же и других детей).
Эрик Кестнер бесконечно верил в детей, не смешивал их неопытность с глупостью. Он создал в своих книгах новый для тогдашней немецкой литературы тип ребенка. Герои его книг не кроткие и послушные дети, а умные, уверенные в себе, неравнодушные маленькие люди. Его кредо - "…дети… живут по соседству с добром. Надо только научить их с умом открывать туда дверь".
Писатель говорил: "Человек только тот, кто, став взрослым, остается ребенком". Сам Кестнер был большим ребенком, сохранившим все даже мельчайшие воспоминания о своем детстве. Они и помогали ему писать книги для детей.
Эрик Кестнер верил в победу добра, верил в детей, которые построят разумный мир. Верил в роль детской книги. Хорошо понимал, как читают дети. Сохранилось его выступление во время вручения ему Золотой медали, вот из него слова: "Дети читают иначе - не так, как мы. Картины мира, вызываемые буквами, для них по-своему, но в такой же степени реальны, что и мир осязаемых вещей… Дети каждую букву читают еще сердцем… Мальчик, склонившийся над книгой, только для нас с Вами находится на кухне. На самом деле, здесь, на подоконнике, водрузился лишь его костюм. Сам он, как раз в этот миг, берет на абордаж пиратское судно. И бродит с волшебной лампой Алладина по таинственным подземным лабиринтам…".
Э. Кестнер завещает нам следующее:
«Не расставайтесь с детством. Знаете, большинство людей расстаются с детством, как будто снимают старую шляпу. Они забывают его, как телефонный номер, ставший не нужным. Жизнь представляется им чем-то вроде длинной колбасы, которую помаленьку съедаешь, и что съедено, того больше не существует...».
«Самое
драгоценное - это детство, все равно
радостное оно или печальное.
Не забывайте незабываемое!».
Антуан
де Сент-Экзюпери
и его концепция детства.
Чтобы отношения к ребенку нужно заглянуть в его собственное детство. Антуан де Сент-Экзюпери родился в обедневшей аристократической семье. В четыре года он потерял отца. На попечении матери остался маленький Антуан и еще четверо детей. «Она сохранила свою нежную, чуть грустную улыбку, гордую и свободную осанку, живое воображение. Она художница, талантливый живописец. Она не знает иного воздействия на детей, кроме любви. Каждому достается равная доля нежности и внимания».
Маленький Тони внешне был самым преданным своей матери. Он постоянно нуждался в ее внимании, любви и ласке. Маленьким мальчиком он ходил попятам за матерью со скамеечкой, чтобы в тот же момент, когда она присядет отдохнуть или заняться работой, поставить свою ношу и прижаться к ее ногам. На протяжении всей жизни для Антуана не было ближе человека, чем его мать. Только ей одной он поверял свои мысли. Он говорил, что это единственный человек, который знает настоящего Тони, а не его внешнюю сторону. Детские годы в кругу семьи невероятно притягательны для писателя. Только тогда он чувствовал себя в полной безопасности, имел безграничное доверие к миру, купался в атмосфере уюта и душевной близости. «Мир воспоминаний детства, нашего языка и наших игр... всегда будет мне казаться безнадежно более истинным, чем любой другой. Я не очень-то уверен, что жил после того, как прошло детство», - писал когда-то матери Антуан.
И сказка “Маленький принц” - галерея образов, возникающих в мозгу зрелого человека, размышляющего о прожитой жизни, начинается с возврата в мир детства:
“Когда мне было шесть лет, как-то в книжке о девственном лесе под названием “Рассказы о пережитом” я видел прекрасную картину. На ней был изображен удав, глотающий какого-то зверя.»
Все мы помним один из первых, ставшим классическим, рисунков, открывающих сказку: изображение «шляпы», которая должна была внушать страх, а затем пояснение для взрослых, в виде той самой «шляпы», на поверку оказавшейся удавом со слоном внутри. Сент-Экзюпери не только приоткрывает читателю мировоззрение ребенка, объясняя его, но и резко противопоставляет этот мир концепции взрослого.
«Взрослые посоветовали мне бросить изображение удавов, а заняться лучше географией, историей, арифметикой и грамматикой. Так случилось, что шести лет от роду я был принужден навсегда отказаться от блестящей карьеры художника».
В сказке довольно много замечаний, исходящих из уст ребенка и характеризующих взрослых с некоторой долей критики: «Взрослые никогда ничего самостоятельно не понимают, а ведь для детей утомительно всегда и все им разъяснять.»
Можно встретить отрывки, где уже взрослый человек говорит о взрослых же, но в его рассуждениях еще сохраняется позиция детского мировосприятия, а так же добавляется неприкрытая ирония: «Благодаря моей профессии я всю жизнь сталкивался со множеством серьезных людей. Я долго прожил среди взрослых. Я наблюдал их вблизи. Это мало улучшило мое мнение о них.<…>Когда мне встречался какой-нибудь взрослый, казавшийся мало-мальски разумным, я проверял на нем впечатление от рисунка номер 1, который всегда хранил. Меня интересовало, насколько этот взрослый понятлив на самом деле. Но всегда получал ответ; “Это шляпа”. И тогда я не говорил с ними ни об удавах, ни о девственном лесе, ни о звездах. Я опускался до его уровня: говорил с ним о бридже, о гольфе, о политике и галстуках. И взрослого радовало знакомство со столь рассудительным человеком».
«<…>Но никто не поверил ему из-за его костюма. Такая уж публика эти взрослые».
«Если я вам изложил все так подробно об астероиде Б 612, если я доверил вам его номер, то это из-за взрослых. Взрослые любят цифры.<…>
Так, если вы им скажете: “Маленький принц не выдумка. Он был очарователен, смеялся и требовал барашка. А когда хочешь барашка, это значит, что ты существуешь”, - они только пожмут плечами и назовут вас ребенком. Но если вы им скажете: “Планета, с которой он явился, - астероид Б 612”, -- это убедит их, и они оставят вас в покос со своими вопросами. Такая уж это публика! Не надо на них сердиться. Дети должны проявлять терпимость к взрослым.
Но мы-то, разумеется, понимаем жизнь, и что нам номера!»
Так же существуют и такие эпизоды, в которых рассказчик показывает исключительно взрослую реакцию на действия Маленького принца: «И маленький принц звонко рассмеялся, что меня очень раздосадовало, (Я требую серьезного отношения к моим злоключениям.)»
И
все же, какие бы разнообразные
отношения между ребенком и взрослым
не отображались в «Маленьком принце»,
А. де Сент–Экзюпери показывает свое
отношение к детям в
«ЛЕОНУ ВЕРТУ.
Прошу прощения у детей за
то, что посвятил эту книгу
взрослому. Но у меня есть
для этого уважительная
Леону
Верту, когда он был маленьким
мальчиком...»
Практическая
Заключение
Информация о работе Образы взрослых и детей в романе Януша Корчака «Король Матиуш Первый»