Островский--создатель русского нацио-нального театра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 15:33, реферат

Описание

Главная часть урока посвящается лекции учителя о взгля-дах Островского на театр. Однако очень важно, чтобы ученики увидели подлинное новаторство драматурга, стали в своем во-ображении зрителями и читателями середины прошлого века.

Работа состоит из  1 файл

Гроза.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)

1-й урок. А. Н.  Островский--создатель русского  нацио-нального театра

Главная часть урока  посвящается лекции учителя о  взгля-дах Островского на театр. Однако очень важно, чтобы ученики  увидели подлинное новаторство  драматурга, стали в своем во-ображении  зрителями и читателями середины прошлого века.

Трудно понять, как  велико было впечатление от первых пьес Островского, если не представить, как необычны были они в ре-пертуаре той поры, состоявшем преимущественно  из пустых во-девилей и переводных душещипательных мелодрам.

И сразу же после  появления первых пьес Островского  вспых-нули горячие споры. Выражались две противоположные точки зрения. «Воплощенная .правда», «На сцене  началась новая эра»,--говорили с  восторгом одни, другие возмущались, счи-тали, что успех комедий Островского и «восторг публики» дока-зывают «совершенное падение искусства и вкуса». «Сцена про-воняла полушубком Островского», «Надеть на актеров поддев-ку и смазные сапоги--еще не значит сказать новое слово».

В 1859 году после выхода в свет двухтомного собрания со-чинений Островского появилась знаменитая статья Добролюбо-ва «Темное царство». Эта статья была поворотной и решаю-щей в оценке Островского русским обществом.

Домашнее задание  к следующему уроку может быть раз-личным. В некоторых классах--сочинение на тему «Мои впе-чатления от Катерины Кабановой». В других предлагались во-просы, на которые надо было ответить письменно:

1. Кто из героев  пьесы больше всех вызывает  вашу симпа-тию? 

2. Как вы объясняете  развязку драмы? 

3. Почему Остров-ский  назвал свою пьесу «Гроза»?

2-й урок. «Гроза»  в восприятии учащихся. Урок начинается  с чтения некоторых сочинений  или пись-менных ответов на  вопросы, выполненных дома.

В сочинениях «Ваши  мысли о Катерине» большинство  уча-щихся не оценивают этот характер положительно. Девятикласс-ники не могут примириться с тем, что Катерина кончает жизнь самоубийством. Они не видят в смерти Катерины моральной победы над темным царством. Их возмущает, -что Катерина покорилась Кабанихе, «раскаялась», «умирает», а Кабаниха «остается». «Все же характер у нее неустойчивый и слабый»,-- заключают некоторые из них. Отрицательное отношение вызы-вают у школьников и религиозность Катерины и ее экзальти-рованность. Многие обвиняют Катерину в том, что «она изме-нила мужу, который был неплохим человеком», некоторые срав-нивают Катерину с Татьяной Лариной, считая героиню Остров-ского гораздо ниже в моральном отношении». В сцене с Бори-сом Катерина кажется неестественной и даже «ломакой». Резко отрицательное отношение вызывают последние монологи. Очень немногие отмечают поэтичность Катерины. И совсем мало гово-рят о красоте героини, внешней и внутренней.

Основной причиной неправильного понимания характера  Ка-терины при самостоятельном чтении, а отсюда и неверной оцен-ки ее является психологическая сложность образа; ее характер кажется ученикам противоречивым, ее переживания, внутрен-ний конфликт им глубоко чужды. Кроме того, в возрасте 15-- 16 лет подростки очень прямолинейно определяют понятие «положительный герой». Мешает верному пониманию характера Катерины и недостаточность у учащихся исторических пред-ставлений; знания их об эпохе поверхностны, схематичны.

Все это учитывается  в процессе работы над пьесой.

Прослушав несколько  сочинений или же письменных отве-тов  на вопросы, словесник не стремится на данном этапе обо-стрить точки зрения и вызвать спор. Начинается беседа о ха-рактерных чертах эпохи, в которую создавалась «Гроза», о раз-межевании русского общества, о проблемах, волновавших его в то время. При этом выделяются два вопроса: о русском на-циональном характере и об эмансипации женщин.

Затем идет речь об истории  создания «Грозы», о статье Добролюбова  «Темное царство».

Заканчивает свой рассказ  учитель примерно так:

«После спектакля  появились рецензии. Как вы думаете, по каким линиям шли рецензии?»

Ученик. Оценка либералов  и оценка революционных де-мократов.

Учительница. Все эти  оценки стоят в тесной связи с  во-просом о русском национальном характере, о том, каков он. типичное ли явление отразил Островский. Консервативные, да и либеральные, критики говорили, что Островский показал не-типичное явление, что Катерина бросилась в воду не потому, что таковы условия жизни, а потому, что она по природе такая. Они подняли крик, что Островский отразил жизнь маленького захолустного городка, нетипичную для всей России.

