Островский--создатель русского нацио-нального театра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 15:33, реферат

Описание

Главная часть урока посвящается лекции учителя о взгля-дах Островского на театр. Однако очень важно, чтобы ученики увидели подлинное новаторство драматурга, стали в своем во-ображении зрителями и читателями середины прошлого века.

Работа состоит из  1 файл

Гроза.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)

3. Подготовить чтение  по ролям диалогов Феклуши  и Кабанихи, Дикого и Кабанихи  и дать к ним комментарии.  Сравнить речь Дикого в I и  III действиях.

6-й урок. На чьей  стороне драматург? (Работа над III дей-ствием.)

Островский все  делает для того, чтобы зритель  не только разумом, но и сердцем оправдал Катерину. Все действие пост-роено  на контрастах. Контрастны 1-я и 2-я  сцены. В 1-й-- жизнь Калинова с произволом купцов, темнотой и жестокими 'нравами; во 2-й--ночной Калинов.

Контрасты и во 2-й  сцене. Беззаботная и простая  любовь Кудряша и Варвары подчеркивает сложность любви Катерины и Бориса. На сцене почти все время звучит песня. Песня часто входит в пьесы  Островского, который считал, что хорошая пес-ня не только вызывает симпатию к исполнителю, но говорит о самом человеке. И то, что Варвара и Кудряш поют широкие, удалые песни, -- свидетельство их положительной оценки дра-матургом. Знаменитая актриса Садовская--исполнительница роли Варвары,--казалось, в этой сцене «дышала песней, а не пела ее, как поют все, у нее сердце стучало песней». Красота природы и песни в этой картине подчеркнута репликой Бориса:

«Точно я сон  какой вижу! Эта ночь, песня, свидания!»  Они уси-ливают мотив всей картины--торжество жизни, любви. Но не может быть прочным счастье Катерины.

Предлагаем ученикам подумать, какие преграды стоят на пути Катерины к счастью. В беседе устанавливаем, что, поми-мо чисто внешних  препятствий, есть непреодолимые преграды в самом характере Катерины. Страх греха, ужас перед геенной огненной еще вернутся к ней--старое не уходит мгновенно. Но не только это--честная, цельная Катерина никогда не сможет жить двойной жизнью.

Мы начали разговор со 2-й сцены, полной подлинного дра-матизма. С какими мыслями и чувствами остается зритель пос-ле 1-й сцены? Вспомним ее. В чем ее значение? Ученики чита-ют подготовленное дома 1-е явление III действия.

Разговор с Феклушей посвящен вопросам «общественной» жизни. По существу, Феклуша излагает взгляды  «темного цар-ства» на общественную жизнь. Кабаниха преимущественно слу-шает, но отдельные реплики ее показывают полное доверие к словам странницы. Кабаниха настолько невежественна; что ее не смущает несообразность речей Феклуши. Даже то, что «вре-мя приходит в умаление», удивляет Кабаниху только в первый момент. Затем она быстро удовлетворяется разъяснениями Фек-луши. И смеется зритель над рассуждениями странницы, и страшно ему от темноты и суеверий.

Ученики в лицах  читают сцену «Дикой и Кабаниха».

Пьяный Дикой бродит по городу, наводя на всех ужас. «Напившись», он идет к куме. Она одна может  разговорить его сердце--так мотивировано появление Дикого у дома Кабанихи. О подробностях его «путешествия» по городу мы можем су-дить по первым репликам в разговоре с Кабанихой. Дикой еще «не перестроился», увидев Кабаниху, он продолжает с ней го-ворить, так, как обычно. Каждая фраза--окрик, утверждение своего права на произвол. «А кто же мне запретит?» Цель-- запугать вопросами. На них никто не смеет ответить, но все должны чувствовать трепет перед Диким.

Отпор Кабанихи, сознание того, что ее не запугаешь, сразу  приводят Дикого в себя. «Самодур дуреет, ломается, артачится, пока не встретит себе противодействия» (Добролюбов).

Начинается разговор, в котором Дикой никого не устрашает  и стремится быть откровенным. Этот разговор показывает, что возможность  благодаря богатству безнаказанно издеваться над людьми, бесправие  и покорность его жертв извратили понятия Дикого о себе и об окружающих.

Привычка к своеволию  разучила Дикого мотивировать свои поступки. «Никакого дела нет--а я хмелен, вот и все» и т. д.

В состязании самодуров  преимущество остается на стороне Кабанихи. Спокойно и насмешливо ведет разговор с Диким Ка-баниха. Она видит кума насквозь. Кабаниха, только что серь-езно слушавшая рассказы Феклуши, здесь умна и наблюда-тельна. И может быть, многие из первых зрителей «Грозы», встречавшие не раз диких, феклуш, кабаних в жизни, теперь, смеясь над ними в театре, узнали им настоящую цену и в то же время всем сердцем ощутили трагедию Катерины.

