Обзор древнерусской литературы и ее специфические особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:22, контрольная работа

Описание

Древнерусская литература в корне отличалась от того, что мы привыкли понимать под литературой в настоящее время. Литература в Древней Руси теснейшим образом была связана с распространением христианской религии и служила орудием проповедования и закрепления христианства на Руси. Этим определялось особое отношение к книге, как к святому предмету, а к чтению, как к священному процессу приобщения к Божьему Слову.

Содержание

Введение. с.2
Обзор древнерусской литературы и ее специфические особенности.
Историзм древнерусской литературы. с.3
Отличие древнерусской литературы от современной. с.5
Деление жанров древнерусской литературы на первичные и объединяющие. Иерархия. с.7
Краткая характеристика. с.10-20
Паримийник
Палея
Хроника
Шестоднев
Физиолог
«Златоуст»
«Маргарит»
Агиография
Пролог-синаксарь
Патерик
Четьи-Минеи
Евангелие-апракос
Апокриф
Заключение. с.23
Список использованной литературы. с.25

Работа состоит из  1 файл

контрольная по древне русской.docx

— 66.65 Кб (Скачать документ)

   Оглавление

  1. Введение.                                                                                                     с.2
  2. Обзор древнерусской литературы и ее специфические особенности.
  1. Историзм древнерусской литературы.                                                  с.3                                                                           
  1. Отличие древнерусской литературы от современной.                           с.5
  2. Деление жанров древнерусской литературы на первичные                       и объединяющие.   Иерархия.                                                                              с.7
  3. Краткая характеристика.                                                                     с.10-20
  1. Паримийник
  1. Палея
  2. Хроника
  3. Шестоднев
  4. Физиолог
  5. «Златоуст»
  6. «Маргарит»
  7. Агиография
  8. Пролог-синаксарь
  9. Патерик
  10. Четьи-Минеи
  11. Евангелие-апракос 
  12. Апокриф
  1. Заключение.                                                                                             с.23          
  1. Список  использованной литературы.                                                    с.25        
 
 
 
 
 
 
 
 

    I. Введение.

    Древнерусская литература прошла длительный период развития, который составляет 7 веков: с 9 по 15 века. Становление древнерусской литературы ученые связывают с принятием христианства на Руси в 988 году. Этот год и является точкой отсчета при периодизации литературы. Достоверно известно, что письменность на Руси существовала и до принятия христианства. Но памятников дохристианской письменности обнаружено очень мало. По имеющимся памятникам нельзя сказать, что до принятия христианства на Руси существовала литература и книжность.

    Древнерусская литература в корне отличалась от того, что мы привыкли понимать под  литературой в настоящее время. Литература в Древней Руси теснейшим  образом была связана с распространением христианской религии и служила  орудием проповедования и закрепления  христианства на Руси. Этим определялось особое отношение к книге, как  к святому предмету, а к чтению, как к священному процессу приобщения к Божьему Слову.

    Не  зная истории древнерусской литературы, мы не поймем всей глубины творчества А. С. Пушкина, духовной сущности творчества Н. В. Гоголя, нравственных исканий Л. Н. Толстого, философской глубины Ф. М. Достоевского, своеобразия русского символизма, словесных исканий футуристов. Древнерусская литература — это литература формирующейся великорусской народности, постепенно складывающейся в нацию.

    Вопрос  о хронологических границах древнерусской  литературы окончательно не решен нашей наукой. Представления об объеме древнерусской литературы до сих пор остаются неполными. Много произведений погибло в огне бесчисленных пожаров, во время опустошительных набегов степных кочевников, нашествия монголо-татарских захватчиков, польско-шведских интервентов. В 1777 г. от огня погибла Киевская библиотека.

    Часть книг уничтожили сами переписчики – старые надписи смывали, а поверх писали новые. Это делали в целях экономии дорогого материала, из которого книги изготавливались.

      II. Обзор древнерусской литературы и ее специфические        особенности. 

        1. Историзм  древнерусской литературы.