Революционные демократы  утверждали обратное; от их име-ни выступил Добролюбов. Он писал, что Островский изобразил не частный случай, а  типичное явление русской жизни. Но главные споры разгорелись  вокруг характера Катерины. Что это  за характер? Слабый или сильный?

У некоторых критиков на первый план в ее характере вы-двигалась  экзальтированность, религиозность, переходящая  в мистицизм, впечатлительность. Характер ее объявлялся слабым, а трагический  конец ее был, по мнению этих критиков, след-ствием особенностей ее натуры: «Катерина--женщина высоких поэтических порывов, но вместе с тем и преслабая». В противо-вес критикам либерально-консервативного лагеря Добролюбов доказывал, что характер Катерины «сосредоточенно решителен и самоотвержен в том смысле, что для него лучше гибель, не-жели жизнь при таких началах, которые еще противны, что это «решительный, цельный русский характер». В то же время-- «светлый, любящий, созидательный, идеальный».

Наша задача--выяснить в процессе всей работы над пье-сой, кто прав в оценке Катерины. Каким задумал характер Катерины сам драматург? Размышления над этим вопросом заставят учеников вчитаться в драму и таким образом углубить или изменить свое первоначальное суждение о Катерине, свое отношение к ней.

Домашнее задание: Прочитать по хрестоматии отры-вок из статьи Добролюбова «Луч света в темном царстве», дать письменные ответы на вопросы:[5,89]

1 Какого характера,  по мнению Добролюбова, требовала  эпоха?

2. Почему Добролюбов  считал, что характер Катери-ны--«шаг  вперед не только в драматической деятельности Ос-тровского, но и во всей нашей литературе»?

3. Почему Добро-любов  придает большое значение тому, что сильный русский характер  является у Островского в женском  типе?

3-й урок. Обзор пьесы  в целом.

Урок начинается с разговора о жизни в Калинове. Важно, чтобы ученики поняли, что Калинов--это не только Кабаниха и Дикой, это и Катерина, и Кулигин, и Варвара, и Кудряш. В «Грозе» изображен переломный момент в жизни России. Же-стоки нравы Калинова, велик произвол его хозяев, но им не-спокойно, иссякает терпение их жертв. Отсюда естествен пере-ход к беседе о непримиримости двух миров, об их несовмести-мости, об основном конфликте произведения.

Катерина--главная  героиня пьесы. Но, чтобы понять ее, характер, поступки, судьбу, надо знать тех, кто ее окружает. Вопрос о значении других действующих лиц ставится так: к каждому из четырнадцати действующих лиц «Грозы» могут быть отнесены слова, сказанные о Феклуше: «Выкиньте Феклушу, и вам покажется, что вы отрезали кусок из живой части драмы....»? Почему?

Вот некоторые ответы: «Феклуша--уважаемое лицо среди купцов, ее новости слушают всерьез, а  это говорит об их бескуль-турье». «Кабаниха ее слушает как равную, следовательно, она не понимает комизма  ее речей». «Феклуша дает положитель-ную оценку нравам купечества, называет их «благолепием». «Без Феклуши мы гораздо меньше знаем об интересах темного царства и об уровне культуры». В этом же плане шел разговор и о других действующих лицах.

Затем ставились вопросы  о группировке в пьесе действую-щих лиц, об основном конфликте произведения. Конфликт, ле-жащий в основе «Грозы»,--борьба молодых сил со старым миром.

Такой конфликт, являющийся типичным, служит отражени-ем ожесточенной борьбы, развернувшейся в годы революцион-ной  ситуации, и выражением настроений передовых сил об-щества. . Далее на этом же уроке прослеживаем ход действия, устанавливаем значение отдельных сцен, выясняем, что можно считать завязкой, кульминацией и развязкой, в чем особенности экспозиции в пьесе.

При этом учитываем, что ко всем вопросам будем возвра-щаться в процессе анализа по действиям. На данном этапе нужно как бы наметить контуры пьесы, ее проблематики, дать то общее, в связи с чем будет разбираться отдельное.

Домашнее задание. Прочитать I действие и, подгото-виться к ответам на вопросы:

1. Какая картина  должна предстать перед глазами  зрителя, когда открывается занавес?  Что должен подчеркнуть постанов-щик? 2. Какое значение имеет для  понимания последующих со-бытий  разговор Кулнгина, Кудряша, Шапкина?  Что вы можете сказать о каждом из них? 3. Как подготовлен зритель к появ-лению семьи Кабановых? Какое значение имеют первые четы-ре явления? 4. Для чего на сцене появляется полусумасшед-шая барыня? 5. Почему I действие заканчивается грозой?

4-й урок. Неизбежность  конфликта (работа над I дейст-вием).