Дома учащиеся обдумывают вопросы:

1. Почему Островский  местом 4-го действия избрал старую, полуразрушенную галерею? 2. Какой  смысл имеет здесь «гроза»? 3. Какое место в идейном содержании драмы занимает диалог Кулигина и Дикого?

7-й урок. Сила и  слабость характера? Победа или  пора-жение? (Работа над IV--V действиями.)

IV действие происходит  в узкой галерее со сводами  старин-ной, начинающей разрушаться постройки. Мрачные развалины, тяжелые удары грома, темнота и невежество' людей создают гнетущее впечатление. Кажется, нет просвета в «темном царст-ве». Но диалог Кулигина и Дикого говорит о том, что идет борьба между мраком и светом. Этот диалог--знамение вре-мени, он воссоздает атмосферу тех лет. На Кулигина не дейст-вуют обычные для Дикого методы устрашения. Грубому высо-комерию самодура он противопоставляет чувство человеческого достоинства, гордость своим честным именем. «А я вам вот что доложу, ваше степенство: «И в рубище почтенна добродетель!» Воинствующему невежеству купца противостоит вера в науку, в силу человеческого разума.

Однако сцена говорит  и о слабости Кулигина. Он верит  в си-лу убеждения. А разговор его  с Диким показывает, что прось-бами и уговорами не победить диких и кабаних.

Напряженность действия нарастает. Катерина еще не появи-лась на сцене, но из разговора Варвары  и Бориса зритель уз-нает о ее душевном состоянии. Входят Кабанов, Кабанова и Катерина. Зритель чувствует: должно произойти что-то страш-ное. Об этом свидетельствуют реплики действующих лиц.

Признание Катерины--кульминация. Но не о слабости Ка-терины говорит  оно. Понадобилось много внешних  толчков, что-бы вырвать его из уст  женщины. Разразилась страшная гроза, которой она всегда боялась, она увидела Бориса, потом услы-шала кем-то случайно сказанные слова: «...гроза даром не прой-дет», затем пророчество барыни. И наконец, самое страшное для Катерины, когда она видит изображение геенны огненной.

И опять, как в предыдущем действии. Островский, застав-ляет зрителя в этот страшный для Катерины момент быгь на ее стороне, сочувствовать ей. Ее жалеет Варвара, и даже Ти-хон пытается помочь ей.

И все же в конце IV действия зрителям кажется, что Ка-терина сломлена, что в ее душе победит страх греха.

И вот начинается V действие. Учитель ведет беседу по во-просам: какие возможные «выходы» намечает Островский? Ка-кой из них  был бы победой Кабанихи? Почему можно счи-тать, что борьба в драме  закончилась поражением Кабанихи? Кто  виноват в гибели Катерины?

Из разговоров Тихона и Кулигина, из слов самой Катерины мы узнаем о той жизни, которую  создала ей Кабаниха. Зная Кабаниху, зритель понимает, что ей важно  не только заставить мучиться Катерину, ей надо наказать непокорную так, чтобы  другим неповадно было. А происходит обратное--семья Каба-нихи разваливается.

А Катерина -- что могло  ожидать ее дальше? Островский намечает возможные для Катерины выходы и  тут же показы-вает их неосуществимость.

Кулнгин советует Тихону простить Катерину и не поминать никогда о ее проступке. Но это немыслимо--слишком безво-лен Тихон: «...я-то бы ничего, а маменька-то... разве с ней сго-воришь!..»

Катерина просит Бориса взять ее с собой. Но он отступает  от нее. И причина не только в законах  и нравах царской Рос-сии, но и в самом характере Бориса: «Нельзя мне. Катя, не по своей я воле еду...»

Смириться, терпеть, принять  страдание при жизни. Медлен-ное  увядание в результате постоянных истязаний  и издева-тельств Кабанихи. Как  раз это нужно для полного  торжества «порядка» Кабанихи. «Загнать в гроб...»--победа Кабанихи. Но Катерина не может жить в неволе. «Куда теперь? Домой

идти? Нет, мне, что  домой, что в могилу--все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что  в могилу! В могиле лучше...» Нена-висть  к неволе у нее сильнее страха перед грехом.

Последние монологи Катерины полны печали и душевного благородства. Даже горе не делает ее эгоистичной. Прощаясь с Борисом, она ни о чем не просит, стремится его успокоить, во всем винит себя.

В этих же монологах  Островский показывает, что и послед-нее страшное испытание не убило любви Катерины к жизни. Уходя из жизни, она продолжает страстно любить ее. В ее во-ображении возникает весна--время пробуждения природы, тор-жества жизни. Все у нее светлое, радостное--и травы, и дож-дичек, и цветочки.