    Одно  из самых замечательных свойств  древней русской литературы —  ее историзм — было вместе с тем  и ограничительной чертой, за которую  не могло переступить художественное обобщение средневекового автора. В  самом деле, действие древнерусских литературных произведений всегда происходило в точно определенной исторической обстановке, или, еще чаще, произведения древнерусской литературы рассказывали непосредственно о самих исторических событиях — только что случившихся или давних. Главные герои древней русской литературы (в пределах до середины XVII в.) — это только деятели русской истории (Владимир Святославич, Владимир Мономах, Александр Невский, Довмонт Псковский, Дмитрий Донской и т. д.) либо русские святые (Борис и Глеб, Феодосии и Антоний Печерские, Меркурий Смоленский, Сергий Радонежский и др.). Типизированных, обобщенно-вымышленных героев с вымышленными именами древняя русская литература не знает. Художественное обобщение в ней всегда опиралось на конкретные исторические имена, подавалось через описание исторических событий — безразлично, современных или отодвинутых в далекое прошлое. Даже жития русских святых по преимуществу историчны.

    Тот же исторический интерес древнерусского читателя сказался и в выборе произведений для переводов на русский язык: вслед за богослужебной (своего рода «деловой») литературой переводилась по преимуществу историческая — хроники, «Александрия» (роман о жизни Александра Македонского), «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия и др. Все эти факты отнюдь не случайны. Интерес древнерусского читателя был прикован к истории. Древнерусский читатель не интересовался бы произведением, если бы знал, что сюжет его вымышлен, а герои его никогда не существовали.

    Этот  «историзм» литературы Древней Руси был подчинен ее патриотизму. Древнерусская литература в лучших своих произведениях стремилась к разрешению важных, насущных задач народной жизни и государственного строительства. Оборона родины, объединение Руси, а с XVI в. вопросы социального и хозяйственного переустройства — вот что прежде всего интересовало русского читателя XI-XVI вв. Русская литература XI-XVI вв. почти не знала личной темы, любовной лирики, развлекательных жанров, занимательной интриги и т. д.

   Проблема  историзма имеет сегодня характер не только научный, но и общекультурный. Применительно к литературе древнерусской  Д.С. Лихачевым был введен термин «средневековый историзм», заключающий в себе мысль о недопустимости вымысла, об ограничении содержания произведений средневековых писателей событиями реальными, действительно происходившими или считавшимися таковыми.

    Древнерусские авторы осознавали свою особую историческую миссию – миссию свидетелей времени. Они считали, что обязаны зафиксировать  все события, которые происходили  на их земле, чтобы через книгу  донести историю до потомков. Кроме этого, в тексты включали множество преданий, легенд, которые имели устное бытование.

    Произведения литературы Древней Руси всегда были прикреплены к конкретному историческому событию, к конкретному историческому лицу. Это повести о битвах (о победах и поражениях), о княжеских преступлениях, о хождениях в святую землю (в Палестину), в Константинополь и о людях — по преимуществу о святых и князьях-полководцах. Есть повести об иконах и о построении церквей, о чудесах, в которые верят, о явлениях, которые якобы совершились. Но мало новых произведений на явно вымышленные сюжеты. Вымышленные сюжеты (например, сюжеты притч) на русской почве приобретают историческую окраску, имеют тенденцию прикрепляться к тем или иным историческим лицам или событиям. Даже проповедники по большей части избегают иносказаний и баснословий.

    Максимальная  объективность – один из основных канонов древнерусской литературы. Древнерусскую литературу отличали религиозность и историзм.  

   
        1. Отличие древнерусской литературы от современной.

   Древнерусские книги представляли собой огромные фолианты, страницы которых изготавливались  из воловьей кожи. Книги переплетали  в доски, которые обтягивали кожей и украшали. Выделанная воловья кожа была недешевым материалом, который необходимо было экономить. Именно поэтому древнерусские книги писали особым образом: в книгах между словами не было интервалов. Естественно, читать такие книги было очень нелегко. Кроме этого, многие часто употребляющиеся слова писали не полностью. Например, БГ – Бог, БГЦ – Богородица, НБ – небо. Над такими словами ставили знак «титла» - сокращение. Из-за дороговизны материала книги стоили целые деревни. Позволить себе иметь книги могли только богатые князья.