Предлагаем ученикам мысленно перенестись в театр  и вос-создать устно картину, развертывающуюся перед глазами зри-телей, когда  открывается занавес.

Рисуя сцену I действия, девятиклассники говорят о широ-ких  далях Заволжья, о просторах Волги, заставляющих Кулигина воскликнуть: «Вид необыкновенный! Красота! Душа ра-дуется». «Когда занавес открывается,--говорит ученик,--не-сколько моментов зритель смотрит на рощи, деревни, луга над Волгой, на родную русскую природу, затем слышит слова Кулигина, и ему кажется, что жизнь должна быть такой же пре-красной в этом благословенном уголке. Но вот видим, появ-ляется Дикой, начинают говорить о нем, и сразу становится грустно». «Красотой природы Островский подчеркивает безоб-разие диких»,--отмечает другой.

Подведя итоги высказываниям, подчеркиваем также, что, выбрав местом действия общественный сад на высоком  берегу Волги, очевидно, в тот час, когда в церкви кончается служба, Островский сделал совершенно естественным появление всех действующих лиц. Через бульвар лежит путь из собора домой, бульвар -- излюбленное место прогулок горожан. Отсюда от-крывается вид на Волгу, и потому понятно, что здесь любуется Волгой Кулигин. Напоминаем, что основная борьба в пьесе идет между Кабанихой и Катериной, а семья Кабановых появ-ляется лишь в 5-м явлении. Какое значение имеют первые че-тыре явления?

Живым встал перед  нами хищник и ругатель Дикой. Уже  завоевали симпатию разудалый дерзкий  Кудряш и гуманный Кулигин. Все пожалели Бориса, узнали о том, что он безна-дежно любит замужнюю женщину. Посмеялись над сладкими речами Феклуши... Теперь зритель не только осведомлен об отдельных лицах, но знает жизнь города. Перед ним «не зави-сящая от людей обстановка, определяющая их жизнь»,--объ-яснение характеров и судеб героев.

5-е явление имеет  особое значение: в нем мы знакомимся  и с Катериной и с Кабанихой  и, внимательно вслушиваясь в  речь каждой из них, получаем  отчетливое представление о их  характерах, о неизбежности конфликта  между ними. Явле-ние желательно  прослушать в грамзаписи.

Учащиеся рассказывают, как, по их мнению, должна по-явиться  семья Кабановых на сцене. Наиболее часто возникают такие мнения: «Кабаниха должна идти важно впереди  осталь-ных членов семьи», «Катерину, как героиню, надо выделить», «Она должна держаться скромно, но с достоинством», «Тихон идет за маменькой, сняв фуражку, уговаривая», «Варваре скуч-но, она держится в стороне, на глаза матери не может пока-заться», «Она не хочет вмешиваться». Поможем ученикам пред-ставить внешний облик, манеру держаться той и другой. С этой целью обратимся к сценической истории: артистка Рыкалова, современница драматурга, идеально исполняла роль Кабанихи. Когда она важно выходила во главе всей семьи, высокая, пол-ная, с суровым властным видом, и начинала скрипучим голосом свои упреки и поучения, которые, «как капля за каплей, равно-мерно падали на одно и то же место», казалось, что она спо-собна «даже камень проточить, как ржа железо».

Великолепно играла Катерину знаменитая русская артист-ка Стрепетова.

Перечитаем 5-е явление. Спрашиваем, какое впечатление у нас осталось от Кабанихи. Кабаниха сразу же вызывает ужас, она грубый деспот, ханжа, фанатически отстаивающая старое.

И все эти выводы мы делаем, «вслушиваясь» в ее речь. Во всей сцене Кабаниха играет активную роль, она «ведет раз-говор», упрекает, наставляет, угрожает и ругает. В чем упре-кает Кабаниха своих домашних? «Она упрекает детей в не-почтительности по отношению к родителям», «Изводит Тихона за то, что он предпочитает жену матери, что он хочет жить своим умом». «Укоряя, Кабаниха зорко следит за своей жерт-вой. Малейшая оплошность, ответ не по той форме, которая требуется, вызывает ее страшный удар. Так, на неосторожную реплику Тихона: «Зачем же ей бояться, с меня достаточно, что она меня любит»,--следует ее суровый окрик. Упрек переходит в угрозу. Но если вдуматься в них, то становится ясным, что Кабаниха упрекает домашних в том, в чем они неповинны, а уп-реки ей нужны для того, чтобы начать угрозы и наставления,

Она наставляет, как  надо жить, какой порядок должен быть в семье».

Что означает в устах  Кабанихи слово «порядок», который  страстно ею защищается? Беспрекословное  подчинение млад-ших старшим. Молодые  должны испытывать постоянный страх  и трепет, а старшие обязаны  внушать младшим именно эти чувства.

Информация о работе Островский--создатель русского нацио-нального театра