Но самоубийство--незамолимый  грех, путь в геенну огнен-ную. О самоубийцах  нельзя даже молиться. Все эти мысли  про-бегали в сознании Катерины: «Грех! Молиться не будут?»-- задает она вопрос и твердо отвечает: «Кто любит, тот  будет молиться...» В предсмертные минуты Катерина разрывает по-следние путы темного царства -- страх перед грехом. Не раз-лука с Борисом заставила Катерину сделать последний шаг к обрыву, а самая страшная для нее мысль, что ее поймают... да вернут домой насильно, где и люди противны, и дом противен, и стены противны.

Развязка семейной драмы Кабановых происходит на улице, становится гласной. Таким образом, семейная драма приобрета-ет общественное звучание, выносится на общественный суд, и этот суд не только на сцене, но и в зрительном зале.

Среди тем, предлагаемых нами для домашнего сочинения, завершающего изучение пьесы, были:

1. Темы, рассчитанные  на анализ пьесы в целом,  на выяс-нение идейно-художественного  замысла: «Гроза»... самое ре-шительное  произведение Островского» (Добролюбов), «В «Гро-зе» есть... что-то освежающее и ободряющее» (Добролюбов). «Положительный идеал Островского в «Грозе», «На чьей сто-роне драматург?», «Смысл заглавия «Гроза», «Поражение Ка-банихи», «Островский--обличитель темного царства», «В «Гро-зе» особенно видна необходимость так называемых «ненужных лиц» (Добролюбов) и т. д.

2. Темы, побуждающие  сосредоточиться на характере  Кате-рины: «Характер Катерины соответствует  новой фазе нашей на-родной  жизни» {Добролюбов), «Характер Катерины  составляет шаг вперед... во всей нашей литературе» (Добролюбов), «Ду-шевное богатство Катерины», «Сильный или слабый харак-тер?», «Представление о Катерине у других действующих лиц и понимание этого характера зрителями наших дней».

3. Темы, предполагающие  анализ отдельного акта: «4-й акт-- кульминация пьесы», «Пятый акт «Грозы» составляет апофеозу этого характера» (Добролюбов) и т. д.

Заключение

Воспитание хорошего читателя связано именно с развитием  способности понимания своеобразия  читае-мого произведения, творческой индивидуальности писателя. И чем шире и разнообразнее круг сознатель-ного чтения, при котором читатель воспринимает и оценивает различные идейно-эстетические и стилисти-ческие особенности авторов, тем глубже будет его ли-тературное развитие, понимание общих законов художественного творчества.

Усвоение каждого  художественно ценного литератур-ного произведения оказывает влияние  на развитие читателя. Каждая ступень  в обучении связана с расширением  и углублением развития учащихся.

В чем же заключается  литературное развитие уча-щихся, их рост и совершенствование в процессе изуче-ния литературных произведений?

Литературное развитие нередко понимается как сте-пень знакомства с художественной литературой, разно-сторонность литературной образованности. Широко начитанного человека называют в этом смысле литера-турно развитым. Однако едва ли целесообразно в этом смысле пользоваться термином «литературное развитие», так как это совпадает с понятиями «круг знаний», «сте-пень знания литературы».

В процессе изучения литературы осуществляется, конечно, развитие не только собственно литературное, но и нравственное, и общеэстетическое, тесно, органиче-ски связанные одно с другим. Это развитие дают чаще всего уроки литературы, где дети приобщаются к миру исскуства. А именно драматические произведения тесно связывают и литературу ,и театр.

Литература

1. Владимиров С.  Действие в драме - М.: Просвещение, 1972. - 127с.

2. Голубков В.В.  Методика преподавания литературы: Учебное пособие для студентов  педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1995 -647с.

3. Зепалова Т.С.  За творческое изучение литературы. - М.: просвещение, 1968. -171с.

4. Карягин А.А. драма,  как эстетическая проблема. - М.: Просвещение, 1974. - 520с.

5. Корст Н.О. Анализ  драматического произведения // Преподавание  литературы в старших классах: Сб. статей. - М.: Просвещение, 1983. - С.172-176.

6. Медведев В.П.  Пьесы А.Н.Островского в школьном  изучении. - М.: Просвещение, 1971.- 144с.

7. Методика преподавания  литературы: Учебник для студ. пед.  вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - С. 166-176.

8. Методика преподавания  литературы: Учеб. пособие для студентов  пед. ин-тов по специальности  №2101 «Рус. яз. и литература» / Под  ред. З.Я. Рез - М.: Просвещение, 1977 - С.230-243.

Информация о работе Островский--создатель русского нацио-нального театра