    Одно  из отличий древнерусской литературы от современной, заключается в том, что у древнерусских книг нет и не могло быть автора. В Древней Руси понятия авторства не существовало вовсе, оно появилось намного позже. Считалось, что рукой книгописца водит Бог. Человек является лишь посредником, через которого Бог доносит до людей свое Слово. Поставить свое имя в книге считалось большим грехом. Вера в это была сильна, поэтому долгое время никто не смел указывать в книгах свое имя. Но некоторые не могли удержаться и ставили неприметную, но так важную для них надпись типа «Азъ многогрЂшный (имя) руку къ сЂму приложилъ».  
Сильна была вера в то, что книга чудесным образом воздействует на человека, даря ему божественную благодать. Общаясь с книгой, древнерусский человек верил в то, что общается с Богом. Именно поэтому перед чтением книг было принято поститься и молиться в течение, как минимум, недели.

    В древнерусской литературе не было лирики. Она, нося исключительно религиозный характер, во главу угла ставила проповедь законов христианской морали. Именно поэтому в ней не уделялось никакого внимания частной жизни человека.

    Основными хранителями и переписчиками  книг в Древней Руси, как правило, были монахи, менее всего заинтересованные в хранении и переписке книг мирского (светского) содержания. И это во многом объясняет, почему подавляющее большинство дошедших до нас произведений древнерусской письменности носит церковный характер.

      Распространенные представления о том, что Русь заимствовала в Х—XIII вв. жанры своей литературы из Византии и Болгарии, верны только в известной мере. Жанры действительно были заимствованы из Византии и Болгарии, но далеко не все: часть не перешла на Русь, другая часть создавалась здесь самостоятельно, начиная с XI в. И объясняется это, прежде всего тем, что Русь и Византия стояли на разных стадиях общественного развития. На Руси были свои общественные потребности в литературе. Значительно большая близость существовала, по-видимому, между Русью и Болгарией, но и тут были крупные различия.

    Так, например, Русь не заимствовала из Византии стихотворных жанров. Переводы стихотворных произведений делались прозой и переосмыслялись в жанровом отношении.

    Не  составлялись на Руси и придворные хроники, различные философские произведения.

    Иным  было взаимоотношение литературы и  фольклора. Так, например, в Византии уже в XII в. велось собирание греческих  пословиц. В это время был составлен  Федором Продромом сборник пословиц. Их снабдил своими комментариями Михаил Глика. В России же собрание пословиц началось только в XVII в.

    Жанры средневековой русской литературы были тесно связаны с их употреблением  в быту — светском и церковном. В этом их отличие от жанров новой литературы, образующихся и развивающихся не столько из потребностей обихода, сколько под влиянием внутренних законов литературы и литературных требований.

    Богослужение  требовало собственных жанров, предназначенных  для определенных моментов церковной службы. Некоторые жанры имели назначение в сложном монастырском быту. Даже келейное чтение имело свою жанровую регламентацию. Отсюда несколько типов житий, несколько типов церковных песнопений, несколько типов книг, регламентирующих богослужение, церковный и монастырский быт, и т. д.

    Среди жанров в древнерусской литературе преобладали жития святых, летописи, хронографы, четьи-минеи, патерики, а также апокрифы. В эту систему входили даже такие жанрово не повторяющиеся типы, как служебные евангелия, несколько типов палей и паремийников, апостольские послания и пр.

    Уже из этого беглого и крайне обобщенного  перечисления церковных жанров ясно, что часть жанров могли развивать  в своих недрах новые произведения (например, жития святых, которые должны были создаваться в связи с новыми канонизациями), а часть жанров были строго ограничены существующими произведениями, и создание новых произведений в них было невозможно.  

Информация о работе Обзор древнерусской литературы и ее специфические особенности