Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 15:33, реферат
Главная часть урока посвящается лекции учителя о взгля-дах Островского на театр. Однако очень важно, чтобы ученики увидели подлинное новаторство драматурга, стали в своем во-ображении зрителями и читателями середины прошлого века.
3. Подготовить чтение по ролям диалогов Феклуши и Кабанихи, Дикого и Кабанихи и дать к ним комментарии. Сравнить речь Дикого в I и III действиях.
6-й урок. На чьей стороне драматург? (Работа над III дей-ствием.)
Островский все делает для того, чтобы зритель не только разумом, но и сердцем оправдал Катерину. Все действие пост-роено на контрастах. Контрастны 1-я и 2-я сцены. В 1-й-- жизнь Калинова с произволом купцов, темнотой и жестокими 'нравами; во 2-й--ночной Калинов.
Контрасты и во 2-й сцене. Беззаботная и простая любовь Кудряша и Варвары подчеркивает сложность любви Катерины и Бориса. На сцене почти все время звучит песня. Песня часто входит в пьесы Островского, который считал, что хорошая пес-ня не только вызывает симпатию к исполнителю, но говорит о самом человеке. И то, что Варвара и Кудряш поют широкие, удалые песни, -- свидетельство их положительной оценки дра-матургом. Знаменитая актриса Садовская--исполнительница роли Варвары,--казалось, в этой сцене «дышала песней, а не пела ее, как поют все, у нее сердце стучало песней». Красота природы и песни в этой картине подчеркнута репликой Бориса:
«Точно я сон какой вижу! Эта ночь, песня, свидания!» Они уси-ливают мотив всей картины--торжество жизни, любви. Но не может быть прочным счастье Катерины.
Предлагаем ученикам подумать, какие преграды стоят на пути Катерины к счастью. В беседе устанавливаем, что, поми-мо чисто внешних препятствий, есть непреодолимые преграды в самом характере Катерины. Страх греха, ужас перед геенной огненной еще вернутся к ней--старое не уходит мгновенно. Но не только это--честная, цельная Катерина никогда не сможет жить двойной жизнью.
Мы начали разговор со 2-й сцены, полной подлинного дра-матизма. С какими мыслями и чувствами остается зритель пос-ле 1-й сцены? Вспомним ее. В чем ее значение? Ученики чита-ют подготовленное дома 1-е явление III действия.
Разговор с Феклушей посвящен вопросам «общественной» жизни. По существу, Феклуша излагает взгляды «темного цар-ства» на общественную жизнь. Кабаниха преимущественно слу-шает, но отдельные реплики ее показывают полное доверие к словам странницы. Кабаниха настолько невежественна; что ее не смущает несообразность речей Феклуши. Даже то, что «вре-мя приходит в умаление», удивляет Кабаниху только в первый момент. Затем она быстро удовлетворяется разъяснениями Фек-луши. И смеется зритель над рассуждениями странницы, и страшно ему от темноты и суеверий.
Ученики в лицах читают сцену «Дикой и Кабаниха».
Пьяный Дикой бродит
по городу, наводя на всех ужас. «Напившись»,
он идет к куме. Она одна может
разговорить его сердце--так
Отпор Кабанихи, сознание того, что ее не запугаешь, сразу приводят Дикого в себя. «Самодур дуреет, ломается, артачится, пока не встретит себе противодействия» (Добролюбов).
Начинается разговор,
в котором Дикой никого не устрашает
и стремится быть откровенным. Этот
разговор показывает, что возможность
благодаря богатству
Привычка к своеволию разучила Дикого мотивировать свои поступки. «Никакого дела нет--а я хмелен, вот и все» и т. д.
В состязании самодуров преимущество остается на стороне Кабанихи. Спокойно и насмешливо ведет разговор с Диким Ка-баниха. Она видит кума насквозь. Кабаниха, только что серь-езно слушавшая рассказы Феклуши, здесь умна и наблюда-тельна. И может быть, многие из первых зрителей «Грозы», встречавшие не раз диких, феклуш, кабаних в жизни, теперь, смеясь над ними в театре, узнали им настоящую цену и в то же время всем сердцем ощутили трагедию Катерины.
Дома учащиеся обдумывают вопросы:
1. Почему Островский местом 4-го действия избрал старую, полуразрушенную галерею? 2. Какой смысл имеет здесь «гроза»? 3. Какое место в идейном содержании драмы занимает диалог Кулигина и Дикого?
7-й урок. Сила и
слабость характера? Победа
IV действие происходит
в узкой галерее со сводами
старин-ной, начинающей
Однако сцена говорит и о слабости Кулигина. Он верит в си-лу убеждения. А разговор его с Диким показывает, что прось-бами и уговорами не победить диких и кабаних.
Напряженность действия нарастает. Катерина еще не появи-лась на сцене, но из разговора Варвары и Бориса зритель уз-нает о ее душевном состоянии. Входят Кабанов, Кабанова и Катерина. Зритель чувствует: должно произойти что-то страш-ное. Об этом свидетельствуют реплики действующих лиц.
Признание Катерины--кульминация. Но не о слабости Ка-терины говорит оно. Понадобилось много внешних толчков, что-бы вырвать его из уст женщины. Разразилась страшная гроза, которой она всегда боялась, она увидела Бориса, потом услы-шала кем-то случайно сказанные слова: «...гроза даром не прой-дет», затем пророчество барыни. И наконец, самое страшное для Катерины, когда она видит изображение геенны огненной.
