Обзор древнерусской литературы и ее специфические особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:22, контрольная работа

Описание

Древнерусская литература в корне отличалась от того, что мы привыкли понимать под литературой в настоящее время. Литература в Древней Руси теснейшим образом была связана с распространением христианской религии и служила орудием проповедования и закрепления христианства на Руси. Этим определялось особое отношение к книге, как к святому предмету, а к чтению, как к священному процессу приобщения к Божьему Слову.

Содержание

Введение. с.2
Обзор древнерусской литературы и ее специфические особенности.
Историзм древнерусской литературы. с.3
Отличие древнерусской литературы от современной. с.5
Деление жанров древнерусской литературы на первичные и объединяющие. Иерархия. с.7
Краткая характеристика. с.10-20
Паримийник
Палея
Хроника
Шестоднев
Физиолог
«Златоуст»
«Маргарит»
Агиография
Пролог-синаксарь
Патерик
Четьи-Минеи
Евангелие-апракос
Апокриф
Заключение. с.23
Список использованной литературы. с.25

Работа состоит из  1 файл

контрольная по древне русской.docx

— 66.65 Кб (Скачать документ)
ify">   Апокрифы  не входили в еврейскую Библию и не употреблялись в иудейском богослужении. Однако они имеются в древнегреческом переводе Библии (Септуагинта), и поэтому Лютер, переводя священную книгу, перевел на немецкий язык и названные выше апокрифы. При этом Лютер приписал: «Апокрифы — это книги, которые не считаются равными Священному Писанию, но они полезны и хороши для чтения».

   В апокрифах есть немало доброго, полезного. Но, выражая глубокое благочестие в одном случае, в другом — они передают выдуманные людьми противоречащие библейскому учению рассказы. Люди довольно рано поняли, что апокрифы не инспирированы Духом Божьим. Они возникли между 300 и 100 гг. до Р. X., когда Дух Божий уже прекратил призывать пророков. Последний пророк Ветхого Завета, Малахия, писавший около 400 г. до Р. X. Вавилонский Талмуд, произведение иудейских ученых-книжников, отмечает: «После последних пророков Аггея, Захарии и Малахии Святой Дух удалился от Израиля». Понятно, почему слово «апокриф» стало употребляться в значении «сомнительный, неподлинный», что касается апокрифических сочинений, но отнюдь не Слова Божьего.

   Запретность апокрифов и связь апокрифов  с фольклором немало способствовали их популярности в славянской среде, а в конкретных условиях (напр., у богомилов), даже укрепляло их авторитет. Славянские апокрифы - в основном переводные с греческого, изредка с латинского.

   Значительное  влияние на славянское устное народное предание оказали апокрифы-молитвы  и апокрифы-гадательные книги. Апокрифические молитвы фактически являются заговорами с типичными для апокрифов молитвами и персонажами (Адам и Ева, Авраам, Христос, апостолы, архангелы, святые), изгоняющими нечистую силу и различные болезни. Некоторые из них содержались в требниках и молитвенниках XV-XVII вв. Гадательные книги были разного типа. Колядник - предсказатель погоды и урожая в разные периоды года; громник - помимо урожая, указывает на голод, войны, поражения и, наоборот, урожай, мир и победы в зависимости от того, в какой месяц или фазу луны, день и время суток прогремит гром или будет землетрясение (некоторые громники имеют зодиакальную часть с указанием на "хорошие", "средние" и "плохие" дни; молняник - разновидность громника с пророчествами по молнии, а не по грому; месяцеслов - предсказатель судьбы по дням недели и месяцам и, наконец, трепетник, определяющий близкое будущее по "трепещущим" частям тела. Происхождение содержания этих книг относится к дохристианским языческим временам, но в славянскую среду они попали из среды византийской, где подверглись обработке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    IV.  Заключение.  

    Появление литературы в жизни народа решительно меняет его историческое и нравственное самосознание. Первые исторические произведения позволяют народу осознать себя в историческом процессе, задуматься над своей ролью в мировой истории, понять корни событий современности и свою ответственность перед будущим.

    Первые  нравственные сочинения, сочинения  общественно-политические, уточняют социальные нормы поведения, позволяют шире распространять идеи ответственности каждого за судьбу народа и страны, воспитывают патриотизм и одновременно уважение к другим народам.

    Древняя русская литература — это цикл. Цикл, во много раз превосходящий фольклорные. Это эпос, рассказывающий историю вселенной и историю Руси.

    Ни  одно из произведений Древней Руси — переводное или оригинальное — не стоит обособленно. Все они дополняют друг друга в создаваемой ими картине мира. Каждый рассказ — законченное целое, и вместе с тем он связан с другими. Это только одна из глав истории мира. Даже такие произведения, как переводная повесть «Стефанит и Ихнилат» (древнерусская версия сюжета «Калилы и Димны») или написанная на основе устных рассказов анекдотического характера «Повесть о Дракуле», входят в состав сборников и не встречаются в отдельных списках. В отдельных рукописях они начинают появляться только в поздней традиции — в 17 и 18 вв.

    Древнерусская литература является тем прочным  фундаментом, на котором возводится величественное здание национальной русской художественной культуры XVIII — XX вв. В ее основе лежат высокие нравственные идеалы, вера в человека, в его возможности безграничного нравственного совершенствования, вера в силу слова, его способности преобразования внутреннего мира человека, патриотический пафос служения Русской земле. Вера в конечное торжество добра над силами зла, всесветное единение людей и его победу над ненавистной рознью.  

    VI. Список литературы.

  1. Апокрифы Древней Руси. М.: Изд-во РАН, 1997.
  2. Гудзий Н. К. История древнерусской литературы. 6-е изд. 1956; 7-е изд.
  3. История русской литературы: В 4 т.: Т. 1: Древнерусская литература. Литература XVIII в. / Под ред. Д.С. Лихачева. Л., 1980.
  4. История русской литературы X – XVII вв. / Под ред. Д.С. Лихачева. М., 1980
  5. Кусков В. В. История древнерусской литературы. 4-е изд.. М., 1982
  6. Литература Древней Руси: Биобиблиогр. словарь / Под ред. А.В. Творогова. М., 1996.
  7. Литература и культура Древней Руси. Словарь-справочник. / Под ред. В.В. Кускова. М., 1994.
  8. Лихачёв Д.С. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖАНРОВ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. (Исследования по древнерусской литературе). - Л., 1986. – 96 с.
  9. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М., 1979.

Информация о работе Обзор древнерусской литературы и ее специфические особенности