И опять, как в предыдущем действии. Островский, застав-ляет зрителя в этот страшный для Катерины момент быгь на ее стороне, сочувствовать ей. Ее жалеет Варвара, и даже Ти-хон пытается помочь ей.
И все же в конце IV действия зрителям кажется, что Ка-терина сломлена, что в ее душе победит страх греха.
И вот начинается V действие. Учитель ведет беседу по во-просам: какие возможные «выходы» намечает Островский? Ка-кой из них был бы победой Кабанихи? Почему можно счи-тать, что борьба в драме закончилась поражением Кабанихи? Кто виноват в гибели Катерины?
Из разговоров Тихона и Кулигина, из слов самой Катерины мы узнаем о той жизни, которую создала ей Кабаниха. Зная Кабаниху, зритель понимает, что ей важно не только заставить мучиться Катерину, ей надо наказать непокорную так, чтобы другим неповадно было. А происходит обратное--семья Каба-нихи разваливается.
А Катерина -- что могло ожидать ее дальше? Островский намечает возможные для Катерины выходы и тут же показы-вает их неосуществимость.
Кулнгин советует Тихону простить Катерину и не поминать никогда о ее проступке. Но это немыслимо--слишком безво-лен Тихон: «...я-то бы ничего, а маменька-то... разве с ней сго-воришь!..»
Катерина просит Бориса взять ее с собой. Но он отступает от нее. И причина не только в законах и нравах царской Рос-сии, но и в самом характере Бориса: «Нельзя мне. Катя, не по своей я воле еду...»
Смириться, терпеть, принять страдание при жизни. Медлен-ное увядание в результате постоянных истязаний и издева-тельств Кабанихи. Как раз это нужно для полного торжества «порядка» Кабанихи. «Загнать в гроб...»--победа Кабанихи. Но Катерина не может жить в неволе. «Куда теперь? Домой
идти? Нет, мне, что домой, что в могилу--все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше...» Нена-висть к неволе у нее сильнее страха перед грехом.
Последние монологи Катерины полны печали и душевного благородства. Даже горе не делает ее эгоистичной. Прощаясь с Борисом, она ни о чем не просит, стремится его успокоить, во всем винит себя.
В этих же монологах Островский показывает, что и послед-нее страшное испытание не убило любви Катерины к жизни. Уходя из жизни, она продолжает страстно любить ее. В ее во-ображении возникает весна--время пробуждения природы, тор-жества жизни. Все у нее светлое, радостное--и травы, и дож-дичек, и цветочки.
Но самоубийство--незамолимый грех, путь в геенну огнен-ную. О самоубийцах нельзя даже молиться. Все эти мысли про-бегали в сознании Катерины: «Грех! Молиться не будут?»-- задает она вопрос и твердо отвечает: «Кто любит, тот будет молиться...» В предсмертные минуты Катерина разрывает по-следние путы темного царства -- страх перед грехом. Не раз-лука с Борисом заставила Катерину сделать последний шаг к обрыву, а самая страшная для нее мысль, что ее поймают... да вернут домой насильно, где и люди противны, и дом противен, и стены противны.
Развязка семейной драмы Кабановых происходит на улице, становится гласной. Таким образом, семейная драма приобрета-ет общественное звучание, выносится на общественный суд, и этот суд не только на сцене, но и в зрительном зале.
Среди тем, предлагаемых нами для домашнего сочинения, завершающего изучение пьесы, были:
1. Темы, рассчитанные
на анализ пьесы в целом,
на выяс-нение идейно-
2. Темы, побуждающие
сосредоточиться на характере
Кате-рины: «Характер Катерины
3. Темы, предполагающие анализ отдельного акта: «4-й акт-- кульминация пьесы», «Пятый акт «Грозы» составляет апофеозу этого характера» (Добролюбов) и т. д.
Заключение
Воспитание хорошего
читателя связано именно с развитием
способности понимания
Усвоение каждого
художественно ценного
В чем же заключается литературное развитие уча-щихся, их рост и совершенствование в процессе изуче-ния литературных произведений?
Литературное развитие нередко понимается как сте-пень знакомства с художественной литературой, разно-сторонность литературной образованности. Широко начитанного человека называют в этом смысле литера-турно развитым. Однако едва ли целесообразно в этом смысле пользоваться термином «литературное развитие», так как это совпадает с понятиями «круг знаний», «сте-пень знания литературы».
В процессе изучения литературы осуществляется, конечно, развитие не только собственно литературное, но и нравственное, и общеэстетическое, тесно, органиче-ски связанные одно с другим. Это развитие дают чаще всего уроки литературы, где дети приобщаются к миру исскуства. А именно драматические произведения тесно связывают и литературу ,и театр.
Литература
1. Владимиров С. Действие в драме - М.: Просвещение, 1972. - 127с.
2. Голубков В.В.
Методика преподавания
3. Зепалова Т.С.
За творческое изучение
4. Карягин А.А. драма, как эстетическая проблема. - М.: Просвещение, 1974. - 520с.
5. Корст Н.О. Анализ драматического произведения // Преподавание литературы в старших классах: Сб. статей. - М.: Просвещение, 1983. - С.172-176.
6. Медведев В.П.
Пьесы А.Н.Островского в
7. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - С. 166-176.
8. Методика преподавания литературы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности №2101 «Рус. яз. и литература» / Под ред. З.Я. Рез - М.: Просвещение, 1977 - С.230-243.
Информация о работе Островский--создатель русского нацио-нального театра